На какой территории запрещена хозяйственная деятельность. Типы особо охраняемых природных территорий

На фоне хороших новостей последних дней, связанных, как ни удивительно, со старовозрастными деревьями Твери , в частности - царским дубом в Парке Воксале, общие размышления о том, какие в Твери есть особо охраняемые природные территории, а какие территории незаслуженно этого статуса не имеют, что дает статус в теории, и что не дает на практике - в самый раз. И пока ученые устанавливают возраст царского дуба, а Министерство природных ресурсов Тверской области справедливо радуется, поразмышляем над этой редкой темой вместе с нашим специальным автором - Владимиром Трегубовым.

Проблемы особо охраняемых природных территорий города Твери

В городе Твери сейчас семь особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Из них шесть - памятники природы. Это Бобачёвская, Берёзовая, Первомайская и Комсомольская рощи, парк посёлка Сахарово, боярышник гибкий «Скорбященский». Седьмая ООПТ - это Ботанический сад. Что касается Ботанического сада, то с ним всё лучше, чем у остальных: территория благоустроена, сад год от года становится всё лучше и лучше.

Особо охраняемая природная территория «Боярышник гибкий «Скорбященский» была образована в 1992 году. Представляет собой отдельно расположенные деревья боярышника у входа в "Тверьуниверсалбанк" на улице Володарского, которая до революции называлась Скорбященской по имени расположенной на улице церкви. Основной проблемой этой территории является её неизвестность: мало кто из жителей города знает о существовании такой ООПТ и о ценности гибкого боярышника. Какие-либо информационные таблички около деревьев отсутствуют.

Остальные памятники природы были образованы в 1982 году. В соответствии с требованиями современного законодательства, у них должны быть документально установленные границы территории самой ООПТ и охранной зоны, но ни у одного памятника природы Твери таких границ нет, а есть только общая площадь. В этом году отсутствие границ у Бобачёвской рощи позволило начать строительство жилого дома вплотную к зелёному массиву, что вызвало массовый протест жителей города Твери. Проводилось несколько митингов. Протест жителей против строительства в Бобачёвской роще стал самым значительным народным протестом в городе за последние несколько лет, привлекшим внимание даже нескольких депутатов Государственной думы Российской Федерации. Природоохранным прокурором был подан иск к правительству Тверской области с требованием определить границу Бобачёвской рощи. Иск судом удовлетворён. В ближайшее время граница будет определена, а также будет проведено комплексное обследование рощи.




Таким образом, отсутствие границ у всех памятников природы Твери является важной проблемой, так как это обстоятельство может позволить нечистым на руку застройщикам, которые лезут в парковые зоны и рощи, безнаказанно строить что-либо в любой особо охраняемой природной территории, а потом ссылаться на то, что дом или торговый центр построен вне границ ООПТ. В настоящее время вопрос определения границ всех памятников природы активисты-экологи пытаются решить при помощи природоохранной прокуратуры.

Второй проблемой особо охраняемых природных территорий Твери является их правовая бесхозность.

В соответствии с федеральным законодательством, управление особо охраняемыми природными территориями областного значения входит в функции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Кроме этого, в соответствии со статьёй 4 областного закона «Об ООПТ в Тверской области», осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения относится к полномочиям органов исполнительной власти Тверской области. Однако в нашем регионе такие функции напрямую ни на кого не возложены, поэтому все ООПТ города Твери находятся в крайне запущенном состоянии.

В функции Минприроды Тверской области не входит управление особо охраняемыми природными территориями, а контроль состояния этих территорий осуществляется только в рамках государственного экологического надзора.

Третья проблема, являющаяся следствием второй - неудовлетворительное состояние благоустройства городских ООПТ. Например, в Берёзовой роще трава не косится, упавшие и ветхие деревья не распиливаются и не увозятся. Новые деревья никто не сажает. Урн для мусора нет. Подлесок достиг высоты нескольких метров.

Четвёртой проблемой является отсутствие желания у органов власти заниматься созданием новых особо охраняемых природных территорий. Под заявлением к губернатору Тверской области с предложением сделать особо охраняемой территорией парк «Воксал» подписалось более 170 человек. Ответ на это предложение следующий - «заинтересованный орган власти или местного самоуправления должен подать заявку по установленной форме». Администрация города Твери и министерство природных ресурсов и экологии ответили то же самое. То есть «заинтересованный орган власти» в Твери или в Тверской области на сегодняшний день отсутствует. Как следствие, реализация инициатив жителей города по созданию новых особо охраняемых природных территорий в настоящее время в Твери и Тверской области невозможна.

При этом, целесообразно присвоить статус ООПТ регионального значения следующим объектам, его пока неимеющим:

Известен с 18 века. Расположен в самом центре Твери. Возраст отдельных деревьев более 200 лет. В парке на балу присутствовал император Александр Первый и происходили другие исторические события. Сохранилась планировка, проведено множество обследований, в том числе по установлению границ. Сегодня территория взято под шефство множеством молодежных организаций, но запущенность и криминогенность территории сохраняются.


Великолепный и совершенно необследованный кандидат в ООПТ.


Заливной луг вблизи микрорайона «Южный», где живёт множество видов редких птиц, занесенный в Красные книги России и Тверской области - настоящи й орнитологический заповедник. На этот луг специалистами - экологами разработана документация, необходимая для присвоения статуса ООПТ, однако рассматривать её некому, и сегодня территория находится под тяжелейшим массивным ударом многочисленных строек.


Описанные в статье проблемы характерны для памятников природы не только Твери, но и Тверской области, число которых около четырёхсот.

В настоящее время проблемы городских ООПТ привлекают всё большее и большее внимание граждан. Решение проблем городских особо охраняемых природных территорий возможно только лишь при активном участии жителей города и при изменении политической линии, проводимой органами государственной власти Тверской области. Не нужно забывать, что ООПТ, это и "легкие" города, и его потенциальная привлекательность для всех слоев населения города и гостей Твери. Нам часто говорят, что Тверь - очень зеленый город. Это относительная гордость. Причина - крайняя запущенность городской флоры. Но мы этим гордимся. Так почему бы нашу гордость не оформить в конкретику, не закрепить юридически, не поставить под охрану государства, чтобы туда не лезли со своими стройками, а берегли и украшали территории. Ведь нам действительно есть чем гордиться. Нужно совсем чуть-чуть - политическая воля местной власти...

Владимир ТРЕГУБОВ

ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый Государственной Думой в 1995 г.

В зависимости от значимости ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или муниципальной собственностью.

В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник на Байкале. К концу 1998 года в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.

Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой охраны природы. Они представляют собой, во первых, территории, полностью изъятые из хозяйственного использования, а во-вторых, научно – исследовательские учреждения, имеющие целью сохранение естественного хода природных процессов и явлений. В них разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях – организация учебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных и сухостойных деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.

Из общего числа заповедников особо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинг. В России таким международным статусом обладают около 20 % заповедников.

Кроме территорий, полностью закрытых для посещения, необходимо и создание территорий, доступных для контролируемого посещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраны природы сейчас – это воспитание экологически грамотных людей. Для сочетания охранных и воспитательных функций создаются национальные парки, являющиеся основной формой охраняемых территорий в мире (их насчитывается око 2 тыс.).

Национальный парк – это обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов га), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посетителей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание. Одним из известных национальных парков является Лосиный остров (Москва).

Общая площадь заповедников и национальных парков в нашей стране на конец 90-х годов достигла 2 % от территории России и должна будет увеличиваться и дальше.

Кроме заповедников и национальных парков существует также и более мягкие формы заповедывания, такие как заказники и памятники природы.

Памятники природы – это отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либо исторических событий, например, дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

Заказник – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в деле поддержки экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты. Вид без сохранения его местообитания неминуемо исчезнет, причем потянет за собой цепочку взаимосвязанных с ним видов.

Особо охраняемые территории и объекты в российской федерации

13.1.Виды особо охраняемых территорий. Особо охраняемые территории - это участки земли и водного пространства, имеющие особое природоохранное, научное, культурное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Эти территории и объекты являются главным средством сохранения биоразнообразия, т. е. устойчивости биосферы.

В настоящее время к особо охраняемым территориям и объектам относятся государственные заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ. Наряду с этим правительство РФ, региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать также иные формы особо охраняемых территорий, например, зеленые зоны городов, городские леса и парки, памятники садово-прикладного искусства, охраняемые природные ландшафты и т.п.

Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, их использования и охраны устанавливает Правительство РФ на основании федеральных законов. Управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых территорий устанавливает Правительство РФ и Минприроды России. Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения об их географическом положении, границах и статусе этих территорий, режиме, природопользователях, научной, исторической и культурной ценности.

Источниками экологического права по данному вопросу являются ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.), «Об охране окружающей среды».

Основными чертами правового статуса особо охраняемых территорий и объектов являются:

1. их принадлежность к объектам общенационального достояния;

2. полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования;

3. установление особого режима охраны;

4. отнесение их к объектам государственной собственности;

5. получение особого статуса - федерального, регионального, местного;

6. включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий;

7. установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.

13.2.Заповедники и заказники. Заповедники - это особо охраняемые территории, являющиеся природоохранными и научно-исследовательскими организациями, учреждаемыми постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Они имеют высший статус и наиболее строгий режим охраны, их территория полностью исключается из хозяйственного оборота.

Цель организации этих объектов - создание эталонов природных экосистем, в которых сохраняется биоразнообразие, консервация генетического фонда растительного и животного мира, организация и проведение научных исследований и экологического мониторинга.

Разновидность государственных заповедников - биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг. Они создаются с целью проведения экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих биосферу и не истощающих биоресурсы. Это своеобразные образцы естественной природной среды.

На территориях государственных заповедников запрещается:

1. любая экономическая деятельность и даже присутствие лиц, не занимающихся научной работой в заповеднике;

2. интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

3. всякое вмешательство человека в природные процессы.

4. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, финансируются из федерального бюджета и пользуются налоговыми льготами, а их имущество является федеральной собственностью.

5. Государственные природные заказники - это особо охраняемые территории (акватории), создаваемые для сохранения или восстановления природных комплексов или их отдельных компонентов; они могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

6. биологическими, т. е. ботаническими или зоологическими, предназначенными для сохранения, восстановления или охраны редких и исчезающих видов растений и животных;

7. палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

8. гидрологическими (речными, болотными, морскими, озерными), предназначенными для сохранения или восстановления ценных водных объектов и экосистем;

9. геологическими, созданными для сохранения уникальных образцов неживой природы.

10. Государственные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ и финансируются из федерального бюджета, регионального значения - решением органов исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с органами местного самоуправления; финансируются региональные заказники из средств субъекта Федерации.

Закон предоставляет возможность использования природных ресурсов заказников только представителям этнических общностей, ведущим традиционный образ жизни (например, представителям северных народов разрешена охота на тюленей).

13.3.Национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады. Национальные парки - это эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения федерального значения, предназначенные для использования в природоохранных, научных, культурных и просветительских целях и для регулируемого туризма. Они организуются Правительством РФ с согласия субъектов Федерации на передачу соответствующих земель в федеральную собственность. В отличие от заповедников, эти учреждения допускают осуществление на своей территории экскурсионно-просветительской, туристической деятельности и отдыха с условием организации стоянок в строго определенных разрешенных местах. Это относительно новый в РФ вид особо охраняемых территорий. Вокруг национальных парков создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки находятся в федеральной собственности и являются юридическими лицами, финансируемыми из средств федерального бюджета. Им предоставляются налоговые льготы, установленные законодательством РФ и субъекта РФ. Штрафы, налагаемые должностными лицами национального парка за экологические правонарушения, поступают в самостоятельное распоряжение парка и учитываются на отдельном балансе. Земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации.

На территории национальных парков запрещается:

1. разведка и разработка полезных ископаемых;

2. предоставление садоводческих и дачных участков;

3. строительство хозяйственных объектов и коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;

4. порубки главного пользования и проходные рубки;

5. промысловая охота и рыболовство;

6. прогон скота, сплав леса;

7. организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

8. сбор биологических коллекций;

9. движение и стоянка транспортных средств, не связанных с деятельностью национального парка.

Природные парки - это природоохранные рекреационные объекты, находящиеся в ведении субъектов РФ, которые принимают решения об их образовании. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение его экологических, эстетических и рекреационных качеств. На этих территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, сельскохозяйственные и иные зоны, а также зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов. Природные парки - юридические лица, финансируемые субъектом Федерации и имеющие налоговые льготы.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством или паспортом, на его территории устанавливаются охранные зоны и запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению его сохранности.

Дендрологические парки и ботанические сады предназначены прежде всего для создания ботанических коллекций в целях сохранения разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Они могут иметь федеральное и региональное значение. Земельные участки передаются им в бессрочное пользование. Законом запрещена деятельность, не связанная с прямым выполнением задач, стоящих перед этими объектами.

13.4.Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Это территории (акватории), обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, пляжи, климат) и предназначенные для организации лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Соответственно границы и режим округов устанавливаются Правительством РФ, администрацией субъекта Федерации или муниципальными органами. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.

Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов государственной или местной власти. Курортный район представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной охраны.

В составе округа санитарной охраны лечебно-оздоровительного объекта выделяются три зоны, каждая из которых имеет свой режим. На территории первой зоны запрещается проживание (кроме отдыхающих) и все виды хозяйственной деятельности, за исключением использования лечебных природных ресурсов. На территории второй зоны запрещается размещение объектов, непосредственно не связанных с созданием и развитием курортного лечения и отдыха, а также загрязняющих окружающую среду. В третьей зоне может проживать обслуживающий персонал курорта и вводятся ограничения на хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды и ухудшением качества природных лечебных ресурсов.

13.5.Особо охраняемые природные объекты. Это редкие, находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ, которую ведет Минприроды России, и положение о которой установлено в постановлении Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации». Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Издание Красной книги осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Растения и животные, занесенные в Красную книгу, повсеместно исключаются из хозяйственного использования и запрещается деятельность, ведущая к сокращению их численности и ухудшению среды их обитания. Общепризнанно, что наиболее эффективной мерой охраны редких животных является сохранение среды их обитания.

Выводы и итоги