Для тех, кто читает с детьми народные сказки. Ступка с пестиком – обязательные атрибуты любой кухни Для чего применялась ступа деревянная

Несмотря на все разнообразие современной бытовой техники, предназначенной для использования на кухне, ступка с пестиком имеются практически в любом доме. И это не только дань традициям приготовления пищи, но и банальная необходимость. Опытные хозяйки знают, что специи, растолченные в ступке, придают любому блюду более насыщенный вкус и аромат. Измельченные перед самым приготовлением продукты сохраняют все свои питательные вещества.

Ступка с пестиком могут быть изготовлены из многих природных материалов: дерева, гранита, мрамора. Некоторые производители для своих изделий используют различные металлы. Итак, вы решили, что на вашей кухне должны быть ступка с пестиком. Как выбрать наиболее подходящие именно вам? Решая задачу приобретения ступки с пестиком, в первую очередь необходимо определиться, для чего именно вы будете их использовать. Так, деревянная ступка - это не самый удачный выбор, если вы планируете растирать в ней влажные пряности и специи, поскольку материал, из которого она изготовлена, будет впитывать вещества, входящие в их состав. Следует выбирать изделия из твердых пород древесины, созданные из цельного куска. На их поверхности постепенно образуется пленка, препятствующая проникновению химических веществ в волокна материала. В такой ступке можно не только растирать, но и интенсивно толочь специи.

Наиболее универсальными являются ступка с пестиком, изготовленные из мрамора или гранита. Именно такие предпочитают профессиональные повара. Основными их преимуществами являются устойчивость к любым механическим воздействиям, отсутствие реакции на кислотные соединения и В такой ступке можно измельчить практически все сухие продукты, травы, специи. В ней также можно приготовить пасту или приправу на масляной основе.

Ступка с пестиком из природных камней (сердолика, гранита, агата, халцедона, оникса) подходят для растирания самых агрессивных приправ. При этом нельзя использовать ударный метод измельчения, а следует только растирать специи.

Ступка фарфоровая с пестиком не впитывают влагу и запах, легко очищаются, устойчивы к кислотам. Основным их недостатком является хрупкость самого материала. При работе с такой ступкой можно только растирать специи, а не толочь их.

Металлические изделия считаются практически вечными. Наиболее стойкие из них - мельхиоровые и латунные. Нержавейка влагостойка и почти не впитывает запахи. Чугунные ступки быстро ржавеют, поэтому в них измельчают только сухие специи. Бронзовые изделия быстро портятся от постоянных ударов, поэтому они больше подходят для растирания приправ.

Помимо выбора материала, необходимо внимательно отнестись к форме самой ступки. Так, например, для растирания орехов и трав больше всего подходит низкая посудина. У нее должно быть плоское или слегка закругленное дно. При растирании продуктов в этом случае они превращаются в порошок. Более крупные и объемные специи легче измельчать в высоких и немного зауженных ступках. В них продукт не будет превращен в самую мелкую пыль.

Небольшие по объему ступки отлично подходят для приготовления ароматических масок, питательных смесей для волос и ногтей.

Основные требования к качественному изделию: высокая плотность и прочность материала, удобная форма, пластичность (при деформировании материал не разрушается), химическая стойкость.

Ступай в пест!

Тысячи лет назад в общеславянском языке произошла удивительная и странная ошибка…!

Исторический факт, что одними из первых орудий труда были СТУПА и ПЕСТ. До нынешних пор известно, что ступа стоит неподвижно, а пест падает сверху, превращая зёрна в порошок. Но названия этих двух предметов по системе образования древнего языка должны быть другими.

Методом типизации определим значение слова ПЕСТ. Что означает дифтонг ПЕ в других словах? Назовём вещи из древнего быта: ПЕлёнка, ПЕлена, Плен, где Е утрачено, ПЕтля, ПЕ-нёк – ПЕ-НОКО - препятствие для ног (Ъ заменил О, Ь – Е), ПЕна, ПЕнка, ПЕро – покрытие птицы, ПЕ-сок, где ПЕ – пелена, сокъ – сочиться, ПЕчь – ограждение огня, ПЕщера – укрытие … В словах, в которых произошло озвончение и фонема Л перешла в Р: берег – ПЕ-ЛЕКО – препятствие или ограждение реки, береста – ПЕ-ЛЕСТО – лесная пелёнка, защита, белена - ПЕлена – застилающая ум, бельмо – ПЕлено, берлога – ПЕЛЕ-ЛОКО – укрытие зверя…

Как видим, все слова с дифтонгом ПЕ означают ограждение, защиту, препятствие, окружение, покрытие. По логике и в слове ПЕСТ – ПЕСТЪ – ПЕСТО должно означать то же значение. ПЕ – ограждение, СТО – стоящее. Ограждение от того, чтобы зерно не разлеталось, не рассыпалось.

Теперь рассмотрим слово СТУПА, где СТ – стоящее, У – сужение, ПА – падающее. Подобно слову СТРЕЛА, где СТ – стоящая, ЛЕ – летящая.

Пест вначале замирает, затем падает в одну «узкую» точку. Есть аналог этому понятию – слово СТУПАТЬ. Нога исполняет ту же функцию, но вначале на землю падает пятка. В слове СТОПА уже СТО, где слово означает большую площадь, чем пятка человека. «СТУПАЙ!» и слово СТУПОР тоже примыкают к понятию СТУП. И слово СТУК - тоже примыкает к этому «точечному» звуку.

Всё это подтверждает, что ПЕСТ выполняет функцию СТУПЫ и наоборот!

Путаница произошла, возможно, ещё в доисторическом общеславянском языке. До нашего времени она содержится во всех славянских языках. А вот в лексике литовского и латышского языков ПЕСТ – стоящее, а СТУПА – падающее. Два первобытных слова говорят о многом: об общности и разобщённости славянского и балтийских языковых путей. Тоже факты истории. В литовском языке много совпадений доисторических морфем со славянскими, но это тема другого исследования.

Впрочем, интимная русская лексика, которая, естественно, несёт в себе более древние корни, чем названия кухонной утвари, также сохраняет слово «песта» в «литовском» значении. Как мы знаем из школьного курса ботаники, пестик в растениях также является «женским» органом размножения.

По какой причине названия предметов славян сменились – гадать не станем.

Этот пример наводит на мысль, что названия не сразу закрепились в слове. Известный языковед и философ В. Гумбольт основой языка считал СЛОВО. Он утверждал, что понятие не может отрешиться от слова, как человек не сможет скинуть своей физиономии.

Феномен СТУПЫ и ПЕСТА опровергает это утверждение: понятия ступа и пест поменялись своими «физиономиями». В таком обличье они живут и поныне. Это не мешает славянам тысячи лет толочь пестом в ступе. Впрочем, возможно, это то исключение, которое подтверждает правило.

Конечно, говоря о ступе, мы не можем не вспомнить таинственную строчку А.С. Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой». Здесь нет и намёка на то, что ступа – это своего рода «транспортное средство», на то, что это вообще – ёмкость. Возможно, Пушкин знал о путанице названий предметов и сознательно ввёл этот движущийся образ: ступа – ступает. Именно ступа здесь – главный герой, а Баба-Яга лишь рядом, с нею. Не есть ли «пушкинская» ступа – та самая костяная нога, с которой ассоциируется эта мощная бабка?

Однако талантливый художник Иван Билибин, первым иллюстрируя пушкинскую сказку «Руслан и Людмила» в 1908 году, задал образный мотив: баба-яга, летящая в ступе. И с той поры так и повелось. Хотя у автора образ несколько иной.

Сквозь призму этого знания иначе понимается и убийство отца сыном в «Братьях Карамазовых». Случайно ли орудием преступления на почве ревности стал не нож, не топор, а именно пест? Женское и мужское здесь смешалось. У Достоевского нет ничего случайного.

Подробнее об истинной этимологической теории русского языка читайте на сайте: http://lingvisty.jimdo.com/

Библиография:

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 1. Генетика слова Издание второе: переработанное и дополненное. Челябинск, ЧПО «Книга», 2011 г.

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 2. Этимологический словарь. Анти-Фасмер. Челябинск, ЧПО «Книга», 2009 г.

- (санскр. макушка, куча земли, камней), в буддийской архитектуре монументальное символическое и мемориальное сооружение; хранилище реликвий. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы, позже башнеобразные (Вьетнам, Китай),… … Художественная энциклопедия

ступа - >). 3 2 вв. до н.э. /> Ступа №1 в Санчи (). 3 2 вв. до н.э. Ступа №1 в Санчи (). 3 2 вв. до н.э. ступа (,) в Индии, Непале, Средней Азии культовое буддийское символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы; глинобитное … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (на санскрите макушка, куча камней, земляной холм) в Индии, Непале, Средней Азии культовое буддийское символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы; глинобитное, нередко облицованное камнем или каменное. Ранние ступы… … Исторический словарь

1. СТУПА, ы; ж. Тяжёлый (металлический, деревянный или каменный) сосуд, в котором толкут что л. пестом. Насыпать проса в ступу. Толочь зерно в ступе. Толочь воду в ступе (разг.; заниматься никчёмными, пустопорожними разговорами, бесполезным… … Энциклопедический словарь

Ехать ступой: шажком, менее трех верст в час (Даль, ступать) См … Словарь синонимов

Ступа - №1 в Санчи (Индия). 3 2 вв. до н.э. СТУПА (санскрит, буквально куча земли, камней), в индийской и непальской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. С первых веков до нашей эры известны полусферические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СТУПА, ступы, жен. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором размельчают, толкут что нибудь пестом. ❖ В ступе воду толочь см. толочь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (санскр. Stupa s = хохол, макушка, мавзолей) один изглавнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. Насвященном языке буддистов пали С. называется thupa. С. частонеправильно отожествляют с дагобами (измененное палийск.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (санскр. букв. куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные,… … Большой Энциклопедический словарь

- (евр. медоха пестик и махтеш углубление), деревянное, каменное или металлич. приспособление для растирания (измельчения, толчения) зерна (Притч 27:22)или иных пищевых продуктов (напр., см. Манна, Чис 11:8). С. состоит из пестика на длинной ручке … Библейская энциклопедия Брокгауза

I ст упа ж. Тяжелый массивный сосуд, в котором толкут что либо пестом. II ст упа ж. Монументальное культовое сооружение в индийской архитектуре. III ступ а ж. устар. Тихая, неторопливая походка, поступь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Там ступа с Бабою Ягой , Николай Тёмкин , Из заколдованной страны Лукоморье на волшебный мобильник Алёши Попова, следователя по особым сказочным делам, поступает сигнал о помощи. По случайному стечению обстоятельств телефон оказался… Категория:

СТУПА С ПЕСТОМ. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина - 50 см, диаметр - 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика - пестом. Это особенно ярко проявлялось в шутках подгулявших на свадьбе гостей, в частушках эротического содержания.
В связи с такой символикой ступа с пестом широко использовалась как атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутит вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным. В южнорусских губерниях в день венчания женщины, налив воду в ступу, толкли ее пестом, имитируя половой акт, который должен состояться между женихом и невестой. Распространены по всей России.
СТУПКА С ПЕСТИКОМ. Приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т. п. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.

Макс Фасмер

ступа I.

Укр., блр. ступа, др.-русск. ступа, цслав. (XIV в.) болг. стъпа, сербохорв. словен. чеш. stoupa, польск. stępa, в.-луж., н.-луж. stupa. || Праслав. заимств. из др.-герм. - ср.-нж.-нем. stampe "трамбовка", англос. stampe ж., д.-в.-н. stampf; см. Мерингер, WuS 1, 8 и сл., 19 и сл.; Герамб, WuS 12, 39 и сл.; Шрадер - Неринг 2, 80; Уленбек, AfslPh 15, 491; Кипарский 266; Mi. EW 324. Невероятно предположение об исконнослав. происхождении, вопреки Зубатому (Wurzeln 17), Младенову (616), Преобр. (II, 408).

СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.

При толчении льна в некоторых районах дополнительно использовали ступу,- долбленую колоду из ствола березы или осины и деревянный пест с железной обивкой на конце. Встречались также и двойные ступы, с одного конца служившие для толчения проса, а с другого - для толчения льна. Использовали ступу и для мытья (толчения) холста. Подобные долбленые ступы имелись в каждом крестьянском доме .
В славянской традиции ступа с пестом наделялись ярко выраженной эротической символикой Они осмыслялись как соитие, соединение мужского (пест) и женского (ступа) начала, отсюда - широкое использование их в свадебной обрядности. Молодую заставляли толочь воду в ступе до тех пор, пока она не выплещет всей воды, испытывая тем самым ее характер. В некоторых местах ступу во время свадьбы рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В последний день свадьбы родителей новобрачных «венчали» вокруг ступы. Известен обряд, при котором сваха , прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!»12.
Активно использовалась ступа и в народной медицине. Считалось, что в ней можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое, заморить под ней лихорадку. В Новгородской губернии «толкут в ступе пестом снятую с больного ребенка рубашку»13.
В русских народных сказках Баба Яга летает «в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает». В северно-русской сказке человек валится на землю и превращается в камень от удара пестом Бабы Яги . В некоторых местах детей пугали Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест»14.
В русских народных загадках ступа с пестом также имеют эротическую окраску:
Маланья толста, Сухой Матвей Привязался к ней - Не отвяжется15.
Еще чаше ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» (дурак), «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела» и т. д.

12 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. М., 1995.- С. 22.
13 Торэн М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.- С. 402.
14 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., ЭллисЛак. 1995.- С. 306-307.
15 Русский эротический фольклор. М. Ладомир. 1995.- С. 414-415.

Pilon de pharmacien Instrument pour broyer les médicamentations.

Pilon de mortier Instrument dont on se sert pour piler quelque chose dans un mortier. Pilon de fer, pilon de fonte, pilon de bois.

Предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине. С. символизирует собой сексуальное женское начало, а П. - мужское. По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая, войдя в дом мужа, должна присесть и на П., и на С. В шуточной песне из Орловской губ. дед предлагает бабе лечь на кровать: «Твоя ступа, мой толкач,/Я засуну, ты не плачь!» Откровенно эротический характер имеют славянские загадки о С. и П., например: «- Баушка белянка! / Что у те за ямка? / - Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба С. и П.: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу». В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас». В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях С. и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала С., приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней С., выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы. На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть С. и жернова. В связи с этим, приезжая к жениху, пели: «Выды, маты, подэвы, / Што мы тоби прывэзлы, / Ой, ци жорна, ци ступу, / Ци невисту-залупу!» (Волынская обл.). Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг С.; каравай делили на С., поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на С. В украинском Полесье на свадьбе С. рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг С.; при этом в С. наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход С. сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг С., изображающей аналой. У русских, украинцев и сербов С. часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под С. и говорили: «Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!». Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой С. и сказать: «Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали». В севернорусских заговорах от детской бессонницы: «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила С., со злостью толкала ее и произносила: «Я^табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится. По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из С., три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а С. нужно оставить перевернутой на ночь. В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть С. кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец С., П. и кувшины, чтобы вызвать дождь. Бытовое использование С. и П. регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь П. в С., иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также С. открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в С. и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в С. или в жерновах. В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями... служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой... Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком». В украинской сказке из Черниговской губ. самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на П. По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не щу на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю». По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют». В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную С., толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом. Лит.: Топорков А.Л. Откуда у Бабы-яги ступа?//Русская речь. 1989. №4. А.Л. Топорков