Нетрадиционные формы обучения в доу. «Занятие в детском саду: формы и организация. по музыкальной деятельности

"Использование нетрадиционных форм работы с детьми

старшего дошкольного возраста".

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

Деятельностный подход,

Принцип интереса,

Сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

Единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные образовательные деятельности, как:

*соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

* КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .

Театрализованая деятельность. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию) .

* сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .

* консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).

*взаимообучения. (Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .

*аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»)

*сомнения (поиска истины) . (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .

*путешествия.

*Бинарные. (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .

*сказки.

*концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .

*диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

* «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

* «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

* «Интеллектуальное казино». (Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Так как я занимаюсь проектной деятельностью, хотелось бы заострить внимание на ней.

Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика.

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:

Мотивация учебной деятельности,

Развитие познавательной самостоятельности;

Формирование и развитие творческих способностей;

Усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

Формирование опыта самообразования и т. д.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из раз-личных предметных областей.

Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен воспитателю и детям.

Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.

Во всех направлениях работы мы использовали разнообразные приёмы, такие как:

Работа по индивидуальным карточкам, заданиям разной степени сложности; -ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;

Использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;

Проблемные вопросы;

Постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;

Самостоятельный поиск необходимой информации;

Самостоятельное выполнение практических действий;

Самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем выполнения действий;

Работа по алгоритмам;

Обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей. Вариативность применения данных приёмов зависит от целей и задач занятия, его содержания, состава детей, конкретной ситуации, возникающей по ходу занятия. Количество и вариации приёмов не ограничиваются, так как возникающие конкретные ситуации подводят к необходимости поиска новых, более эффективных приёмов работы.

В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т. д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя различные источники; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры) ;

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционная образовательная деятельность чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свою образовательную деятельность интересным.

Я считаю, что образовательную деятельность в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей, привлечь их внимание, расширить словарный запас.


«Нетрадиционная организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

– вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации ОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в образовательную деятельность которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

ООД - основная форма обучения в детском саду.

ООД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от организованной образовательной деятельности?

И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее

распространённой моделью организации образовательного процесса была модель,

включающая три составляющие:

Проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались

образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по

разделам)

Решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в

ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний

приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.)

Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе

и самостоятельной деятельности;

Следовательно, ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста;

Двигательной - двигательный режим - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности;

Коммуникативной – которая предполагает широкий

взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд – основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд;

Познавательно-исследовательской - этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций;

Продуктивной - такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса;

Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации.

Следовательно, так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Каждого педагога волнуют такие вопросы : как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность воспитанникам раскрыться с новых сторон.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.

Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Признаки нетрадиционного занятия :

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

Привлекаются для организации занятия люди разных специалистов.

Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей доски, использование музыки, видео.

Организация и выполнение творческих заданий.

Обязательное планирование занятия заранее.

Четко определять 3-и дидактические задачи.

Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме

Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;

Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;

Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;

На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов :

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики :

Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;

Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;

Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Таким образом, нетрадиционные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых , это четкость, компактность, большая информативность учебного

материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,

взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается

взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через

разнообразные виды деятельности.

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать

внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

Преимущества нетрадиционных занятий заключается в повышении мотивации

обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких

сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, нетрадиционные

занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать

и обобщать ее, делать выводы.

Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .


Название: Конспект занятия «ФГОС ДОУ: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Музыкальному руководителю, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»
Месторасположение: Московская область, г.Королёв

ФГОС ДО: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя

Введение.

Метод под названием «Драмогерменевтика» появился не случайно. Этот метод на практике подтвердил свою актуальность. Он не только способствует решению задач ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), но позволяет музыкальному руководителю выполнить программу в интересной, новой, нетрадиционной форме.

Применяя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой цель: развивать основы музыкальной культуры, как части общей культуры посредством приобщения детей к шедеврам классического музыкального искусства. Использование драмогерменевтики, решает такие непростые задачи музыкального воспитания дошкольников:

— Формировать умение детей использовать коммуникативные навыки в сотрудничестве друг с другом.

— Учить детей анализировать, сравнивать варианты выразительной передачи образа,

— Развивать музыкальный и поэтический слух, чувство ритма, музыкальную память.

— Использовать новый метод и приёмы для удовлетворения потребности детей в творческом самовыражении

Основная часть

Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Букатов. Драмогерменевтика – наука понимания, подразумевает творческое применение полученных ранее знаний, умений, навыков.

В основе лежит социоигровой стиль обучения. Социо – означает небольшими группами, игровой – означает неформальный, увлекательный, интересный детям. Имеется ввиду сопряжение социоигровой педагогики и экзерсиса классической герменевтики. Что такое экзерсис классической герменевтики – это основа балета (различные виды ходьбы, бега, доступные детям, элементы экзерсиса – плие, батман, пике, балансе…, композиции перестроения, выполняемые в определённых позициях)

Пример. Дети слушали «Времена года. Июль, песня косаря», музыка П.И.Чайковского. Назначается, по желанию, режиссёр. Он отбирает актёров и излагает придуманный сюжет (историю), слушая музыку, определяет действия актёров в данной части музыкального произведения, или музыкальной фразы. Разыгрывается музыкальный спектакль, в котором режиссёр должен объяснить, куда идёт актёр, зачем и что делает, показать, как делать. Главное условие – действие должно длиться столько, сколько звучит музыка. Дети разыграли целый спектакль: на вступление вышли косари, взяли косы, построились ровными рядами, чётко, ритмично имитировали движения косарей, девочки вязали колоски, укладывали снопы, все действия закончились точно с окончанием произведения.

Использование этого метода невозможно без предварительной работы. Такая работа была проведена мною в сентябре месяце. Я проводила музыкальные занятия по проекту «Вот он, хлебушко душистый». Дети познакомились с тем, как растили хлеб в старину, и как растят сейчас, вместе с родителями инсценировали белорусскую сказку «Лёгкий хлеб». Дети два года занимались в хореографическом кружке, который я вела, используя экзерсис по методике Т. Ф. Кореневой.

Используя полученные знания, дети предлагали разные варианты инсценирования произведения П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Так, по мнению другого ребёнка-режиссёра, на музыкальное вступление пьесы один из косарей должен был посмотреть на небо, потому, что если собирается дождь, то косить нельзя, сжатые колоски намокнут и сгниют.

Заключение.

Результат – произведение стало любимым, дети просили играть снова и снова. Запомнили название произведения, автора, каждую часть, каждую фразу. То есть, усвоили, предлагаемый педагогом материал, в игровой форме, без принуждения, с удовольствием, с большой заинтересованностью, с желанием. Дети научились видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать, дружить. Драмогерменевтика направлена на формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения. Метод «Драмогерменевтика» развивает у детей дошкольного возраста музыкально эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать характер музыкального произведения, через воспитание способности создавать музыкальные образы, через воспитание способности эстетически переживать музыку, излагать свои мысли, чувства.

Список использованной литературы.

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2014г Статья Г. В. Кузнецовой «ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя»
  2. Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Организация: МАДОУ д\с №66

Населенный пункт: Белгородская область, город Белгород

На часах 07:30, а значит – скоро здание детского сада заполнится веселым детским смехом, дружным топотом маленьких ножек и звонкими голосами моих воспитанников. Впереди целый день очень сложной и кропотливой работы.

Я стою в коридоре своей группы и с нетерпением жду своих детей. Да-да, своих детей! Ведь когда работаешь с ними каждый день, знаешь об их переживаниях, наблюдаешь за их привычками и удовлетворяешь их любопытство, они становятся родными.

Каждый день я смотрю в любопытные глазки своих воспитанников и понимаю, что на мне лежит очень важная ответственность – научить их ориентироваться во взрослой жизни, рассказать, как устроен мир, и ответить на тысячи вопросов «Почему?»

«Обучаясь учусь», – сказал древнеримский философ Сенека. Каждый педагог уверен в этой непреложной истине. Прежде чем самому научить чему-то ребенка, нужно быть компетентным в этом вопросе. Мне постоянно приходится расти и совершенствоваться вместе с детьми, вместе с ними познавать что-то новое и учиться не останавливаться на достигнутом.

Современные требования ФГОС выдвигают новые требования к воспитателю. Он должен быть активным, творческим, креативным, уметь адаптироваться в новых условиях. Конечно, сразу такой личностью стать не возможно, это требует множества профессиональных усилий, но и раскачиваться долго эта профессия не позволит, ведь для развития детей важен каждый момент, упустить который воспитатель не в праве.

Как учить, чтобы воспитать энергичного и грамотного человека, неравнодушного и ответственного, как развивать в ребенке любознательность и не сломить его интереса к новым знаниям, как развить в ребенке устойчивую жизненную позицию и как заставить его научиться отстаивать свои интересы? Этими вопросами я задаюсь каждый день. Этим вопросам и посвящена тема моей статьи «Нестандартные занятия в ДОУ».

В начале XX века советскими педагогами были выведены основные педагогические принципы обучения детей дошкольного возраста. Эти принципы во многом переняла современная российская педагогическая система. Педагоги считали, что обучение должно опережать уровень обучения ребенка, забегать вперед. В деятельности любого педагога должны быть задействованы основные принципы обучения:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип осознанности;
  • принцип индивидуального подхода.

Следуя этим принципам, воспитатель может создать все условия для успешного развития ребенка. Помочь правильно преподнести материал педагогу помогут неклассические средства обучения, такие как кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, конкурсы, игровые занятия и КВН (по классификации Н. В. Тимофеевой и Ю. В. Зотовой). Рассмотрим некоторые методы подробнее.

Кружковая работа – важна для любой возрастной группы. Дети учатся работать с различными материалами, у них развивается мелкая моторика и наблюдательность. Сказкотерапия помогает сформировать основные нравственные качества, позволяет детям проявить фантазию и артистичность. Игровые занятия и КВНы учат отвечать за свои поступки и работать в команде.

Традиционные занятия для меня в прошлом, так как я считаю, что для успешного развития ребенка необходимы нетрадиционные подходы к обучению. В своей статье я приведу несколько примеров нетрадиционных занятий, которые я провела в своей группе.

Занятие № 1

Знания о геометрических фигурах дети получают еще до прихода в детский сад. Поэтому задача воспитателя на занятиях, посвященных этой теме, не только преподнести новый материал, но и закрепить уже существующие знания.

Подготоваливая занятие по теме «Геометрические фигуры», я ориентировалась на то, чтобы научить детей работать в команде, правильно принимать решения, логически мыслить и правильно выражать свои мысли. Занятие было разделено на три части – теоретическая, практическая и закрепляющая.

В теоретической части ребята воспроизводили стихотворения об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике), выполняли несложные задания по теме. Во второй части дети разделились на две команды, которым предстояло выполнить задания сложнее. В заключительной части я предложила детям просмотреть мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом». В ходе просмотра мультфильма ребята узнали о новых геометрических фигурах – овале, ромбе, трапеции, параллеограмме, прямоугольнике и шестиугольнике. В конце занятия я похвалила всех ребят за хорошо проведенное время.

Занятие проходило в младшей дошкольной группе. Возраст – 2-3 года.

Тема: «Геометрические плоские фигуры»

Цель: сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение находить различия и общие признаки геометрических фигур.

Материалы для занятия: набор карточек Домана, карандаши, листы бумаги формата А 4, ватман, краски, видеомультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом», фетр, ножницы, набор пластмассовых палочек, бибабо (перчаточная кукла-заяц).

Ход занятия:

1. Учим геометрические фигуры по стихам:

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый, словно диск луны,

Встаем с детьми в круг. Хором повторяем стихотворение. Затем каждый ребенок приводит примеры предметов, похожих на круг (тарелка, колесо, мячик, солнце, часы, пуговица).

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых –

Ребята хором повторяют стихотворение. Каждому ребенку раздаются лист и карандаш. Задание – нарисовать треугольник.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Последнее слово дети повторяют хором. Ребятам предстоит из пластмассовых палочек сделать разноцветные квадраты.

Предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами окончено. Впереди – закрепляющее игровое занятие.

2. Игровое занятие на закрепление материала:

Основной сюжет игры: дети вместе с зайчиком Почемучкой отправляются в сказочную страну геометрических фигур.

Воспитатель разделяет детей на две одинаковые команды. Педагог надевает на руку куклу-зайчика, который вместе с ребятами будет закреплять материал о геометрических фигурах.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня вместе с любопытным зайчиком Почемучкой мы отправимся в занимательную страну геометрических фигур, но в нее не так-то просто попасть, нужно для начала поиграть. Готовы?

Задание № 1. Перед началом занятия воспитатель ставит на видные места геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). В таком случае можно применить карточки Домана. Дети должны собрать их. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку (на фишке нарисованы геометрические фигуры).

Задание № 2: Перед ребятами лежит ватман и вырезанные из цветной бумаги фигуры. Задача – составить из фигур 5 домиков. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 3: Воспитатель раскладывает на полу разноцветные геометрические фигуры. Задача – пройти только по зеленым треугольникам, затем по желтым квадратам, и напоследок – по красным кругам. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 4: Каждой команде достается по два листа с нарисованными фигурами. На одном из них недостает одной фигуры. На следующих листах одна фигура лишняя. На последней паре листов некоторые фигуры раскрашены разными цветами. Дети должны их найти. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Игра окончена. Ребята все вместе попадают в страну геометрических фигур. Теперь им предстоит сделать последнее задание – вырезать из кусочков фетра фигуры (круг, квадрат и треугольник).

3. Последний, закрепляющий этап занятия:

Дети смотрят мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры с паровозиком Чух-Чухом». Вместе с воспитателем обсуждают историю, рассказанную паровозиком, отвечают на вопросы по мультфильму: какого цвета был круг, квадрат, треугольник, о каких новых геометрических фигурах они узнали, чем овал отличается от круга и чем они похожи, чем отличается прямоугольник от квадрата.

Хронометрах: 30 минут.

Занятие № 2

Второе занятие посвящено устному народному творчеству и сказкам известных писателей. Главной моей целью при проведении этого занятия стало желание приобщить детей к сказкам, научить их правильно воспринимать информацию и вызвать интерес к фольклору. Занятие проходило на протяжении всего дня.

Ход занятия:

Утро

Дети приходят в детский сад. Воспитатель обращает их внимание на то, что в группе кое-что изменилось: появились новые игрушки, на самых видных местах лежат книги со сказками, на стенах развешаны картины с изображением героев сказок, в углу комнаты стоит кукольный театр, на дверях шкафчиков висят раскраски с изображением сказочных персонажей.

Далее воспитатель сообщает детям, что они попали в страну сказок, а чтобы подружиться с ее жителями им предстоит отправиться с ними в увлекательное путешествие. Для начала нужно сделать зарядку. Детям предстоит сделать движения, имитирующие разных персонажей русских сказок: дедушка из «Репки», мышку из «Курочки Рябы», зайчика из «Заюшкиной избушки».

В процессе подготовки к завтраку необходимо вместе с детьми выучить отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Во время завтрака помощник воспитателя предстает перед ребятами в образе бабушки из сказки «Волшебный горшочек» Ш. Перро. Она предлагает им вспомнить волшебные слова, чтобы горшочек стал варить кашу.

День

Перед прогулкой дети вспоминают основные сюжетные линии сказки «Колобок». Рассказывают ее сюжет и последовательность эпизодов. Это научит детей освоить принципы фразовой речи.

Во время прогулки на руке учителя появляется бычок из сказки «Смоляной бычок». Воспитатель обращает внимание детей на то, что персонаж настолько грязный, что может приклеиться к чему угодно. Далее он имитирует приклеивание и обращает внимание на то, что нужно быть аккуратным и следить за своей одеждой.

Во время прогулки можно имитировать разные сказки. К примеру, выстроиться в хоровод и спеть песню из «Колобка», сыграть в ролевую игру по сюжету известной сказки или слепить из песка любимого персонажа.

Вечер

После сна воспитатель предлагает детям найти всех персонажей сказки «Теремок», которые спрятались в комнате. Далее дети должны разложить их в том порядке, в каком они появились в доме Мышки. После игры ребятам предстоит сделать аппликацию по мотивам сказки «Маша и три медведя».

Далее воспитатель может предложить детям командную игру. Дети делятся на две группы, которым необходимо будет ответить на все вопросы викторины, вместе нарисовать сказочного персонажа и найти туфельку «Золушки».

Перед уходом домой ребенок забирает раскраску, которая висит на дверце его шкафчика.

На следующий день из разрисованных раскрасок будет создана выставка.

Считаю, что неклассические занятия в дошкольном учреждении делает обучающий процесс интересным, легким и результативным. Дети с легкостью воспринимают полученную информацию, с интересом раскрываются навстречу новым знаниям и с нетерпением ждут новых занятий.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С. 46
  2. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997.
  3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций – М.,1992, ч.2. Теория обучения (Дидактика).
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры // Основная единица развернутой формы игровой деятельности. - М., 1978.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников»

Воспитатель: Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

    Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

    КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

    Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

    Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

    Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

    Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

    Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

    Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

    Игры-путешествия.

    Сказки.

    Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

    Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

    Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

    Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод:

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.