Картотека «Оздоровительные упражнения» для детей старшего дошкольного возраста. Оздоровительные игры и упражнения в работе доу Оздоровительные игры

«Здоровье великое дело, как для того кто им пользуется, так и для других» Томас Карлейль.

Нет ничего важнее для родителей, чем здоровье его ребенка. Каждый из нас старается сделать все возможное, чтобы уберечь ребенка от болезни. Но не всегда это получается.
Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только спадает период обострения заболевания, нам на помощь приходят давно, забытые игровые упражнения и игры, автором которых является А.С.Галанов.
В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугами и сформировать правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям.
Ребенка практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения; должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это нравится. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у взрослых. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к ним больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Радость и эмоциональный подъем способствует скорейшему выздоровлению ребенка.
В картотеке игр Галанова (используемых в практической работе с детьми) подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:
болезни дыхательной системы (при заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание);
респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит;
общие бронхолегочные заболевания;
болезни сердечно – сосудистой системы;
аномалии прикуса;
нарушение осанки;
плоскостопие.
Игры после перенесенных инфекционных заболеваний и др.
Общие рекомендации для проведения игр и критериями усталости организма:
для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки;
· продолжительность игры до 10-15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением;
· игры следует комбинировать и сочетать;
· желательно проводить игры по нескольку раз в день (3 – 4 р);
· игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру;
· следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила;
· необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.
Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки.
Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы!
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на практике игр ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом
Пастушок дудит в рожок
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Рожок, дудочка.
Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

Король ветров
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Вертушка или шарик.
«Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).
Бульканье
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики 4).
Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Взрослый, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку (трубочку), чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью выполнения задания. После того, как каждый из детей попробовал, по команде взрослого все дети начинают выполнять одновременно задание (вдох воздуха и длительное бульканье).
Чей шарик дальше?
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Стол, 2 теннисных (малых) мяча, 2 кубика, ленточка.
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается мяч. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там где мяч остановился, напротив ставим кубик (отметку). Побеждает тот участник, чей мячик за 3 попытки укатился дальше.
Кто самый громкий?
Тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Фанты – жетоны.
Взрослый показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм..», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм…» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Игра повторяется несколько раз (прижимая правую, левую ноздрю поочередно). Фант получают правильно выполнившие задание.
Перышки
Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепления мышц рта.
4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 – 4 перышка.
Между стульями натянуть веревку с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются на против перышек на расстоянии 50 см. от них.
По сигналу взрослого, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда у которой перышки слетят быстрее.
Игры с аналогичным содержанием и действием:
«Сдуй шар»
Определение силы дыхательных мышц.
Помпоны или бумажные шары.
Дети строятся на одной линии. Поставьте ладошку. Я каждому положу легкий помпон. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на помпон. Отметить, чей помпон улетел дальше всех? Обязательно выделить детей у кого помпон улетел далеко.
«Воздушный футбол»
Сдвинуть вместе 2 – 4 стола, трубочки для коктейля, мяч для настольного тенниса.
Дети делятся на 2 команды. Первая команда размещается по одну сторону стола, вторая – по другую. Стык столов – граница поля. По центру столов педагог кладет шарик от настольного тенниса. Дети дуют на него через трубочку, стараясь задержать мяч на стороне противника.
Усложнение в игре: забить гол в игре.
Игра продолжается пока дети не устанут.
Морской бой.
Таз с водой, 2 корабликами (оригами), трубочки для коктейля.
Задание: управлять корабликом могут только через трубочку, необходимо сбить корабль соперника, ведется счет.
Практическое использование апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей позволяет поддержать физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей.

Гандабеско Т.В.

Игры способствуют созданию здорового образа жизни и оздоровлению.

ЦАПЛЯ

Все разулись. Можно надеть кроссовки или кеды. Встали в круг так, чтобы видеть друг друга (Гонг). Объявляется конкурс на лучшую цаплю. Сейчас каждый из вас должен встать на одну ногу. Другую ногу при этом нужно согнуть в колене и прижать ступней к бедру другой ноги как можно выше. Руки положите на пояс. В таком положении нужно продержаться как можно дольше. Глаза при этом закрыты. Ведущий определит, кто из вас дольше всех может находиться в таком состоянии. Итак, по удару гонга вы встаете на одну ногу, а другую, согнув в колене, прижимаете к бедру. Приняв эту позу, вы закрываете глаза и стараетесь оставаться в ней как можно дольше. Внимание, начали (Гонг, пауза 20 сек). Ведущий определите, кого из участников можно назвать самой стойкой цаплей. Тех, у кого хорошо получилось это упражнение, можно поздравить - ведь у них хорошо развиты и вестибулярный аппарат, и мышечная система, и способность к концентрации внимания. Итак, ведущий оцените результаты игры (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг).

ОБРУЧ

Встали прямо, ноги шире плеч, руки на пояс. Сейчас мы будем крутить на бедрах воображаемый обруч, хула-хуп. Это упражнение поможет вам восстановить и сохранить гибкость позвоночника, молодость и грацию. Это упражнение полезно выполнять после длительной однообразной работы. Итак, встали прямо, руки на пояс. Будем вращать на бедрах воображаемый обруч. Амплитуда вращения - максимальная. Внимание, начали1 (Гонг, пауза 50 сек). Спасибо Ведущий оценит, насколько легко и свободно вы выполнили это упражнение и, самое главное, насколько велика была амплитуда кругового движения, какова ваша гибкость в области позвоночника. Итак, слово ведущему (Гонг). Спасибо, игра окончена. (Гонг).

СКАЧКИ

Встали, ноги шире плеч. Наклоняемся вперед и упираемся руками в пол, при этом руки и ноги должны быть прямые. Объявляем начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки попробуем сначала идти шагом. Итак, ходьба на месте как бы на четырех конечностях Внимание, начинаем (Гонг, пауза 20 сек). Спасибо. Ходьба на четырех конечностях получается у вас хорошо. А теперь приступим к самому соревнованию, к скачкам Скачки тоже будут происходить на месте Ваша задача - бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. Ведущий будет внимательно следить за ходом скачек, оценивая резвость скакунов, их выносливость и грациозность. Итак, начинаем скачки (Гонг, пауза 1 мин). Спасибо, скачки закончены. Ведущий назовет призеров нашего забега. А мы пока можем обрадовать всех участников наших скачек, поскольку в этом забеге вы смогли основательно промассировать, протрясти ваши внутренние органы и укрепить костно-мышечную систему конечностей. Итак, слово ведущему (Гонг). Благодарим вас за участие. Игра окончена (Гонг).

Уметь владеть своим состоянием, настроением, эмоциями - это значит уметь работать с высокой отдачей и без устали. Предлагаем ряд игр и упражнений по системе психической саморегуляции состояния.

ПАРАШЮТИСТ

Сейчас мы с вами потренируемся в прыжках с парашютом. Руки полусогнутые в локтях, поставили вперед на уровне пояса, при этом руки сжимают воображаемые стропы парашюта. Наш прыжок с парашютом будет заключаться в том, что парашютист, не переставая сжимать стропы, подпрыгивает вверх как можно выше. При этом носки ног нужно оттягивать вниз, чтобы приземление парашютиста произошло как можно мягче. При приземлении ноги должны работать как пружины. Для этого вам придется завершить приземление мягким и глубоким приседанием. Не останавливая движения, из положения сидя на корточках вы начинаете следующий прыжок, подпрыгиваете как можно выше, оттягивая носки и плавно приземляясь на корточки. Так несколько раз - кто больше. Ведущий следит за прыжками Внимание, начали. (Гонг, пауза 45 сек). Спасибо. Можно отдохнуть, промассировать мышцы ног, если они у вас заболели. Ведущий прокомментирует ваше выступление и отметит самых искусных парашютистов. Такое упражнение укрепит мышцы ваших ног, связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Это профилактика возможных падений на улице, например, в гололед. Итак, ведущий, пожалуйста, назовите лучших парашютистов. (Гонг). На этом упражнение закончено Спасибо (Гонг).

БОРЬБА

Внимание, разбейтесь на пары (Гонг, пауза 15 сек). Сейчас в каждой паре вы померяетесь силой. Для этого сели напротив друг друга Каждый из вас поставил правый локоть на колено. Теперь оба партнера соедините ладони правой руки. Каждый из вас теперь будет пытаться сильно нажимать на руку своего противника. В отличие от традиционной борьбы за столом, когда стоит задача положить, прижать к столу руку противника, мы будем стремиться к тому, чтобы при сильном нажиме со стороны обоих партнеров их руки оставались неподвижными, сохраняли свое положение в одной плоскости.Ведущий проконтролирует, у какой пары это получается. Итак, сели друг напротив друга, правые руки локтями на коленях, противники упираются ладонями, напряжение очень сильное, но руки ни на сантиметр не отклоняются от исходного положения. Внимание, начали (Гонг, пауза 1 мин). Спасибо. Ведущий, оцените исходы поединков (Гонг). Благодарим вас. Игра окончена (Гонг)

ПЛАВАНИЕ

Сели в кресло или на стул так, чтобы ваша спина не касалась спинки Руки поставьте локтями на колени. Сейчас мы будем имитировать движения пловца. Плавать мы будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные, изящные. Ведущий будет оценивать красоту и стремительность ваших движений. Итак, локти на коленях, сейчас мы будем имитировать плавание стилем брасс. При движении руками вперед спина прогибается как можно сильнее Начали" (Гонг, пауза 30 сек). Спасибо. Заканчиваем заплыв. Это упражнение помогает избавиться от лишних жировых отложений в пояснице, делает более гибким позвоночник. Слово ведущему - пусть он оценит сейчас самых успешных участников заплыва (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг).

РУКОПОЖАТИЕ

Это упражнение лучше проделывать стоя. Сейчас мы проделаем рукопожатие, но рукопожатие не совсем обычное Ваша задача - соединить ладони левой и правой рук за спиной. При этом локоть правой ладони смотрит вверх, а локоть левой ладони - вниз. Сначала попробуйте в таком положении просто дотянуться друг до друга пальцами правой и левой руки. Бели пальцы обеих рук соприкоснулись, попробуйте переместить руки еще дальше назад, соединив ладони в рукопожатии. Итак, локоть правой ладони - вверх, локоть левой ладони - вниз, соединяем ладони за спиной. Пожалуйста (Гонг, пауза 20 сек). Хорошо. Сейчас мы повторим это упражнение, поменяв расположение рук. Ведущий будет оценивать, насколько далеко вам удалось продвинуть руки назад, на сколько прочным оказалось рукопожатие. Пожалуйста (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Аленушка» с. Едрово

ОПЫТ РАБОТЫ

«Оздоровительные игры для детей дошкольников»

Выполнила: воспитатель

2010 – 2011 уч. год

Оздоровительные игры для детей дошкольников.

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В документах Организации Объединённых Наций, международного права подчёркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольников. В Декларации прав ребёнка игра провозглашена неотъемлемым правом ребёнка. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание детей, так и педагогами ДОУ. В ритме дня у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы играть. Занятия в игровой форме не заменяют свободной творческой игре.
В домашних условиях дети часто предоставлены сами себе. На основании анкетирования выявлено, что большинство взрослых лишь создают ребёнку условия для игр, но сами не принимают в ней участие.
К сожалению, полноценному росту и развитию ребёнка часто мешают социальные ограничения свободы его действий. Эти ограничения приводят к нездоровью.
При поступлении в детский сад значительное число детей от 20-50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы.
Всё вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей. Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определённое время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединять между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а напротив максимально упрощая её.
Именно поэтому, в своей работе по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников использую игры, которые не только лечат, но и способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять собственный творческий потенциал, поддержать положительный образ собственного «Я». Ребёнок должен выразить себя в игре, предстать таким, какой он есть. У него есть право быть самим собой, право на самореализацию.
И ещё мощнейшим терапевтическим фактором игры является эмоциональное сближение взрослого и ребёнка, когда родители в процессе игры проявляют к ребёнку внимание, любовь, заботу, ласку. Дошкольный возраст – это тот возраст, когда формируется основа здоровья на все последующие годы.
ЦЕЛЬ моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование осмысленного ценностного отношения ребёнка к движению, как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру. Формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей.
Задачи:


· Создание условий для разнообразной двигательной активности

· Обогащение представления детей о необходимости движений

· Использование адаптированных спортивных игр и упражнений

· Формирование умений и развитие физических качеств

· Побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности

· Воспитание у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками.

Ожидаемый результат.

· Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

· Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

· Овладение навыками самооздоровления.

· Снижение уровня заболеваемости.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С древних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии и др., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека, еще Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения по ассоциации вызывают определённое психическое состояние.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались также многие учёные России. Так, в созданной системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. А физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей « идеально-нормального типа». По мнению, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Научные обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности содержат работы и об отражательной роли мозга: связь функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечнополосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение является конечным выражением психического акта.
В работах и его коллег была подтверждена обратная зависимость двигательных и психических функций.
Благодаря системному подходу психологии к познанию ребёнка в комплексе всех его способностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии. Доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде мускульного панциря на теле (М. Александр Райх, М. Фельденкрайз). Поэтому для реализации задач гармоничного развития детей, педагогам важно понять, как «действует» наше тело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.
Таким образом, гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью
Итак, идеальным является гармоничное развитие всех способностей человека, однако это становится возможным при полной свободе действий.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формировании физической культуры.
Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Особое место занимает укрепление здоровья дошкольника.
Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Приспособленность - это невосприимчивость и устойчивость к патологическим (болезнетворным) и экстремальным (выходящим за пределы обычного) фактам. Становление личности ребёнка, его здоровое развитие связано с поиском равновесия и начинается с самого рождения.
Культура имеет множественный смысл: «возделывание», воспитание, образование, развитие». Исходя из этих представлений, следует, что именно посредством воспитания формируется человек как культурное существо.
Создавать культуру может только здоровый человек. Значит культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Не остаётся сомнения в том, что культура здоровья обеспечивается через образование и воспитание, и в этом особая роль отводится родителям, педагогам и обществу в целом.

Деление на компоненты весьма условно, так как они тесно связаны друг с другом. Здоровье ребёнка определяется состоянием организма и характеризуется уравновешенностью с окружающей средой. Ребёнок будет здоров, если он наилучшим образом приспособлен к условиям меняющейся среды.
Духовно – нравственный компонент здоровья.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в создании базовой культуры личности, основ гуманизма и гуманных отношений, воспитании любви к родной земле, уважении других культурных традиций.
Известный русский философ В. Соловьёв рассматривал три основополагающих чувства, характеризующих нравственное начало личности: стыд, жалость, благоговение перед святыней. Эти качества русского человека выражаются в обычаях, в быту и праздниках.
Духовно-нравственный компонент здоровья дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности , особенно в игре как ведущей деятельности ребёнка, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.
Соматический компонент здоровья дошкольника .
Личность ребёнка выступает в конкретной телесной организации: фигуре, походке, индивидуальной внешности. Среди показателей соматического здоровья человека можно выделить:


· Соответствующее принятым нормам соматического состояния;

· Достаточная двигательная активность

· Ритмичность жизненно важных процессов

· Выполнение правил гигиены.

Целью гигиенического воспитания является привитие детям гигиенических навыков, которые на уровне физического организма соответствуют навыкам психогигиены. Полезные навыки становятся привычкой. Соматическое состояние тесно связано с психикой. Внешний порядок влияет и на внутреннее состояние, формирует ясность мышления, душевный покой и уверенность.
Современному человеку свойственны малоподвижный образ жизни, гиподинамия и болезни ожирения. Тревогу вызывает недостаток движения у детей. Пиаже видит в движении основу психического и социального развития . Кто не развивает чувство равновесия в движении, тот утрачивает и душевный баланс.
Важное оздоровительное значение имеет игра. Во время игры у ребёнка есть возможность много и свободно двигаться, удовлетворяя тем самым естественную потребность в движении. Ограничение движения разрушает здоровье ребёнка, что подтверждено исследователями физиологов, гигиенистов, педагогов. Суточная двигательная активность детей дошкольного возраста очень велика. Здоровый шестилетний ребёнок совершает в день примерно 12000 – 15000 движений в пространстве.
Для достижения активного долголетия, фундамент которого закладывается в детстве, человеку необходимы регулярные посильные физические нагрузки. Важно выполнить ряд условий при организации двигательного режима детей, таких как положительный эмоциональный настрой, правильно организованное пространство, повторяемость и цикличность движений. При организации оздоровительного двигательного режима необходимо учитывать биологические ритмы (частота пульса, температура, ритм сна, бодрствование) человека и индивидуальные особенности их протекания.
Соматический компонент культуры здоровья дошкольника включает в себя хорошее самочувствие ребёнка, его двигательную активность, устойчивость к болезням, сформированность гигиенических навыков.
Психический компонент здоровья.
Под психическим здоровьем, прежде всего, понимается устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека. Современная психосоматическая медицина исследует взаимосвязь физического и психического компонентов здоровья. Быков отмечает: «Теперь мы всё понимаем, что эмоциональные воздействия могут часто оказывать во много раз больше влияния, чем какой-либо физический фактор, что слово может наносить глубокие изменения во всём организме».
У ребёнка дошкольного возраста можно выделить эмоциональный и когнитивно-образный компоненты в структуре психического здоровья. Особенностью дошкольного периода детства является наличие предметно-образного мышления у детей. Именно этот факт определяет сущность ребёнка как творческую личность, для формирования которой огромное значение имеет игровая деятельность. Игра имеет и важное оздоровительное значение. Во время игры возникают положительные и отрицательные эмоции, и они могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор. Происходит психическое «закаливание» организма, предупреждающее нарушения нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребёнка. Деятельность - эмоции - здоровье – содержит глубочайшую связь, влияет на работу мозга, что улучшает его регулирующее воздействие на деятельность всех органов и систем, прохождение биохимических процессов, повышает работоспособность, улучшает настроение, медленнее наступает утомление. Отсюда можно сделать вывод, что и педагоги, и родители должны принимать участие в игре с детьми.
Социальные и личностные компоненты здоровья .
Социальный аспект здоровья включает осознание себя как личности мужского или женского пола, познание себя и навыки взаимодействия с окружающими. Статистика показывает, что общение детей со сверстниками и с взрослыми изменилось, они стали более невнимательными друг другу, менее коммуникабельными. Родители и дети живут более интенсивной жизнью, но она проходит параллельно. Дети испытывают дефицит общения, становится замкнутыми и неоткрытыми. Растёт проблема одиночества и эмоциональной депривации. Нужно учить ребёнка общаться, сопереживать, помогать другим, что возможно только при непосредственном общении ребёнка с родителями. Целью социального развития ребёнка является формирование личности, живущего в социуме. Ребёнок учится сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и сопереживать.
Личностный компонент здоровья обусловлен тем, что для поддержки своего здоровья и здоровья, окружающих человеку необходима зрелость личностных черт, умение сосредоточится, добиваться конечной цели, управлять временем, обладать самодисциплиной, воспитывать волю и характер. Личностные черты человека закладываются в детстве.
Таким образом, можно сделать вывод: в педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В игре ребёнок осмысливает и познаёт окружающий мир, развивает интеллект, фантазию, воображение, формируется социальные качества. Подвижная игра всегда является творческой деятельностью.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребёнок делает упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создаётся возможность повторять упражнение большее количество, раз и более эффективно влияет на сердечнососудистую и дыхательную систему, а также развивать двигательные качества. Двигательные навыки и умения у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон , городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол , хоккей, футбол). У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость).

В своей работе по физическому воспитанию детей опираюсь на программу «Радуга» (, .)
Таким образом, одним из инновационных направлений, дополняющих существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста является реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса, т. е., программы обучения и воспитания в дошкольных учреждениях должны быть с конкретными рекомендациями и развивать у детей интеллектуальные ценности в физической культуре, формировать стойкий стимул у детей к занятиям и физическим упражнениям.

Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст . Это период активного накопления и использование всего арсенала движений, их вариантов и сочетаний. Этот возраст сензитивен к развитию быстроты, выносливости, мышечной силы, функции равновесия, основное внимание на развитие психофизических качеств. Ребёнку 3 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники.
Использование таких приёмов как: имитация, подражание, положительная оценка, игровые приёмы, способствуют развитию коордиционной точности и правильности выполнения движений.
В младшем дошкольном возрасте большинство игр сюжетного характера. В играх малыши отражают впечатления, комбинируют их в соответствии со своими интересами, представлениями.
Это доставляет ребёнку положительные эмоции. В младшем возрасте малыши чрезвычайно подражательны, они копируют педагога, друг друга, животных и птиц. В исследованиях Н. Полтавцевой подтверждена роль «имитации» в обучении младших дошкольников физическим упражнениям и, главным образом, в достижении достаточно высокого уровня точности воспроизведения движения.
Прежде всего, следует отметить, что этот возрастной период является временем раскрытия потенциально заложенных природой задатков детей. Если не обратить на это можно упустить время для эффективного умственного развития ребёнка и его способностей. Американский учёный Торндайк отмечает, что к трём годам жизни ребёнок проходит полпути своего умственного развития.
В этом же возрасте происходит заметное развитие образной и эмоциональной памяти. Приём и анализ информаций происходит особенно активно только при эмоциональной активации . Значит, ребёнок должен быть прежде всего заинтересован в предлагаемой работе. А помочь в этом могут образные игровые элементы.
Средний возраст 4-5 лет.
С 4 до 7 лет – это период первого детства. С точки зрения нейрофизиологов, нейропсихологов, его начало - один из самых сложных этапов жизни ребёнка, который обозначается как критический.
В четыре года ребёнок заявляет о себе как о личности, но не всегда и не всеми взрослыми это воспринимается как факт. С этого возраста начинают формироваться способы поведения детей, свойственны только мальчикам и только девочкам. Дети этого возраста достаточно свободно ориентируются в пространстве. Они чувствуют движения, характеристику времени (до, после, много, и т. д.). Всё это позволяет им тонко понимать и реагировать на требования взрослого и выполнять действия согласно им. Дети очень тонко чувствуют музыку, поэтому предпочтение в этом возрасте отдаётся проведение физкультурных занятий в сопровождении музыки.
Детям 4-5 лет становится интересными наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Дети этого возраста хорошо осваивают разные виды ходьбы, оформляется структура бега, вот почему особое внимание обращается на то, чтобы дети бегали легко, ритмично, энергично. Внимание детей пятого года жизни приобретает всё более устойчивый характер, у них совершенствуется зрительное, слуховое. Осязательное восприятие. Они способны различать разные виды движений, представляют их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять в соответствии с образцом. Если в младшем возрасте использовались игры сюжетного характера, и роль исполнял педагог, в среднем возрасте появляются игры с правилами и роль можно давать ребёнку. В процессе игровой деятельности нужно добиваться от детей выполнения условий и правил игры.
В своей работе использую такие игры, которые способствуют развитию основным видам движений.

Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.
В этом возрасте более развитыми оказывается те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кистей рук, некоторые мышцы и связки позвоночника, что создаёт предпосылки для возникновения различных деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях.
Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол).
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.
К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игр. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнёрства. На этом возрастном этапе использую игры, способствующие укреплению и развитию правильной осанки.
Таким образом, движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляет рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Двигательная активность ребёнка определяется не только потребностью в движении, но и его познавательной, интеллектуально-сенсорной, а также эмоционально – игровой активностью. С этой целью во время своих занятий создаю вариативную физкультурно-игровую среду, насыщенную разными красочными мягкими модулями и пособиями.
Воспитательно-развивающее значение учебных занятий по физической культуре заключается в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимых знаний из области физической культуры. И в то же время каждое занятие, состоящее из разных вариантов подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом уровня двигательной активности детей, позволяет решать важные задачи, направленные на укрепление их физического и психического здоровья.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .

В своей работе при подборе материала следую общим дидактическим принципам:

· Принцип доступности и постепенности, соответствие возрастным особенностям детей, объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным.

· Принцип повторности, многократное повторение движений помогает успешному физическому развитию, запоминанию.

· Принцип наглядности, наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей.

· Принцип сознательности и активности, дети воспроизводят те знания, умения и навыки, которые имеют отношение к новому. Только на основе известного, можно освоить новое. Сознательное отношение предполагает, прежде всего, формирование познавательных интересов.

· Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребёнка, улучшения его физического состояния, работаю по трём направлениям :

1. Оздоровительное :

Цель: решать проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребёнка.
Задачи: обеспечивать укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
2. Воспитательное
Цель: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников, развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.
Задачи: обеспечивает социальное формирование личности; её эволюцию с учётом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающую нравственные, умственные, трудовые и этические потребности личности.
3. Образовательное .
Цель: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Задачи: усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных качеств, умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребёнка.
Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Они выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни.
Игровые формы физической направленности чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется и вместе с ростом и развитием ребёнка.
Мною используются разнообразные виды игр для развития двигательной активности дошкольного возраста как на занятиях по физической культуре, так и в течение всего дня. Так же игры, используемые в коррекционной работе по профилактике заболеваемости.

Разработаны подвижные игры по двигательным движениям, по возрастам. Например, если идёт освоение «прыжка в высоту», то используются такие игры:

Средний возраст. «Игровое упражнение перепрыгни через пенёк» Материал: валики. Дети перепрыгивают через пенёчки или можно использовать верёвки натянутые между стойками.
Старший возраст : «Рыбак и рыбка» . Дети перепрыгивают через скакалку или верёвку.
Составлен план физкультурно-оздоровительной работы, двигательные движения разбиты по блокам с использованием подвижных игр и игровых упражнений.

Средний возраст (4-5 лет).
Задачи:

· Оздоровительные:

· Заботиться об укреплении стопы и формировании правильной осанки

· Дозировать физическую нагрузку с учётом состояния здоровья детей, их функциональных возможностей.

· Воспитательные задачи:

· Воспитывать организованность, самостоятельность, активность детей в процессе двигательной активности.

· Формировать умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями своих сверстников

· Побуждать детей к самостоятельному преодолению различных трудностей доступными им способами, прилагая определённые усилия и выдержку

· Обращать внимания детей на красоту ритмичных движений

· Образовательные задачи:

· Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

· Закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;

· Обучать ходьбе широким шагом со свободными движениями рук, лёгкому бегу с энергичным отталкиванием носком и полным выпрямлением ноги, прыжки с места из исходного положения, лазанью по гимнастической лестнице, бросанию и ловле мяча;

· Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, в прыжках в длину и в высоту с места, учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие;

· Учить ползать, пролезать через разные предметы, пролезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой;

· Закреплять умение занимать правильное исходное положение при метании: отбивать мяч о землю правой и левой рукой;

Добиваться выполнения движения в соответствии с образцом (показ воспитателя);
Способствовать раскрытию творческих замыслов детей через игры и в процессе двигательной деятельности.
Например, в вводной части занятий использую разнообразные игровые упражнения:
«Раки»

1.исходное положение сидя, ноги вместе, руки по бокам, на полу. 2. - перенести туловище к ступням ног 3. – и. п.
«Обезьянки» - высокие четвереньки.
«Муравьишки» - средние четвереньки.

· Все игровые упражнения проводятся с рифмованными фразами.

«Раки, раки, на хромой собаке, А за ними кот. Задом наперёд. Едут и смеются. Пряники жуют».
«Обезьянки. Обезьянки. Бегут дружно по полянке».

· Для ходьбы или бега:

· «Мы на пальчиках идём,

Прямо голову несём»

· «Побежали ножки

Прямо по дорожке».
Каждый комплекс проводится в течение двух недель. Занятие начинается с весёлой разминки, второй комплекс проводится обязательно под музыку.
Так же обязательно в занятия включён весёлый тренинг, который направлен на развитие мышечной активности и координацию движений.
Например, «Стойкий оловянный солдатик».
«Плывёт по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать такими же стойкими и сильными, как солдатик?»
Дети встают на колени, руки плотно прижаты к туловищу. Дует сильный ветер. Наклоны назад, вперёд. Это упражнение развивает мышцы спины, живота, ног.
Либо в начале занятия используются игры, направленные на развитие правильного дыхания.
Например, «Золотая осень» тренинг
Цель . Развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшения функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребёнка.
Ход : дети стоят широким кругом. Ведущий чётко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит: «Осенью клубятся большие тучи». Дети, кругообразными движениями рук перед телом показывают. «Моросит дождик - кап, кап» (потряхивание кистями рук). «Всё реже показывается солнышко» - поднимание полусогнутых рук вверх. Улыбка – изображение солнышка, сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики). «Опадают листья с деревьев» - поднимание на носках, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья. «Шумит ветер в лесу»- глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра - шшшш. «На поля ложатся туманы» - поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и всё более низким наклоном - изобразить, как стелются туманы. «Птицы собираются в стаи» - построение небольшими группами в колонны по одному (изображая караван гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стайками чижей). «Слышится прощальный крик гусей, журавлей, чижей» - подражание голосом. «Улетают в тёплые края» - лёгкий бег. «А в школе осенью уже занимаются первоклассники» - покажем, как они стройно, прямо ходят. Дети строятся в колонну по одному, ходят под счёт.
«Пинг-понговое ралли».
Цель: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал: шарики на каждого ребёнка, кубики.
Ход. Дети разбиваются по парам. Каждому вручается пинг-понговые шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик.
Там, где шарик остановился, ставят кубик. Побеждает тот участник, чей шарик укатился дальше. Такие игры можно использовать и в конце занятий.
На занятии используются так же игры на закрепление основных видов движений. Например, «Обезьянки»:
Цель . Закреплять умение детей лазить по гимнастической лестнице.
Ход . Воспитатель предлагает детям взобраться на гимнастическую лестницу. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек. Усложнение: предложить перебраться с пролёта на пролёт.
«Мяч в кругу».
Дети садятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя, а затем и по желанию перекатывают мяч от одного к другому.
Указания: мяч надо отталкивать двумя руками посильнее.
«Поймай комара ».
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1.5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Дети должны подпрыгивать, стараясь поймать мяч.
В конце месяца проводится итоговое танцевально - игровое развлечение, состоящее из двух частей - ритмичного танца и игр.
Ритмичный танец «Ковбои», под быструю музыку «Кантри».
1. Едем на лошадке, стоя, руки вперёд. Полуприседание, руки сгибаем к себе (натягиваем «вожжи»).
2. Едем по кочкам. И. п. тоже. Прыжки вверх.
3. Удивляемся, куда поехали! Ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять плечи вверх, руки чуть в стороны. Повороты вправо, влево.
4. Смотрит, куда приехали? Ноги чуть расставлены. Ладонь правой руки приставлена ко лбу. Наклоны вперёд. Смотрит по сторонам. Приехали. Слезаем с лошади.
5. Почистили сапоги. Стоя, ноги на ширине плеч. Правая нога на пятке. Наклон вниз. Правой рукой «чистим». То же левой. Стоя руки на поясе. Встать, ноги на пятку. То же другой ногой. Погуляем по дорожке. Руки за спиной. Ходьба приставным шагом. Едем домой. Прямой галоп.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «Переправа». Дети стоят двумя колоннами. Перед ними - по 5 обручей. По сигналу дети друг за другом прыгают через другую сторону «реки». Кто быстрее переправится на другой берег.
Эстафета. «Перенеси кубики ». Дети стоят около двух обручей. В другом конце зала в двух обручах лежат кубики соответственно количеству детей. По сигналу воспитателя, дети должны побежать, взять по одному кубику и перенести их в свой обруч.
Игра «Салют ». Для игры нужно пластмассовые мячи по количеству детей, помещённые в две корзины. Дети обеих команд становятся вокруг своих корзин. По сигналу берут мячи и подбрасывают их вверх. Потом мячи собираются в корзины кто быстрее. Строятся рядом с корзиной.
Старший дошкольный возрастлет)

· Оздоровительные задачи:

· Сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движении.

· Образовательные задачи:

· Развивать знания об основах здорового образа жизни и приобщать детей к физической культуре.

· Познакомить с многообразием физических и спортивных упражнений, о назначении и способах использования разных видов движений, о сходстве и различии в скорости, силе, направлении в их практической значимости

· Учить детей ставить задачу и находить наиболее рациональные способы решения

· Отрабатывать техники основных видов движений: бегу, прыжкам, метанию, лазанью, бросанию и ловле предмета.

· Развивать через подвижные игры (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества).

· Воспитательные задачи:

· Развивать физические, интеллектуальные и духовные способности детей в их полном объёме

· Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность)

· Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность

При выполнении вышеизложенных задач в своей работе, использую такие методы и приёмы как: описание, пояснения, беседы «О видах спорта», «Как и где можно использовать прыжок», «Какие бывают прыжки», использую рассказ «Как появился мяч».
Приёмы: слуховые и зрительные ориентиры, для развития творчества и самостоятельности использую карточки: с видами общеразвивающих упражнений, карты – схемы для круговой тренировки, карточки с предметами (дети должны назвать предмет и придумать с ним либо упражнение, либо игру).
На этом возрастном этапе использую игры, способствующие укреплению и развитию правильной осанки.
Например,
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ .
«Едем в зоопарк»
Цель
. Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.
Материал. Обручи, стулья, мел.
Ход . Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою клетку-обруч, в клетке может быть и несколько зверей. Не занятые в роли дети встают за ведущим, садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк. Приехав и прогуливаясь по зоопарку, ведущий, подходит к клетке, спрашивает: « Какой зверь проживает в этой клетке? Сидящие там звери должны показывать движения, мимикой. Звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так от клетки к клетке. Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей

«Длинная скакалка».
Цель. Улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы; укрепление связачно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.
Материал. Скакалка или длинная верёвка.
Ход. Ребёнок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание.
Большое место занимают блочные игры, например школа мяча, проходит по одной неделе:
«Мастер мяча».
Цель . Укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
Материал. Мячи по одному на каждого игрока.
Ход.
Вариант 1.

· Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

· Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

· Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

· Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

· Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».
Также использую в своей работе игровые совместные упражнения. Комплекс упражнений дети делают с одним предметом, например:
Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игроки, выполнившие все задания правильно, побеждают.
Задания.

· Исходное положение - встать лицом в круг, руки с верёвкой внизу. По команде инструктора руки с верёвкой поднять вверх, праву (левую) ногу отставить на носок назад – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4 раза.

· И. п. то же. Перебирая руками верёвку, передавать её вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

· И. п. то же, руки вверху с верёвкой. На счёт 1-2 наклониться вперёд, положить верёвку на пол – выдох; вернуться в и. п. – вдох. Повторить 4-6 раз.

Большое значение уделяется развитию вестибулярного аппарата и равновесию, используются такие игры: «Ласточка».
Цель. Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. Ведущий показывает, как нужно стоять « ласточкой». Затем ребёнок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны. Туловище несколько наклонено вперёд, голова поднята.
Игра. Ведущий держит ребёнка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога меняется.
«Гимнастика для ёжика»
Цель. Укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, те группируются, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику. Выполняется 5-6 раз.
Также используются игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и профилактики плоскостопия в комплексах при выполнении общеразвивающих упражнений.
Например,
1.И. п., стоя в обруче. Ходьба по обручу носками, пятками.
2.И. п. – стоя, мяч перед собой. Вращение мяча пальцами рук от себя, к себе.
Все подвижные игры подобраны с учётом использования основных движений во время занятий и на закрепление.
Например, если стоит задача: формировать умения и навыки в упражнениях с мячом, то следующая задача будет - совершенствовать навыки владения мячом в процессе игр.
Игры: « У кого больше мячей», «Ручной мяч», «Катбол».
Очень нравится детям такие игры как «Биатлон с выбиванием». Две команды по 5 игроков выстраиваются у пересечений средней и боковых линий. Перед каждым игроком три мяча – гандбольный , теннисный и набивной. По сигналу игроки начинают бег по площадке по кругу против часовой стрелки с забеганием на площадь вратаря. Игрок, пересекающий среднюю линию последним, приносит команде штрафное очко.
Второй круг - с гандбольным мячом. После пересечения средней линии игроки команды поворачиваются и выполняют пять прицельных бросков в заданную цель – ворота.
Третий круг – проходят с набивным мячом
Следующий круг с теннисным мячом, который затем нужно бросить в ворота.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
На этом возрастном этапе дети любят соревновательные элементы. Поэтому, в занятия включаю как можно больше разнообразных игровых эстафет. Проводятся занятия в форме «Весёлых стартов» или «Олимпиад », где включаются прыжки, бег и метание.
Для развития творчества использую креативные игры: «Художественная галерея» - дети составляют фрагменты-сцены из мультфильмов и сказок «Колобок», «Репка», «Кот в сапогах».
В организации и управлении детскими играми следую таким правилам:

o Игра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.

o Оживлять игру внесением нового содержания и правил. Пусть ребёнок фантазирует, придумывает свои правила, новый персонаж.

o Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей.

o Не навязывать детям игровой материал, предметы, пособия. Они должны лежать свободно.

o Хвалить ребёнка за успех.

o Наблюдение, анализ, за детьми при выполнении правил игр, роли, игрового действия, для того чтобы помочь в дальнейшем воспитаннику овладеть тем или иным игровым действием.

Таким образом, можно сделать вывод , что:
каждое занятие направлено на оптимизацию режима двигательной активности детей, оно дарит детям радость, всплеск положительных эмоций, пробуждает интерес к разным играм и физическим упражнениям, а также способствует формированию умений общаться со сверстниками. В процессе игровых упражнений, направленных на регулирование двигательной активности, дети приобретают базовые двигательные умения и навыки, а также учатся управлять своим поведением.
За время проведения таких занятий была выявлена положительная динамика состояния здоровья и физического развития дошкольников. Повысилась сопротивляемость организма детей, что подтверждается значительным уменьшением числа часто болеющих детей. Важно также отметить, что внедрение дифференцированных игр-упражнений, направленных на регулирование двигательной активности детей, позволило положительно повлиять на их психофизическое развитие и характер поведения.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы во многом определяется взаимодействием с медицинским персоналом, с воспитателями и родителями. Мною разработана модель стратегии и тактики организации деятельности с воспитателями и родителями
Большая работа ведётся по физическому развитию детей дошкольного возраста с педагогами. Провожу консультации, на темы: «Гигиеническое значение спортивной формы», «Физкультурные центры в группах», «Индивидуальная потребность ребёнка в движении», «Игры, которые лечат», «Физкультминутки и динамическая пауза», «Роль игры в здоровье детей», «Народные игры».

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Семья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Экономические реформы пошатнули финансовую стабильность многих семей, поставив родителей перед выбором между родительством и карьерой.
Поэтому, наилучший результат может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребёнка - родителя в регламентированной и деловой атмосфере ДОУ. Поэтому проводятся совместные спортивные праздники: «Папа, мама и я - спортивная семья», «Будущие мужчины» совместный праздник, посвящённый 23 февраля , лыжные и санные походы.
Результаты анкетирования родителей с целью выявления приемлемых способов, средств для закаливания дали следующие результаты:
10% - родителей, закаливают своих детей дома
25% - родителей согласны, на закаливание детей в детском саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.
Таким образом, можно сделать вывод, игра органически присуща детскому возрасту и при умелом её использовании способна творить чудеса. Ленивого она сделает трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого - умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.
Игра сплачивает детский коллектив, воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, правильно и объективно оценивать свои и чужие поступки.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил.
Подвижная игра - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и поэтому являются самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ананьев чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с
2. Антропова здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. - Курган: КГУ, 1998. - С.
3. Байкова игровой деятельности. - Рязань: РГПИ, 19с.
4. Бальсевич подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория практика физической культурыN 1. - С. 22 – 26.
5. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. с. 288.
6. , Лескова упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 19с.
7. Глазырина культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
8. , Татаринов физического развития детей по данным морфологических наблюдений // Теория и практика физической культурыN 3. - С. 32-33.
9. Дворкина, развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
10. И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений //.М, 1999г. С - 170, 99, 2-12.
11. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители, - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
12. , Кузнецова закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
13. Кудрявцева педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
14. Коровина двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С. 65-80.
15. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, N 10.
16. Рунова учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитаниеN 6.
17. Рунова активность детей 5-7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1989. С. 27-45.
18. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий // Дошкольное воспитаниеN 12. - С.2-5.
19. Шарманова С, Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1998. - N 6 .-С.47-51.