История конец 20 начало 21 века. Российская федерация в конце XX-начале XXI века. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Ричард Никсон(президент 1969- 1974 г.) . пробыв вице- президентом Никсон смог оправиться после поражения на выборах 1960г. и в 1968 г., одолел демократа Губерта Хамфри. Среди успехов его внешней политики- выход США из Вьетнама и установление дипломатических отношений с Китаем. Его внутренняя политика была консервативной и часто обращала реформы вспять. Скандал, связанный с незаконной слежкой за политическими противниками и попыткой скрыть это(т.н. Уотер- гейт) привел к началу процедуры импичмента. Оставил пост в 1974 году.

Джеральд Форд (президент 1974- 1977 г.). После переизбрания Никсона в 1972 году его вице- президентом был Спиро-Агню, но из- за обвинений в коррупции и уклонении от уплаты налогов ему пришлось уйти. Место Агню занял Форд, поэтому, когда Никсон подал в отставку, его кресло досталось Форду. Форд продолжил политику Никсона, внеся лишь незначительные изменения в состав кабинета.

Джеймс Картер (президент 1977-1981 г.г.) .демократ Картер из Джорджии с небольшим преимуществом обошел Джеральда Форда на выборах. Ожидалось, что он вдохнет в политику США новую жизнь, но ему пришлось бороться со всемирным нефтяным кризисом и инфляцией. Картер был посредником при заключении мира между старыми врагами- Египтом и Израилем. Кроме того, он успешно провел перевороты по сокращению вооружений с СССР, но подписанное в результате соглашение не ратифицировал Конгресс. Ввод войск СССР в Афганистан, захват американских заложников мусульманскими террористами в 1979 году и провал операции по их освобождению привели к тому, что переизбран Картер не был.

Рональд Рейган(президент 1981-1989 г.г.). Рейгану, бывшему киноактеру удалось пережить покушение в самом начале своего президентского срока. Его удивительная способность не заниматься политическими вопросами позволила ему без ущерба для репутации перенести такие скандалы, как раскрытие секретных поставок оружия Ирану. Экономическая политика его администрации привела к хроническому дефициту бюджета, но это не омрачало последних лет его президентства, так как распад Советского Союза позволил США заявить о своей победе в «холодной войне»

Джордж Буш(президент 1989- 1993 г.г.). Буш, бывший директор в ЦРУ и вице- президент Рейгана, проводил довольно успешную внешнюю политику. Ему удалось установить теплые отношения со странами бывшего СССР, причем в то время, когда войска США в составе многонациональной коалиции громили вторгшуюся в Кувейт армию Ирака. Однако экономика США серьезно пострадала от всемирного кризиса, а политики, которая позволила бы справиться с его последствиями, у президента не было. Второй ошибкой Буша было то, что он не убрал с политической арены иракского диктатора Саддама Хуссейна.


Билл Клинтон(президент 1993-2001 г.г.). , демократ, бывший губернатор Арканзаса, победил на выборах, пообещав избирателям реформы. Начатая им и его женой Хиллари грандиозная реформа здравоохранения не принесла успеха. Финансовые и сексуальные скандалы сказались на репутации Клинтона. Но тем не менее он был избран на второй срок в 1997 году.

Джордж Буш-младший (президент 2001-2010 г.г.). Сын 41 Президента США победил на выборах в напряженной борьбе. Его качества как руководителя ставятся многими под сомнение, хотя на первые два года его президентства пришлось такое серьезное испытание, как трагедия терактов 11 сентября и война против терроризма в Афганистане. Но теперешнюю войну в Ираке многие ставят ему в вину.

Барак Обама (президент 2010-2017 г.г.). выпускник Колумбийского университета и Школы права Гарвардского университета, где он был первым за всю историю редактором- афроамериканцем университетского издания «HarvardLawReview». Обама также работал общественным организатором и адвокатом в области гражданских прав. Преподавал конституционное право в Чикагском институте юридических наук с 1992- 2004 г.г. и одновременно трижды, в период с 1997 по 2004 г. избирался в Сенат штата Иллинойс. После неудачной попытки баллотироваться в 2000 году в палату представителей США в январе 2003 года баллотировался в Сенат США. После победы на первичных выборах в марте 2004 года Обама произнес основную речь на Демократическом национальном съезде в июле 2004 года. Был избран в Сенат в ноябре 2004 года, набрав 70% голосов. На президентских выборах 2008 года Обама опередил кандидата от правившей Республиканской партией Джона Макейна, набрав 52.7% голосов избирателей и 365 голосов в коллегии выборщиков. 9 октября 2009 года получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении Международной демократии и сотрудничества между людьми». На президентских выборах 2012 года Обама опередил кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, набрав 51 % голосов избирателей и 332 голоса в коллегии выборщиков.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.

По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.

Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100-150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население - к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн. сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин1. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.

В апреле 2000 г. новым главой правительства стал М. М. Касьянов.

Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами - членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран - членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте - апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гт. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В.Александров) написал поэт С. В. Михалков.

Международные связи России.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира - США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае - президентскими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов. Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации - верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти - переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество - вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР - 36, «Родина» - 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003-2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа - Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% - в торговле, 12% - в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001-2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. - 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. - 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

Современная литература очень разнообразна: это не только соз-даваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите-ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на-писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи-тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите-ратурные премии.

Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера-турный процесс характеризует сосуществование различных на-правлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло-вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер-низм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру-шение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер-низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодерни-сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда-ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли-тературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребле-ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,

А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван-гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про-явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз-ма в русской литературе условно можно выделить три периода:

  1. Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не-красов, Л. Рубинштейн и др.)
  2. 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под-полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
  3. Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби-ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве-дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее-ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура-лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,

В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др. Материал с сайта

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв-ление, которое получило определение постреализма. В основе по-стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель-ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли-тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред-почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек-тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от-мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс-лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас-сказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со-баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун-дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

Кроме того, в современной русской литературе создаются произ-ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.

  • Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.)
  • Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
  • Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.)
  • Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.)
  • Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.)
  • Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по литературе 21 века улицкая
  • обзор современной литературы реферат
  • русская литература 20 века обзор
  • Литературный андеграунд (обзор):
  • современные литературные произведения

Тенденции культурного развития России до 90-х годов 20-го века

Монумент Родина-мать зовет на Мамаевом Кургане

Ряд актуальных на конец 20 начало 21 века тенденций в культуре обязаны своему появлению 60-м годам прошлого столетия. Именно тогда в моду вошла "научная мотивация", "научное обоснование" всем явлениям, как в культуре, так и в мировоззрении. Религия была окончательно переведена в разряд буржуазной пропаганды и в пережиток царского прошлого. В качестве мер по борьбе с "влиянием религии" стали издавать журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Кроме того, был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Борьба с религиозными взглядами велась и в вузах. Так в большинстве образовательных учреждений вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". На этом фоне увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Имя себе сделал на псевдо фактах о репрессиях и Солженицын, который окончил свое жизнь в США. Не без основания считается, что его произведения о ГУЛАГе содержат намного больше вымысла, чем было модно считать в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе, но "патриот" Солженицын окончил свои дни в Америке.

Послевоенная архитектура запомнилась грандиозными проектами времен Сталина, унылыми, типовыми строениями времен Хрущева и развитием метросторотельства. В период с 1949 по 1953 годы в Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

Здание МГУ в 1965 году

в Конце 1991 г. на международной политический арене возникло новое государство - Российская Федерация (РФ), в составе которой 89 регионов, в том числе 21 автономная республика. Государственная власть состояла из двухступенчатой системы представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатной Верховной Рады. Главой исполнительной власти всенародным голосованием был избран президент.М. Ельцин.

в Конце октября 1991г. план экономических реформ был обнародован на Съезде народных депутатов президентом Бы.М. Ельциным. Хотя программа экономических реформ была провозглашена президентом, ее принятие и проведение стало увязываться с Есть.Т. Гайдаром, который занял место вице-премьера по вопросам экономики, а затем и премьера России. Радикальная экономическая реформа включала введение свободных цен с января 1992 г., которое должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит. Либерализация торговли должна была ускорить товарообмен, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции. Наконец, широкая и быстрая приватизация жилья, госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников, создать у них трудовой, накопительный и другие экономические стимулы деятельности. Как и раньше, народу обещалось, что либеральные реформы не ухудшат, а улучшат его благосостояние. Хуже будет, твердили реформаторы, только полгода, а на конец 1992 г. стабилизируется экономика, постепенно возрастет благосостояние.

Однако цены сразу выросли в 10-12 раз, а зарплаты и пенсии увеличились лишь на 70 %, что привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты денежных сбережений граждан.

Радикальные реформы, так называемая "шоковая терапия", вызвали не только недовольство широких масс, но и довольно широкую оппозицию в Верховной Раде, которая приняла резолюцию об осуждении реформ, а президенту рекомендовал изменить состав правительства. Выход из этого кризиса был найден на двусторонних уступках.

Очередной кризис между радикальными реформаторами и консерваторами возникла в результате кредитования промышленности. Верховная Рада с целью приостановления экономического краха целых отраслей промышленности и возможного, в случае массовой безработицы, социального взрыва настаивала на финансовой помощи предприятиям. Центральный банк России такие кредиты предоставил. Это был удар по реформам. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы увеличились с 11,4 до 28 %. Резко упал курс рубля. Высокая инфляция сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию и сведение к минимуму бюджетного дефицита.

Сопротивление реформам получил достаточно широкую поддержку в обществе, прежде всего в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетных сферах, где было занято большинство населения. Поэтому в реформаторский курс были внесены коррективы. Одной из основных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания широкой поддержки реформ путем формирования среднего класса собствен-ников-акционеров приватизированных предприятий. Было приватизировано 24 тыс. предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако широкой социальной поддержки реформы не получили, потому что не очень вырос средний класс.

Для снижения социального напряжения летом 1992 г. была проведена реформа заработной платы в бюджетной сфере. Ввели тарифную сетку из 18 разделов, которая учитывала сложность труда, квалификацию, образовательный уровень работников. Ареной острой борьбы реформаторов и консерваторов стал VII Съезд народных депутатов, состоявшийся в декабре 1992 г. Президент ориентировал съезд на установление политического передышки хотя бы на год - полтора. Однако съезд остался глухим к этим призывам. Кульминация и финал съезда были полны драматизма. Съезд поставил целью свергнуть правительство. Президент назвал съезд "оплотом консервативных сил и реакции" и обратился к гражданам России с предложением срочно провести всенародный референдум с вопросом: кому вы поручаете вывести страну из кризиса: съезду и Верховному Совету или президенту?

лобовое столкновение президента и съезда тоже завершилось компромиссом. Съезд признал право президента иметь свою кандидатуру на пост председателя правительства, а президент согласился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры. Сформировать новое правительство было поручено B. C. Черномырдину.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались один год. Результаты их были противоречивы. Идеологи реформ доказывали, что в результате их проведения было сдвинуто с мертвой точки механизм рыночного формирования спроса и предложения, начала формироваться банковско-посредническая, сбытовая и другая инфраструктура рыночной экономики, увеличение цен и либерализация торговли наполнили прилавки товарами, недоступными для большинства граждан. Возник широкий слой бизнесменов, банкиров, торговцев, а предпринимательский менталитет стал частью общественного сознания.

Критики реформ видели их результаты совсем в другом свете. Они делали акцент на непомерно высокой социальной цене реформ. Реальные доходы населения сократились на 44 %. Доля расходов на питание в бюджете семьи в среднем составляла 60 %, а в семьях пенсионеров - 80-90 % денежных поступлений. Резко сократилось финансирование науки, культуры, образования, медицины.

1992 г. принес серьезные изменения в расстановку политических сил России, которые кратко можно обобщить так: лагерь демократов все более раскалывается, а консерваторы теснее смыкают свои ряды. На конец 1992 г. в России практически не осталось ни одной политической партии, которая безоговорочно поддерживала бы прежний реформаторский курс.

Новое правительство уже в первом своем документе констатировал катастрофическое состояние российской экономики. Однако приоритеты правительственной политики на 1993 г. в основном повторяли гайдарівські подходы. Основными среди них объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфляцией. Российский президент взял под свою опеку новое правительство, а предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить предварительный курс, или провести всенародный референдум, который должен решить, кому - президенту или законодателям - должны быть вручены властные полномочия.

Однако законодатели не собирались идти на уступки правительства в вопросе о разделении властных полномочий. Шаткий компромисс, который был достигнут недавно, и антагонизм влад быстро достиг еще большей остроты. Одной из главных причин конфликта между исполнительной и законодательной властью, который завершился кровавой схваткой в октябре 1993 г., были расхождения в вопросе о социально-экономический и политический курс. Среди законодателей большинство были сторонниками регулируемой экономики. Защитники радикальных рыночных отношений оказались в меньшинстве. Так же важной причиной антагонизма был недостаток опыта взаимодействия в рамках систем распределения властей, что Россия практически не знала. Законодатели пытались отодвинуть власть на государственные задворки. Российский президент в свою очередь проявил склонность к игнорированию воли строптивых законодателей. Они согласились на референдум, но вопрос сформулировали сами. Три первые среди четырех были непосредственно направлены против президента: доверяете ли вы президенту, одобряете современную социально-экономическую политику, считаете необходимым досрочные выборы президента, считаете необходимым досрочные выборы народных депутатов. Референдум принес успех Ельцину, упрочив его легитимность. За доверие президенту высказалось 58,7 %, социально-экономическую политику президента и правительства 53 % избирателей. Однако это не сняло напряженности между двумя властями. Более того, парламентское и президентское группировки начали открытую психологическую войну. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями продолжалась все лето.