План по самообразованию средняя группа пальчиковая гимнастика. Будькова Людмила Владимировна воспитатель «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» «Ум ребёнка находится на кончиках. Заучивание пальчиковых игр

План по самообразованию воспитателей

Пальчиковые игры и упражнения, как

ТЕМА : «, как средство развития речи у детей раннего возраста »

2016-2017 учебный год

Этап работы над темой : 1 год

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания работы : май 2017

Тема : ««Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста »

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей раннего возраста », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников . Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию .

Сроки проведения Деятельность Тема

Сентябрь

Подготовить доклад «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста »

Ноябрь

Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Декабрь

Комплексы пальчиковой гимнастики.

Картотека пальчиковых игр.

Февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Март

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования .

«Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возроста »

« Развитие мелкой моторики рук »

Апрель

Сборник для воспитателей и педагогов по работе с детьми раннего возраста, с применением данной темы. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя )

Разучивание новых пальчиковых игр .

Май

Консультация для родителей

Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика »

Открытое занятие с просмотром видеоролика «Играем нашими пальчиками »

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями»

2)Введение :

Основная работа заключается в работе с детьми :

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр . Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами .

В своей работе я использую игры , которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи , развивается речевой слух .

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами , работа с тестом, для развития движений хорошим средством является « Пальчиковый театр » . Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей .

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения , тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими , гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями , речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями :

Индивидуальные беседы :

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как : пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

«Комплекс пальчиковой гимнастики » -создание картотеки.

Составление памяток, буклетов для родителей :

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возраста »

б) « Развитие мелкой моторики рук »

Консультация : «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребенка»

Доклад на тему : «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » «Пальчиковая гимнастика

Доклад - «Играем пальчиками » »

-Консультация : Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика » »

Анкета для родителей по пальчиковой гимнастики

Работа с воспитателями :

Консультация : « Развиваем руки – развиваем речь »


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №29»
«План по самообразованию педагога»
Ершовой Галины Евгеньевны
20 лет стаж работы первая категория
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.»2015-2016/2017-2018 учебный год
I группа раннего возраста
г.Майкоп-2015г.
\
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
-повысить уровень речевой компетентности детей
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Литература по теме:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
План работы

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты,доклады,
открытый просмотр, выставка работ и т.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
Сентябрь-октябрь
В течении года
В течении года
Март
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года Изучение методической литературы по данной теме
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Разучивание новых пальчиковых игр.
Внедрение в работу с детьми новых дидактические игры и пособий.
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Картотека пальчиковых игр -
Текстовой материал
Текстовой материал.
Подборка игр и дидактических пособий
Подборка загадок.
Подборка физкультминуток
Подборка скороговорок
Подбор пальчиковых игр
Работа с родителями
Сентябрь- октябрь
Ноябрь
В течении года
Декабрь
Сентябрь
Май Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Приобретение необходимых атрибутов для организации развивающей среды в группе
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки» Текстовый материал для папки передвижки
Конспект сообщения
Конспект мастер- класса Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Работа с педагогами
Январь
Апрель Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей
«Волшебные рисунки» Конспект консультации
Конспект мастер класса Выполнено
Выполнено
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.
Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.
По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»
Подготовила сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Подготовила и провела Мастер – класс для родителей «Волшебные рисунки».
Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Провела Мастер – класс для воспитателей «Волшебные рисунки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2015-2016
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.
Доклад на тему: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики» 2015-2016 Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
Формулировка цели и задач работы над темой
Выступление на педагогическом совете

САМООБРАЗОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

НА 2017-2018 УЧ. ГОД

ВОСПИТАТЕЛЯ:

САВЕЛЬЕВОЙ Е. В.

БОЛЬШЕРЕЧЬЕ

2017

Самообразование на 2017-2018 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

    Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

    Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

    Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Форма отчётности:

    Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников;

    Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада»;

    Картотека пальчиковых игр;

    Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Формы работы:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Индивидуальная работа с детьми;

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

    Массаж кистей рук

    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

    Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

    Пальчиковый театр

    Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)

    Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечой и т. д.

    Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

    Различные виды аппликаций

    Рисование по трафаретам

    Штриховка

    Дорисовка (по принципу симметрии)

    Лабиринты

    Дидактические игры

    Шнуровка

    Игры с мелкими предметами

    Пазлы, мозаика

I ЭТАП . Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

    Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.

    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.

    Железнова Е. Пальчиковые игры.

    Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973.

    Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.

    Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.

    Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).

    Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб.: Корона-Век, 2007. - 32 с. ил.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб.: ИЧП «Хардфорд», 1996.

II ЭТАП . Внедрение в практику.

Изготовление игр.

III ЭТАП . Представление опыта по теме самообразования.

    Подготовка отчёта по теме;

    Выступление на педсовете.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста", так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы по самообразованию

    Изучить работу по данной теме.

    Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

    Подобрать упражнения по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук.

    Внедрить в работу с детьми.

    Подготовить консультацию для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    Подготовить консультацию для родителей:

Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опытом с коллегами.

Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года была составлена картотека пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы бусин для нанизывания их на нить; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является "Пальчиковый театр".

Мною в течение года для пополнения предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук были изготовлены игры и дид. пособия:

    Математические игры с прищепками

    Игры со счётными палочками

    Игры с палочками Кюизенера

    Игры с крышками

    Игры с цветными бусинами






Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.


Изучая данную тему, провожу работу с родителями:

Индивидуальные беседы:

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков: машинки, конструкторы; у девочек: куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

    Создание картотеки пальчиковой гимнастики.

    Работа с родителями:

    1. Составление памяток, консультаций для родителей:

    «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»;

    «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

    Работа с воспитателями:

    Сообщение для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

    Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей .

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают рассматривать руки как « речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошел,

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - Ванечка.

(загибаем пальчики)

Полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

Сложить ладони и разводить пальцы рук.

Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

    плетение;

    лепка (из пластилина, глины);

    нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

    различные игры – шнуровки;

    конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

    мозаики;

    вырезание из бумаги и картона;

    вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Подготовила: воспитатель Савельева Е. В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД», КОРПУС № 4.

«Организация предметно-развивающей среды

по мелкой моторике в группе детского сада».

ВОСПИТАТЕЛЯ:

САВЕЛЬЕВОЙ Е. В.

БОЛЬШЕРЕЧЬЕ

2018

«Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада ».

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике.

Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

    кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

    прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

    клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

    кастаньеты для отстукивания ритма;

    шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

    игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

    сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

    «моталочки» - верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

    игры типа «китайских шариков»;

    грецкие орехи для массажа;

Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка.

При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Начиная с младшей группы, можно организовать специальную полочку по изодеятельности. Она оборудуется таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

По мере того, как наши дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Постарайтесь «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Научитесь работать с бросовым материалом.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В старшей группе можно использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время.

Сначала можно использовать тетради в крупную клетку, в которой воспитатель пишет детям задание для работы дома.

Затем можно применять готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Также, в старшей и подготовительной группах, можно использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. На каждого ребенка приобретается своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т.д.). Вся работа в “веселых прописях” и раскрасках должна иметь дифференцированный подход (от простого к сложному)

Развивающую среду также дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

Для родителей в приемной можно оформить уголок, где размещается необходимая информация по развитию мелкой моторики, фотовыставка, которая периодически меняется.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого.

Литература:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.

    Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

    Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.

    Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002.

    Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010.

    Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2005.

    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.: Творческий центр Сфера, 2009.

    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва, 2008.

Самообразование 2015 – 2016 учебный год

Тема:

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

Задачи :

    Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

    Повысить уровень речевой компетентности детей

    Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

    Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Литература по теме :

    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

    Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

    Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

    Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

    Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

    Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

План работы 2015- 2016 учебный год

Практические выходы

(рефераты,доклады,открытый просмотр, выставка работ и т.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

Сентябрь- Октябрь, 2015

Ноябрь- Декабрь, 2015

Январь- Февраль, 2016

Март- Апрель, 2016

В течении

года

Изучение

Работа

Разучивание новых пальчиковых игр.

Оформление

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Текстовой материал

Инсценировки сказок, атрибуты для театра

Подборка новых пальчиковых игр согласно возрасту

Картотека пальчиковых игр

Подборка чистоговорок, физминуток,

скороговорок,загадок

Работа с родителями

Сентябрь,

2015

Ноябрь

2015

В течение года

Май,2014

Выставка для родителей

Оформление папки

Индивидуальные беседы

Сообщение « Организация

Презентация и наглядность на родительском собрании

Готовая папка- передвижка

Записи в тетради консультаций

Конспект сообщения (на родительском собрании)

16.09.15

Работа с педагогами

Январь, 2016

Консультация для педагогов

Конспект консультации

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Примерные пальчиковые игры для разучивания с детьми 1 мл.группы:

    «Готовим салат вместе с мамой»

    Точка, точка, запятая»

    «Семья»

    «Этот пальчик»

    «Зима»

    «Катя кашу наварила»

    «Птички»

    «Дом на горе»

Проект по самообразованию

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство

развития речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Е.Н. Хлыстова

Сентябрь, 2015

Анализ работы по самообразованию

за 2015-2016 учебный год

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Тема самообразования,

актуальность

Цели самообразования

Консультации для

педагогов

Диалог с родителями

Работа с детьми

Итог

Хлыстова

Елена

Николаевна

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Оформление папки -передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение « Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Изучение методической литературы по данной теме

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Разучивание новых пальчиковых игр.

Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток,

чтение скороговорок

В результате проделанной работы у детей повышен интерес к настольным играм, таким как мозаики различных видов и размеров, работа со шнуровкой, усовершенствованы навыки застегивания – расстегивания пуговиц на одежде. Родители, после консультаций и бесед смогли больше узнать о роли пальчиковых игр, мелкой моторики и пополнить домашний игровой материал необходимыми играми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Дроздовой Натальи Анатольевны

Тема: « Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

2016-2017 учебный год

(младшая группа)

Анжеро-Судженский ГО

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

ü совместная работа с детьми;

ü индивидуальная работа;

ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

ü В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

ü Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

ü Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

ü Работа с родителями- консультации и беседы.

Методы и приёмы работы:

Объяснение, показ, беседа, игра

ü массаж кистей рук;

ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

ü изготовление дидактических игр, шнуровок;

ü лепка из пластилина;

ü игры с кубиками, конструкторами;

ü рисование с использованием шаблонов, трафаретов

ü пальчиковый театр.

Использовались игры:

ü «Геометрические вкладыши»

ü «Крупная и мелкая мозаика»

ü «Пирамидка»

ü «Игры в сухом бассейне для рук»

ü «Узнай что в мешочке?»

ü «Разрезные картинки»

ü «Строим из конструктора»

ü «Пазлы деревянные и картонные»

ü «Шнуровка»

ü «Прищепки»

ü «Игры с массажными мячиками»

Предполагаемый результат:

Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап -

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап - Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

ü Выбор и определение темы самообразования

ü Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

II этап

Теоретический

октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Осень»

ü «Дядел»

ü «Овощи»

Дидактические игры:

ü Мозаика

(напольная)

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста.

ü Составление плана по самообразованию

ü Оформление картотеки пальчиковых игр.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап

Обобщающий

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Капуста»

ü «Зайка»

ü «Фрукты»

ü «Апельсин»

Дидактические игры:

ü Конструктор

ü «Чудесный мешочек»

ü Создание картотеки дидактических игр

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Снежок»

ü «Замок»

Дидактические игры:

ü «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

ü «Строим забор» из счётных палочек

ü Создание картотеки игр с массажными мячиками.

ü Подбор и разработка дидактических игр.

ü Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Медведь»

ü «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Шарик»

ü «Иголки»

Дидактические игры:

ü «Сухой бассейн»

ü «Разрезные картинки»

ü «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

февраль

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Перчатка»

ü «Человечек»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Горка»

ü «Месим тесто»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

ü «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

ü «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Весна»

ü «Кап, кап, кап...»

ü «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

ü «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

ü Пополнение картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Голуби летели»

ü «У дорожки дуб растёт»

ü «Пчела»

Дидактические игры:

ü «Пальчиковые шаги»

ü «Бусы для мамы»

ü «Шнуровка»

ü «Пазлы»

ü «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

ü Оформление картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Отчет по теме самообразования.

ü Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

ü Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".