Особо охраняемые территории и природные объекты

В естественных и общенаучных дисциплинах природа выступает как совокупный объект познания.

Под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества, с которой оно связано в хозяйственной деятельности и на которую прямо или косвенно воздействует человек.

В повседневной жизни, говоря о природе, мы часто подразумеваем, что это понятие включает в себя все, не относящееся к человеку и его деятельности или имеющее косвенное отношение к этой деятельности.

Природные и социальные ценности образуют ту среду, в которой живет человек. Социальные ценности являются продуктами человеческого труда, природные ценности - продукт эволюции и развития природы. Они не создаются человеком, а следовательно не имеют стоимости в смысле затрат общественно необходимого труда. Промежуточное положение занимают ценности созданные человеком в процессе отношений с природой: домашние животные, сельскохозяйственные растения, лесные посадки и т.п. Преобразованные человеком экологические системы - поля, сады, парки, неспособные к саморегулированию своих отношений с окружающей средой, так называемая “вторая природа”.

Составляющими частями Природы являются природные объекты , к которым относятся земля, недра, вода, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир . Природный объект обладает тремя признаками, выделяющими его из совокупности объектов, окружающих человека: естественное происхождение, взаимосвязь с экологической системой природы, выполнение функций жизнеобеспечения.

Земля. Понятие “земля” употребляется в различных значениях: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория, составная часть окружающей природной среды. Нас, главным образом, будет интересовать плодородный слой почвы.

Экологическая функция земли - взаимосвязь неорганической и органической материи, поглощение углекислоты переработка органической материи в неорганическую. Земельный фонд России составляет 1707, 5 миллиона гектаров, из них 56,3% занято лесами и 37,7% приходится на сельскохозяйственные земли.

Недра. Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Приоритетное предназначение недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых.

По данным 1990г. в России добывалось около 17% нефти, 25% природного газа, 15% каменного угля, 14% железной руды от всего объема этих ископаемых, добываемых в мире.

Воды. В законодательных актах воды определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках: реках, озерах, морях, океанах, ледниках, в снежном покрове, входящих в состав водного фонда.

Экологические функции вод состоят в создании гидрологического режима жизни на Земле; в том, что они являются средой обитания животного и растительного мира; средством и условием хозяйственной деятельности; условием отдыха и лечения населения. Структура водного фонда: воды Мирового океана составляют - 97,2%, реки, озера и другие источники пресной воды - 0,6%, ледники и снежный покров - 2,1%.

Атмосферный воздух. Это интегрированный объект среды обитания человечества. Окружающая природная среда более чем на 80 % состоит из атмосферного воздуха, который выступает посредником между природной средой и человеком, влияя как на человека, так и на другие объекты природной среды: растительность, животный мир, почву.

Леса. В понятие леса включается три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности; юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке; экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Животный мир. Определяется как единый объект, включающий все живые организмы от низших форм до высших, находящиеся в состоянии естественной свободы. Дикий наземный животный мир, рыбы и другие водные животные выполняют многообразные экологические и культурно-оздоровительные функции.

Человек, являясь составной частью Природы, черпает из нее все необходимое для поддержания и сохранения жизни на Земле, т.е. использует ее ресурсы, вступая в определенные отношения с окружающей его природной средой. Физическое понятие “среда” - это вещество и пространство, окружающие рассматриваемый объект. Различают природную среду и антропогенную .

Природная среда - это естественная среда, ненарушенная или почти ненарушенная деятельностью человека, иначе говоря это универсум Вселенной, то есть все множество процессов и явлений, которые происходят во Вселенной.

Антропогенная среда - природная среда, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно измененная людьми. Смысловое значение этого термина - среда, порожденная человеком.

Окружающая природная среда является условием и средством жизни человека, территории, на которой он живет, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом, где размещены объекты промышленности, сельского хозяйства и т. д. Она образует сложный объект, в рамках которого сложились две основные формы взаимодействия общества и природы - экономическая (потребление ресурсов природы человеком, использование ее для материальных и духовных потребностей) и экологическая (охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального объекта и среды обитания).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шатунов В.К.
Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов. ‑ МО РФ, 2002. ‑ с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона РФ

Что изучает экология
Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и окружающей средой. Термин “экология”, образованный из двух греческих слов: о

Понятие экологического фактора
Среду обитания организмов характеризуют условия и ресурсы. Понятие условий среды в экологии заменяют и определяют понятием экологического фактора, ока

Экологическая система
Как известно, живая материя на Земле имеет организацию, состоящую из следующих уровней: молекулярный ® клеточный ® уровень тканей и органов ® организменный ® популяционно-видовый ® уров

Трофическая структура экосистемы
Представители разных трофических уровней связаны между собой односторонней направленностью передачи биомассы в пищевых цепях. Пищевые цепи делятся на два основных типа:

Понятие о биосфере
В.И.Вернадский, который является основоположником современного учения о биосфере, под биосферой понимал слои земной коры, подвергавшиеся в течение всей геологической истории влиянию

Ресурсы природной среды
Ресурс - источник потребления. В широком смысле природный ресурс - источник потребления человеком природы - экологический, экономический, духовный, эстетический. В узком смысле

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Известный американский публицист и эколог Барри Коммонер в своей работе “Замыкание круга” сформулировал следующие утверждения, которые иногда называют глобальными (всеобщими) эколог

Физические, химические и биологические загрязнения
Загрязнения природной среды и вредные воздействия чрезвычайно многообразны и могут быть разделены на четыре основных типа: Физическое загрязнение - ионизирующее излу

Понятие о качестве природной среды и нормативах качества
Под качеством природной среды понимается характеристика такого состояния ее экологических систем, при котором постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в с

Виды природоохранных нормативов
Все нормативы качества природной среды принято разделять на три группы. Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормы и правила. К ним относятся нормативы предельно допустимых ко

Предельно допустимые уровни воздействия физических загрязнений
Радиационное загрязнение создает облучение человека и природных объектов ионизирующими излучениями, которые проходя через живые ткани, нарушают нормальное функционирование клеток о

Шум и вибрации
Эксплуатация вооружения и военной техники, оборудования, энергетических установок и транспортных средств сопровождается шумом и вибрациями. Шумовое

Природа и физические свойства ЭМИ
Электромагнитное загрязнение - форма физического загрязнение окружающей среды, возникающее в результате изменения ее электромагнитных свойств под воздействием внешних электрома

Электромагнитных волн по частотам
№№ диапазона Диапазон радиочастот Границы диапазона Диапазон радиоволн Границы диапазона

Для населенных мест
Частота, Длина волны, Предельно допустимые уровни МГц м в районе жилой застройки

Световое загрязнение
Световое загрязнение окружающей среды - форма физического загрязнения, нарушающее естественную освещенность местности в результате действия искусственных источников света и при

Тепловое загрязнение
Тепловое загрязнение является формой физического (в основном антропогенного) загрязнения, возникающего в результате повышения температуры среды в связи с выбросами промышленным

Механическое загрязнение
Под механическим загрязнением понимается засорение окружающей среды отходами, оказывающими неблагоприятное воздействие на среду обитания без физико-химически

Загрязнение химическое
Загрязнение химическое понимается как изменение естественных химических свойств природной среды, превышающее среднемноголетние колебания количества каких-либо в

Биологическое загрязнение
Биологическое загрязнение в общем виде понимается как привнесение (проникновение, распространение) в окружающую среду и размножение в ней нежелательных для чело

Понятие военного объекта и военной экологической системы
Военный объект -это войска,находящиеся в районах дислокации, сосредоточения, на марше, на исходных огневых и стартовых позициях, аэродромы, военно-морские базы, вое


Источником загрязнения природной среды называется объект, от которого загрязнения поступают в природную среду. Источниками загрязнения в общем случае являю

На военном объекте при повседневной деятельности войск
Остановимся более подробно на рассмотрении воздействия военных объектов на окружающую среду на примере одного из них. Наиболее типичным объектом может служить мотострелковый полк, в

Загрязнения природной среды
Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выб

Деятельности войск
В качестве главного принципа, направленного на решение задач охраны окружающей среды, Закон устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторы

Экологическое обучение и воспитание военнослужащих
Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессио

Особо охраняемые территории и объекты
Законом РФ “Об охране окружающей среды” установлено обеспечение особой охраны государством природно-заповедного фонда России в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения
Экологические правонарушения- это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Почему особой охране подлежат государственные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды р

И процессами
В предыдущих разделах пособия были рассмотрены понятие, типы и источники загрязнения на войсковых объектах, понятие и нормативы качества окружающей среды. Сведения т

Радиоактивные вещества и излучения
В природе существует некоторое количество химических элементов, ядра которых самопроизвольно распадаются с испусканием невидимых лучей. Такие элементы принято называть радиоактивными, а саму

Сильнодействующие ядовитые и вредные химические вещества
Химические загрязнения окружающей среды являются наиболее разнообразным, многочисленным, распространенным и опасным типом загрязнений. Перечень опасных для окружающей среды химических веществ, спос

Биологические загрязнители окружающей среды
Под биологическим загрязнением понимается привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека и природы организмов. Оно вызывается (создается) микроорганизмами и

Ионизирующих излучений
Источник ионизирующего излучения ‑ вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение. Источники ионизирующих излучений (ИИИ) в насто

С ядовитыми, агрессивными и химическими веществами
Радиоактивные излучения в природе существовали еще до появления жизни на планете. Естественные ионизирующие излучения сопровождали развитие и эволюцию живых организмов на протяжении

Охрана природных комплексов от биологических загрязнений
Войска и другие военные объекты в результате своей деятельности могут загрязнять окружающую среду не только радиоактивными и химическими веществами, но и опасными для человека и природы микрооргани

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Не остаются ли экологические требования “вещью в себе”, пустыми декларациями, так как в повседневной жизни мы часто видим их нарушения (оранжевый дым из труб химических предприятий,

И при перевозке опасных грузов
Основа подготовки воина ‑ его полевая выучка. Поле ‑ академия солдата. Изученное и отработанное в классе, парке, на спортивном городке нужно для того, чт

Инженерное оборудование и маскировка района действий
При оборудовании и маскировке позиций, развертывании командных пунктов, полевых лагерей и других объектов нельзя занимать места в заповедниках и других особо охраняемых территориях, рубить и ломать

Применение взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ
Полевые занятия и учения, как правило, проводятся с применением различных взрывоопасных, пожароопасных веществ, дымовых, имитационных средств и сопровождаются практическими действиями по специально

Эксплуатация военной техники
По официальным данным доля только автотранспорта в загрязнении воздуха в крупных городах достигает 70 и более процентов от общего загрязнения атмосферы. Наиболее велик вклад автомобильного транспор

Обслуживание и ремонт вооружения и военной техники
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании

Транспортировка опасных грузов
Транспорт - важнейшее условие функционирования общественного производства и жизни людей, что определяет необходимость ускоренного его развития. Пассажиропотоки в городах растут быстрее, чем населен

Восстановление растительно-почвенного покрова
В силу специфики своей деятельности войска и силы постоянно негативно воздействуют на окружающую среду, нанося ей ущерб. Так как избежать этого ущерба практически невозможно, то следует поступать т

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Как можно предотвратить загрязнение окружающей среды при боевой подготовке? Здесь многое зависит от заранее продуманной системы мер при планировании учений, марш-бросков, строительс


Объекты, содержащие химически опасные компоненты, при аварии становятся источниками залповых выбросов в атмосферу сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), сбросов их в водоемы, &q

Землетрясения
Причиной землетрясений являются физико-химические процессы, происходящие внутри Земли и приводящие к накоплению упругих напряжений в какой-либо области Земного шара. Когда напряжения превышают пред

Извержения вулканов
Вулканами называются огнедышащие горы (по имени бога огня и кузнечного ремесла Вулкана), периодически извергающие раскаленные камни, массу расплавленной породы, струи пара и газа. Большая ча

Тропические циклоны
Тропические циклоны ‑ это вихри, в центре которых наблюдается пониженное давление; образуются они летом и осенью над теплой поверхностью океана, обычно вблизи экватора. Отсюда вихрь ди

Сильные ветры
Ветры со скоростью 30 м/с и более относятся к сильным. Иногда их еще называют ураганными ветрами или просто ураганами, что не совсем правильно. Такие ветры наиболее характерны для при

Гололед
Отложение льда на почве, дорогах, растениях, линиях электропередач при выпадении дождя (мороси) и отрицательной температуре у поверхности Земли, называется гололедом. Гололед чаще в

Экологическая безопасность военной службы
Обеспечение безопасности (в общем случае) ‑ это предупреждение, устранение или защита от опасности, то есть объективно существующей возможности негативного воздействия

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Понятие “чрезвычайная ситуация” и “чрезвычайная экологическая ситуация” подразумевает непосредственную опасность или риск для здоровья и жизни человека. Однако, как это ни

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель - привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы.

В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 35 лет ее существования к ним присоединились еще 166 государств, и к середине 2010 г. общее число государств - сторон Конвенции достигло 187.
Из природных территорий статус наследия получили Галапагосские острова (Эквадор), национальные парки «Йеллоустонский» (США), «Наханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия).
За прошедшие годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к середине 2010 г. он включал 180 природных, 704 культурных и 27 смешанных природно-культурных объекта в 151 стране мира.

Наибольшее число культурных объектов в Списке имеют Италия, Испания, Германия и Франция (более 30 у каждой), у США и Австралии - самое большое количество природных территорий всемирного наследия (более 10 объектов у каждой). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал.

Безусловно, быть в одном ряду с общепризнанными мировыми жемчужинами природы и культуры для любого объекта почетно и престижно, но, в то же время, это и большая ответственность. Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся общечеловеческую ценность, пройти тщательную экспертную оценку и удовлетворять, как минимум, одному из 10 критериев отбора.

Охрана, управление, подлинность и целостность объекта также являются важными факторами, которые учитываются при его оценке перед включением в Список.
Статус объекта всемирного природного наследия дает дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальным природным комплексам, повышает престиж территорий, способствует популяризации объектов и развитию альтернативных видов природопользования, обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств.

В 1994 г. Гринпис России начал работу над проектом «Всемирное наследие», направленным на выявление и охрану уникальных природных комплексов, которым угрожает серьезное негативное влияние деятельности человека. Придание природным территориям высшего международного природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности является основной целью работы, выполняемой Гринпис.

Россия, безусловно, богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в России насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди перспективных территорий можно отметить следующие природные комплексы: «Курильские острова», «Дельта Лены», «Дельта Волги».

Номинации для рассмотрения Комитетом всемирного наследия должны быть сначала включены в национальный Предварительный список. В настоящее время в нем находятся такие природные комплексы, как «Командорские острова», «Магаданский заповедник», «Степи Даурии», природный парк «Ленские столбы», «Красноярские столбы», «Большое Васюганское болото», «Ильменские горы», «Водлозерский национальный парк». Ведутся работы по расширению территорий объектов «Центральный Сихотэ-Алинь» (за счет включения в нее бассейна верхнего и среднего течения р.Бикин и национального парка «Удэгейская легенда») и «Западный Кавказ» (за счет Тебердинского заповедника).

Большое Васюганское болото

1.


Регион РФ: Томская область
Площадь: 509 000 га

Васюганские болота — одни из самых больших болот в мире, расположеные в междуречье Оби и Иртыша, на территории Васюганской равнины, находящейся в пределах Томской, Новосибирской и Омской областей. Это — природный феномен, не имеющий аналогов в мире.

2.


Площадь болот 53 тыс. км², протяжённость с запада на восток — 573 км, с севера на юг — 320 км. Васюганские болота возникли около 10 тысяч лет назад и с тех пор постоянно увеличиваются — 75% их современной площади было заболочено менее 500 лет назад. Болота являются основным источником пресной воды в регионе (запасы воды — 400 км³), здесь расположены около 800 тысяч небольших озёр, множество рек берут начало из болот.

3.


Они расположены в переходном поясе между подзоной мелколиственных лесов и зоной южной тайги. Болота содержат огромные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Разведанные запасы торфа составляют более 1 млрд тонн, средняя глубина залегания — 2,4 м, максимальная — 10 м.

4.


Васюганские болота — дом для многочисленной местной фауны, в том числе редкой. Из редких видов животных на болотах обитают, в частности, северный олень, беркут, орлан-белохвост, скопа, серый сорокопут, сапсан. В значительных количествах имеются белка, лось, соболь, глухарь,
белая куропатка, рябчик, тетерев, в меньших количествах норка, выдра, росомаха. Флора также включает в себя редкие и исчезающие виды растений и растительные сообщества. Из дикоросов широко распространены клюква, голубика, морошка.

5. Беркут


6. Скопа


7. Тетерев


8. Голубика


9. Морошка на болоте


Отсутствие населенных пунктов на этой труднодоступной территории обеспечивает высокий уровень сохранности экосистем и их биологического разнообразия.

Ильменские горы

10.


Регион РФ: Челябинская область
Площадь: 34 380 га

Замечательный по своей красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы — Ильменские горы — издавна привлекает ученых и любителей камня. В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в
России.

11.


Ильменогорский комплекс расположен в южной части Сысертско-Ильменогорского мегантиклинория Восточно-Уральского поднятия. Разнообразие горных пород обусловлено сложной и длительной историей формирования Ильменогорского комплекса, насчитывающей 2,3 млрд. лет.

12.


Наибольший практический и научный (минералогический) интерес связан с находящимися здесь пегматитовыми жилами (гранитными, сиенитовыми, миаскитовыми), в которых встречаются топаз, аквамарин, фенакит, циркон, сапфир, турмалин, амазонит, различные редкометальные минералы.
Здесь впервые в мире были открыты горные породы - миаскит, фирсит и сандыит; а также 18 минералов (включая ильменит).

13.


14.


15.


Рельеф заповедника в значительной степени сглажен, представляет собой систему сопок разной высоты, почти полностью облесенных. С запада заповедник ограничен широкой поймой р. Миасс, с юга и востока — цепью крупных озер тектонического происхождения.

16.


Климат заповедника резко континентальный с жарким летом и холодной зимой. Погода нестабильна, сухое лето может чередоваться с дождливым, а морозная малоснежная зима с мягкой и многоснежной.

В заповеднике насчитывается более сорока речек, большинство их стекает с Ильменского хребта. Речки короткие, маловодные, с крутым падением в твердых каменистых берегах и каменистым ложем. Весной, при таянии снега на горах или после большого длительного дождя, речки
превращаются в бурные пенящиеся потоки, но летом они обычно пересыхают.
На территории заповедника находится около 30 озер.

17.


Более 80% территории заповедника занимают леса, причем 50% составляют сосняки и 44% березняки, остальное приходится на долю лиственничников, осинников, ольшаников, ельников и пихтарников. Встречаются ильм, липа, культивируются дуб черешчатый и акация желтая.
Характерная черта растительности заповедника — ее мозаичность. На южных склонах Ильмен есть участки типичных горных степей.

18.


Отмечены суслик, лось, зайцы беляк и русак, орел-могильник и орлан-белохвост, обыкновенная и глухая кукушки, вальдшнеп, лебедь-кликун, серый журавль, сапсан, скопа. Встречаются глухарь, тетерев, рябчик, а также серая куропатка. Обычны землеройки, кроты, ежи, несколько видов полевок, белки обыкновенная и летяга; из куньих — ласка, горностай, лесной хорь, колонок, лесная куница; можно встретить лисицу, волка, рысь. Изредка появляются в окрестностях бурые медведи. Лось и косуля немногочисленны. Акклиматизированы пятнистый олень и бобр.

19. Вальдшнеп


20. Сокол сапсан

21. Куница лесная


Тебердинский заповедник

22.


Регион РФ: Республика Карачаево-Черкесия
Площадь: 121 414 га (включая охранную зону)

Тебердинский заповедник расположен на Главном Кавказском хребте в 40 км на восток от Кавказского заповедника, включенного в Список всемирного наследия в 1999 году. Район, занимаемый заповедником, представляет собой типичную горную местность с диапазоном высот от 1260 до 4047 метров над уровнем моря. Около 86% территории находится на высоте свыше 2000 метров над у. м. Высшая точка заповедника - г. Домбай-Ульген.

23.


Подножие хребта до 2000-2300 м покрыто пихтовыми лесами, которые сменяются буковым криволесьем и березняком у верхней границы леса. Еще выше располагается зона альпийских лугов, над которой находится зона современного оледенения. Над поверхностью ледников высятся острые пики и гребни с отвесными склонами, лишенные льдов и снега. Резкость рельефа обуславливает интенсивное развитие снежных лавин.

24.


Климат заповедника - теплый и влажный. Малые годовые и суточные амплитуды температуры воздуха приближают его к морскому.
На территории заповедника сосредоточено 157 озер и 109 ледников. Наиболее крупные из ледников - долинные, достигающие в длину нескольких километров и площадью несколько квадратных километров. Насчитывается более 30 выходов минеральных вод.

25.


26. Из флоры Тебердинского заповедника

Животное население Тебердинского заповедника сформировалось в результате сложного взаимоналожения процессов местного видообразования - кубанский тур, кавказский тетерев, аполлон Нордмана и фаунистических влияний со стороны хвойно-широколиственных лесов Западной Европы - лесной кот, соня-полчок, чёрный дрозд; лесной зоны Евразии - рысь, бурый медведь, мохноногий сыч; нагорьев Центральной Азии - альпийская галка, чёрный гриф, снежная полевка и Средиземноморья - серна, белозобый дрозд. Кроме того, характерны ледниковые реликты - каменная кобылка. В водоёмах заповедника обитает три вида рыб: ручьевая форель, обыкновенный пескарь и европейский голец.

Тебердинский заповедник относится к числу ключевых орнитологических территорий международного значения. Здесь отмечено 203 вида птиц, гнездится 90 видов. Одна из наиболее замечательных птиц заповедника - кавказский тетерев - эндемик Кавказа. Этот вид внесен в Красные книги МСОП и России. Другой представитель куриных - улар обитает на самом верхнем этаже гор.

27. Самка тура с козленком


28. Лесной кот


29. Чёрный дрозд


30. Мохноногий сыч

31. Пескарь обыкновенный


32. Кавказский тетерев


33. Кавказский улар

На территории заповедника обитает 46 видов млекопитающих, среди которых один из наиболее характерных представителей - тур, или кавказский каменный козел. Другой представитель горных копытных - серна.
Сравнительно немного на территории заповедника кавказских благородных оленей - около 50-60 голов. Гордостью заповедника является зубр - наиболее крупный из диких зверей Европы.

Водлозерский национальный парк

34.


Регион РФ: Республика Карелия, Архангельская область
Площадь: 520 683 га (включая охранную зону)

Высокая степень сохранности природно-культурных комплексов Водлозерья обусловлена тем, что до настоящего времени люди живут здесь в полной гармонии с природой, подобно тому, как жили народы Северной Европы на протяжении столетий.

35.


Территория парка характеризуется рядом уникальных природных особенностей. Она является одним из последних в Европе ненарушенных болотно-таежных комплексов столь крупного размера (около 600 тыс. га). Лесной массив Водлозерья может служить эталоном равнинной тайги западного сектора Евразии. Он представляет собой важнейший в таежной зоне очаг репродукции типичных и редких видов флоры и фауны.
В границах объекта выявлено 414 видов высших растений, большое количество видов грибов, мхов и лишайников. В лесах обитает около 50 видов млекопитающих, среди которых бурый медведь, волк, рысь, лесная куница, европейская норка, росомаха.

36.


37.


38.


39.


На территории представлена крупная и самая южная в Европе популяция дикого северного оленя. Очень разнообразна орнитофауна — зарегистрировано 176 видов птиц, 36 из которых относятся к редким и уязвимым. Ихтиофауна Водлозерского бассейна также отличается высоким
разнообразием.

40.


В Водлозерском парке расположены места выхода на поверхность древнейших в мире горных пород, возраст которых составляет 3,4 млрд лет. Уникальность кристаллического фундамента состоит в обилии огромных тел не излившейся на поверхность лавы, древних вулканов и трубок взрыва.

41.


Обнажения горных пород очень живописны и представляют древнейшую летопись Земли. Кроме того, значительная часть площади парка занята разнообразными водно-ледниковыми формами рельефа. Здесь выявлено 54 геологических объекта, некоторые из которых исключительны по красоте.

В Водлозерском национальном парке на ограниченной территории представлен также комплекс компактно расположенных археологических памятников: более 50 стоянок древнего человека, принадлежащих двум культурам — карельской и каргопольской, что особенно важно для изучения связей древних племен региона.

42. Каменные лабиринты Карелии


43. Каменная спираль в Карелии


Свидетельства более поздних культур (XVI — XVIII вв.) — многочисленные памятники деревянного зодчества. К ним относятся культовые сооружения, объекты гражданской архитектуры, древние волоки и перевалочные пункты на пути из Новгорода к Белому морю. Наиболее выдающийся памятник деревянного зодчества - Ильинский погост (конец XVIII в.).

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). По существу, в Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы.Ноимеет ли данное положение юридическую силу? В некоторых работах дается положительный ответ на этот вопрос*. Думается, однако, что оснований для положительного ответа нет. Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ, действуют положения Конституции. Разграничение права государственной собственности отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Следовательно, применительно к регулированию отношений собственности на природные ресурсы Федеративный договор юридической силы не имеет.

____________________________

* Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 1996. № 17-18. С. 45-46.


Одни вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне, другие – Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. «О федеральных природных ресурсах», устанавливающим некоторые критерии отнесения природных ресурсов к федеральной собственности. Они основаны преимущественно на действующем законодательстве, а также исходя из принципа их общегосударственного значения.

Соответственно к федеральным природнымресурсам могут относиться:

Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

Земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

Земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

Иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.

Рассмотрим, какие природные ресурсы отнесены федеральным законодательством к объектам федеральной и региональной собственности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 14 августа 1992 г. « О закрытом административно-территориальном образовании»* к федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории (ст. 6). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

___________________________

* ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №33. Ст. 1915.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е. участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 указанного Федерального закона).

Согласно ст. 1 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 2 1).

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Помимо названного выше Указа Президента РФ об объектах федеральной собственности на континентальном шельфе, права РФ на континентальный шельф установлены в ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации». На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:

Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ. В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся:

Поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

Подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектовРФ;

Водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;

Трансграничные (пограничные) водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

Водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

Иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37).

Что касается лесов, то они в соответствиисо ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Для федеративного государства разграничение объектов собственности на природные ресурсы носит политический и экономический характер. С проблемой разделения объектов права собственности Федерации и ее субъектов связано два существенных интереса – распоряжения природными ресурсами и получения доходов от предоставления природных ресурсов в пользование. Распоряжаясь природными ресурсами, субъект имеет возможность определять и реализовывать экономическую и социальную политику на своей территории. Предоставляя «свои» природные ресурсы в пользование, субъект получает стабильные доходы, которые могут использоваться для осуществления функций государства, т.е. для решения общих для общества задач, в том числе экологических. Так, специалисты утверждают, что российская экономика в настоящее время просто держится за счет сырьевых ресурсов, большую часть которых составляют нефть и газ. Других отраслей, способных поддерживать экономику России, пока нет.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Чтобы иметь «природные» деньги, вовсе не обязательно владеть и распоряжаться природными богатствами. Независимо от того, является ли тот или иной природный ресурс собственностью Федерации, субъекта Федерации, важно оптимально, справедливо решить вопрос о распределении платежей в определенных долях, поступающих в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ и муниципалитетов.

Принципиальным при этом является вопрос о ставках платежей за природные ресурсы. Он должен быть урегулирован в Федеральном законе «О собственности на природные ресурсы» путем определения критериев, показателей, которые должны учитываться органами исполнительной власти, управляющими природными ресурсами.

Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации. Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально упономоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.

Управляет государственной собственностью на природные ресурсы в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России. Законом устанавливаются правовые рамки управления. Чтобы предупредить истощение природных ресурсов, особенно невозобновимых, важно установить в законодательстве четкие лимиты использования природных ресурсов, в пределах которых Правительство вправе в определенный период времени распоряжаться тем или иным природным ресурсом.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы,

д) Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи

которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Особо охраняемые природные территории

Вопросы:

  1. Понятие об особо охраняемых природных территориях.
  2. Формы организации особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называ­ются участки биосферы (суши, акватории, с соответствующими слоями атмосферы и литосферы), полностью или частично, постоянно или вре­менно исключенные из традиционно интенсивного хозяйственного ис­пользования и предназначенные для сохранения экологического равно­весия, поддержания среды жизни человека и его здоровья, охраны при­родных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое зна­чение. ООПТ по конфигурации могут быть монолитными, кружевны­ми или лоскутными. ООПТ состоят из двух основных групп: высшей (заповедники и национальные парки) и низшей (заказники, леса пер­вой группы и др.) степеней охраны.

Формы организации особо охраняемых природных территорий.

А. Заповедник - особо охраняемая законом или обычаями территория или акватория, исключенная людьми из любой хозяйственной деятельнос­ти (в том числе рекреационной) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны биологических видов и слежения за природными процессами. В России государствен­ные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, со­храняющими и изучающими естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдель­ные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. В понятии заповедника оттеняется непри­косновенность территории, ее насильственная изоляция от людей (по­этому словосочетания «музей-заповедник», «заповедно-охотничье хозяйство» - языковые бессмыслицы: «музей-заповедник» буквально означает «храм сбора достопримечательностей, запрещенный для посе­щения»)



Заповедники представляют собой научные лаборатории по охране природы, где проводятся многолетние исследования естественных при­родных процессов и определяются допустимые пределы воздействия человека на окружающую среду. Заповедники должны иметь природ­ные условия, репрезентативные для определенной зоны, сектора, чтобы существовал эталон, с которым сравниваются результаты исследований на территориях с эксплуатируемыми угодьями. В нашей стране при со­здании сети заповедников использовались следующие принципы :

■ выбираемые территории должны быть в наименьшей степени из­менены хозяйственной деятельностью человека;

■ природный ландшафт этих территорий должен включать ред­кие виды растений и животных;

■ заповедники служат образцами (эталонами) природных зон или более мелких таксономических единиц;

■ размеры заповедника должны быть достаточны для обеспечения саморегулирующихся природных процессов;

■ в первую очередь заповедуются эталоны тех ландшафтов, кото­рым угрожает исчезновение.

Статус государственных заповедников предусматривает запрет на их территориях любой деятельности, противоречащей задачам охраны природы:

■ действий, изменяющих гидрологический режим земель;

■ изыскательских работ и добычи полезных ископаемых;

■ рубок (в том числе санитарных и рубок ухода), заготовок лекар­ственных растений, ягод, грибов и другого растительного сырья;

■ сенокошения и выпаса скота, размещения ульев и пасек;

■ строительства и размещения промышленных и сельскохозяй­ственных объектов, зданий и сооружений, коммуникаций (за ис­ключением необходимых для функционирования заповедника);

■ промысловой, спортивной и любительской охоты;

■ интродукции живых организмов в целях их акклиматизации;

■ применения минеральных удобрений и химических средств за­щиты растений;

■ транзитного прогона домашних животных;

■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранс­порта вне дорог общего пользования;

■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллек­ций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);

■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления са­молетами звукового барьера над территорией заповедника;

■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природ­ных процессов.

К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 го­сударственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,238 млн га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники располо­жены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной об­ласти, семи автономных округах. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некото­рые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной под­кормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповед­ников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одно­го сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наи­меньшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В ми­ре насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплек­сы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.


Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России ос­новной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки - наиболее распространенная в мире форма особо ох­раняемых природных территорий, предусматривающая более диффе­ренцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей пло­щадью 6,968 млн га (0,41% площади Российской Федерации). Со­гласно российскому законодательству, к национальным паркам по зада­чам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регио­нов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.

Б. Национальные парки (природные парки) - природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, терри­тории (акватории) которых включают природные комплексы и объек­ты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую цен­ность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

В национальных парках запрещается разведка и разработка полез­ных ископаемых, строительство магистральных дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не свя­занных с парками, предоставление садоводческих и дачных участков, рубки главного пользования и проходные. Только на специально отве­денных территориях допускается спортивная охота и любительское рыболовство, организация туристских стоянок, разведение костров, мас­совые спортивные и зрелищные мероприятия. Разнообразие функций достигается за счет подразделения территорий парков на функциональные зоны, различающиеся по своему режиму и характеру использова­ния:

■ заповедные зоны, в пределах которых запрещается любая хозяй­ственная деятельность и рекреационное использование;

■ особо охраняемые зоны, которые отличаются от заповедных тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение;

■ зона охраны историко-культурных объектов;

■ зоны познавательного туризма, предназначенные для экологи­ческого просвещения и ознакомления с достопримечательнос­тями парка, при условии ограничения числа посетителей и пе­редвижения их в составе организованных групп, по специально оборудованным маршрутам;

■ рекреационные зоны, созданные для различных форм отдыха;

■ зоны обслуживания посетителей, с местами ночлега, палаточны­ми городками и другими объектами туристского сервиса;

■ хозяйственные зоны, где функционируют сами парки и необхо­димые объекты. Вокруг парков и заповедников могут создавать­ся охранные зоны, которые остаются в распоряжении землеполь­зователей и не изымаются из хозяйственной деятельности, но формы этой деятельности ограничиваются так, чтобы не наносил­ся ущерб природоохранным функциям парков. Когда нацио­нальные или природные парки создаются в местах проживания малочисленных коренных народов, допускается выделение терри­торий для традиционного экстенсивного природопользования (оленеводства, охоты, рыболовства), кустарных промыслов.

В. Государственные природные заказники - территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комп­лексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Режим охраны заказников разнообразен, их сеть обширна и в связи со спецификой задач постоянно пересматривается. К 31 декабря 2002 г. было 69 государственных природных заказников федерального значе­ния (общая площадь 12,489 млн га, или 0,73% площади России) и 2854 заказника регионального значения (общая площадь 72,756 млн га, или 4,26% площади России).

Заказники представляют собой территории или акватории, в преде­лах которых постоянно или временно, полностью или частично запре­щены некоторые виды хозяйственной деятельности, чтобы обеспечивать охрану одного или многих биологических видов, экосистем, одного или нескольких компонентов окружающей среды либо среды в целом. Раз­личают следующие виды заказников:

■ комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения
ландшафтов;

■ биологические (ботанические и зоологические), где сохраняется и восстанавливается численность редких и исчезающих видов;

■ палеонтологические, сохраняющие места нахождений ископае­мых остатков флоры и фауны;

■ гидрологические, предназначенные для сохранения водных объектов и экосистем;

■ геологические - с геологическими образованиями и сопряжен­ными с ними формами рельефа.

Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В неко­торых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказ­ников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.

Г. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях при­родные комплексы, объекты естественного и искусственного происхож­дения. Памятниками природы могут быть объявлены:

■ живописные местности;

■ эталонные участки нетронутой природы;

■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, ал­леи, каналы, древние копи т.п.);

■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, ред­ких и исчезающих видов животных и растений;

■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими харак­теристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);

■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима;

■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, ги­гантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

■ геолого-географические полигоны, в том числе классические уча­стки с выразительными следами сейсмических явлений;

■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранили­ща и пруды;

■ природные гидроминеральные комплексы;

■ термальные и минеральные источники, месторождения лечеб­ных грязей;

■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, ла­гуны, бухты и т.п.);

■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземп­ляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).

Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Ре­жим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоох­ранными органами и утверждаются местными органами власти.

К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы феде­рального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятни­ков природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн га, или 0,24% площади России).

Д. Курортные и лечебно-оздоровительные зоны не предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростан­ций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и ку­рортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га - 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значе­ния - 23 (636 409 га), регионального значения - 74 (1 376 945 га), мест­ного значения - 19 (27 090 га).

Е.Этнические территории - особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся тра­диционные формы природопользования этнических групп: оленевод­ство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современ­ных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.Функции особо охраняемых природных территорий. Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом при­родопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рек­реационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соот­ветствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов, водоохран­ные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны под­земных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.

Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее тер­ритория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих клю­чевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функ­цию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и ча­стично заказники.

Объектозащитная функция - поддержание экологического равно­весия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.

Ресурсозащитная функция - охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функ­цию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа са­нитарной охраны подземных вод.

Средозащитная функция - поддержание экологического равнове­сия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех при­родных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны го­родов, курортные зоны, национальные парки и др.

Ж. Всемирное природное и культурное наследие. На XVII сессии Ге­неральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. была заключена Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природно­го наследия, которая вступила в силу 17 декабря 1975 г. Главная задача этой конвенции, участниками которой сегодня является 190 государство, - документация памятников и природных ландшафтов, обладающих высо­кой ценностью, привлечение сил мирового сообщества к сохранению уникальных объектов культуры и природы. Подписавшие данное согла­шение обязуются защищать находящиеся в пределах государства объек­ты мирового значения. Объекты выбираются таким образом: страна выносит на обсуждение ЮНЕСКО свои предложения, а независимая комиссия экспертов решает вопрос о приеме или отклонении.

Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, на который была возложена обязанность сохранения и популяризации всемирного насле­дия, а также ведения Списка объектов, имеющих «выдающуюся уни­версальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстети­ки, консервации или природной красоты», и «Списка всемирного на­следия, находящегося под угрозой». Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия (далее - Список) - своеобразный фонд уникальных памятников куль­туры и природы. Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова (Эквадор), нацио­нальные парки: Йеллоустоунский (США), «Наханни» (Канада) и «Симен» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезен­тативным как по представленным регионам планеты, так и по количе­ству объектов: в настоящее время Список ежегодно увеличивается на 30-35 единиц и сейчас насчитывает 754 объекта, в том числе 149 объек­тов природного, 582 культурного и 23 природно-культурного наследия «выдающегося универсального значения». Что касается концентрации объектов по континентам, то больше всего объектов всемирного при­родного наследия официально зарегистрировано в США (12), Австра­лии (10) и Канаде (8), при этом два объекта для США и Канады явля­ются общими. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая). Каждое государство, под­писавшее Конвенцию, признает, что обязательство обеспечивать выяв­ление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поко­лениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него.

Россия присоединилась к Конвенции в 1988 г. В соответствии с тре­бованиями Конвенции, памятники, включенные в Список, должны пред­ставлять исключительную ценность для всего человечества. Отбор про­изводится по предоставлению государства - участника Конвенции на основании независимой международной экспертизы Межправитель­ственным советом охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в части, касающейся культурных памятников, и Между­народным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в отношении природных объектов. Решение о включении объектов в Спи­сок всемирного наследия принимается на сессиях Комитета всемирно­го наследия. Критериями для выдвижения объектов в «Список всемир­ного наследия» являются:

■ подлинность объекта;

■ сохранность;

■ готовность государства содержать и сохранять объект;

■ обеспеченность правовой базой для сохранения.

Но главный критерий - уникальность объекта для культуры всего мира.

Деятельность по сохранению наследия опирается на правовую базу: в 2002 г. в России принят «Закон об объектах культурного наследия (па­мятниках истории и культуры) народов РФ».

З. Природное наследие. Термин природное наследие вошел в широкий научный обиход в начале 1970-х годов в отличие от термина культур­ное наследие, который появился на несколько десятилетий ранее.

Собственно определения природного наследия в Конвенции не со­держится, в качестве такового в ней (ст. 2) названы объекты, причисля­емые к этой категории:

■ природные памятники, созданные физическими и биологиче­скими образованиями или группами таких образований, имею­щие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эсте­тики или науки;

■ геологические и физиографические образования и строго огра­ниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

■ природные достопримечательные места или строго ограничен­ные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной кра­соты.

Согласно статье 2 Конвенции, для отнесения объекта к всемирному природному наследию (далее - ВПН) и для включения его в Список требуется полное соответствие, по крайней мере, одному из следующих критериев. «Объект должен:

■ представлять наглядный пример отражения основных этапов в
истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные гео-

Логические процессы, которые продолжают происходить в раз­витии форм земной поверхности, существенные геоморфологи­ческие или физиографические особенности рельефа, или

■ представлять наглядный пример важных и длительных эколо­гических и биологических процессов, происходящих в эволю­ции и развитии наземных, речных, прибрежных и морских эко­систем и сообществ растений и животных, или

■ включать уникальные природные явления или территории ис­ключительной природной красоты и эстетического значения, или

■ включать природные ареалы большой важности и значения с точ­ки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения приро­ды» (официальный перевод текста Конвенции).

Существует термин природно -культурное наследие для объектов, имеющих универсальное значение