Типы кристаллических решеток веществ. Химическая связь и типы кристаллических решеток. Простые формы и комбинации. Физический смысл выделения простых форм в кристалле

Кристаллические решетки Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ Ионная ИоныИонная Это бинарные соединения металлов (I А и II A), соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов. Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, растворы и расплавы проводят электрический ток.


Кристаллические решетки Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ Атомная Атомы 1. Ковалентная неполярная - связь очень прочная 2. Ковалентная полярная - связь прочная Простые вещества: алмаз (C), графит (C), бор (B), кремний (Si), красный фосфор. Сложные вещества: оксид алюминия (Al 2 O 3), оксид кремния (IY) -SiO 2. Очень твердые, тугоплавкие, нелетучие, не растворимы в воде.


Кристаллические решетки Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ Молеку лярная Молеку лы Между молекулами- слабые силы межмолекулярного притяжения, а внутри молекул прочная ковалентная связь. Твердые вещества при низких температурах. При обычных - газы или жидкости – О 2, Н 2, Cl 2, N 2, Br 2, H 2 O, CO 2, HCl, благородные газы, сера, белый фосфор Р 4, йод; органические вещества. Непрочные, летучие, легкоплавкие, имеют небольшую твердость.


Кристаллические решетки Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ Металл ическая Атомы, ионы Металлич еская, разной прочности Металлы и сплавы. Металлы, которые находятся в I A, II A, IIIA (кроме бора), а металлы побочных подгрупп Ковкие, обладают металлическим блеском, тепло - и электропроводностью
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : Комбинированный.

Основная цель урока: Дать учащимся конкретные представления об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллических решеток, установить взаимосвязь между строением и свойствами веществ.

Задачи урока.

Образовательная: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.

Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.

Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.

Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, графит, красный фосфор, кислород; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.

Затем сообщает тему урока и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Cлайд 1, 2).

2. Проверка домашнего задания

(2 ученика у доски: Определить вид химической связи для веществ с формулами:

1) NaCl, CO 2 , I 2 ; 2) Na, NaOH, H 2 S (записывают ответ на доске и включаются в опрос).

3. Анализ ситуации.

Учитель: Что изучает химия? Ответ: Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.

Учитель: Что же такое вещество? Ответ: Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. (Cлайд 3).

Учитель: Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?

Ответ: Существует три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. (Cлайд 4).

Учитель: Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.

Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 0 0 С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 100 0 С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(t пл) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-194 0 С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,8 0 С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.

Учитель: Назовите, какие твердые вещества находятся у вас на столах.

Ответ: Металлы, пластилин, поваренная соль: NaCl, графит.

Учитель: Как вы думаете? Какое из этих веществ лишнее?

Ответ: Пластилин.

Учитель: Почему?

Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными. (слайд 5), а металлы и хлорид натрия - кристаллические. (Cлайд 6).

Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические. (слайд7).

1) У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства, и, если эти узлы соединить прямыми линиями, то образуется пространственный каркас - кристаллическая решетка .

Учитель задает проблемные вопросы

Как объяснить существование твердых веществ со столь различными свойствами?

2) Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?

Выслушать ответы учеников и подвести их к выводу :

Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.

Проверка домашнего задания:

1) NaCl – ионная связь,

СО 2 – ковалентная полярная связь

I 2 – ковалентная неполярная связь

2) Na – металлическая связь

NаОН - ионная связь между Na + иОН - (О и Н ковалентная)

Н 2 S - ковалентная полярная

Фронтальный опрос.

  • Какая связь называется ионной?
  • Какая связь называется ковалентной?
  • Какая связь называется ковалентной полярной? неполярной?
  • Что называется электроотрицательностью?

Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома->ЭО->Виды химической связи->Тип кристаллической решетки->Свойства веществ. (слайд 10).

Учитель: В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток : ионные, молекулярные, атомные и металлические. (Cлайд 11).

Результаты оформляются в следующую таблицу-образец таблицы у учеников на парте. (см. Приложение 1). (Cлайд 12).

Ионные кристаллические решетки

Учитель: Как вы думаете? Для веществ с каким видом химической связи будет характерен такой вид решетки?

Ответ: Для веществ с ионной химической связью будет характерна ионная решетка.

Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах решетки?

Ответ: Ионы.

Учитель: Какие частицы называются ионами?

Ответ: Ионы-это частицы, имеющие положительный или отрицательный заряд.

Учитель: Какие ионы бывают по составу?

Ответ: Простые и сложные.

Демонстрация - модель кристаллической решетки хлорида натрия (NaCl).

Объяснение учителя: В узлах кристаллической решетки хлорида натрия находятся ионы натрия и хлора.

В кристаллах NaCl отдельных молекул хлорида натрия не существует. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую макромолекулу, состоящую из равного числа ионов Na + и Cl - , Na n Cl n , где n – большое число.

Связи между ионами в таком кристалле очень прочные. Поэтому вещества с ионной решеткой обладают сравнительно высокой твердостью. Они тугоплавки, нелетучи, хрупки. Расплавы их проводят электрический ток (Почему?), легко растворяются в воде.

Ионные соединения - это бинарные соединения металлов (I А и II A), соли, щелочи.

Атомные кристаллические решетки

Демонстрация кристаллических решеток алмаза и графита.

У учеников на столе образцы графита.

Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах атомной кристаллической решетки?

Ответ: В узлах атомной кристаллической решетки находятся отдельные атомы.

Учитель: Какая химическая связь между атомами будет возникать?

Ответ: Ковалентная химическая связь.

Объяснения учителя.

Действительно, в узлах атомных кристаллических решеток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Так как атомы, подобно ионам, могут по-разному располагаться в пространстве, то образуются кристаллы разной формы.

Атомная кристаллическая решетка алмаза

В данных решетках молекулы отсутствуют. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую молекулу. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток могут служить аллотропные модификации углерода: алмаз, графит; а также бор, кремний, красный фосфор, германий. Вопрос: Какие эти вещества по составу? Ответ: Простые по составу.

Атомные кристаллические решетки имеют не только простые, но и сложные. Например, оксид алюминия, оксид кремния. Все эти вещества имеют очень высокие температуры плавления (у алмаза свыше 3500 0 С), прочны и тверды, нелетучи, практически нерастворимы в жидкостях.

Металлические кристаллические решетки

Учитель: Ребята, у вас на столах коллекция металлов, рассмотрим эти образцы.

Вопрос: Какая химическая связь характерна для металлов?

Ответ: Металлическая. Связь в металлах между положительными ионами посредством обобществленных электронов.

Вопрос: Какие общие физические свойства для металлов характерны?

Ответ: Блеск, электропроводность, теплопроводность, пластичность.

Вопрос: Объясните, в чем причина того, что у такого числа разнообразных веществ одинаковые физические свойства?

Ответ: Металлы имеют единое строение.

Демонстрация моделей кристаллических решеток металлов.

Объяснение учителя.

Вещества с металлической связью имеют металлические кристаллические решетки

В узлах таких решеток находятся атомы и положительные ионы металлов, а в объеме кристалла свободно перемещаются валентные электроны. Электроны электростатически притягивают положительные ионы металлов. Этим объясняется стабильность решетки.

Молекулярные кристаллические решетки

Учитель демонстрирует и называет вещества: йод, сера.

Вопрос: Что объединяет эти вещества?

Ответ: Эти вещества являются неметаллами. Простые по составу.

Вопрос: Какая химическая связь внутри молекул?

Ответ: Химическая связь внутри молекул ковалентная неполярная.

Вопрос: Какие физические свойства для них характерны?

Ответ: Летучие, легкоплавкие, малорастворимые в воде.

Учитель: Давайте сравним свойства металлов и неметаллов. Ученики отвечают, что свойства принципиально отличаются.

Вопрос: Почему свойства неметаллов сильно отличаются от свойств металлов?

Ответ: У металлов связь металлическая, а у неметаллов ковалентная неполярная.

Учитель: Следовательно, и тип решетки другой. Молекулярная.

Вопрос: Какие частицы находятся в узлах решетки?

Ответ: Молекулы.

Демонстрация кристаллических решеток углекислого газа и йода.

Объяснение учителя.

Молекулярная кристаллическая решетка

Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H 2 ,O 2 ,N 2, I 2 , O 3 , белый фосфор Р 4 , но и сложные : твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар).

В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.

Вывод: Вещества непрочные, имеют малую твердость, низкую температуру плавления, летучи, способны к возгонке.

Вопрос : Какой процесс называется возгонкой или сублимацией?

Ответ : Переход вещества из твердого агрегатного состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой или сублимацией .

Демонстрация опыта: возгонка бензойной кислоты (видеоопыт).

Работа с заполненной таблицей.

Приложение 1. (Слайд 17)

Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ

Тип решетки

Виды частиц в узлах решетки

Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ
Ионная Ионы Ионная – связь прочная Соли, галогениды (IA,IIA),оксиды и гидроксиды типичных металлов Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток
Атомная Атомы 1. Ковалентная неполярная - связь очень прочная

2. Ковалентная полярная - связь очень прочная

Простые веществ а : алмаз(C), графит(C) , бор(B), кремний(Si).

Сложные вещества:

оксид алюминия (Al 2 O 3), оксид кремния (IY)-SiO 2

Очень твердые, очень тугоплавкие, прочные,нелетучие, не растворимы в воде
Молекулярная Молекулы Между молекуми- слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекулпрочная ковалентная связь Твердые вещества при особых условиях, которые при обычных- газы или жидкости

(О 2 ,Н 2 ,Cl 2 ,N 2 ,Br 2 ,

H 2 O, CO 2 ,HCl);

сера, белый фосфор, йод; органические вещества

Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость
Металлическая Атом-ионы Металлическаяразной прочности Металлы и сплавы Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло- и электропроводны

Вопрос: Какой тип кристаллической решетки из рассмотренных выше не встречается в простых веществах?

Ответ: Ионные кристаллические решетки.

Вопрос: Какие кристаллические решетки характерны для простых веществ?

Ответ: Для простых веществ-металлов- металлическая кристаллическая решетка; для неметаллов - атомная или молекулярная.

Работа с Периодической системой Д.И.Менделеева.

Вопрос: Где в Периодической системе находятся элементы-металлы и почему? Элементы-неметаллы и почему?

Ответ: Если провести диагональ от бора до астата, то в нижнем левом углу от этой диагонали будут находиться элементы-металлы, т.к. на последнем энергетическом уровне они содержат от одного до трех электронов. Это элементы I A, II A, III A (кроме бора), а также олово и свинец, сурьма и все элементы побочных подгрупп.

Элементы-неметаллы находятся в верхнем правом углу от этой диагонали, т.к. на последнем энергетическом уровне содержат от четырех до восьми электронов. Это элементы IY A,Y A, YI A, YII A, YIII A и бор.

Учитель: Давайте найдем элементы неметаллы, у которых простые вещества имеют атомную кристаллическую решетку (Ответ: С, В, Si) и молекулярную (Ответ: N, S, O , галогены и благородные газы ).

Учитель: Сформулируйте вывод, как можно определить тип кристаллической решетки простого вещества в зависимости от положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Ответ: Для элементов-металлов, которые находятся в I A, II A, IIIA (кроме бора), а также олова и свинца, и всех элементов побочных подгрупп в простом веществе тип решетки-металлическая.

Для элементов-неметаллов IY A и бора в простом веществе кристаллическая решетка атомная; а у элементов Y A, YI A, YII A, YIII A в простых веществах кристаллическая решетка молекулярная.

Продолжаем работать с заполненной таблицей.

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какая закономерность прослеживается?

Внимательно слушаем ответы учеников, после чего вместе с классом делаем вывод:

Существует следующая закономерность: если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить строение. (Cлайд 18).

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какую еще классификацию веществ вы можете предложить?

Если ученики затрудняются, то учитель объясняет, что вещества можно разделить на вещества молекулярного и немолекулярного строения. (Cлайд 19).

Вещества молекулярного строения состоят из молекул.

Вещества немолекулярного строения состоят из атомов, ионов.

Закон постоянства состава

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним из основных законом химии. Это закон постоянства состава, который был открыт французским химиком Ж.Л.Прустом. Закон справедлив только для веществ молекулярного строения. В настоящее время закон читается так:”Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства”. Но для веществ с немолекулярным строением этот закон не всегда справедлив.

Теоретическое и практическое значение закона состоит в том, что на его основе состав веществ можно выразить с помощью химических формул(для многих веществ немолекулярного строения химическая формула показывает состав не реально существующей, а условной молекулы).

Вывод: химическая формула вещества заключает в себе большую информацию. (Cлайд 21)

Например, SO 3:

1. Конкретное вещество - серный газ, или оксид серы (YI).

2.Тип вещества - сложное; класс - оксид.

3. Качественный состав - состоит из двух элементов: серы и кислорода.

4. Количественный состав - молекула состоит из1 атома серы и 3 атомов кислорода.

5.Относительная молекулярная масса - M r (SO 3)= 32 + 3 * 16 = 80.

6. Молярная масса - М(SO 3) = 80 г/моль.

7. Много другой информации.

Закрепление и применение полученных знаний

(Слайд 22, 23).

Игра в крестики-нолики: зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.

Рефлексия.

Учитель задает вопрос: “Ребята, что нового вы узнали на уроке?”.

Подведение итогов занятия

Учитель: Ребята, давайте подведем основные итоги нашего урока - ответьте на вопросы.

1. Какие классификации веществ вы узнали?

2. Как вы понимаете термин кристаллическая решетка.

3. Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете?

4. О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?

5. В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки?

6. С каким основным законом химии вы познакомились на уроке?

Домашнее задание: §22, конспект.

1. Составьте формулы веществ: хлорид кальция, оксид кремния (IY), азот, сероводород.

Определите тип кристаллической решетки и попытайтесь прогнозировать: каковы должны быть температуры плавления у этих веществ.

2. Творческое задание -> составить вопросы к параграфу.

Учитель благодарит за урок. Выставляет отметки ученикам.

Образование молекул из атомов приводит к выигрышу энергии, так как в обычных условиях молекулярное состояние устойчивее, чем атомное.

Чтобы рассматривать данную тему необходимо знать:

Электроотрицательность - это способность атома смещать к себе общую электронную пару. (Самый электроотрицательный элемент - фтор.)

Кристаллическая решетка - трехмерное упорядоченное расположение частиц.

Различают три основных типа химических связей: ковалентную, ионную и металлическую.

Металлическая связь характерна для металлов, которые содержат небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (1 или 2, реже 3). Эти электроны легко теряют связь с ядром и свободно перемещаются по всему куску металла, образуя "электронное облако" и обеспечивая связь с положительно заряженными ионами, образовавшимися после отрыва электронов. Кристаллическая решетка - металлическая. Это обуславливает физические свойства металлов: высокую тепло- и электропроводность, ковкость и пластичность, металлический блеск.

Ковалентная связь образуется за счет общей электронной пары атомов неметаллов, при этом каждый из них достигает устойчивой конфигурации атома инертного элемента.

Если связь образуют атомы с одинаковой электроотрицательностью, то есть разница электроотрицательности двух атомов равна нулю, электронная пара располагается симметрично между двумя атомами и связь называется ковалентной неполярной.

Если связь образуют атомы с разной электроотрицательностью, причем разница в электроотрицательности двух атомов лежит в интервале от нуля примерно до двух (чаще всего это разные неметаллы), то общая электронная пара смещается к более электроотрицательному элементу. На нем возникает частично отрицательный заряд (отрицательный полюс молекулы), а на другом атоме - частично положительный заряд (положительный полюс молекулы). Такая связь называется ковалентной полярной.

Если связь образуют атомы с разной электроотрицательностью, причем разница в электроотрицательности двух атомов больше двух (чаще всего это неметалл и металл), то считают, что электрон полностью переходит к атому неметалла. В результате этот атом становится отрицательно заряженным ионом. Атом, отдавший электрон, - положительно заряженным ионом. Связь между ионами называется ионной связью.

Соединения с ковалентной связью имеют два типа кристаллических решеток: атомные и молекулярные.

В атомной кристаллической решетке в узлах находятся атомы, соединенные прочной ковалентной связью. Вещества с такой кристаллической решеткой имеют высокие температуры плавления, прочны и тверды, практически нерастворимы в жидкостях. например, алмаз, твердый бор, кремний, германий и соединения некоторых элементов с углеродом и кремнием.

В молекулярной кристаллической решетке в узлах находятся молекулы, соединенные слабым межмолекулярным взаимодействием. Вещества с такой решеткой имеют малую твердость и низкие температуры плавления, нерастворимы или малорастворимы в воде, из растворы практически не проводят электрический ток. Например, лед, твердый оксид углерода (IV) твердые галогеноводороды, твердые простые вещества, образованные одно-(благородные газы), двух- (F 2 , Cl 2 , Br 2 , I 2 , H 2 , O 2 , N 2), трех-(О 3), четырех- (Р 4), восьми- (S 8) атомными молекулами. Большинство кристаллических органических соединений имеют молекулярную решетку.

Соединения с ионной связью имеют ионную кристаллическую решетку, в узлах которой чередуются положительно и отрицательно заряженные ионы. Вещества с ионной решеткой тугоплавки и малолетучи, имеют сравнительно высокую твердость, но хрупки. Расплавы и водные растворы солей и щелочей проводят электрический ток.

Примеры заданий

1. В какой молекуле ковалентная связь "элемент - кислород" наиболее полярна?

1) SO 2 2) NO 3) Cl 2 O 4) H 2 O

Решение:

Полярность связи определяется разностью электроотрицательности двух атомов (в данном случае элемента и кислорода). Сера, азот и хлор находятся рядом с кислородом, следовательно их электроотрицательности отличаются незначительно. И только водород находится на отдалении от кислорода, значит разница в электроотрицательности будет большая, и связь будет наиболее полярна.

Ответ: 4)

2. Водородные связи образуются между молекулами

1) метанола 2) метаналь 3) ацетилена 4) метилформиата

Решение:

В составе ацетилена вообще нет сильноэлектроотрицательных элементов. Метаналь Н 2 СО и метилформиат НСООСН 3 не содержат водорода, соединенного с сильноэлектроотрицательным элементом. Водород в них соединен с углеродом. А вот в метаноле СН 3 ОН между атомом водорода одной гидроксогруппы и атомом кислорода другой молекулы возможно образование водородной связи.

Ответ: 1)

Кристалл - это тело, частицы которого (атомы, ионы, молекулы) располагаются не в хаотичном, а в строго определенном порядке. Этот порядок периодически повторяется, образуя как бы воображаемую «решетку». Принято считать, что существует четыре типа кристаллических решеток: металлические, ионные, атомные и молекулярные. А как можно определить, какой тип кристаллической решетки имеет то или иное вещество?

Инструкция

Как легко можно догадаться из самого называния, металлический тип решетки встречается у металлов. Эти вещества характеризуются, как правило, высокой температурой плавления, металлическим блеском, твердостью, являются хорошими проводниками электрического тока. Запомните, что в узлах решеток такого типа находятся или нейтральные атомы или положительно заряженные ионы. В промежутках между узлами – электроны, миграция которых и обеспечивает высокую электропроводимость подобных веществ.

Ионный тип кристаллической решетки. Следует запомнить, что он присущ оксидам и солям. Характерный пример – кристаллы всем известной поваренной соли, хлорида натрия. В узлах таких решеток попеременно чередуются положительно и отрицательно заряженные ионы. Такие вещества, как правило, тугоплавки, с малой летучестью. Как легко догадаться, они имеют ионный тип химической связи.

Атомный тип кристаллической решетки присущ простым веществам – неметаллам, которые при нормальных условиях представляют собою твердые тела. Например, сере, фосфору, углероду. В узлах таких решеток находятся нейтральные атомы, связанные друг с другом ковалентной химической связью. Таким веществам свойственна тугоплавкость, нерастворимость в воде. Некоторым (например, углероду в виде алмаза) – исключительно высокая твердость.

Наконец, последний тип решетки - молекулярный. Он встречается у веществ, находящихся при нормальных условиях в жидком или газообразном виде. Как опять-таки легко можно понять из названия, в узлах таких решеток – молекулы. Они могут быть как неполярного вида (у простых газов типа Cl2, О2), так и полярного вида (самый известный пример – вода H2O). Вещества с таким типом решетки не проводят ток, летучи, имеют низкие температуры плавления.

Таким образом, чтобы с уверенностью определить, какой тип кристаллической решетки имеет то или иное вещество, вам следует разобраться, к какому классу веществ оно относится и какие физико-химические свойства имеет.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Алмаз - это минерал, относящийся к одной из аллотропных модификаций углерода. Отличительной чертой его является высокая твердость, которая по праву приносит ему звание самого твердого вещества. Алмаз достаточно редкий минерал, но вместе с этим и…

Атом - это мельчайшая стабильная (в большинстве случаев) частица вещества. Молекулой же называют несколько атомов, связанных между собой. Именно молекулы хранят в себе информацию о всех свойствах определенного вещества. Атомы образуют молекулу при…

Кислород - газ без цвета и запаха, который входит в состав воздуха. Он необходим для дыхания и горения и является одним их самых распространенных элементов на Земле. Инструкция 1Кислород - это химический элемент 7А группы периодической системы…

Агрегатное состояние вещества зависит от физический условий, в которых оно находится. Наличие у веществ нескольких агрегатных состояний обусловлено различиями в тепловом движении их молекул в разных условиях. Инструкция 1Вещество может находиться в…

В кристаллах химические частицы (молекулы, атомы и ионы) расположены в определенном порядке, в некоторых условиях они образуют правильные симметричные многогранники. Выделяют четыре типа кристаллических решеток - ионные, атомные, молекулярные и…

Под термином «электролитическая диссоциация» понимают процесс распада вещества, проводящего электрический ток, на ионы. Этот процесс может проходить как в растворах, так и в расплавах вещества. Диссоциации подвергаются кислоты,…

Известно, что более нагретые тела хуже проводят электрический ток, чем охлажденные. Причина этому – так называемое термическое сопротивление металлов. Что такое термическое сопротивлениеТермическое сопротивление – это сопротивление проводника…

Ионная связь – это одна из разновидностей химической связи, возникающая между разноименно заряженными ионами электроположительных и электроотрицательных элементов. Ионы же, как известно, - это частицы, несущие положительный или отрицательный заряд,…

В природе есть два вида твердых тел, которые заметно различаются своими свойствами. Это аморфные и кристаллические тела. И аморфные тела не имеют точной температуры плавления, они во время нагревания постепенно размягчаются, а затем переходят в…

Часто в электротехнической литературе встречается понятие "удельное электрическое сопротивление меди". И невольно задаешься вопросом, а что же это такое? Понятие «сопротивление» для любого проводника непрерывно связано с пониманием…

Атомно-молекулярное строение вещества стало активно изучаться Ломоносовым. Русский ученый впервые применил в химии теорию, сущность которой сводилась к определенным положениям. Все вещества включают в свой состав "корпускулы". Этим термином…

Кристаллическая решетка – система точек, расположенных в равных, параллельно ориентированных вершинах и смежных по граням параллелепипедов без промежутков, заполняющих пространство точек, называющимися узлами, прямые - рядами, плоскости - сетками, параллелепипеды называются элементарными ячейками.

Типы кристаллических решеток: атомная – если в узлах расположены атомы, ионная – если в узлах расположены ионы, молекулярная - если в узлах расположены молекулы

2.Свойства кристаллических веществ - однородность, анизотропность, способность самоограняться.

Однородность - два одинаковых элементарных объема вещества параллельно ориентированых в пространстве, но выделены в разных точках вещества, абсолютно одинаковы по свойствам (берилл - турмалин).

Анизотропность - в разных направлениях кристаллической решетки в непараллельных направлениях многие свойства (н-р, прочность, твердость, показатель преломления) различны.

Способность самоограняться – свойство кристаллов при свободном росте образовывать правильно ограненные многогранники.

Свойство постоянства двугранных узлов – углы м/у соответствующимигранями и ребрами во всех кристаллах одного и того же вещества одинаковы.

3.Понятие сингонии. На какие категории подразделяются сингонии.

Сингония – совокупность видов симметрий, имеющая 1 или или несколько общих элементов симметрии, при равном числе единичных направлений. С. к. характеризуется соотношениями между осями а, b, с и углами ячейки.

Существует 7 Делятся на:

Низшую( не имеют осей симметрии выше второго порядка)

Среднюю (они имеют одну ось симметрии высшего порядка)

Единичные направления – направления, неповторяющиеся в кристаллах.

Являясь наиболее крупным классификационным подразделением в симметрии кристаллов, каждая С. к. включает в себя несколько точечных групп симметрий и Браве решёток.

4.Простые формы и комбинации. Физический смысл выделения простых форм в кристалле.

По внешнему виду кристаллы делятся на простые формы и комбинации. Простые формы – кристаллы полученные из одной грани путем действия на нее элемента симметрии.

Элементы симметрии:

    геометрический образ

    плоскость симметрии – плоскость перпендикулярная изображению, разделяющая фигуру на 2 части, соотносящиеся как предмет и его зеркальное отражение.

    Ось симметрии – это прямая, перпендикулярная изображению, при повороте вокруг которой на 360 о фигура совмещается сама с собой n раз.

    Центр симметрии – точка внутри кристалла характеризующаяся тем, что каждая проводимая через нее прямая встречается с двух сторон на одинаковом расстояниях идентичные точки.

Комбинации - кристаллы, состоящие из граней, различного типа, отличающихся по форме и размеру. Образуются сочетанием двух или более простых форм. Сколько на равномерно развитом кристалле типов граней столько в нем и простых форм.

Выделение граней разного типа имеет физический смысл , поскольку разные грани растут с различной скоростью и имеют разные свойства (твердость, плотность, показатель преломления).

Простые формы бывают открытые и закрытые. Закрытая простая форма с помощью граней одного типа самостоятельно замыкает пространство (тетрагональная дипирамида), открытая простая форма может замыкать пространство только в сочетании с другими простыми формами (тетрагональная пирамида+плоскость.) Всего существует 47 простых форм. Все они подразделяются по категриям:

Моноэдр - простая форма, представленная одной гранью.

Пинакоид - две равные параллельные грани, которые могут быть обратно расположенными.

Диэдр - две равные пересекающиеся грани (могут пересекаться на своём продолжении) .

Ромбическая призма - четыре равных попарно параллельных грани; в сечении образуют ромб.

Ромбическая пирамида четыре равные пересекающиеся грани; в сечении также образуют ромб. Перечисленные простые формы относятся к открытым, так как они не замыкают пространства. Присутствие в кристалле открытых простых форм, например, ромбической призмы обязательно вызывает присутствие других простых форм, например, пинакоида или ромбической дипирамиды, необходимых для того, чтобы получилась замкнутая форма.

Из закрытых простых форм низших сингоний отметим следующие. Ромбическая дипирамида две ромбические пирамиды, сложенные основаниями; форма имеет восемь разных граней, дающих в поперечном сечении ромб; Ромбический тетраэдр четыре грани, замыкающие пространство и имеющие форму косоугольных треугольников.

    Средняя категория (сингонии: триклинная, тетрагональная, гексагональная)– 27 п.ф.: моноэдр, пинокоид, 6 дипирамид, 6 пирамид, 6 призм, тетраэдр, ромбоэдр, 3 трапециэдра (грани в форме трапеции), 2 скаленоидра (образуются путем удвоения граней тетраэдра и ромбоэдра).

    Высшая категория – 15 п.ф.: основными являются тетраэдр, октаэдр, куб. Если вместо одной грани появляются 3 грани – тритетраэдр, если 6 – гексатетраэдр, если 4 – тетратетраэдр. Грани могут быть 3х, 4х, 5тиугольные: 3х – тригон, 4х – тетрагон, 5ти – пентагон.

Простой формой кристалла называют семейство граней, взаимосвязанных симметрическими операциями данного класса симметрии. Все грани, образующие одну простую форму кристалла, должны быть равны по размеру и форме. В кристалле могут присутствовать одна или несколько простых форм. Сочетание нескольких простых форм называется комбинацией.

Закрытыми называют такие формы, грани которых полностью замыкают заключенное между ними пространство, как, например, куб;

Открытые простые формы не замыкают пространство и не могут существовать самостоятельно, а только в комбинациях. Например, призма + пинакоид.

Рис.6. Простые формы низшей категории: моноэдр (1), пинакоид (2), диэдр (3).

В низших сингониях возможны следующие открытые простые формы (рис. 6):

Моноэдр (от греч. "моно"- один, "эдра"- грань) - простая форма, представленная одной единственной гранью. Моноэдром является, например, основание пирамиды.

Пинакоид (от греч."пинакс"- доска) - простая форма, состоящая из двух равных параллельных граней, часто обратно ориентированных.

Диэдр (от греч."ди" - два, "эдр"- грань) - простая форма, образованная двумя равными пересекающимися (иногда на своем продолжении) гранями, образующими "прямую крышу".

Ромбическая призма - простая форма, которая состоит из четырех равных, попарно параллельных граней, которые в сечении образуют ромб.

Ромбическая пирамида - простая форма состоит из четырех равных пересекающихся граней; в сечении также - ромб. Из закрытых простых форм низших сингоний отметим следующие:

Ромбическая дипирамида две ромбические пирамиды, сложенные основаниями. Форма имеет восемь равных граней, дающих в поперечном сечении ромб.

Ромбический тетраэдр - простая форма, четыре грани которой имеют форму косоугольных треугольников и замыкают пространство.

Открытыми простыми формами сингоний средней категории будут призмы и пирамиды.

Тригональная призма (от греч."гон"- угол) - три равных грани, пересекающихся по параллельным ребрам и образующих в сечении равносторонний треугольник;

Тетрагональная призма (от греч."тетра"- четыре) - четыре равных попарно параллельных грани, образующих в сечении квадрат;

Гексагональная призма (от греч."гекса"- шесть) - шесть равных граней, пересекающихся по параллельным ребрам и образующих в сечении правильный шестиугольник.

Названия дитригональных, дитетрагональных и дигексагональных получили призмы с удвоенным числом граней, когда все грани равны, а одинаковые углы между гранями чередуются через один.

Пирамиды - простые формы кристаллов средней категории могут быть, также как и призмы, тригональными (и дитригональными), тетрагональными (и дитетрагональными), гексагональными(и дигексагональными). Они образуют в сечении правильные многоугольники. Грани пирамид располагаются под косым углом к оси симметрии высшего порядка.

В кристаллах средней категории встречаются так же закрытые простые формы. Таких форм несколько:

Дипирамиды - простые формы, образованные двумя равными пирамидами, сложенными основаниями. В таких формах происходит удвоение пирамиды горизонтальной плоскостью симметрии, перпендикулярной главной оси симметрии высшего порядка (рис. 8). Дипирамиды, как и простые пирамиды, в зависимости от порядка оси могут иметь различные формы сечения. Они могут быть тригональными, дитригональными, тетрагональными, дитетрагональными, гексагональными и дигексагональными.

Ромбоэдр - простая форма, которая состоит из шести граней в виде ромбов и напоминает вытянутый или сплющенный по диагонали куб. Он возможен только в тригональной сингонии. Верхняя и нижняя группа граней повернуты относительно друг друга на угол 60о таким образом, что нижние грани располагаются симметрично между верхними.