Анализ организации и проведения педсовета в доу. Педсоветы. Примерная структура заседания педсовета

Темы педсоветов в ДОУ утверждаются в начале учебного года в зависимости от задач, установленных годовым планом развития дошкольной организации. Можно выделить повторяющиеся темы, которые обсуждаются на установочном, итоговом и текущих педсоветах в ДОУ. Что обсуждать на педагогическом совете и какие темы будут актуальными в 2019-2020 учебном году, расскажем в статье.

Педсовет - коллегиальный орган управления дошкольным образовательным учреждением. Темы педсоветов в ДОУ планируются и утверждаются в начале года заведующим и методистом, а в собрании участвует весь педагогический коллектив детского сада. Проведение педагогических советов регулируется, в первую очередь, Федеральным законом “Об образовании в РФ”, а также - региональными нормативными актами (“Типовые правила деятельности педагогического совета и порядок его избрания в организациях дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего общего и дополнительного образования”) и локальными актами учреждения, в частности - Положением о педагогическом совете ДОУ.

Обычно педагогический совет проводится раз в квартал, а максимально в течение учебного года организуется пять собраний. Количество педсоветов и актуальные темы зависят от задач, установленных годовым планом работы ДОУ. В этом же документе прописывается очередность и главные вопросы педсоветов.

Первым ставится установочный педсовет в ДОУ, тема которого - “Актуализация задач будущего периода, планирование годовой стратегии развития”. Это августовский педсовет, за которым следуют остальные коллегиальные собрания в ДОУ. Три следующих педсовета - тематические - отражают приоритетные направления развития дошкольной организации в текущем периоде. Завершает годовой круг итоговый педсовет, тема которого - “Анализ результатов деятельности прошедшего учебного года в ДОУ”. Последнее собрание планируется на май-июнь. Кроме того, детский сад в 2019-2020 имеет право провести внеочередные педсоветы, темы выступлений на которых определяются незапланированными потребностями и чрезвычайными ситуациями в ДОУ.

Цель каждого педагогического заседания - сконцентрировать коллективный опыт воспитателей, ознакомить педагогов новыми методиками работы и опытом коллег, прояснить приоритетные задачи и помочь в решении насущных проблем. Как правило, педсобрание преследует все или несколько из следующих задач:

    выбрать вектор развития ДОУ;

    определиться с выбором основной образовательной программы ДО;

    сделать опыт коллег общедоступным и полезным для всего коллектива;

    запланировать повышение профессионального мастерства, утвердить график аттестаций;

    решить организационные, административно-хозяйственные вопросы;

    ознакомиться с отчётами заведующего ДОУ.

В зависимости от темы, педсоветы в ДОУ могут проводиться в форме традиционного заседания, на котором есть чёткий регламент и конспект работы, или в нетрадиционном формате - игры, конференции, круглого стола и даже аукциона. Традиционными обычно остаются форма и темы установочного (августовского) и итогового педсоветов в ДОУ. Хотя и здесь бывают исключения, предлагаем вам ознакомиться с конспектом августовского педсовета на тему “Новый учебный год в ДОУ” в формате деловой игры:

Чаще необычные форматы используются при проведении заседаний на инновационные темы. Вне зависимости от повестки собрания и способа обсуждения проблемы, педсовет должен вынести решение, которое, вместе с обсуждением темы, оформляется протоколом педсоветов в ДОУ.

Первым проводится августовский педсовет, на котором ежегодно поднимаются такие темы:

    итоги летнего оздоровительного периода в ДОУ (тему выступления зачитывает заведующий);

    готовность детского сада к новому учебному году по итогам проверки;

    утверждение стратегии развития и годового учебного плана работы ДОУ в новом году.

В справочной системе «Образование» представлена полезная информация относительно того, что изменится в работе школы и детского сада с нового учебного года, даны готовые памятки для педагогов, регламент педсовета и протокол.взаимодействия с родителями воспитанников и планирования работы с ними

Регулярные педагогические заседания проводятся в течение года, один раз в два-три месяца. На них обсуждается текущая воспитательно-образовательная деятельность, а также работа педагогов, которые готовятся к получению первой или высшей категории. Актуальность тем на таких собраниях определяется годовыми задачами дошкольной организации и утверждается в начале учебного года.

Как правило, из года в год интересными темами докладов на педсовете ДОУ становятся:

    вопросы здоровья и физического развития детей;

    экологическое, эстетическое и трудовое воспитание дошкольников;

    эффективные подходы к развитию детей ясельной группы;

    организация успешной подготовки к школе выпускных групп;

    модернизация развивающей предметно-пространственной среды детского сада;

    использование технологий в воспитательно-образовательной деятельности.

Интересные темы для обсуждения на педсоветах в ДОУ многообразны и зависят от приоритетов развития учреждения на данный момент. Варианты современных тем педагогических заседаний для воспитателей ДОУ вы найдете по ссылке:

К моменту итогового педсовета воспитатели готовят результаты педагогической диагностики и мониторинга в детском саду, с помощью опросов узнают степень удовлетворенности родителей работой ДОУ. Завершающий педсовет в ДОУ проводится в мае-июне. В ходе собрания суммируются результаты деятельности дошкольной организации за год по всем направления ФГОС.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Темы итоговых педсоветов в ДОУ будут касаться следующих вопросов:

    итоги реализации решений, принятых на текущих педсоветах в 2019-2020 в ДОУ, и о выполнении задач годового плана учебно-воспитательной работы;

    отчет о физическом развитии воспитанников, о состоянии здоровья детей и посещаемости детского сада;

    динамика развития речи дошкольников;

    степень готовности к школе детей подготовительной группы;

    результаты методической работы.

Темы выступлений на педсовете в ДОУ готовят старшие воспитатели, воспитатели, узкие специалисты - инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, логопед, а также одну из тем доклада на итоговом педсовете ДОУ зачитывает педагог-психолог.

Каждое выступление на педагогическом совете в детском саду тщательно протоколируется. В протоколе указывается дата проведения, порядковый номер заседения, список участников и отсутствующих. Также в протоколе отражаются темы и краткий конспект педсовета в ДОУ, принятые решения и результаты работы по итогам предыдущего собрания. Председатель и секретарь педагогического совета скрепляют протокол подписями, и документ регистрируется в журнале регистрации протоколов педсоветов ДОУ.

Вегера Татьяна Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как важнейший орган руководства воспитательно-образовательным процессом
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Федеральное государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 188»

Статья для руководителей ДОУ

Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как

важнейший орган руководства воспитательно-образовательным

процессом

г. Владивосток,

Педагогический совет – орган коллективной мыслительной деятельности,

коллективного

диагностирования,

формирующий

педагогическое

мышление,

отношения

сотрудничества

реализации

дошкольного

учреждения.

Педагогический совет действует на основании закона РФ «Об образовании»,

типового

положения

образовательном

учреждении,

нормативных

правовых

образовании,

дошкольного

образовательного

учреждения, Положения о педагогическом совете.

В состав Совета педагогов входят все педагоги ДОУ и медицинский

работник.

необходимых

заседания

педагогов

образовательного учреждения могут приглашаться представители общественных

организаций,

учреждений,

взаимодействующих

учреждением

вопросам образования, родители воспитанников. Необходимость их приглашения

определяется

председателем

Педагогического

приглашённые

заседание Совета педагогов, пользуются правом совещательного голоса.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем

воспитательно-образовательным

процессом

конкретные

дошкольного учреждения.

Главными задачами Совета педагогов являются:

реализация государственной политики по вопросам образования;

ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на

совершенствование образовательного процесса;

разработка

методической

образовательного учреждения;

внедрение в практическую деятельность педагогических работников

достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

К функциям педагогического совета ДОУ следует отнести:

определение направления образовательной деятельности ДОУ;

отбор и утверждение образовательной программы для использования

обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного

процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки

организует

выявление,

обобщение,

распространение,

внедрение

педагогического опыта;

рассматривает

организации

дополнительных

родителям;

заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации

образовательных программ;

принимает локальные акты:

Положение о Педагогическом совете детского сада

Положение об аттестационной комиссии.

Деятельность педагогического совета, как одного из органов самоуправления,

определяется

положением,

разработанным

утверждённым

педагогическим

коллективом ДОУ.

Так, «Положение о педагогическом совете Детского сада», состоит из следующих

разделов:

«Общие положения»

включает

сведения

определении

самоуправления;

возглавляет

подчиняется

самоуправления; степень самостоятельности и др.

«Задачи педагогического совета»

В этом разделе определяется направление деятельности органа самоуправления и

выполнение

ответственность

указанный

самоуправления.

3. «Организация деятельности»

содержится

описание

организационной

структуры

самоуправления,

определяется

периодичность,

проводимых

организационных мероприятий и т.п.

4. «Документация и отчётность»

Указанный раздел определяет порядок ведения и хранения протоколов заседаний,

планирование деятельности, составление отчётов

5.«Компетенция и ответственность педагогического совета»

В данном разделе отражаются обязанности, права и ответственность данного

органа самоуправления. Необходимо обязательно указывать применение санкций

невыполнение

некачественное

выполнение

определить условия, при которых наступает та или иная ответственность.

Решение Педагогического Совета детского сада является правомочным, если на

его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников

педагогов.

решающим

является

председателя

Педагогического

определяется

Педагогическим

детского

Педагогического

реализуются приказами заведующего детским садом.

Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не

противоречащее законодательству, является обязательным.

Педагогический совет действует под председательством заведующего

детского сада.

Председатель Совета педагогов:

организует деятельность Совета педагогов ДОУ;

определяет повестку заседания Совета педагогов;

информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании не

позднее, чем за 2 – 3 недели, вывешивая подробную повестку дня с вопросами для

обсуждения;

регистрирует поступающие в Совет педагогов заявления, обращения,

иные материалы;

контролирует выполнение решений Совета педагогов.

Педагогический совет избирает из своего состава секретаря. Секретарь

педсовета работает на общественных началах.

Педагогический

Детского

созывается

заведующим

необходимости, но не реже 4-х раз в год.

Внеочередные заседания Совета педагогов проводятся по требованию не менее

одной трети педагогических работников ДОУ.

Организация деятельности педсовета предполагает активное участие всех

коллектива

обсуждении

вопросов

повестки

педсовет является коллективным органом управления ДОУ.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-

образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений в науке

и педагогической практике, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются

решения для их устранения, идёт обмен опытом.

В последнем разделе повестки дня в рубрике «разное» могут

рассматриваться проблемы трудового этикета и распорядка работы, санитарного

состояния

помещений,

конфликтных

ситуаций,

поощрения

взыскания и др. Таким образом, на педагогическом совете затрагиваются вопросы,

связанные с работой всего коллектива.

Тематика педагогических советов обозначается в годовом плане дошкольного

учреждения. При необходимости в него вносятся дополнения и изменения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы

педагогов:

развития

здоровье,

совместной

педагогов и родителей.

По формам организации педагогические советы можно условно разделить на:

Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проведённый с

чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по

Педсовет с использование отдельных методов активизации педагогов. В его

ходе председатель может предложить участникам, например, решить кроссворд

или ситуативную задачу по теме педсовета либо применить метод «игрового

моделирования».

Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его

подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и

распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого

педсовета

принятие

совершенствованию

коллектива.

По видам педсоветы делятся на:

1. Вводные, определяющие перспективы работы в течение года.

2.Тематические, посвящённые одной из годовых задач коллектива.

3.Итоговые, определяющие результаты работы за первое полугодие или год.

На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения.

Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку

исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы

конкретным людям и ограничены сроками.

В какой форме бы не проводился

педсовет

Решения принимаются

обязательно.

фиксируются

протоколах,

оформлению

определяются определённые требования.

Количество решений педагогического совета зависит от повестки дня. Если

в повестке дня пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. По одному

вопросов

несколько

единстве

справиться

возникшей

проблемой.

Формулировки

конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами,

такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет должен

начинаться с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Заключительное слово – важнейший этап работы педсовета. Оно должно

быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда

оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного

и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планёрках.

В детских садах на Педагогических советах ведутся протоколы. Это –

обязательная

отчётная

документация,

оформлению

предъявляется

требований.

Протоколы педагогических советов должны быть пронумерованы,

прошнурованы

скреплены

подписью

заведующего

обязательно фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и

отсутствующие.

Повестка

подробно,

излагается

обсуждения,

предложения

замечания

участников

вопросу. Протокол подписывается председателем и секретарём педагогического

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в

Педагогический

осуществляющий

деятельность

развития должен быть готов к профессиональному постоянному саморазвитию, и

в этом существенную помощь и значимость приобретают педагогические советы.

Литература

Педсовет

дошкольном

образовательном

учреждении. Подготовка и проведение. Москва, Сфера, 2007 г.

Соболева Т.Г., Кулакова О.Н. Педагогический совет дошкольного

учреждения в современных условиях, Волгоград, 2012 г.

Планирование методической работы в дошкольном учреждении осуществляется перед началом нового учебного года. Тематика педсоветов должна быть близка общей темы, над которой работает коллектив детского сада, а также должна быть актуальной относительного общих тенденций дошкольного образования.

Ниже представлены наиболее общие и распространенные темы для проработки на педсовете, а также могут стать отличной темой для самообразования воспитателя.

1. Особенности развития игры у детей 2 − 3 года жизни.

2. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.

3. Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста.

4. Умственное воспитание детей раннего возраста.

5. Экскурсия как форма организации умственного воспитания детей.

6. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста на занятиях.

7. Педагогические условия создания проблемных ситуаций на занятиях в детском садике.

8. Пути и средства оптимизации познавательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на занятиях.

9. Развитие конструктивного мышления старших дошкольников на занятиях.

10. Использования художественного слова как средства умственного развития дошкольников.

11. Организация коллективной деятельности дошкольников на занятиях.

12. Особенности организации экспериментирования старших дошкольников на занятиях.

13. Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

14. Умственное воспитание детей в творческой игре.

15. Метод наблюдения в умственном воспитании дошкольников.

16. Индивидуальный подход в обучении дошкольников.

17. Организация развивающей среды в дошкольном учебном заведении.

18. Моральное воспитание детей дошкольного возраста.

19. Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде.

20. Воспитание гуманистической направленности поведения детей младшего и среднего (старшего) дошкольного возраста.

21. Моральное воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом наследстве С.Ф.Русовой.

22. Воспитание культуры поведения у детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

23. Педагогические условия социализации дошкольника в процессе учебно-воспитательной работы.

24. Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду.

25. Воспитание у детей интереса к социальной действительности.

26. Воспитание осознанного отношения к выполнению моральных норм у детей.

27. Воспитание доброжелательного отношения к одногодкам у детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

28. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

29. Развитие проблемы трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики.

30. Воспитание самостоятельности у детей младшего (среднего) дошкольного возраста.

31. Воспитательное значение хозяйственно-бытового труда детей старшего дошкольного возраста.

32. Развитие трудовых умений и навыков у детей среднего (старшего) дошкольного возраста.

33. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

34. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

35. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

36. Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к природе.

37. Экскурсии в природу как форма организации экологического воспитания детей.

38. Экологическое воспитание детей в дидактичных играх.

39. Труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников.

40. Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников.

41. Исследовательский метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

42. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

43. Природа как средство эстетического воспитания дошкольников.

44. Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

45. Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

46. Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве.

47. Воспитание ценностного отношения к искусству.

48. Взаимодействие искусств в учебно-воспитательном процессе детского сада.

48. Самостоятельная художественная деятельность детей как средство эстетического воспитания.

49. Праздники и развлечения как средство эстетического воспитания дошкольников.

50. Индивидуально-дифференцированный подход к эстетическому воспитанию дошкольников.

51. Эстетическое воспитание дошкольников в семье.

52. Развитие сюжета в творческой игре детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста

53. Формирование взаимоотношений в игре детей младшего (среднего) (старшего) дошкольного возраста.

54. Роль дидактичной игры в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с предметами.

55. Дидактичная игра как средство умственного развития дошкольников.

56. Воспитательное значение организации предметно-игровой среды в детском саду.

57. Развитие творческих способностей ребенка-дошкольника в разных видах игр.

58. Развивающее влияние разных видов игрушек.

59. Педагогическая ценность народных игр в воспитании дошкольников.

60. Развитие творчества детей в строительных играх.

61. Народные игры (игрушка) как средство воспитания детей.

62. Воспитание культуры общения детей в игре.

63. Развитие активности детей в творческой игре.

64. Воспитание у детей мотивационной готовности к школьной учебе.

65. Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста.

66. Реализация принципа преемственности в роботе детского сада и школы.

67. Идеи «Школы под голубым небом» В. Сухомлинского в современной подготовке детей к школе.

68. Использование опыта семьи Никитиних в воспитании детей.

69. Роль семейных традиций в воспитании детей.

70. Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.

71. Взаимодействие детского садика с семьей в эстетическом воспитании детей.

72. Взаимодействие детского сада с родителями в трудовом воспитании детей.

73. Взаимодействие детского сада с родителями в воспитании морально-волевых качеств детей.

74. Формирование у родителей гуманистической позиции к воспитанию детей.

75. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

76. Виды педагогических инноваций в дошкольном образовании.

77. Использование ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе детского сада.

78. Психолого-педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста.

79. Использование технологии раннего и интенсивного обучения Зайцева в детском саду.

80. Роль инноваций в совершенствовании учебно-воспитанной работы дошкольного учебного заведения.

Собрания педагогического коллектива детского сада или педсоветы в ДОУ систематически проводятся для решения воспитательно-образовательных и административно-управленческих задач. Проведение педагогического совета является частью методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Подобные мероприятия важны как для воспитателей пенсионного возраста, так и для молодых специалистов.

Педсовет в ДОУ по ФГОС проводится с периодичностью раз в квартал, а также в начале и конце учебного года. Если в районе или непосредственно в детском саду происходит чрезвычайная ситуация (авария, травма ребенка или воспитателя, карантин, повышение криминогенной ситуации, воровство детей и прочие), созывается внеплановый педагогический совет. Срочные собрания проводятся не сколько для решения задач, столько для информирования педагогов о проблемах, поиска путей решения с последующим донесением информации до родителей воспитанников.

Педсоветы в ДОУ: виды и задачи мероприятий

Педсовет позволяет выявить положительные и отрицательные моменты реализации образовательно-воспитательного процесса в детском саду. Собрание является важным организационным мероприятием, которое оказывает существенную помощь в развитии ДОУ.

Педагогические советы в начале учебного года проводятся для знакомства воспитателей с планами Министерства образования и задачами, которые делегированы на федеральном, областном и районном уровне. Новые сотрудники на таких мероприятиях знакомятся с распорядком дошкольного образовательного учреждения, коллегами-педагогами. Педагоги вносят свои предложения по работе с воспитанниками, родителями, дополнительными кружками, по повышению профессионального уровня.

Тематические советы педагогов ДОУ преимущественно ориентированы на вопросы обучения и воспитания детей. Специалисты рассказывают воспитателям и нянечкам о методиках работы с гиперактивными, отсталыми и агрессивными детьми. Заведующая или старший воспитатель выбирают тематику педсовета в ДОУ, на котором рассматривают проблему. Темой собрания может быть поведение детей, адаптация воспитанников в детском саду, черты кризиса возраста, особенности развития детей и многое другое.

На собраниях педагогического коллектива ведется протокол педсовета в ДОУ, который фиксирует цели и результаты мероприятия. Все педсоветы в детском саду реализуют ряд целей:

  • информирование родителей о федеральных образовательных задачах (введение новых образовательных программ, конкурсы и фестивали, тренинги и курсы повышения квалификации для воспитателей);
  • решение проблем местного масштаба (проблемы взаимодействия воспитателей с родителями и детьми);
  • изучение новых методик, форм и технологий, которые применяются передовыми воспитателями;
  • демонстрация достижений педагогов, педагогического мастерства;
  • информирование новых сотрудников.

Итоговый педсовет призван подвести итоги достижения поставленных целей, осуществленных и реализованных задач. Рассматриваются результаты работы во всех направлениях, включая повышение квалификации сотрудников и заканчивая благоустройством помещений. Воспитатели, которые ведут набор детей в новые группы, должны отчитаться о проведенной работе.

Функции педагогических советов в ДОУ:

  • обозначение воспитательно-образовательной деятельности детского сада;
  • выбор образовательных программ для реализации в ДОУ;
  • дискуссии на тему форм и методов воспитательного процесса;
  • рассмотрение вопросов, связанных с повышением квалификации воспитателей; рассмотрение, обобщение передового педагогического опыта;
  • заслушивание отчетов старшего воспитателя и руководства.

Как правило, педсовет в ДОУ по ФГОС может проходить как в стандартной форме доклада или отчета, однако все популярнее становятся другие формы проведения мероприятий.

Формы организации педсоветов:

  • традиционный – собрание с повесткой дня, соблюдением регламента и составлением протокола педсовета в ДОУ;
  • собрание, в котором задействованы методы активизации деятельности педагогов;
  • нетрадиционные педсоветы в ДОУ, проведение которых строится на написании сценария, разделении ролей между участниками мероприятия.

Педагогические советы проводятся в форме мастер-классов, коллоквиумов, практикумов, семинаров, показательных уроков, деловых игр, дискуссий и мозговых штурмов. Экспериментальные формы проведения педсоветов позволяют педагогам внедрять их в свою деятельность, использовать для общения с родителями и проведения родительских собраний.

Педсовет: работа методиста

Педагогический совет в ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, который осуществляет управление развитием детского сада. Годовой план методической работы определяет количество и тематику педагогических советов (исключение составляют внеплановые собрания). Собрание позволяет объединить усилия всех членов педагогического коллектива по повышению уровня воспитательно-образовательного процесса, применения на практике достижений современной науки и собственного опыта.

Структура педсовета в ДОУ по ФГОС

Этап педсовета Выступающий Задача
Начало заседания Педагог, методист или заведующая ДОУ Анализ решений предыдущих педагогических советов.
Вступительное слово Председатель педсовета Освещение:

· актуальности выбранной тематики собрания;

· ключевых направлений работы по реализации выбранной тематика (анализ того, что было сделано согласно плану совершенствования работы за текущий год);

· нормативного документа по заданному вопросу с его кратким анализом (если таковой имеется).

Повестка дня Методист Результативность работы педагогов ДОУ:

· степень освоения образовательной программы и развития воспитанников; состояние здоровья детей и воспитателей;

· внедрение форм взаимодействия родителей и педагогов.

Регламент работы, выступление согласно повестке дня Воспитатель или методист детского сада Подведение итогов тематической проверки, обсуждение результатов изучения темы, поиск причины и решений ликвидации недостатков работы.

Другие выступления согласно выбранной тематике. Все участники совета задают вопросы выступающему.

Заключение Заведующая или воспитатель ДОУ Педсовет в ДОУ по ФГОС завершается составлением проекта решения обсуждаемой тематики. Протокол педсовета в ДОУ должен включать конкретные задачи и реальные сроки реализации. Анализируя причины недостатков работы, разрабатываются конкретные направления: формирование условий;

· оказание методической помощи;

· составление системы работы;

· усиление системы контроля;

· внедрение, обобщение передового опыта.

Протокол не имеет строгой утвержденной формы, только примерную структуру:Составлением протокола педсовета в ДОУ занимается секретарь педагогического совета. Рекомендуется избирать исполнителя на эту роль на срок не менее года. В этом случае специалист сможет освоиться и научиться качественно составлять документ. Как правило, в ходе собрания составляется черновик протокола, который оформляется секретарем надлежащим образом в течение пяти рабочих дней после заседания.

  • номер педсовета;
  • дата проведения;
  • число присутствующих, отсутствующих;
  • тема;
  • цель;
  • повестка дня;
  • сведения о выполнении решений прошлого педсовета в ДОУ;
  • обсуждение вопросов согласно повестке дня;
  • решения, принятые педагогическим советом;
  • подписи председателя и секретаря.

Протокол должен отражать все, что происходило на заседании, что особенно важно в случае возникновения конфликтных ситуаций. Документ подписывают секретарь и председатель педагогического совета. Он является официальным документом, подтверждающим факт проведения собрания. В течение текущего учебного года протоколы педсоветов доступны для всех педагогических работников, а после они передаются в архив.

Подготовка к проведению педагогического совета

Только тщательная подготовка к собранию педагогов в дошкольном образовательном учреждении позволит прийти к эффективному решению поставленного на повестку дня вопроса.

  • Методисты ДОУ, как правило, ориентируются на определенный алгоритм подготовки к совету: определение задач и целей собрания;
  • выбор литературы по заданному вопросу, подготовка материала собрания, привлечение к работе малой творческой группы педагогического коллектива;
  • планирование подготовки и проведения мероприятия, подготовка вопросов, составление графиков анкетирования, открытых просмотров (минимум за месяц до педсовета вывешиваются графики, за два месяца – тема собрания и литература к нему);
  • составление анкет и анкетирование, посещение открытых просмотров;
  • поиск и обработка цифрового материала, систематизация собранной информации;
  • проведение семинарских занятий, творческих мастерских по теме педагогического совета;
  • составление вопросов для обсуждения на мероприятии, подготовка зала, оборудования и материальных средств;
  • задействование психологической службы, которая проводит опрос родителей, готовит работу в малых творческих группах;
  • разработка проекта решения педагогического совета, анализ работы совета.

Составление итогового приказа о поощрении педагогических сотрудников детского сада, работа с копилкой материалов совета, разработка целей и задач для дальнейшего решения.

Проанализировав итоги заседания педагогического совета, заведующая, методист и воспитатели детского сада составляют план работы в ДОУ, оценивают полученный опыт, активность участников, ищут варианты воздействия на пассивных педагогов. Комплексная работа помогает в формировании коллектива педагогов-единомышленников.

Тема педсовета:

Сроки проведения

Место проведения

Педсовет проходит в два этапа:

1 этап (подготовительный)

1. До проведения педсовета вывешивается план подготовки педсовета.

2. В план подготовки включаются следующие направления работы:

а) цель и задачи педсовета;

б) состав рабочей группы по подготовке педсовета;

в) план подготовительных мероприятий перед проведением педсовета

* изучение всей документации;

* посещение занятий, прогулок, режимных моментов, родительских собраний, день открытых дверей;

*анкетирование педагогов, если есть необходимость, то и родителей;

*выставка методической литературы, планов, смотр-конкурс групп;

*открытые мероприятия по теме педсовета;

*семинар или лекция по теме педсовета.

Объекты контроля:

*диагностика уровня знаний, умений и навыков по образовательным областям, соответствующим теме педсовета;

*посещение режимных моментов, занятий, взаимопосещения педагогов;

*тематическая проверка по теме педсовета.

2 этап

Проведение педсовета

1. Форма проведения: деловая игра, круглый стол, педагогический консилиум, диспут, конференция.

2. За месяц до проведения педсовета составить подробный план работы педсовета, оформить наглядно в методическом уголке.

3. Подготовить материалы по выполнению решений предыдущего педсовета.

4. В ходе педсовета работает экспертная группа, которая нарабатывает и обрабатывает материалы по итогам работы педсовета. Готовится проект решения педсовета.

5. Работает пресс центр, готовит материалы в печать.

6. Оформляется выставка, необходимое оборудование педсовета, педвестник по итогам первого этапа работы. Выставка литературы.

7. Анализ работы педсовета.

8. Итоговый приказ по поощрению воспитателей \если необходимо \

9. издание методических материалов, памяток в помощь воспитателю.

10. Оформление папки с материалами педсовета.

11. По итогам педсовета выпускается дошкольный методический журнал “дошкольное воспитание”\или другой \.

12. Формирование дальнейших целей, задач, требующих решения.

План подготовки педсовета по теме

“Экологическое воспитание средствами живой природы”

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ”

Задачи: 1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

2. Укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.

3. Развить творческий потенциал педагогов и родителей.

Состав рабочей группы по подготовке педсовета:

1. Бевзенко В. С. – зав ДОУ.

2. Ильина Т. А. – ст. воспитатель ДОУ.

3. Воробьева Н. М. – воспитатель-эколог.

План мероприятий:

1. Изучение планов воспитательно-образовательной работы, планов работы с родителями по теме педсовета – отв. ст. воспитатель.

2. Взаимопосещение занятий по ознакомлению с природой – по согласованию.

3. Сморт-конкурс “Огород на окне” – отв. восп.-эколог Воробьева Н. М.

4. Отккрытые просмотры педпроцесса во всех возрастных группах.

6. Занятия по защите от экологической опасности – воспитатель-эколог.

7. Диагностика знаний детей – воспитатель-эколог.

8. Консультация для воспитателей “Метод проектов в ДОУ” – ст. воспитатель.

9. Подготовка материалов для пресс-центра – методсовет.

Педсовет “Экологическое воспитание средствами живой природы”

Форма работы: устный журнал.

Актуальность проблемы - заведующая ДОУ.

Терминологический словарь.

Определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

Диагностика знаний детей по знакомству с живой природой.

Заслушать опыт работы воспитателей, работающих по данной теме.

Презентация каждой группой журнала “Маленький эколог”\ продукт совместного творчества детей, родителей и воспитателей \.

5. Деловая игра.

Деловая игра состоит из трех частей. Каждый этап ее регламентирован. в конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета. В игре участвуют педагоги по парам, т. е. оценивается ответ сразу двух человек \команды из двух человек\.

1 часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди:

*Что означает термин “экология”?

*Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране \родном поселке, районе \?

*В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

*Каково влияние экологии на здоровье детей?

*В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

*Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

*В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

*Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.

*Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

*Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

*Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

*Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе \каждый из пары воспитателей \.

Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей, эксперты оценивают более рациональное решение:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

3 часть. Экспресс-вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:

*Зачем белке длинный и пушистый хвост?

*Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

*Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

*Почему в зимний период на окнах появляются узоры?

*Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

*Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

*Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

*Почему опадают листья?

*Дым столбом какую погоду предвещает?

*Лягушки расквакались к чему?

Подведение итогов игры.

Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета \выполнение домашнего задания \ и за вторую \игровую \ часть отдельно. Затем подводится общий итог и награждение наиболее отличившихся пар - микрогрупп из двух человек.

Задание к педсовету.

1. Конкурс экологических проектов среди творческих микрогрупп.

(Состав творческих групп подбирает старший воспитатель с учетом стажа работы, квалификации, творческого потенциала и личных симпатий)

2. Сделать отчет по сезонной работе в уголке природы \огород на окне, календарь наблюдений и т. д. \ с фотокомментариями.

3. Оформить журнал совместного творчества детей, родителей, педагогов “Маленький эколог”. “Весна”.