Вся вселенная загадка шекспира. Шекспировский вопрос: тайна личности гения. Употребление морской терминологии

Эта страница посвящена некоторым вопросам, связанным с определением личности того, чьи произведения публиковались под псевдонимом "Шекспир". "Претендентов" на это место насчитывается около шести десятков, у каждого есть свои приверженцы, причем каждый из них уверен, что только "его" "кандидат" и есть подлинный "Шекспир". Как и многие другие проблемные вопросы в литературоведении, этот тоже не избежал участи стать, скорее, вопросом веры, чем научного поиска.

Структурный анализ "Гамлета" показал, что в его фабуле "Шекспир" изобразил себя самого с элементами биографии Кристофера Марло. Этот результат - своеобразный "побочный продукт". "Марловианцы" (приверженцы версии об авторстве Кристофера Марло) сконцентрировали внимание на деталях его сомнительной гибели в мае 1593 года, упустив из виду, что обстоятельства его рождения не менее интересны и загадочны, чем смерти, пусть даже мнимой...

Факты свидетельствуют, что "тайна Шекспира" возникла уже с самого момента рождения того, кому было суждено стать "Шекспиром" - еще в 1564 году. Но не в конце мая, когда в Стрэтфорде на Эйвоне родился "официальный" "Шекспир", а примерно месяцем раньше, когда в одном из замков на берегу той же речки родился "Эйвонский лебедь" (именно так окрестил в 1623 году покойного "Шекспира" Бен Джонсон в предисловии к знаменитому Большому Фолио). И, видимо, именно тайна рождения может объяснить смысл загадочного девиза студента колледжа "Корпус Кристи" Кристофера Марло: Qvod me nutrit me destrvit ("То, что меня кормит, меня убивает").

Девиз на портрете. Как прав был Марло-Шекспир! Его происхождение стало его проклятьем

Кристофер Марло: портрет Шекспира без маски?

Этот девиз начертан на портрете, обнаруженном при реконструкции помещения колледжа "Корпус Кристи" уже в середине ХХ века. Портрет писан по случаю совершеннолетия изображенного на нем молодого мужчины; идентификация произведена по изображенной там же дате: "1585 год от Рождества Христова Совершеннолетие 21 год". По сохранившимся спискам студентов установлено, что в 1585 году из всех студентов колледжа только Кристоферу Марло исполнился 21 год.

То, что вопрос далеко не закрыт, подтвердило содержание увлекательной, дважды изданной в Москве книги И.М. Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», тексты обоих изданий которой можно получить в WEB-библиотеке Максима Мошкова lib.ru. Известно, что в шекспироведении имеет место проблема: являлся ли действительно Уильям Шекспир из Стратфорд-на-Эйвоне, игравший в театре в "Глобус", тем самым Шекспиром, который создал 37 пьес, поэмы "Венера и Адонис", "Лукреция" и 154 сонета.

Этой теме посвящена работа Юрия Домбровского "РетлендБэконСоутгемптонШекспир" (1976), а также в некоторых отечественных литературных источниках советского периода отмечается о том, что поэт и драматург Кристофер Марло (1564-1593), родившийся в один год с Шекспиром, является одним из самым серьезных претендентов на авторство его пьес. В последние годы эта тема нашла дальнейшее развитие. В Интернете на сайте украинского журнала "Вертикаль" помещена статья Валентины Новомировой "Кто придумал Шекспира?", знакомящая читателей с оригинальной гипотезой об авторстве шекпировских произведений.

На другом сайте находится большой труд современного шекспироведа Ильи Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса" (1997, 2001), сторонника теории, в соответствии с которой автором произведений Шекспира является Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд. Очень содержателен сайт Бориса Борухова, непримиримого критика Ильи Гилилова. Здесь можно найти многие работы зарубежных и отечественных шекспироведов, посвященных авторству трудов английского драматурга. Многие, но не все. В 2004 году в книжных магазинах Санкт-Петербурга появилась книга о. Козминиуса и о. Мелехция. "Шекспир. Тайная история".

Советские шекспироведы придерживались стратфордианской позиции, в том числе известные ученые Александр Аникст и Юрий Шведов. Это обуславливалось, безусловно, и идеологическими соображениями. Советскому читателю нужен был "настоящий", традиционный Шекспир - выходец из английской провинции, сын простого англичанина, который закончил грамматическую школу, уехал в Лондон и, благодаря своему гению, не учась больше нигде, написал множество гениальных произведений; который затем в 1612 году, устав от писательства и актерства, вернулся в родной Стратфорд доживать свой век со своей семьей. А. Аникст в книге "Шекспир" пишет:

"Шекспир был деятельным человеком и плодовитым художником. За четверть века он написал тридцать семь пьес, две поэмы, цикл сонетов. Он редактировал пьесы других авторов, шедшие в его театре. Он сам был режиссером своих пьес, играл на сцене лет пятнадцать, не меньше. А кроме того, как мы знаем, у него было немало и других забот... Никто из современников Шекспира не озаботился составить его биографию. В те времена такой чести удостаивались лишь короли да христианские великомученики, но не деятели культуры и искусства, тем более театра. Поэтому, когда в XVIII веке Шекспир был признан классиком, оказалось, что о его жизни почти ничего не известно... Шекспиру исполнилось сорок восемь лет, когда обстоятельства побудили его принять решение уйти из театра. Ни он сам, ни его друзья не оставили никаких объяснений на этот счет... Наверняка можно сказать, что источник его творческой мысли не иссяк. Это не могло произойти с Шекспиром, обладавшим огромной творческой энергией. Последние пьесы не содержат следов того, что его дарование обеднело. Наоборот, как мы видели, гений Шекспира умел находить новые источники вдохновения... Вероятнее - болезнь... Шекспир работал так много, что мог надорваться. Во всяком случае, вскоре после 1613 года Шекспир переуступил кому-то свою долю в паях труппы и ликвидировал все имущественные и финансовые дела, какие у него были в Лондоне. Перестал он также писать для театра...Перечитывая последние пьесы Шекспира, он обнаружил в них много признаков усталости, досады на мир, отвращения ко всей низости, которой было так много вокруг... Шекспиру надоело потрафлять капризным вкусам публики; особенно же недоволен он был тем, что его пьесы при постановке в театре неизменно корежили, сокращали и выкидывали при этом то, что ему, как автору, было дороже всего".

Оставим на совести А. Аникста его убежденность в том, что Шекспиру именно "надоело потрафлять капризным вкусам публики" и всему остальному. Никаких воспоминаний или писем ни самого Шекспира, ни его современников, подтверждающих это, как известно, нет.

Другой советский шекспировед Юрий Шведов в своей книге "Вильям Шекспир. Исследования" (Издательство Московского университета, 1977) подтверждает ничтожность сведений о жизни великого драматурга такими словами: "Наука располагает лишь скудными биографическими данными о Шекспир... Одним из подлинно установленных фактов биографии поэта является засвидетельствованная в документах его дата рождения 23 апреля 1564 года". Тем не менее, атакуя нестратфордианцев, Ю. Шведов сообщает: "Ограниченность достоверных данных о жизни великого поэта дала повод реакционным литературоведам XIX и XX веков выступить с попытками отрицать за Шекспиром авторство его произведений. Основным аргументом этих нападок служила и служит барски-пренебрежительная мысль, что сын ремесленника, получивший недостаточное образование в стрэтфордской грамматической школе и служивший актером в театре, не мог создать столь великолепных произведений. Сторонники антишекспировских теорий выдвинули целый ряд домыслов о том, что под именем Шекспира скрывался кто-либо из современных аристократов, гнушавшихся отдавать свои произведения в театр под собственным именем и поэтому ставивший их на сцене под именем одного из актеров труппы. Антинаучность подобных измышлений, авторы которых произвольно подтасовывают факты и не обращают внимания даже на высокие отзывы о творчестве Шекспира людей, лично знавших поэта, ясна и не нуждается в специальных доказательствах; в настоящее время ни один серьезный ученый не разделяет сенсационных вымыслов "антишекспиристов".

Отзывы о творчестве Шекспира действительно существуют, но в них говорится о Шекспире-поэте без каких бы то ни было ссылок на то, что им был тот, кто служил актером.

Я перевел Шекспировы сонеты.
Пускай поэт, покинув старый дом,
Заговорит на языке другом,
В другие дни, в другом краю планеты.

Соратником его мы признаем,
Защитником свободы правды, мира.
Недаром имя славное Шекспира
По-русски значит: потрясай копьем.

Три сотни раз и тридцать раз и три
Со дня его кончины очертила
Земля урочный путь вокруг светила,
Свергались троны, падали цари...

А гордый стих и в скромном переводе
Служил и служит правде и свободе.

Читая строки "Соратником его мы признаем, защитником свободы правды, мира. Недаром имя славное Шекспира по-русски значит: потрясай копьем"

Переходя к вопросу авторства шекспировских произведений, обратим ваше внимание на слова "По-русски значит: потрясай копьем" в стихотворении С. Маршака. По-английски "потрясай копьем" пишется в повелительном наклонении как Shake speare. Если соединить эти два слова, то получится фамилия, которой подписывался великий драматург под своими произведениями, хотя "первенца своего творческого воображения", поэму "Венера и Адонис", Шекспир подписал так: Shake-speare. Толкование этой подписи как "Потрясающий копьем" стало притчей во языцех для тех сторонников нестратфордианских гипотез, которые приписывают это звание "своим Шекспирам".

Есть сторонники так называемого смешанного авторства. В скобках даны их сторонники.

Роджер Мэннерс,5-й граф Рэтленд его жена графиня Рэтленд графиня Пембрук

Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд + его жена графиня Елизавета Рэтленд + графиня Пембрук (Илья Гилилов).

Кристофер Марло Френсис Бекон Граф Оксфорд

Марло + Бэкон + Оксфорд (Джин Джофер, англ.);

Френсис Бекон Роджер Мэннерс,5-й граф Рэтленд

Бэкон + Рэтленд (Марина Литвинова);

Графиня Пембрук

Графиня Пембрук + (ее сыновья) Уильям Пембрук и Филип Монтгомери (Валентина Новомирова).

К читателю (перевод Валентины Новомировой)

Выводы В. Новомировой не носят голословный характер. Прежде чем их сделать, она работала с электронными текстами и изображениями в Библиотеке Пенсильванского университета (США). Таким образом, оригинальная идея В. Новомировой занимает достойное место в решении шекспировской проблемы.

17-й граф Оксфорд, Эдуард де Вер Филип Сидни

Данная гипотеза нашла свое развитие в книге "Шекспир. Тайная история". Авторы книги О. Козминиус и о. Мелехций. Кто же скрывается за этими необычными именами? Предисловие к книге подписано инициалами А.Т. В нем говорится, что А.Т. через посредника была передана дискета двух католических священников (святых отцов), работавших долгие годы над "шекспировским вопросом". А.Т. дал им имена О. Козминиус и о. Мелехций, перевел их тексты на русский язык и опубликовал в этой книге. Но литературные реалии в тексте говорят все же, что автором или авторами книги являются российские исследователи. Впрочем они, кажется, и стремились скрывать этот факт.

Сонеты, как уверены О. Козминиус и о. Мелехций, явились поэтической перепиской Филипа Сидни, Мэри Сидни-Пэмбрук и Эдуарда да Вера. Среди исследователей есть те, кто не признают авторство Шекспира из Стратфорда, но не предлагают никакой альтернативной кандидатуры, например, исследователь Диана Прайс.

02.01.2019 - 10:48

Исследователи до сих пор не могут с уверенностью назвать дату его рождения. Более того – все больше ученых склоняются к мысли, что на самом деле все эти гениальные произведения были написаны другим человеком…

Сын торговца

Считается, что Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указываются иные даты, а во многих 26 апреля фигурирует в качестве даты рождения. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней практически не дошло никаких документов, писем и даже подлинных рукописей Шекспира.

Отец Уильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причем не особо успешно. Кроме будущего драматурга, в семье было еще семь детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорда-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, где давали минимум знаний, - скорей всего, он посещал именно ее.

И тут возникает еще одна загадка в жизни Шекспира – непонятно, как самая простая семья и обычная школа дали миру поэта такого высокого уровня с потрясающими знаниями в самых широких областях науки и искусства? Ведь в то время практически не существовало такого модного сейчас понятия как «социальный лифт» - возможности легко попасть из одного социального слоя в другой благодаря очень хорошему образованию.

В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своем становились именно ремесленниками, и лишь дети из очень богатых и знатных семей могли получить серьезное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства.

Тысячи слов

Между тем, Шекспир, сын обычного ремесленника, если судить по его произведениям, обладал поистине энциклопедическими знаниями – словарный запас его составлял примерно 20 тысяч слов, в то время как у обычного человека того времени он вряд ли мог превышать 2 тысячи. У современника Шекспира Френсиса Бэкона словарный запас был 9-10 тысяч слов, а словарный запас современного образованного англичанина не более 4 тысяч слов. Более того, Шекспир сам расширил английский язык – он ввел в него 3200 новых слов.

Кроме того, драматург знал иностранные языки - итальянский, французский, латинский, греческий, причем читал классические греческие и римские труды в подлиннике - Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, в совершенстве знал греко-римскую мифологию. Исследователи установили по цитатам Шекспира, что он читал Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо и многих других знаменитых авторов прошлого.

Он легко рассуждает о политических реалиях прошлого и настоящего, показывая осведомленность о жизни королей и придворных – говорит об этом с таким знанием дела, как будто сам является одним из самых сильных мира сего… Канцлер Германии Отто Бисмарк однажды написал про Шекспира, что «поэт был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни».

Анализ драм, хроник, сонетов Шекспира показывает, что он разбирался в юриспруденции, мировой истории, музыке и даже ботанике – в его произведениях встречается названия 63 растений. Кроме того, он неплохо знал медицину и анатомию.

Драматург прекрасно разбирался в военном деле, включая морское - самое сложное и насыщенное специальными терминами. Шекспир описывал со знанием дела жизнь аристократов и правила этикета, сцены охоты и многое другое.

Если судить по произведениям Шекспира, то он побывал во множестве стран, объездил всю Италию, прекрасно знал все детали местности, которые трудно описать, никогда не видя их.

Как сказал шекспировед Джон Митчелл: «Шекспир был «литератором, который знал все».

Между тем, биография «реального» Шекспира говорит о том, что он никогда не выезжал из Англии. В 18 лет он женился на 26-летней Энн Хатауэй, в браке с которой у него позже родилось трое детей. При этом известно, что жила молодая чета вначале довольно скромно. Далее следует некий провал в несколько лет в биографии «официального» Шекспира, после которого он уже внезапно оказывается в лондонском театре «Глобус», где остоянно ставятся его пьесы. В 1599 году Шекспир – совладелец «Глобуса» и довольно богатый человек, он даже получил право на фамильный герб и дворянское звание. В 1612 году он покинул Лондон и вернулся в родной город. 25 марта 1616 года драматург составил завещание и умер 23 апреля 1616 года - в предполагаемый день своего рождения (еще одна загадка!).

Как писал в XIX веке французский литературовед и историк Ипполит Тэн: «Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».

Кстати, в завещании тоже сплошные загадки: во-первых, оно записано нотариусом со слов Шекспира, а во-вторых, в нем не фигурируют его литературные произведения, зато перечислены все вещи из его дома, включая старую жестяную перечницу. Более того, в его доме, судя по описи, нет ни одной книги!

А современные графологи, изучив неуверенную подпись Шекспира под завещанием, сделали вывод, что он… не привык держать перо в руке.

Странный портрет

Интересно, что почти все произведения драматурга известны нам только по печатаным изданиям, не сохранилось ни одной рукописи или черновика. Первый сборник его пьес и исторических хроник был опубликован уже после его смерти. Среди шекспироведов он известен как «Первое фолио». В 1623 году Джон Хеминг и Генри Кондел, работавшие в шекспировской труппе, издали его под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов».

В этом же издании имеется портрет Шекспира, который долгие годы считался едва ли не единственным «настоящим» изображением драматурга. Однако и этот портрет полон загадок! В начале 20-го века сотрудники английского модного журнала заявили, что камзол Шекспира очень странно выглядит – половина состоит из передней части, а половина из задней.

Исследователи начали изучать эту тему, и оказалось, что обе руки и человека на портрете... правые.

Некоторые шекспироведы утверждают, что у человека на портрете надета маска, голова слишком велика, а шея чересчур длинная. И самое загадочное - под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола.

Кто он?

Естественно, возникает вопрос – кто же скрывался под именем Шекспира, простоватого и почти неграмотного человека? И зачем ему надо было прятаться под чужим именем, скрывая собственное лицо?

Многие исследователи считают, что это был философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший прекрасным литературным слогом. Однако, как мы уже писали, словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения «не дотягивают» по уровню до шекспировских.

Есть версии, что это английский поэт Кристофер Марло – но и его собственным литературным произведениям далеко до гения Шекспира.

Существует еще множество версий о «настоящем Шекспире». Однако, не исключено, что великим поэтом и драматургом была… королева Елизавета Первая, последняя из династии Тюдоров. Обратимся к нескольким фактам.

Первый - известно, что она всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира.

Второй – Елизавета считалась ребенком-вундеркиндом, уже в раннем детстве она показала большие способности к языкам, знала древнегреческий, итальянский, французский и другие языки. На латыни она читала сочинения древних историков и писала письма пресвященным людям Европы. Ее воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа. Естественно, будучи королевой,она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет и обычаи и многое другое, что недоступно людям некоролевской крови.

Кроме того, есть один небольшой пикантный момент. Некоторые исследователи утверждают, что у Шекспира была нетрадиционная сексуальная ориентация. Эти выводы они делают на основании того, что некоторые его сонеты посвящены мужчинам. Если же представить, что писала их дама – все сразу же становится на свои места.

Естественно, особа королевской крови, правительница Британии, не могла бы признаться в такой странной и низменной страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актеры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но при этом гениальные произведения рвались наружу, так как настоящий поэт не может молчать. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Уильям Шекспир…

Напомним, что мы писали о других загадках прошлого, например, о или о

  • 11597 просмотров

Участники состоявшейся в Москве конференции специалистов по Шекспиру заявили о своем намерении выдвинуть его монографию (итог 40 летнего труда) на соискание Нобелевской премии. На сегодня книга выдержала уже три издания. Итак, бомба взорвана. Подведена черта под шекспировским вопросом, который мучил Европу больше 300 лет. Тайна Шекспира разгадана, под этой литературной маской шекспировские шедевры писали два человека, состоявшие в платоническом браке муж и жена, 5-й граф Рэтленд, Роджер Мэннерс и Елизавета Сидни-Рэтленд, дочь английского поэта Филипа Сидни (при участии его сестры Мэри Сидни, графини Пембрук).

Читая с нарастающим изумление монографию Гилилова, (увы, автор недавно скончался) я метался между ошеломлением и набегами скепсиса, пока прилив истины окончательно не затопил мои ум и сердце.

Помню как много лет назад, будучи еще студентом университета, филологом я недоумевал над сонетами Вильяма Шекспира, где великий бард, обращаясь к себе в третьем лице, умолял себя самого: оставь потомство! Продлись в детях! Прекрасно видеть собственное отражение в сыне…

Мне эти заклинания казались дурной манерностью, ведь, как известно из биографии В. Шакспера (так пишется имя актера и пайщика театра «Глобус», за личиной которого прятались аристократы эвфуизмов) первого ребенка Анна Хетуэй родила мужу, когда ему еще не было и 18 лет. А всего у Шакспера было пятеро детей…

Решающим уколом шпаги, наносящей удары-аргументы, после которой я сдался на милость истины, стала вот эта строчка.

Ее приписала в своем письме к сыну в Лондон графиня Мэри Сидни-Пембрук в 1603 году.

В этом письме она просит сына уговорить английского короля театрала Якова I приехать в свое родовое имение Уилтон Хауз в Уилтшире и посмотреть представление шекспировской пьесы «Как вам это понравится», и уже в самом конце письма добавляет последний золотой довесок к просьбе, приписывает:

«С нами находится мужчина Шекспир».

Король – как и графиня – покровительствовал молодому Рэтленду, был посвящен в тайну Шекспира и знал, что автор состоит из двух половин: «the man» (мужчина) и «the woman (женщина)».

Но вернемся в начало столь странного сюжета, почему, зачем, с какой целью молодой аристократ решил скрыть свое имя сразу за двумя масками – литературным псевдонимом и реальным актером лондонской труппы? В чем причина такого тотального бегства в тайну и в чем смысл столь маниакального розыгрыша, на который были брошены нешуточные силы всей жизни.

После размышлений над книгой Гилилова, (но, следуя собственной логике) я вижу несколько возможных объяснений этого феномена.

Для юного Роджера творчество было сразу обручено с чувством греха. Гомосексуальная связь со старшим другом по колледжу молодым Генри Ризли графом Саутгемптоном, бароном Тичфилдом стала страстью столь пылкой, что излилась двумя первыми шедеврами гения, поэмой «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». (Роджеру – 17, а графу Саутгемптону 20 лет). Эти первенцы были так порочны, эти поэмы сладострастия были столь откровенны, что перед автором встала проблема хотя бы частично скрыть свою любовь от посторонних. Для чего Роджер и выбрал в качестве псевдонима свое же студенческое прозвище Shace-spear, что означает Потрясающий копьем.

(Прозвище, по-видимому, отражает романтический пыл юноши, которому придана форма шутливого вербального герба).

William Shacespear.

В чем сексуальная тайна этого псевдонима?

Она в слиянии с именем своего любовника.

Аббревиатура W. S. сливается с инициалами графа Саутгемптона W. S.: Wriothesley Southampton.

В этом двойном псевдониме любовной пары перед нами предстает изысканная, чуть жеманная эмблема страстного объятия, где William обозначен через заглавную букву как пассивная, женская – Woman – сторона любовной пары.

Одновременно это есть опрокинутое навзничь мужское начало – M – (man), и в то же самое время перед знатоком намеков – вид на перевернутое с ног на голову, падшее в объятие – М – родовое имя Роджера Мэннерса – Manners.

Одним словом в имени гения – Уильям Шекспир- перед нами скрыто красуется изысканный двойной эвфуистический цветок инициалов запретной страсти.

Так лунный луч обвивает лилейный вьюнок.

Изысканность столь сложного многоступенчатого знака говорит что мы имеем дело с весьма экзотической личностью, которая сразу предпочла в творчестве скрытность, маску и завесу тайны.

(Биографы графов Рэтлендов всегда подчеркивали эксцентричность представителей древнего английского рода. В Роджере Мэннерсе эта волна достигла своего всемирного эпогея).

Увы, в стране плебса, трудно представить насколько может быть прихотлива душа знатного английского аристократа в век Елизаветы, какой изыск участь счастливца судьбы, который от рождения имел право на все что угодно, кроме одного – он не мог быть плебеем.

В этом запрете была еще одна из пружин шекспировской тайны.

Часы мечтали избавиться от диктата проклятых стрелок на циферблате, его лордство предавалось мечтам стать обыкновенным актером.

Больше того, великий бард тяготился принадлежностью к поэтам.

Перед нами поведение гениального божества, гения голубой крови, прихоти и желания которого осыпают родовую землю золотым дождем собственных законов.

Так, застав однажды в замке Бельвуар свою жену за разговором с гостем, известным поэтом Беном Джонсоном, Шекспир-Мэннерс тут же при госте сделал колкое замечание, что поэты недостойны равного общения. И это выговаривает сам великий Поэт, творец поэм стихотворных драм и сонетов двум другим поэтам, которые его же поэзию боготворят.

И кому сказано! Сказать пренебрегай поэтом своей второй половине по творчеству и одновременно дочери великого английского поэта Филипа Сидни.

Лично мне недоступна сама знатность этой реплики.

Тут в голову аристократа ударила фонтанчиком пара, вскипевшая голубая кровь.

Единственное, что я понимаю без труда, это обиду гостя, которая жгла Бена Джонсона до самой смерти.

Точно так же я бессилен понять картину смерти кисти Роджера, которую гений в адских подробностях обговорил с любимой женой – главное, она уходит вслед за мужем! И леди Елизавета следует этому плану.

После смерти Роджера в июне 1612 года в лечебнице Кембриджа, она сначала хоронит под именем графа неизвестное лицо (или пустой гроб) в родовом склепе Рэтлендов в Боттерсфорде, затем тайно доставляет набальзамированное тело мужа в Лондон, где принимает яд, чтобы опять же тайно быть погребенной – на десятый день после смерти Роджера – вместе с мужем в могиле своего отца поэта Филипа Сидни в соборе св. Павла!

Единственное, что я способен уразуметь в этом мрачном маскараде, это тот факт, что граф не стал упоминать жену в обширном завещании, где были предусмотрены даже мелкие выплаты преданным слугам.

Умирающий был уверен, что молодая женщина (ей было всего 26 лет) самоотверженно последует за ним в землю, и что деньги ей не понадобятся.

Словом, понять дух такого поведения почти невозможно.

Это поведение молнии, которая по слову мага бьет точь-в-точь в чашечку ночного цветка.

Но мощь мрачного замысла заставляет трепетать наши поджилки.

Словом, гений строил свою жизнь по законам впечатления.

Я не думаю, что семнадцатилетний любовник Саутгемптона Роджер Мэннерс уже тогда собирался до конца собственной жизни скрывать свое авторство под псевдонимом Уильям Шекспир, но затаившийся случай вдруг свел драматурга с тенью, с комическим двойником своего имени с актером Вильямом Шакспером.

Тут таится вторая причина шекспировской мании.

Любое двойничество им понималось как умысел Провидения против оригинала.

Фатальный двойник аристократа был грубой бесчувственной скотиной. Он был жаден, безграмотен, скотоподобен. Он расписывался тем, что ставил на бумагу – по тогдашним обычаям, – жирную точку. Он был брутальным бабником, словом, полной противоположностью изысканному эстету. Как известно он и умер после попойки, обожравшись головизны… Однако, смеясь над Роджером, Бог не только наградил двойника схожим именем, он подарил ему право исполнять тайную мечту юноши-аристократа то есть быть актером на лондонской сцене, он даже дал Шаксперу смеха ради ровно столько же сестер и братьев (четыре сестры и три брата) сколько было у графа. Возможно, были и другие фельетонные совпадения…

Ответом на этот курьез Провидения и стало насмешливое решение аристократа ответить промыслу его же оружием, что ж, пусть будет так, Господи, мы поменяемся местами. Я в мечтах проживу его жизнь актера на сцене в тысяче лиц, а он в кошмаре безличия, в чужой шкуре проживет мою часть анонима.

Пиитическим отражением этого фантома был образ безобразного ткача Основы с приросшей к телу головой живого осла (из раннего шекспировского шедевра «Сон в летнюю ночь»), где обманутая волшебством королева фей Титания покрывает страстными поцелуями ослиную морду простолюдина. А финалом серии посягающих на красоту уродов стал отвратительный сын ведьмы Сикораксы Калибан из шекспировской «Бури», возжелавший принцессу Миранду.

Словом, к идее двойничества аристократ отнесся как к атеистической выходке Господа, которой он ответил в том же духе.

С пронырой и выжигой Шакспером была (через доверенных лиц) заключена тайная сделка.

Отныне все шекспировские пьесы попадали в лондонские театры только из его рук. Разумеется, это был секрет Полишинеля – никто в тесном театральном мирке тогдашнего Лондона не верил, что осел Шакспер кропает по ночам не бабу, а пьесы, все знали что за пройдохой скрывается какой-то аристократ.

Но цель была выбрана и ею стали не те лондонцы, а мы с вами, те, кто поверят в розыгрыш после того, как умрет вся тогдашняя современность и минует весь причудливый век рыжей Елизаветы с ее культом девственности.

Итак, первым стимулом к анонимности Рэтленда стало грехопадение мужеложства и соблазн появления двойника.

Еще одним препятствием для сбрасывания маски стала колоссальная сумма написанного, к 1598 году, пишет кембриджский магистр искусств Фрэнсис Мерез на счету Шекспира (через пять лет после дебюта, в 22 года!) были не только две сладострастных поэмы, но: «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», трагедии «Ричард 11», «Ричард 111», «Генрих 1У», «Король Иоанн», «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», наконец «Сонеты»…

(Этот напор сравним разве что с натиском молодого Байрона или Пушкина, то есть всех тех, кому суждена ранняя смерть).

Для человека диеты, помешанного на скрытности и аскетизме своего тщеславия, явление миру в такой изобильности просто претило. Подобная щедрость таланта для него граничила с пьянством среди муз и обжорством у Аполлона. У Шекспира были непростые отношения с собственным гением (и музой своего сердца – Генри Ризли). Он понимал свою привязанность к творчеству и греху как постыдный плен, как заключение в темнице стыда. Нет, см. Стр 130. Нечто похожее можно заметить у великого Веласкеса, который мечтал стать испанским грандом и как только в молодости получил аристократический титул, стал избегать работы художника. Даже королю Филиппу IV стоило больших усилий заставить Веласкеса взять в руки кисть, новоиспеченный аристократ явно сторонился своего дара и относился к нему с чувством стыда: испанскому гранду не пристало держать в руках кисть.

Что-то подобное переживал граф Рэтленд.

Для него искусство было замешано на грехопадении и любви.

Первым ударом в сердце поэта стала измена любовника Саутгемптона, который просил – в 1593 году – руку его сестры Бриджет (и был отвергнут) после чего граф через несколько лет женится на Елизавете Вернон.

Отказ от псевдонима в этот момент был бы для двух любовников знаком окончательного разрыва, на который Рождер все-таки не пошел. Через год он ответил Саутгемптону браком с Елизаветой Сидни. Но демонстративно выбрал в жены лесбиянку, которая обещала не претендовать на его пристрастия. Этим браком он одновременно упрекал любовника в измене и показывал, что в тайне остается целомудренным для прежней любви: я тоже женат на Елизавете.

То есть женитьбу Роджер подал как знак прежней верности своему другу.

Причины соавторства Роджера с Елизаветой неясны, ведь все ранние шекспировские шедевры написаны самостоятельно, но вскоре после женитьбы тональность драматургии обогащается волшебством новой игры: Шекспир вдвоем с женой начинает сочинять волшебные сказки: «Цимбелин», «Зимняя сказка», …мне кажется, что это началось как игра двух влюбленных, которые знают, что их брак будет целомудренным, в творчестве они рожали своих детей – перлы… всего Шекспиром было написано 37 пьес, из них большая часть вместе с божественной Елизаветой…

Но окончательное решение умереть в маске Роджер принял лишь после того, как провалился мятеж графа Эссекса 1601 года, в котором он принял участие вместе с любимым Генри. Они шли слева и справа от Эссекса с обнаженными шпагами! Они вновь вместе. Это был самый театральный бунт в истории Англии, который походил на парадное шествие справедливости к воротам королевского дворца. А наивной опорой мятежа стал показ народу шекспировской пьесы «Ричард II», которой мятежники хотели призвать публику к низложению королевы.

Бунт был подавлен в зародыше, Эссекс и Саутгемптон приговорены к смертной казни, а Роджер? Его пощадили, ведь именно благодаря откровенным показаниям Рэтленда лидеры мятежа и были приговорены к смерти.

В самый последний момент казнь Сауптгемтону заменили пожизненным заключением.

Вскоре Елизавета умерла, и новый король Яков простил и даже обласкал заговорщиков, но … но предательской слабости друга Саутгемптон не простил.

Больше любовники никогда не виделись.

В этой ситуации отказ от псевдонима любви выглядел для поэта уже разрывом на небесах, и на который он никогда не пошел.

Наоборот настаивая на прежнем инициале любви – W. S. – Шекспир молча молил о прощении и настаивал на силе первой любви: я никогда не предаю. Но Генри его не простил. Ловушка маскарада захлопнулась навсегда, до самой смерти Шекспира-Мэннерса в 1612 году.

Ему было всего 35 лет.

Книга, которую исследует Гилилов – поэтический сборник Роберта Честера «Жертва любви» был предпоследним розыгрышем Шекспира-Ретленда, при жизни собрать стихи на свою смерть! И самому отредактировать заупокойную мессу! В зашифрованной поэме «Феникс и Голубь» признаться в двойном авторстве! Если бы не смерть, он бы сам издал свой реквием. Этому Олимпу анонимности нет цены (Гилилов останавливается перед окончательным выводом, хотя он лежит на ладони). Вот почему участники сборника были связаны обетом молчания, ведь они отпели живого, пусть и умирающего человека.

Ретленд обдумал сборник Честера так же тщательно как свою родовую усыпальницу в Боттесфорде и будущее надгробие Шакспера в Стратфорде на Эйвоне.

Финальный аккорд великого розыгрыша был безудержно мрачен.

До мелочей был продумана позднейшая мумификация Калибана Шакспера. Во-первых, сразу после смерти Рэтленда он был выдворен из Лондона в родной Страфорд-на-Эйвоне, чтобы скрыть, таким образом, правду: поэтический источник иссяк. Ждать конца двойника оказалось недолго. После смерти Шакспера от обжорства головизной, к десятилетию кончины Ретленда и его жены покровители тайны – графиня Мэри Сидни-Пембрук и ее сын Уильям граф Пембрук – издали первое роскошное фолио, где были собраны практически все шедевры Шекспира, среди них были и никогда не виданные перлы, например, «Макбет» и «Отелло».

Открывалось фолио приукрашенным портретом выжиги прохвоста Шакспера, рисованному со слов заказчика художником Дройсхутом.

Одновременно в Стрэдфордской церкви св. Троицы, где был погребен пьянчуга, обжора и ростовщик, был поставлен напыщенный настенный памятник умершему Калибану, где в комических выражениях воздавались почести великому Барду. Памятник сделан теми же скульпторами братьями Янсен, что сооружали надгробие Рэтленда и полон тайных аллюзий к погребению истинному.

Особенной издевкой выглядит череп без нижней челюсти, который красноречиво говорит, что у покойника не было рта и тот не мог произнести ни слова.

Если учесть, что именно Рэтленд решал, как и что строить в фамильной усыпальнице в Боттесфорде и самостоятельно сочинял надгробие отца (этот шедевр вошел в каталог лучших надгробий Англии), если он же обдумал мраморные фигуры погребения самого себя и жены над пустой могилой, то и издевательский памятник Шаксперу плод его же мрачной фантазии.

Ухмылка личины…

Тут мерещится последний и возможно решающий ответ на причины феноменального самоотречения Шекспира от всякой публичности, таким образом, философ сокрытого и поэт незримого рифмовал свою жизнь с бытием самого Бога, который, сотворив мироздание, навсегда скрыл в бездне кромешного света свое непостижимое Лицо.

Шекспировский вопрос - так называется проблема авторства произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Это название появилось по аналогии с другим вопросом, гомеровским. В этой статье мы попытаемся понять, действительно ли Шекспир является автором знаменитых произведений. Мы изложим суть шекспировского вопроса, остающегося актуальным и по сей день.

Уильям Шекспир считается самым выдающимся в мире драматургом. Пьесы его переведены более чем на 70 различных языков. Именно поэтому шекспировский вопрос имеет такое важное значение. Во Всемирной энциклопедии по поводу авторства основной части произведений Уильяма замечается следующее. Все признанные шекспироведы не сомневаются в том, что поэмы и пьесы написал именно он. Однако не все согласны с этим. Почему? Причина - полная загадок

Шекспировский вопрос возникает в связи с крайне скудными сведениями о жизни великого драматурга. Известно, что Уильям родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году. В этом же городе он и умер через 52 года, в 1616-м. Сотни книг написаны о драматурге. Многие из них затрагивают именно шекспировский вопрос и являются плодом усердных исследований. К чему же пришли авторы этих трудов? Давайте разберемся.

Светский опыт Шекспира

Пьесы Уильяма свидетельствуют о большом светском опыте их создателя. К примеру, он очень хорошо знал право, отлично владел юридической терминологией. Шекспир показал хорошее знание прецедентов. Сэр Джон Бакнилл в 1860 г. в своей книге под названием "Познания Шекспира в медицине" отметил, что автор пьес обладал прекрасными знаниями и в этой области. Это же относится и к разным видам охоты, в том числе соколиной, а также к придворному этикету. Джон Мичелл, известный шекспировед, отметил, что он являлся "литератором, который знал все".

Употребление морской терминологии

Пять раз в пьесах Шекспира описывается кораблекрушение. Употребление автором морской терминологии позволяет судить о том, что он является опытным моряком. Посещал ли Шекспир другие страны? Служил ли он на флоте? Участвовал ли Шекспир в событиях 1588 года Если бы хотя бы одно из этих предположений подтвердилось, можно было бы считать решенным шекспировский вопрос. Однако доказательств пока что нет. Интересно, что драматург отлично владел военными терминами, а также был знаком с особенностями речи пехотинцев.

Цитаты из Библии в пьесах

Одна из сторон, которую включает в себя шекспировский вопрос, - грамотность Уильяма. В созданных Шекспиром произведениях нередко встречаются цитаты из библейских текстов. Драматурга могла познакомить с ними его мать. Однако не существует доказательств того, что эта женщина была грамотной. Тот факт, что Шекспир знал Библию, ставит вопрос о его образовании.

Посещал ли Шекспир школу

Джон, отец Уильяма, был перчаточником, торговцем шерстью и мясником. Он пользовался значительным уважением в своем городе, несмотря на то, что был неграмотен. Не существует списков учеников, обучавшихся в стратфордской грамматической школе. Однако в настоящее время большинство шекспироведов полагают, что Уильям был одним из них. драматург и друг Уильяма, спустя годы говорил о нем, что в латыни он не был силен, еще хуже знал греческий. Этот факт может свидетельствовать о низком уровне образования Уильяма, на основании чего вновь возникает шекспировский вопрос, кратко изложить который, оказывается, не так-то просто.

Был ли Шекспир и его дочери грамотными

В четырех сохранившихся документах обнаружено 6 подписей, возможно, сделанных рукой Уильяма Шекспира. Имя драматурга можно разобрать только отчасти. К тому же оно не всегда пишется одинаково. Некоторые специалисты полагают, что Шекспир мог расписываться не сам. За него могли это делать юристы. Это, в свою очередь, может вызвать вопрос о том, был ли Уильям грамотным. Не сохранилось ни одной рукописи, которую написал лично он. Сюзанна, его дочь, могла написать свое имя. Но нельзя доказать, что она была образованной. Возможно, ее навыки в письме этим и ограничивались. Другая дочь Уильяма, Джудит, которая была особенно близка Шекспиру, ставила знак вместо подписи. Следовательно, она была неграмотной. Неизвестно, почему Уильям не предоставил своим детям возможности получить образование.

Знание языков, словарный запас

Автор известных на весь мир пьес обнаруживает отличное знание римских и греческих классиков, а также французской, испанской и Не исключено, что он знал итальянский, французский и испанский языки. Словарь драматурга очень богат. Образованный англичанин в наше время редко употребляет в речи более 4 тысяч слов. Около 8 тысяч единиц насчитывает словарь 17 века Джона Мильтона. А в произведениях Шекспира, по подсчетам специалистов, не менее 21 тысячи слов!

Рукописи и книги Шекспира

Уильям в своем трехстраничном завещании перечислил все, что принадлежит ему. Однако в списке нет никаких рукописей или книг. Возможно, их получила в наследство Сюзанна, старшая дочь Шекспира. В этом случае ее потомки разделили бы их между собой. Одного церковника, жившего в 18 веке, заинтересовала эта загадка. Он побывал во всех частных библиотеках, расположенных в радиусе 70 км от Стратфорда-на-Эйвоне. Однако этот церковник не обнаружил ни одного тома, принадлежавшего Уильяму Шекспиру.

Еще сложнее дело обстоит с рукописями пьес. Их отсутствие вновь поднимает шекспировский вопрос. Аргументы сторонников того, что Шекспир не является автором пьес, следующие. Насколько известно, не сохранилось ни единого подлинника этих произведений. В 1623 году в "Первом фолианте" были напечатаны 36 пьес. К этому времени прошло 7 лет после кончины Шекспира. При жизни драматурга распространялось множество пиратских изданий. Тем не менее Уильям, умнейший делец, не предпринимал ничего для того, чтобы предотвратить это.

"Недостающие годы"

Труппы странствующих по миру актеров в елизаветинские времена были обыкновенным явлением. Конечно, они приезжали и в Стратфод-на-Эйвоне, например, в 1587 году. Шекспир оказался бы в Лондоне к осени того года, если бы присоединился к актерам. Известно, что он был принят в лучшую театральную труппу Лондона - "Слуги лорда-камергера", которая позднее стала называться "Слуги короля". После того как Шекспир очутился в столице, судьба его складывалась очень благоприятно. С годами Уильям обзавелся владениями в Стратфорде-на-Эйвоне и в Лондоне. Однако не сохранилось никаких ясных сведений о том, чем занимался драматург в период с 1583 по 1592 год. Это время - важнейшие "недостающие годы". Наличие белых пятен в биографии Уильяма значительно усложняет шекспировский вопрос в литературе.

Похороны драматурга

В 1599 году в Саутуорке был построен Пьесы Шекспира ставились в Лондоне еще раньше, однако они не принесли своему автору известности. Даже похороны Уильяма нельзя называть пышными, в отличие от похорон таких драматургов, как Фрэнсис Бомонт и Бен Джонсон, которые были погребены в с большими почестями.

Претенденты на авторство

Скрывался ли другой автор под именем Шекспира? А может быть, их было несколько? Необходимо кратко рассказать о претендентах на авторство, рассматривая содержание и пути решения шекспировского вопроса. В настоящее время существует более 60 предположений о том, кто мог писать под именем Уильяма. Один из претендентов - Кристофер Марло. Рассматривались даже такие личности, как Елизавета I, сэр Уолтер Рали и кардинал Вулси. Кто же из претендентов является наиболее вероятным автором пьес, по мнению теоретиков?

Кристофер Марло - претендент на авторство

В ранних пьесах Уильяма заметно влияние Кристофера Марло (портрет его представлен выше). Однако этот автор умер в Лондоне в 1593 году, когда ему было 29 лет. Согласно некоторым предположениям, его не убивали во время драки, произошедшей в таверне, как считается. На самом деле Марло якобы отправился в Италию. Здесь он продолжил творить. Нигде не упоминается о похоронах Кристофера или о его погребении.

Могли ли пьесы принадлежать Фрэнсису Бэкону

Больше всего на роль автора пьес, кроме самого Шекспира, подходит Фрэнсис Бэкон (портрет его представлен выше). Этот известный человек окончил Кембриджский университет. Фрэнсис был старше Шекспира всего на 3 года. Он был придворным чиновником, выдающимся юристом, создал множество литературных произведений. В 1769 году впервые было выдвинуто предположение о том, что пьесы Шекспира написал именно Бэкон. Однако этой теории не придавали значения в течение дальнейших 80 лет. Для ее защиты в 1885 г. было создано Бэконское общество. Немало фактов удалось собрать в подтверждение этого предположения. К примеру, известно о том, что Фрэнсис Бэкон жил в 30 км севернее Лондона, неподалеку от Сент-Олбанса. Этот город 15 раз упоминается в произведениях Шекспира, тогда как Стратфорд-на-Эйвоне, родной город драматурга, не упоминается ни разу.

Другие претенденты

Свои сторонники имеются у Роджера Меннерса и Уильяма Стенли. Оба этих графа знали получили превосходное образование. Но зачем им нужно было скрывать свою личность под чужим именем? В 1939 году профессор Пороховщиков выступил в защиту Меннерса. Он отметил, что первые сочинения этого автора издавались анонимно. Другие же печатались под псевдонимом просто потому, что пэру не положено было сочинять пьесы для общенародных театров.

Вопрос о групповом авторстве

Существует и мнение, согласно которому творения Шекспира принадлежат не одному автору, а целому сообществу писателей. Каждый из них якобы вложил свое мастерство в эти произведения. С другой стороны, Шекспир, талантливый актер, возможно, редактировал чужие пьесы, готовил их к постановке. Из своих рукописей драматург, как считается, не вычеркнул ни единой строчки. Предположение о совместном авторстве было бы справедливо, если бы он вносил поправки в работы других драматургов, редактировал их.

На чем основаны сомнения в авторстве

Почему же с давних пор не утихают споры и все еще живы сомнения в том, что сам Шекспир является автором своих пьес? Во Всемирной энциклопедии сказано, что людям трудно поверить в то, что какой-то актер из Стратфорда-на-Эйвоне написал гениальные произведения. Шекспир имел провинциальное, незнатное происхождение. Оно никак не вяжется с уровнем его творений. Еще в энциклопедии отмечено, что практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, люди, сомневающиеся в авторстве творений Шекспира, считают, что их мог создать только умнейший человек, получивший хорошее образование и имеющий высокое положение в обществе. Однако, как мы уже отмечали, все признанные исследователи, изучающие творчество драматурга, сходятся в том, что пьесы принадлежат именно Уильяму. Тем не менее, все еще остается открытым шекспировский вопрос, кратко изложенный в данной статье.

Вопрос остается открытым

Вряд ли можно говорить о том, что этот спор разрешится в ближайшее время. Возможно, мы получим новые доказательства авторства Шекспира. Это могут быть подлинные рукописи, наконец объявившиеся, или же факты, которые могли бы восстановить картину жизни драматурга. Уильям Шекспир все еще остается загадкой для нас, следовательно, все еще актуален шекспировский вопрос. Быть или не быть Уильяму автором гениальных пьес, известных на весь мир? Этот вопрос, вероятно, будет подниматься еще долго. Он лишь подогревает интерес к творчеству драматурга.

Одним из наиболее интересных в литературе является шекспировский вопрос. Что это такое, вы теперь знаете. Тайна личности гения, надеемся, будет когда-нибудь раскрыта.

Имя великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира знают все. Тем не менее, его биография таит немало загадок, которые тщетно пытаются разгадать исследователи.

Карьера провинциала

Биографические сведения о Шекспире выглядят крайне скудными. По некоторым данным, он родился 26 апреля 1564 года в английском городе Стратфорд-апон-Эйвон и скончался там же 23 апреля (3 мая) 1616 года. Отец Уильяма Джон Шекспир был состоятельным перчаточником, занимал важные городские посты. В 18 лет юноша взял в жены Энн Хатауэй, тоже из состоятельной семьи, восемью годами старше себя. В этом браке родилось трое детей - дочь Сюзанна и двойняшки Хемнет и Джудит.

В 1585 году Шекспир неожиданно переезжает в Лондон, где делает успешную карьеру актера и драматурга, а также становится совладельцем театральной компании «Слуги лорда-камергера». Однако около 1613 года он возвращается назад в Стратфорд, где еще спустя три года умирает.

Что предшествовало началу театральной карьеры? Почему примерный семьянин из провинциального городка решил начать новую жизнь в столице? В средневековой Англии это вовсе не являлось нормой, как в наше время. Но так или иначе, Шекспир в полной мере смог раскрыть свои таланты, находясь в Лондоне. Почему же в расцвете славы он покинул Лондон и больше не писал пьес? Некоторые шекспироведы полагают, что он был серьезно болен: об этом свидетельствует неуверенный почерк в подписях под документами.

Автора по фамилии Шекспир никогда не существовало?

Есть мнения, что человек, которого мы знаем как Уильяма Шекспира, вовсе не являлся автором «Короля Лира», «Отелло», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты», равно как и знаменитых сонетов. Дело в том, что оригиналы шекспировских рукописей не сохранились, а сохранившиеся портреты Шекспира не соответствуют сделанной с него посмертной маске. Также нет никакой информации о том, какое образование получил Шекспир (кроме школьного), а все шекспироведы дружно сходятся на том, что автором произведений мог быть только высокообразованный человек с необыкновенно широким кругозором.

Многих специалистов удивляет и тот факт, что большая часть сонетов Шекспира адресованы лицу мужского пола. Так появилась гипотеза о том, что поэт мог являться гомосексуалистом. А как же тогда женитьба и рождение детей? Еще одна версия утверждает, что автор всех якобы шекспировских творений - женщина!

Шекспир – это псевдоним?

Само слово «Шекспир» буквально означает «потрясать копьем». А что если это вообще псевдоним? – таким вопросом задались эксперты. Были выдвинуты различные версии по поводу того, кто же на самом деле писал произведения под этим именем. Одни исследователи считали, что это групповой псевдоним, под которым скрывались Мэри Сидни Герберт, графиня Пемброк, и ее сыновья. Другие – что это могла быть сама королева Елизавета. Но поскольку монархине из-за государственных дел было некогда заниматься литературой, за нее это делали «негры». Среди кандидатов в таковые - другой известный поэт той эпохи Кристофер Марло, которого считают внебрачным сыном Елизаветы, ее фаворит Уолтер Рейли и даже знаменитый философ Фрэнсис Бэкон.

Свою лепту в изучение этого вопроса внесли и российские исследователи. Так, по мнению Ильи Гилилова, «Шекспиром» могли оказаться Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета.

Череп Шекспира был похищен после смерти?

В 1879 году средства в журнале «Argosy» появилась заметка о том, что череп Шекспира еще в XVIII столетии похитили из захоронения, расположенного под полом церкви Святой Троицы в Стратфорд-апон-Эйвон. И это косвенно подтвердилось. Несколько лет назад команда британских археологов во главе с Кевином Коллзом исследовали предполагаемую могилу Шекспира посредством электромагнитного сканирования. Хотя, согласно источникам, тело поэта захоронили в фамильном склепе на пятиметровой глубине, причем в вертикальном положении, на деле же останки отыскались на глубине всего около метра, причем лежали в стандартной горизонтальной позиции и даже не в гробу, а завернутые в саван.

В том же месте, где должна была находиться голова, были обнаружены следы чьего-то вмешательства. Создавалось впечатление, что кто-то раскопал могилу, а затем вновь закопал.

Кстати, по словам шекспироведа Филиппа Швайзера, Шекспир еще при жизни опасался, что его останки потревожат. Он даже велел вырезать на своем надгробии следующие строки:

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят - тронувший мой прах.

Однако покой поэта после смерти все же был нарушен. Кевин Коллз считает, что похитителям хотелось изучить мозг Шекспира, чтобы понять тайну его гениальности.

Правда, бытовала еще версия о том, что на самом деле череп Шекспира хранится в крипте храма Cвятого Леонарда в Вустершире. Но исследование выявило, что находящийся там череп принадлежит вовсе не Шекспиру, а неизвестной женщине в возрасте около 70 лет.