Глиняный сосуд с узорами. Вазопись в Древней Греции. Стили вазописи Древней Греции. Методы изготовления сосуда

Содержание статьи

ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика(греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. Изготовление керамики – универсальное художественное ремесло. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи. Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. К счастью, греческая литература описывает некоторые детали производства керамики, а широко проводившиеся раскопки и исследования дают ясную картину всего процесса.

Гончары.

В эпоху раннего неолита каждая семья делала свою собственную керамику. Как и бóльшая часть домашней работы, которую в первобытных обществах выполняли женщины, глиняная посуда, вероятнее всего, тоже изготавливалась ими; мужчины занимались охотой и должны были защищать племя. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой.

Размеры гончарных мастерских в Афинах в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз, добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Тщательное изучение форм ваз позволяет приписывать группы подобных друг другу сосудов одному и тому же гончару. Например, стиль и особенности гончарной работы одного мастера по изготовлению лекифов (высокие цилиндрические вазы) позволяет объединить их в группу. Однако этот способ сравнения не дает возможности идентифицировать того же гончара с создателем группы амфор (кувшины с двумя ручками). Изучение форм сосудов указывает на то, что для анонимного художника, называемого Берлинским вазописцем, лекифы создавали по крайней мере три гончара. Доказано, что керамическая мастерская Кахрилион делала чаши по крайней мере для десяти различных художников, так же, как и гончар и живописец Евфроний.

Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы. В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.

На некоторых греческих вазах встречаются подписи. Иногда это подпись гончара, сопровождаемая словом epoiesen, означающим «сделал». Так подписывал свои гончарные изделия Евфроний. Если же подпись наносил живописец, его имя сопровождалось словом egrapsen, или «расписал», как делал вазописец Гермонакс. Обычны двойные подписи типа: «Иерон сделал, Макрон расписал». Этот тип подписи указывает на последовательную работу двух мастеров и одинаковое значение формовки и росписи. Известный ряд двойных подписей показывает, что вазописец Олтос работал по крайней мере с четырьмя различными гончарами, а Епиктет – как минимум с шестью. Несколько ваз подписаны «Такой-то сделал и расписал», подчеркивая двойную профессию одного и того же керамиста; одним из таких мастеров был Дурис. К сожалению, подписи на своих изделиях оставляли далеко не всегда и не все гончары и вазописцы. Многие из первоклассных мастеров никогда не подписывали своих произведений, а некоторые делали это лишь от случая к случаю. Превосходный живописец мог подписать невыразительное изделие и оставить неподписанным шедевр. Поэтому причина подписывания работ остается неясной. Полагают, что в ряде случаев подпись может в действительности принадлежать владельцу мастерской, в которой данный сосуд был сделан.

В конечном счете именно качественные характеристики мастерства позволяют точно идентифицировать неподписанные работы гончаров и художников, чьи имена нам неизвестны. Исследователи и коллекционеры для удобства классификации дают этим анонимным мастерам условные имена. Так, определенную группу составляют произведения художника, называемого Берлинский вазописец, поскольку одна из его главных работ хранится в собрании Государственных музеев Берлина. Имена, данные гончарам, нередко указывают на стиль их творчества. Например, Мастер Тяжелых гидрий назван так потому, что в его произведениях не чувствуется стремления к более тонкой ритмической уравновешенности форм и очертаний; они тяготеют к плотным массивным формам.

Формы ваз.

Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делались для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков: вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Для этой цели самым распространенным видом емкости была амфора, ваза с двумя крепкими ручками. Для переноски и хранения воды использовалась гидрия, большой кувшин с тремя ручками. Греки редко пили неразбавленное вино; обычно его смешивали с водой в специально предназначенной для этого вазе, называвшейся кратéр. Чаши для питья составляют обширную категорию, т.к. греки пили смешанное с водой вино из множества различного типа сосудов. Наиболее изящным и распространенным был килик. Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

На протяжении 6–4 вв. до н.э. формы аттических ваз развивались от тяжелых и солидных к изящным, в равной мере удобным и красивым, а затем к слишком сложным и утонченным. Довольно странно, что греки предпочитали совершенствовать уже существующие типы, а не искать новые формы. Казалось бы, постоянное повторение стандартных видов посуды могло привести к массовому производству изделий, лишенных художественных достоинств. Однако именно это неотступное повторение форм и стремление к совершенству в рамках существующей традиции и стало причиной развития столь замечательного стиля аттической керамики. Тот факт, что эта керамика предназначалась для повседневного употребления, придавал осмысленность и практичность ее формам. Таким образом она была защищена от превращения в нечто ненужное, от вырождения в пустые безделушки.

Методы изготовления сосуда.

Почти все аттические вазы сделаны на гончарном круге; тулова сосудов помещались на основания в форме цилиндра или окружности. Все вазы без исключения симметричны и уравновешены относительно центральной оси, вертикально устойчивы благодаря надежной базе, имеют устье, а иногда и крышку. Плавные изгибы, удобные ручки и просторные устья используют пластические возможности, упругость и другие природные особенности аттической глины. Ее мелкозернистая фактура, вязкость и другие рабочие свойства нашли отражение в формах, которых гончары могли добиться в конечном счете именно благодаря использованию этой глины.

Вазы формовали на гончарном круге от руки, при помощи только циркуля и линейки. Нет никаких свидетельств относительно использования шаблона для формовки сосудов или для проверки измерений их изящных, прекрасных пропорций. Были попытки доказать, что эти пропорции основаны на тщательно разработанных математических соотношениях. Эти соотношения действительно существуют, однако они достигались, очевидно, только мастерством гончара.

Некоторые аттические вазы более простых форм, такие, как скифос и пелика, делались на гончарном круге из одного куска глины и сразу окончательно обрабатывались. Однако многие другие типы сосудов, такие, как килик, лекиф, кратер и гидрия, выполнялись по частям, которые затем соединялись обмазкой из влажной глины и дорабатывались на гончарном круге. Место стыковки частей обычно зависело от типа и формы сосуда. В килике, например, это точка соединения ствола ножки и собственно чаши; в кратере состыковываются шейка и тулово. Изменение формы в этих точках помогает скрыть места соединений. Однако тулово большой гидрии или кратера невозможно было сформовать из одного куска, и его приходилось делать по частям. Большой чашевидный объем и кольцевые части должны были соединяться в сплошную гладкую поверхность, на которой негде было скрыть стык. Поэтому готовые твердые части собирали в окончательном виде и оставляли на день во влажном месте для предохранения от слишком быстрого высыхания и растрескивания. Затем их покрывали сырой глиняной обмазкой, а все тулово сосуда дорабатывали и выглаживали так искусно, что стык не был виден.

Декор.

Аттическая керамика эпохи классики делится на чернофигурную и краснофигурную. Более древняя чернофигурная вазопись восходит к концу 7 в. до н.э. Примерно в начале 5 в. до н.э. ее постепенно вытеснила краснофигурная керамика, однако чернофигурная роспись продолжала использоваться для декора панафинейских ваз по крайней мере еще в эллинистический период.

На чернофигурные вазы изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Чернофигурная роспись происходит от примитивных рисунков на сосудах более древнего геометрического стиля; классической чернофигурной керамике непосредственно предшествовал протоаттический стиль с контурными изображениями. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.

Краснофигурная техника производит впечатление, противоположное эффекту чернофигурной техники. Изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрыт черным лаком . Затем тонкими рельефными линиями выполнялись детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки. Самые ранние краснофигурные изделия датируются тридцатыми годами 6 в. до н.э.; их производили вплоть до конца 4 в. до н.э. На протяжении 4 в. стиль росписи и качество изделий работы постепенно приходили в упадок, пока наконец краснофигурная техника не исчезла совсем.

Тематика и стиль росписей аттических ваз эволюционировали в течение 9–4 вв. до н.э. В эпоху геометрического стиля, расцвет которого приходится на 9 в. до н.э., преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п. Стилизованные растительные и анималистические мотивы применялись довольно редко. На больших дипилонских вазах 8 в. до н.э., которые устанавливались на могилах, в ленты орнамента были включены и более сложные композиции.

В декоре протоаттических ваз 7 в. до н.э. художники начали осваивать мифологические сюжеты. Большая часть поверхности вазы отводилась для изображений чудовищ и героев, а декоративные узоры применялись в качестве обрамлений сцен.

Чернофигурная керамика 6 в. до н.э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой мифологии. Боги и богини, герои и чудовища изображались в сценах из жизни олимпийцев и эпизодах Троянской войны. Декоративные мотивы использовались сдержанно, для разграничения сцен с фигурами, нарисованными черным лаком. Постепенно вводились сюжеты из повседневной жизни обычных людей, например воин, вооружающийся для битвы, или упражнения в гимнасии; такие изображения стали вытеснять мифологические.

В 5 и 4 вв. до н.э. эта тенденция продолжала развиваться в декоре краснофигурных ваз. Образ человека стал главным, хотя некоторые мифологические сюжеты еще продолжали использоваться. Изображались битвы, пиры и состязания атлетов, обычные люди и их повседневные занятия. Декоративные мотивы играли второстепенную роль; пальметты, лотосы, меандр обычно использовались для обрамления рисунка.


Лак.

После формовки на гончарном круге греческие вазы держали в сырой комнате до тех пор, пока они не будут готовы для декорирования. Роспись наносили на отвердевшую полусухую поверхность. Когда вазы высыхали полностью, их обжигали, но не в один прием. Процесс обжига разделялся на три отдельных стадии: окисление, восстановление и вторичное окисление.

В декоре основной массы аттических ваз использовались два цвета: красновато-оранжевый и металлический черный. Красновато-оранжевый был естественным цветом обожженной аттической глины, из которой делались вазы; он усиливался при покрытии изделия желтой охрой. Металлический черный глянец, или лак, получали из той же аттической красной глины; черным глянцевое покрытие становилось в результате обжига. Оксид железа, содержащийся в глине, придавал изделию красный цвет, если оно обжигалось в окисляющей среде, и черный, если обжиг проводился в восстановительной среде. Глина, которая использовалась как для формовки вазы, так и для глянцевания, содержала те же оксиды железа. Во время первой, окислительной стадии обжига и ваза, и лак становились красными. При восстановительном обжиге и ваза, и лак приобретали черный цвет. При повторном окислительном обжиге пористая обожженная глина снова становилась красной, а лак уже не мог вновь окислиться, поскольку образовавшаяся окалина прочно отделяла входящий в его состав черный оксид железа от контакта с кислородом воздуха. Таким образом, ваза выходила из обжига красной, а лак оставался черным.

Существуют еще более древние примеры применения окислительного и восстановительного обжига для получения на вазах узоров красного и черного цвета. В эпоху раннего неолита было обнаружено, что красноватая глина, содержащая железо, в результате обжига может приобретать либо темно-желто-красный, либо серо-черный цвет, в зависимости от того, обжигались ли изделия в чистом пламени или были окутаны дымом. Самые ранние примеры намеренного применения того и другого цвета на одном сосуде - египетские черно-красные изделия III тыс. до н.э. Египетский метод заключался в частичном закапывании сосуда в песок на время обжига; этот специфический прием был занесен на остров Кипр, где тоже изготавливалась черно-красная керамика подобного типа. На Крите близ современного поселка Василики были обнаружены сосуды, изготовленные около 3000 до н.э., украшенные пятнами, которые создавались при помощи выжигания поверхности предварительно обожженного сосуда раскаленным прутом.

Конечно, не вся древняя керамика украшалась черным и красным лаком с оксидом железа. Например, изделия из Димини (неолитическое поселение в Фессалии, Греция), некоторые типы керамики среднего элладского периода (эпоха бронзы) с острова Эгина и критская керамика геометрического стиля расписаны коричневыми и черными линиями. Для декора такого типа использовались естественные минеральные красители, например марганец; эти изделия, в отличие от чернолаковой аттической керамики, нуждались лишь в однофазовом обжиге. Участки, закрашенные этими натуральными красителями, имеют обычно невыразительную матовую поверхность.

Изготовление греческого черного лака требовало высокой степени профессионального мастерства и стандартизации производственных операций. В 4 в. до н.э. Афины утратили иноземные рынки сбыта; интерес художников к иным, чем керамика, формам выражения, а также возрастающая популярность сосудов из металла и стекла стали причиной снижения выпуска и качества аттических ваз. Хотя черный лак еще использовали для украшения ваз с ровной поверхностью или для сосудов, декорированных отлитыми в матрицах рельефными узорами, качество его ухудшилось. Чернолаковая керамика благодаря торговле и греческим колонистам попала в Южную Италию, где ее стали производить этруски, а позднее – гончары Апулии, Кампаньи и др. В римское время во всем Средиземноморье использовали как черный лак, так и красный, обжигая сосуды в окисляющей среде.

Т.н. мегарские чаши, которые производились во многих районах Восточного Средиземноморья с конца 3 в. до н.э., сначала украшались чернолаковой росписью. Однако постепенно все больше и больше сосудов стали покрывать красным лаком. Вслед за ними появилась краснолаковая пергамская и самосская керамика, которая изготавливалась в различных местностях. Более всего в Восточном Средиземноморье славилась высококачественная аретинская керамика, которая производилась в Аррециуме (совр. Ареццо) с 30 до н.э. по 30 н.э. Эта разновидность краснолаковой керамики с рельефным декором называлась терра сигиллата (узорчатая глина, или глина, украшенная фигурными изображениями).

Техника изготовления чернолаковой и краснолаковой керамики распространилась по всей Европе до Галлии и римской Британии. Одним из главных центров производства во 2 в. был город Лезу в центральной Галлии. С распадом Римской империи греческий черный лак был забыт и в конце концов вытеснен керамической глазурью, привезенной из Восточного Средиземноморья. Глазурь стекловидного типа, обычно применяемая гончарами сегодня, состоит из кремнезема и плавня, окрашенного минеральными наполнителями. С древности и до настоящего времени керамическая глазурь широко используется, поскольку она проста и надежна в производстве и дает неограниченный выбор цветовой палитры.

Роспись на сосудах , на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

    Тиманф.

    Зевксис.

    Паррасий.

    Аполлодор Афинский.

    Эксекий.

    Пасиад.

    Харес.

    Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.

    Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

    амфора;

    кратер;

    килик;

    гидирия.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

  • Малая Азия.
  • Острова в Эгейском море.
  • Крит.
  • Кипр.
  • Южная Италия.

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора . Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр . Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос . В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия . Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар . Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик . Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос . Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос . Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.

Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям - героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.

Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин , Лаконии, Беотии.

    Остров Сими

    Остров Сими принадлежит к числу самых красивых и наиболее посещаемых на Додеканесе. Прежде всего, поражает красотой порт, который называют самым красивым в Греции. Город взбирается террасами по склонам выходящих к берегу холмов. Построен он преимущественно в 19 в. Дома с балкончиками и черепичными крышами, окрашенные в различные тёплые цвета. Город объявлен памятником архитектуры, и перестройка старых зданий и строительство новых категорически запрещается.

    Риторика в древней Греции

    Приметы и суеверия в Греции

    В Греции православное (ортодоксальное) христианство является официальной государственной религией, но, несмотря на это, греки не отличаются особой религиозностью и верят в некоторые приметы. Например, много интересных примет связано с приглашением гостей. Особенно важным считается гость, первым вошедший в дом в наступившем новом году.

    Демокрит

    Демокрит Абдерский является одним из великих философов античности, именно он одним из первых положил начало материалистической философии и атомистике (направление натурфилософии). Демокрит родился около 460-го года в городе Абдеры(Авдыра), который располагался во Фракии.

    Греческий эталон красоты

Благодаря раскопкам было выявлено, что гончарное искусство в древности имело широкое развитие и распространение. Зачастую глиняные сосуды использовались для приготовления пищи, так как являлись самой прочной и долговечной посудой.

Помимо этого, в утвари из обоженной глины хранили засушенные фрукты, носили воду как для питья, так и для умывания. В зависимости от формы изделия каждый сосуд имел свое предназначение. В опарницах замешивали тесто, в кринках подавали напитки к столу, в горшках варили щи, в ценинных (покрытых глазурью) сосудах хранили квас, мед, брагу.

Создание сосудов

Более древнее изготовление емкостей ручной лепкой позже переросло в формовку изделий с помощью гончарного круга и печей для обжига.

Дно сосуда изготавливалось из длинной сырой глиняной полосы, накручивающейся на столешницу ножного приспособления в виде спирали. Затем из этой же ленты формировалось тело и горлышко изделия. После создания начальной формы сосуда его стенки заглаживали, скрепляя ленточные витки и делая поверхность ровной.

При другом способе сосуд формировался из одного куска глины путем вытягивания сырого материала вверх на вращающемся круге, одновременно мастер придавал изделию правильную форму.

Существовал еще и третий метод, в котором использовались формочки. Еще сырой и не совсем готовый сосуд вынимался и просушивался.

Первые горшки из глины имели неровную, грубую поверхность с конусообразным днищем и широким горлышком. Позже дно изделий стало более плоским и устойчивым.

Самым распространенным глиняным сосудом являлся низкий горшок без ручек округлой формы. Он был устойчив, имел широкое горлышко и применялся на кухне в различных целях.

Горшок с ручками назывался братиной и использовался для подачи пищи к столу.

Сосуд для жидкости был меньшего размера, имел ручку и сливной носик. Называлась такая посуда ендовой. К разновидности данной емкости относится кувшин.

В 19 веке сосуды из глины заменили металлическими чугунками, кастрюлями, ковшами и различной современной утварью.

ШНУРОВОЙ И ЗУБЧАТЫЙ ОРНАМЕНТЫ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ КАРЕЛИИ

Керамика принадлежит к ряду важнейших археологических материалов и является предметом разносторонних исследований. Типологическое изучение сосудов по их форме, составу глины, характеру поливы, окраски, орнаменту, способу формовки ставит основной целью выделение особенностей материальной культуры древних племен, а также установление возраста археологических памятников. Изучение технологии древнего гончарного производства при помощи типологического подхода вряд ли может дать полноценные результаты. При помощи обычного осмотра и сопоставления различных серий керамических фрагментов можно с достоверностью отличить сосуд, сделанный ручным способом или на станке, реставрировать его по фрагментам, грубо определить состав глины и описать орнамент, отнести к типологической группе. Значительно больше трудностей возникает при таком подходе, когда требуется различать своеобразные способы формовки, технологию синтетического построения массы, типа и температуры обжига, приемы обработки поверхности тиснением, чернением и лощением, последовательность различных операций в производственном процессе, а также и хозяйственное назначение каждого типа сосудов в разных условиях жизни, у различных племен, способы варки пищи и т. д.

Немалый интерес представляют и сохранившиеся на поверхности сосудов всевозможные отпечатки: пальцев, формовочных инструментов, тканей, плетенок, штампов, печатей, растительного и животного волокна, зерен и т. п. Отпечатки хлебных зерен на керамических изделиях нередко служили для археологов документальным свидетельством существования определенного вида земледелия некоторых стоянок и целых областей. Однако изучение отпечатков на древних керамических изделиях носило случайный характер, производилось оно к тому же очень немногими археологами и без каких-либо методических предпосылок. Примером такого случайного исследования может служить статья А. С. Сидорова «О витье волокнистых веществ» , в которой автор пытался показать технику витья веревок по отпечаткам на керамике северо-востока Европы. Дело фактически свелось к весьма скупым описаниям двух типов витья (справа налево и слева направо), существовавших с неолитического времени.

Значительный интерес представляет работа М. В. Воеводского «К изучению гончарной техники первобытно-коммунистического общества на территории лесной зоны Европейской части РСФСР» . В работе, построенной на этнографическом и археологическом материале, древнее производство керамики рассмотрено всесторонне. Правильно освещены способы обработки поверхности, отмечено, например, что пучок травы, тряпка или кожа и зубчатый гладильник широко применялись в качестве инструментов. Удачно сделано автором сопоставление орнамента на сосудах с оттисками на пластилине зубчатых штампов, найденных на стоянках.

Следы на керамических изделиях представляют несомненно более обширный источник знаний, чем до сих пор было принято думать. Для использования его необходим функционально-аналитический подход к материалу.

Исследование многочисленных отпечатков - оттисков на древних глиняных сосудах позволяет нам изучить способы формовки, обработки поверхности сосудов и восстановить вид орудий, служивших для этой цели.

Необходимо указать, что применение микроскопического анализа к изучению отпечатков на изделиях из глины весьма ограничено. Относительно грубая, пористая структура керамики допускает небольшие увеличения, лежащие в пределах возможностей бинокулярной лупы. Лишь определение состава глиняной массы, когда ведется наблюдение по шлифам, требует более крупных увеличений. Когда дело касается исследования отпечатков или пустот, образовавшихся от животных или растительных волокон, возникает надобность и в бинокулярном микроскопе. Нередко, впрочем, такие оттиски бывают достаточно велики, хорошо выражены и при изучении их можно обойтись без применения оптики.

Изучение техники обработки поверхности и нанесения орнамента производилось нами на материалах различных эпох и областей.

Первая работа в этом направлении была проведена над фрагментами глиняной посуды из раскопанной Н. Н. Гуриной в 1949 г. неолитической стоянки Курмойла на Сямозере в Карелии. Это была типичная для севера Восточной Европы керамика с текстильным и ямочно-гребенчатым орнаментом, достаточно грубая по качеству и составу теста. Однако оттиски веревочного и зубчатого штампов на поверхности создавали впечатление нарядности. Орнамент, по сочетанию элементов - ямок, оттисков веревки, гребенки, - был разнообразен, и казалось, что здесь мы имеем дело с относительно сложной техникой украшения сосудов. Задача заключалась в выяснении конкретных технических средств, которыми был нанесен орнамент.

Наблюдение велось при помощи бинокулярной лупы (12,5 X 1,3). Затем были сделаны пластилиновые слепки с основных орнаментальных деталей, которые показали очень простые приемы работы веревочным и зубчатым штампами. На основе наблюдений и слепков было нетрудно воссоздать эти штампы и при их помощи воспроизвести аналогичные узоры на пластилине.

Наиболее простым штампом служил обрывок шнурка, толщиной в 3-4 мм, которым надавливали на наружную поверхность сосуда. Мы приводим изображение фрагмента сосуда с орнаментом из круглых ямок, выдавленных деревянной палочкой на венчике, а под ним горизонтальные оттиски двухпрядного шнурка в несколько рядов (рис. 52-1). Шнурок был свит из двух прядей растительного волокна движением пальцев слева направо. Скручен он сравнительно слабо, так как отпечатки витков не смыкались друг с другом (рис. 52-3).

Вторым типом шнурового штампа служил жгутик, сделанный из шнурка. Несколько плотнее скрученная прядь волокон была намотана на тот же шнурок, в результате чего получился жгутик с семью витками. Зажимая жгутик пальцами, гончар надавливал этим несложным штампом на сырую поверхность сосуда (рис. 52-8). Доказательством того, что шнурок не был намотан на палочку, а употреблялся в виде мягкого жгутика, может служить пластилиновый слепок с этого типа орнамента (рис. 52-6). По слепку можно видеть, во-первых, что крайние витки здесь плохо отпечатались, - а это может быть лишь в том случае, если ось штампа изогнута дугообразно; во-вторых, витки смялись и слегка разрознились от надавливания, чего не получилось бы, если бы шнурок был намотан на палочку.

Рис. 53. Техника нанесения орнамента: 1 - фрагмент сосуда с орнаментом, напоминающим плетенку; 2 - пластилиновый слепок с орнамента; 3 - штамп в виде палочки, обмотанной шнурком из хлопкового волокна; 4 - оттиск штампа на пластилине; 5 - фрагмент сосуда, украшенного орнаментом; 6 - пластилиновый слепок со шнурового орнамента; 7 - штамп из шнурка, намотанного на палочку; 8 - оттиск шнурового штампа на пластилине; 9 - имитация «текстнльного» орнамента на пластилине при помощи шнурового штампа.

Третьим типом веревочного штампа, имеющим ряд вариантов, является шнурок, намотанный на круглую в сечении палочку. Отпечатки витков, нанесенные таким штампом, располагаются в ряд в виде углублений, форма которых зависит от характера шнурка и способа намотки. В некоторых случаях на палочку наматывается слегка скрученная прядь волокон с малым или большим интервалом между витками. Если расстояния между витками значительны, то оттиски на сосуде иногда создают ложное впечатление следов от «корзинки» (рис. 53 - 2). Нередко оттиски этого типа сочетаются с рядами ямок. Штампы из туго скрученного в две пряди шнурка, с витками, тесно расположенными друг возле друга на палочке (рис. 53-3), дают оттиски более сложного рисунка, напоминающие орнамент, нанесенный «жгутиком», но более четкой и более правильной формы. Число витков, намотанных на палочку, бывает от 4 до 10. Этот тип штампа интересен тем, что при его помощи очень легко создать видимость оттиска грубой ткани путем равномерного надавливания штампом в ряд с таким расчетом, чтобы между каждым оттиском не оставалось интервала. Для сравнения приводим снимок «текстильной» фактуры от оттиска нашего веревочного штампа на пластилине (рис. 53 - 9). Весьма вероятно, что многие образцы неолитической керамики северо-востока Европы, на которых до сих пор археологи усматривали отпечатки тканей, носят на себе оттиски веревочного штампа, полученного указанным способом.

Таким образом, изучение веревочного орнамента на глиняных сосудах позволяет, помимо точного восстановления техники нанесения, дать некоторое освещение такому важному вопросу, как происхождение ткачества. Когда и как оно возникает на севере Европы? Ведь факт прядения ниток, витья шнуров и веревок, о котором мы с достоверностью говорим, еще не означает существования хотя бы даже зачатков ткацкого дела. Не следует ткачество смешивать с плетением, которое возникло очень рано, возможно еще в палеолите.

Простейшее веревочное производство вполне оправдывается на севере рыболовческим хозяйством, потребностью в сетях, в лесках для удочек и т. д. Но население этой области в эпоху неолита и даже позже продолжало в массе одеваться в звериные шкуры, в кожаные и плетеные изделия.

Заслуживает внимания и тот факт, что витье ниток, шнурков и веревок, если судить по оттискам исследованной керамики, производилось из волокна не животного, а, вероятнее, растительного происхождения. Отпечатки крупных волокон, прядей и витков показывают, что волокно не было упругим, витки легко сминались и сдвигались, принимали разрозненный вид. Такие признаки особенно характерны для растительных волокон, впитавших в себя влагу.

Нанесение на сосуды зубчатых орнаментов (ямочно-гребенчатого) было делом весьма элементарным, может быть более простым, чем украшение посуды при помощи шнурового штампа.

При беглом взгляде на ямочно-гребенчатую керамику кажется многое непонятным, так как инструменты (штампы) отражены здесь в негативной форме. Кроме того, некоторая симметрия расположения орнаментальных деталей на поверхности сосуда создает впечатление сложной работы. Но после того как с вдавленного орнамента были сняты пластилиновые слепки, очень четко выступила форма штампа, по крайней мере его рабочей части, которая для нас и имеет наибольшее значение. На некоторых примерах (рис. 54) можно видеть, что для получения зубчатых изображений не требуется даже костяного или каменного штампа, подобного тем, которые представлены в работе М. В. Воеводского. Кусочек дерева, щепка с легкими надпилами или надрезами по торцу (что может быть делом одной-двух минут) легко превращаются в штамп, дающий очень ясные и четкие оттиски на пластическом материале. Нет сомнения в том, что деревянные штампы применялись широко, но сохранились только каменные и костяные, по которым мы и составляем суждение о технике нанесения орнамента.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ВЫГЛАЖИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ И НАНЕСЕНИЯ ОРНАМЕНТА НА СОСУДАХ ИЗ ИЛУРАТА И ОЛЬВИИ

Очень часто при изготовлении простых сосудов охотники и рыболовы неолита и гончары относительно развитых обществ, далеко ушедших вперед от неолитической стадии, производили обработку поверхности сосудов и наносили орнамент лишь одним инструментом. Гладильник в их руках служил одновременно и штампом, что при обычном наблюдении ускользает от внимания археолога, который считает, что в данном случае могли быть применены два или даже несколько инструментов.

Такие примеры весьма многочисленны. Мы ограничимся рассмотрением сначала наиболее простого случая, пользуясь керамикой из неолитического поселения, открытого Н. Н. Гуриной возле г. Нарвы в 1951 г. Здесь обнаружены фрагменты сосудов, покрытых частыми мелкими ямками с наружной стороны и изборожденные столь же частыми канавками с внутренней. Вначале кажется, что наружная поверхность несет следы грубой ткани или плетения. Но при внимательном изучении можно убедиться, что она просто «натыкана» пучком коротких прутиков, при помощи которых производилось выглаживание внутренней поверхности сосуда. Ширина следов-борозд и диаметр ямок (оттиск прутиков в торце) вполне совпадают, как совпадают и очертания всего пучка, форма которого здесь изображена под разными углами зрения. Пучок тонких прутиков был вполне годен в качестве гладилки или шпателя, представляя собой гибкий инструмент, очень удобный для обработки поверхности. При нажиме его рабочий конец слегка раздвигался в стороны и не продавливал мягких стенок сырого сосуда. Особенно целесообразно было его использование при обработке внутренней поверхности.

Более интересный пример применения зубчатого шпателя и в качестве штампа дают материалы из Ольвии, доставленные в лабораторию С. И. Капошиной из раскопок в 1951 г. Серо-буроватая поверхность сосудов была исчерчена тонкими параллельными бороздками около 1-1,5 мм ширины; расположены бороздки в известном порядке, это - следы выравнивания поверхности зубчатым инструментом (рис. 55 - 1).

Употребление зубчатого инструмента не было случайным. Шпатель с зубчатым краем имел свои преимущества: при выравнивании стенок сырая полужидкая масса глины на поверхности не захватывалась краем инструмента, а равномерно распределялась по поверхности, растекаясь между зубчиками. Здесь происходило то же, что можно наблюдать при работе пучком прутиков: прутики не снимают глину с сосуда, не скребут ее, а лишь перегоняют с места на место. Это особенно было существенно при ручной выделке глиняной посуды. Следовательно, работа зубчатым инструментом или пучком прутиков или растительных стеблей еще не была окончательной отделкой сосудов, а лишь завершающей стадией формовки, после которой могло последовать выглаживание и даже лощение. Последнее, очевидно, производилось после сушки.

Нередко глиняные изделия не подвергались выглаживанию и лощению. Они шли в сушку и на обжиг с такой исцарапанной поверхностью. В случае с сосудами из Ольвии зубчатый инструмент был использован и для нанесения орнамента. Им были сделаны оттиски зубчатым концом (торцом) по венчику и в других местах (рис. 55 - 5, 6). Оттиски наносились углом инструмента и всем зубчатым краем, но во всех случаях в глубине оттисков очень отчетливо видны следы зубчиков, форма и размеры которых были одинаковыми. Величина зубчиков соответствовала ширине бороздок на всей поверхности. Ширина рабочей части инструмента тоже могла быть определена по оттискам; в некоторых местах (рис. 55-2) она составляла около 20 мм. Судя по торцовым отпечаткам, толщина инструмента не превышала 1,5 мм.

Таким образом, зубчатый инструмент представлял собой небольшую пластинку, слегка желобчатую, на прямоугольном конце которой были нанесены в ряд легкие пропилы, образующие мелкие и очень низкие зубчики. Материалом для этого инструмента, повидимому, служила трубчатая кость животных или кусок раковины. Длина инструмента невелика, иначе им было бы трудно работать внутри сосудов. Параллельные горизонтальные бороздки видны на внешней и на внутренней поверхности сосудов, главным образом в верхней части, в горловине. Реконструкция инструмента, установленного по следам работы, по оттискам, изображена на рис. 55-7.

1888 Родилась Гертруда Катон-Томпсон - исследовательница доисторической эпохи Зимбабве, Йемена, египтолог. 1925 Родился Герман Мюллер-Карпе - немецкий историк, специалист по доисторической археологии. Получил известность как автор фундаментального многотомного иллюстрированного труда «Руководство по древнейшей истории».