Охранные зоны государственных заказников регионального значения. Охранные зоны

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.2), в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.8) на прилегающих к территориям ГПЗ участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и положение о ней утверждается также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в данной статье, в отличие от ст.2, указано, что охранные зоны “создаются”, а не “могут создаваться”. Тем самым законодатель подчеркивает именно обязательность создания охранных зон. В то же время там закрепляется создание охранных зон и утверждение положений о них органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона , вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Следует отметить, что в данной статье не определен порядок создания охранных зон НП, однако он определен в Положении о национальных природных парках в Российской Федерации (см. ниже).

Стоит обратить внимание на статью 95 Земельного кодекса Российской Федерации , в соответствии с которой в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. В этой статье не говорится об обязательности выделения охранных зон, но подчеркивается, что в них должны быть запрещены любые виды деятельности, отрицательно влияющие на природные комплексы заповедника или национального парка. Указанные положения можно использовать также при экспертизах различных хозяйственных проектов в охранных зонах.

Помимо указанных законов, статус и режимы охранных зон регулируются Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 48 с последующими изменениями и дополнениями, и Положением о национальных природных парках в Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 № 769 (однако там фактически продублировано соответствующее положение Федерального закона “Об ООПТ”). Кроме того, охранные зоны упоминаются в Основных положениях по выделению особо защитных участков леса, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.12.93 № 348 . Ими установлено, что ограниченный режим лесных пользований устанавливается государственными органами управления лесным хозяйством и утверждается органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга также в охранных (буферных) зонах леса вокруг заповедников, национальных природных парков шириной до 500 метров, если такие зоны не были выделены при организации заповедников и национальных природных парков.

Это ведомственный документ бывшего Рослесхоза (Федеральной службы лесного хозяйства России), и в общем-то не имеет обязательной силы, а носит рекомендательный характер, к тому же касается только лесопользования. Но надо иметь в виду, что это - единственный документ, которым вводятся ограничения на размер охранной зоны, а работники лесного хозяйства всегда очень ревностно относятся к соблюдению лесохозяйственных норм и правил. В связи с этим у некоторых заповедников, например “Керженского”, возникали проблемы с организацией охранной зоны необходимого размера. Бороться с этим можно, доказывая, что ограничение размера охранной зоны противоречит приведенным выше федеральным законам, а сами Основные положения не зарегистрированы в Минюсте России, то есть вообще не обязательны для исполнения.

Номер охранной зоны:

Площадь охранной зоны:

13464.0000 га

Описание границ охранной зоны:

Западная часть ее расположена в Крутовском лесничестве Красноярского мехлесхоза в пределах кварталов 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 25, 30, 31, 32, 38, 45, 53, 61, 62, 71, 72, 81, 82, 91, 103, 104, 113, 124, 125, 126, 143. От устья р. Б.Индей на левобережье Маны охранная зона огибает границы заповедника с юга и востока (землепользование Маганского лесхоза, в т.ч. в Беретском лесничестве кварталы 1, 3, 4, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 5, 6, 7; далее в Маганском лесничестве кварталы 97, 83, 84, 70, 61, 62, 53, 54, 45, 46, 15, 16 и в Советском лесничестве Красноярского мехлесхоза кварталы 31, 32, 33, 34, 27, 28, 23, 24, 19, 20, 16, 17).
С северной стороны от кордона "Медвежка" до Мраморного карьера в пределах землепользования совхоза "Зыковский" граница идет по Торгашинскому хребту, охватывая все склоны гор правобережья р. Базаихи, площадь 1165 гектаров. Северная часть от Мраморного карьера до урочища "Быков Лог" включает 955 гектаров землепользования управления зеленого строительства Красноярского горуправления коммунального хозяйства.
Распределение площадей, включенных в охранную зону госзаповедника "Столбы", по землевладельцам следующее:
1. Красноярский мехлесхоз - 6096 га
2. Маганский лесхоз - 5248 га
3. Зыковский совхоз - 1165 га
4. Управление зеленого строительства - 955 га

Основные ограничения хозяйственной и иной деятельности:

На территории охранной зоны запрещается всякая деятельность, отрицательно влияющая на природный комплекс заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную или культурную ценность, кроме рубок ухода, санитарных рубок, мероприятий по лесовосстановлению, охране, защите лесов и других лесохозяйственных работ, направленных на улучшение состояния лесов.

Нахождение на территории охранной зоны с оружием, собаками, орудиями охоты и рыбной ловли без разрешения дирекции заповедника приравнивается к браконьерству (кроме лиц, исполняющих служебные обязанности, имеющих право на ношение табельного оружия). Стоянки туристов (установка палаток, размещение мототранспорта, разведение костров) вне выделенных участков не допускаются.

Основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности:

На землях в границах городской черты и пригородной зеленой зоны города Красноярска, относящихся к охранной зоне заповедника, допускается размещение в соответствии с действующим законодательством объектов, имеющих рекреационное назначение, по согласованию с дирекцией заповедника и при наличии проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Мероприятия, связанные с выполнением задач, возложенных на охранную зону, в т.ч. и биотехнические, проводятся по планам, разработанным заповедником и утвержденным федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В случае, когда указанные мероприятия затрагивают интересы землевладельцев, они согласуются с последними.

По согласованию с дирекцией заповедника на территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, не влекущая за собой коренного изменения естественного хода природных процессов.

Регулирование численности животных в пределах охранной зоны допускается в целях содействия выполнению основных задач заповедника.

Помимо должностных обязанностей, выполняемых в охранной зоне государственной лесной охраной, работники лесной охраны заповедника "Столбы" в указанной зоне могут осуществлять:

  • наблюдения за изменением природных комплексов;
  • учет животных и ценных растений;
  • учет антропогенных нагрузок.

Анна Владимировна (11.11.2015 в 09:11:11)

Здравствуйте.

В 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" есть такое:

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. 2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных , допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и на . 3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. 4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. 5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. 7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. 8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников. 9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. 10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. К сожалению, строится на таких землях - НЕЛЬЗЯ, и в том случае если вы построите жилой дом, то он запросто может быть снесен по
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ламзиной С.В.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску ФГБУ Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» к Ермоленко В.С. о сносе самовольно возведенной постройки,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» обратился в суд с иском к Ермоленко В.С. о сносе самовольно возведенной постройки.

В обоснование исковых требований истцом указывается, что по результатам проверки прокуратуры Кузнецкого района было выявлено, что в км по направлению на восток от ориентира на земельном участке сельскохозяйственного назначения построено нежилое одноэтажное здание, общей площадью кв.м., принадлежащее на праве собственности ответчику, а также срубовое здание. При проведении замера расстояния от вышеуказанного нежилого одноэтажного здания до аншлага заповедника обозначающегося его границу выяснено, что оно равно м., а это является нарушением Положения об охранной зоне Государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь», так как она в этом равна минимум м.

Таким образом, земельный участок, на котором произведена постройка, находится в охранной зоне заповедника.

Строительство указанного объекта было осуществлено ответчиком в нарушение всех действующих норм указанного Положения и без получения необходимых согласований. Истец возражает против сохранения самовольно возведенной постройки на земельном участке, так как это является грубейшим нарушением природоохранного законодательства, о чем поставлен в известность ответчик, который отказался осуществить снос указанной постройки.

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФГБУ Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» к Ермоленко В.С. о сносе самовольного возведенного строения - нежилого здания, общей площадью кв.м., расположенного по адресу: , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Суд:

Кузнецкий районный суд (Пензенская область)

Истцы:

ФГБУ Государственный заповедник "Приволжская лесостепь"