Принцип работы гальванического элемента. Химические источники электрического тока. Гальванические элементы Химические источники тока
Примером химического гальванического элемента может служить элемент Якоби-Даниэля (рис. 6). Он состоит из медного электрода (медной пластинки, погруженной в раствор CuSO 4) и цинкового электрода (цинковой пластинки, погруженной в раствор ZnSO 4). На поверхности цинковой пластинки возникает ДЭС и устанавливается равновесие
Zn ⇄ Zn 2+ + 2ē
При этом возникает электродный потенциал цинка, и схема электрода будет иметь вид Zn|ZnSO 4 или Zn|Zn 2+ .
Аналогично, на медной пластинке также возникает ДЭС и устанавливается равновесие
Cu ⇄ Cu 2+ + 2ē
Поэтому возникает электродный потенциал меди, и схема электрода будет иметь вид Cu|CuSO 4 или Cu|Cu 2+ .
На Zn-электроде (электрохимически более активном), протекает процесс окисления: Zn – 2ē →Zn 2+ . На Cu-электроде (электрохимически менее активном) протекает процесс восстановления: Cu 2+ + 2ē → Cu.
Рис. 6 Схема медно-цинкового гальванического элемента
Суммарное уравнение электрохимической реакции:
Zn + Cu 2+ → Zn 2+ + Cu
или Zn + CuSO 4 → ZnSO 4 + Cu
Поскольку схема химического гальванического элемента записывается по правилу «правого плюса», то схема элемента Якоби–Даниэля будет иметь вид
Двойная черта в схеме обозначает электролитический контакт между электродами, осуществляемый обычно посредством солевого мостика.
В марганцево-цинковом гальваническом элементе (рис. 7) , как и в медно-цинковом, анодом служит цинковый электрод. Положительный электрод прессуется из смеси диоксида марганца с графитом и ацетиленовой сажей в виде столбика «агломерата», в середине которого помещается угольный стержень ‑ токоотвод.
Рис. 7 Схема сухого марганцево-цинкового элемента
1 – анод (цинковый стаканчик), 2 – катод (смесь диоксида марганца с графитом), 3 – токоотвод из графита с металлическим колпачком,
4 - электролит
Применяемый в марганцово-цинковых элементах электролит, содержащий хлорид аммония, вследствие гидролиза NH 4 CI имеет слабокислую реакцию. В кислом электролите на положительном электроде идет токообразующий процесс:
МnO 2 + 4Н + + 2ē → Мn 2+ + 2Н 2 O
В электролите с рН равным 7-8 ионов водорода слишком мало и реакция начинает протекать с участием воды:
МnО 2 + H 2 O + ē → MnOOH + ОН -
МnООН - это неполный гидроксид марганца (III) – манганит.
По мере расходования ионов водорода на токообразующий процесс электролит становится из кислого нейтральным или даже щелочным. Удержать кислую реакцию в солевом электролите при разряде элементов не удается. Добавить кислоту к солевому электролиту нельзя, так как это вызовет сильный саморазряд и коррозию цинкового электрода. По мере накопления на электроде манганита он частично может реагировать с ионами цинка, образующимися при разряде цинкового электрода. При этом получается труднорастворимое соединение ‑ гетаэролит, и раствор подкисляется:
2MnOOH + Zn 2+ → ZnO∙Мn 2 O 3 + 2Н +
Образование гетаэролита предохраняет электролит от слишком сильного подщелачивания при разряде элемента.
Кроме электролиза, возможен еще один вариант протекания окислительно- восстановительной реакции. В этом случае электроны от восстановителя к окислителю переходят по металлическому проводнику через внешнюю электрическую цепь. В результате во внешней цепи возникает электрический ток, и такое устройство называют гальваническим элементом.
Гальванические элементы являются химическими источниками тока
- устройствами для прямого преобразования химической энергии в электрическую, минуя другие ее формы.
Гальванические элементы на основе различных металлов и их соединений нашли широкое практическое применение как химические источники тока.
В гальваническом элементе химическая энергия преобразуется в электрическую. Простейший гальванический элемент представляет собой два сосуда с растворами CuSO 4 и ZnSO 4 , в которые погружены соответственно медная и цинковая пластинки. Сосуды соединены между собой трубкой, которая называется солевым мостиком, заполненной раствором электролита (например, KCl). Такая система называется медно-цинковым гальваническим элементом.
Схематически процессы, протекающие в медно-цинковом гальваническом элементе или же, другими словами, схема гальванического элемента, представлена на рисунке ниже.
Схема гальванического элемента
На аноде протекает процесс окисления цинка:
Zn — 2е – = Zn 2+ .
В результате этого атомы цинка превращаются в ионы, которые переходят в раствор, а цинковый анод растворяется, и его масса уменьшается. Обратите внимание, что анод в гальваническом элементе является отрицательным электродом (за счет электронов, полученных от атомов цинка) в отличие от процесса электролиза, где он подключается к положительном полюсу внешней батареи.
Электроны от атомов цинка по внешней электрической цепи (металлическому проводнику) движутся к катоду, где протекает процесс восстановления ионов меди из раствора ее соли:
Cu 2+ + 2е – = Cu.
В результате этого образуются атомы меди, которые осаждаются на поверхности катода, и его масса увеличивается. Катодом в гальваническом элементе является положительно заряженный электрод.
Суммарное уравнение реакции, протекающей в медно-цинковом гальваническом элементе, можно представить так:
Zn + Cu 2+ = Zn 2+ + Cu.
Фактически протекает реакция замещения меди цинком в ее соли. Эту же реакцию можно осуществить и иным способом - погрузить цинковую пластинку в раствор CuSO 4 . При этом образуются те же самые продукты - медь и ионы цинка. Но отличие реакции в медно-цинковом гальваническом элементе в том, что процессы отдачи и присоединения электронов пространственно разделены. Процессы отдачи (окисление) и присоединения (восстановление) электронов происходят не при непосредственном контакте атома Zn с ионом Сu 2+ , а в разных местах системы - соответственно на аноде и на катоде, которые соединены металлическим проводником. При таком способе проведения этой реакции электроны перемещаются от анода к катоду по внешней цепи, представляющей собой металлический проводник. Направленный и упорядоченный поток заряженных частиц (в данном случае электронов) и есть электрический ток . Во внешней цепи гальванического элемента возникает электрический ток. Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать
Гальванический элемент медь - цинк - серная кислота
Налил в стакан разбавленной серной кислоты, опустил в нее пластинку оцинкованной жести. Началось выделение водорода. К пластинке прикрепил "крокодильчиком" провод, соединенный с помощью другого крокодильчика с расплющенной медной трубкой. Опустил медь в стакан с цинком и кислотой - с поверхности меди началось выделение водорода.
Мы получили гальванический элемент: цинк растворяется, электроны по проводу переходят к меди, на поверхности меди разряжаются (восстанавливаются) ионы водорода. В идеале после погружения меди в кислоту выделение водорода на поверхности цинка должно было бы прекратиться, но реально водород выделялся и на меди, и на цинке.
Если вынуть цинковую пластинку из кислоты, но оставить медную, выделение водорода с поверхности меди прекратится: медь не вытесняет водород из серной кислоты.
Подключил между пластинками электроды тестера - напряжение оказалось 0.8-0.9 В. Если вынуть одну из пластинок (медь или цинк) из раствора - напряжение упадет до нуля (в системе нет электрического тока). То же самое произойдет, если медь и цинк в растворе соприкоснуться: электроны будут переходить от цинка к меди непосредственно - минуя провод и тестер.
Как можно увеличить напряжение нашего гальванического элемента? Ответ мы получим, если рассмотрим уравнения происходящих процессов:
Zn 0 => Zn 2+ + 2e -
2H + + 2e - = H 2 0
Электродвижущая сила (ЭДС) гальванического элемента равна разности потенциалов электродов, в нашем случае - "водородного" и цинкового:
ЭДС = Е(2H + /H 2) - Е(Zn 2+ /Zn)
Чем больше потенциал водородного электрода и чем меньше - цинкового, тем больше ЭДС гальванического элемента. В обоих случаях потенциал электрода - водородного или цинкового возрастает с увеличением концентрации катионов водорода или цинка в растворе, соответственно.
Выхода два: понизить концентрацию ионов цинка или повысить концентрацию ионов водорода.
В начальный момент концентрация катионов цинка практически равна нулю (снижать ее некуда), зато можно повысить концентрацию катионов водорода - добавить в стакан еще серной кислоты. Потенциал водородного электрода возрастет, в результате разница потенциалов увеличится.
И сразу же существенное уточнение: по мере работы гальванического элемента концентрация ионов водорода в растворе будет уменьшаться, а ионов цинка - возрастать (цинк переходит в раствор, а ионы водорода восстанавливаются до H 2). Вывод: ЭДС нашего гальванического элемента со временем будет падать.
Еще один вариант - заменить цинк на любой металл, который стоит в электрохимическом ряду напряжений левее цинка (т.е. на металл, более активный, чем цинк). Потенциал электрода с таким металлом более положительный (при прочих равных условиях). Например, вместо цинка можно взять магний.
А что изменится, если вместо меди взять другой - менее активный металл (который в ряду напряжений стоит правее меди), например - серебро, платину и т.п.? Потенциал гальванического элемента увеличится? Нет, поскольку мы имеем дело не с гальваническим элементом с цинковым и медным электродами (он же элемента Даниэля):
А с гальваническим элементом с цинковым и водородным электродами.
Zn | ZnSO 4 || H 2 SO 4 | H 2 .
Zn 0 => Zn 2+ + 2e -
2H + + 2e - = H 2 0
Легко видеть, что материал электрода, на котором выделяется водород, не входит в уравнения, а значит, не имеет значения .
__________________________________________________
Термин "водородный электрод" взят в кавычки потому, что в стандартном водородном электроде пластинка не медная, а платиновая - это существенно влияет на его работу.
Строго говоря, материал электрода, на котором выделяется водород, имеет значение (еще как имеет). - Иначе для стандартного водородного электрода не было бы потребности использовать платину. Но не будем усложнять изложение.
О.С.ЗАЙЦЕВ
УЧЕБНАЯ КНИГА ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ,
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ШКОЛЬНИКОВ 9–10
КЛАССОВ,
РЕШИВШИХ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ХИМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНИКЗАДАЧНИКЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМНАУЧНЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Продолжение. См. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47,
48/2002;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
24, 25-26, 27-28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47/2003;
1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 16, 17, 20, 22, 24, 29, 30, 31, 34/2004
§ 8.2. Реакции на границе металл–раствор
(продолжение)
Составим цепь из двух электродов, например,
медного и цинкового. Обсудим три варианта такого
гальванического элемента.
Сразу скажем, что первый вариант нам будет
неинтересен. Опустим цинковую и медную пластинки
в стакан с раствором их солей – сульфатов цинка и
меди (рис. 8.6). Соединим электроды проводниками
через прибор для измерения напряжения –
вольтметр, который на рисунке обозначен символом
«В».
И цинк, и медь посылают в раствор свои ионы, но равновесие соответствующих реакций смещено в сторону металлов, т. к. они находятся не в чистой воде, а в растворе, содержащем ионы этих металлов. Несмотря на это, цинк обладает более высокой способностью посылать в раствор ионы и иметь более высокое отрицательное значение электродного потенциала. Поэтому ионы меди устремятся к цинковому электроду, и на цинке образуется медь:
Zn + Cu 2+ = Zn 2+ + Cu.
Переход электронов происходит непосредственно
на поверхности цинка, разность потенциалов между
пластинками не возникает, и вольтметр не покажет
напряжения.
Изменим опыт. Поместим в сосуд перегородку из
пористой керамики (рис. 8.7).
Электроны покидают цинк и по
проводнику через вольтметр переходят на медь,
где взаимодействуют с ионами меди, в результате
чего медь осаждается на медном электроде.
Одновременно ионы цинка переходят в раствор.
Пористая перегородка служит для того, чтобы не
допустить подхода ионов меди к цинку и тем самым
предотвратить прямой переход электронов с цинка
на ионы меди вместо перехода по проводнику. По
мере прохождения реакции ионы цинка переходят от
цинка к меди, аналогичное происходит с ионами
меди.
Пористая перегородка плохо предотвращает
смешение растворов, и, кроме того, изготовление
сосудов с пористой перегородкой затруднительно,
поэтому можно поступить следующим образом.
Возьмем два стакана, нальем в них растворы,
которые соединим электролитическим мостиком –
П-образной стеклянной трубкой, заполненной
насыщенным раствором хлорида калия (рис. 8.8).
В концы трубок вставлены ватные тампоны, чтобы
жидкость из мостика не выливалась.
Итак, пористая перегородка заменена
электролитическим мостиком. В нем хлорид-ионы
двигаются к цинковому электроду, а ионы калия – к
медному электроду. Мостик разделяет электродные
пространства, предотвращает электропроводность
за счет перемещения ионов цинка и меди, понижает
потенциал, возникающий при контакте двух
различных растворов. Дополнительный потенциал
также возникает при движении ионов с различными
скоростями, а ионы калия и хлорид-ионы
передвигаются с почти одинаковыми скоростями.
Составим цепь (см. рис. 8.8) из стандартных медного
и цинкового электродов (концентрации ионов
металлов в растворах по 1 моль/л). Определим
направление реакции в этом гальваническом
элементе и его ЭДС:
Потенциал цинкового электрода имеет отрицательный знак, а медного – положительный. Следовательно, цинковый электрод обладает большей способностью отдавать электроны, и на нем будет проходить противоположно направленная реакция, а медный электрод будет электроны принимать:
Таким образом, если мы погрузим кусок
металлического цинка в раствор сульфата меди, то
цинк будет переходить в раствор в виде ионов и
одновременно на нем будет осаждаться слой меди.
В списке электродных потенциалов есть реакция:
2H + (10 –7 M, вода) + 2e = H 2 (г.), Е = –0,41 В.
Это потенциал водородного электрода в воде. Все
металлы, которые расположены в списке выше и
электродные потенциалы которых имеют более
высокие отрицательные значения, должны
реагировать с водой («растворяться») с
образованием водорода. Но вы прекрасно знаете,
что железо, хром, цинк, алюминий при обычных
условиях с водой не реагируют. Магний реагирует с
горячей водой, а натрий, кальций, калий и литий
реагируют с водой при обычных условиях. Это
объясняется тем, что на железе, хроме, цинке,
алюминии образуются малорастворимые оксидные
пленки, исключающие доступ воды к металлу. При
удалении слоя оксида начинается взаимодействие
этих металлов с водой. Оксиды или гидроксиды
натрия, кальция, калия, лития растворимы в воде и
не защищают металлы от контакта с водой.
Для электродных реакций, потенциалов и ЭДС
применимы все те формулы, которые мы раньше
вывели для окислительно-восстановительных
реакций:
G = –nЕF = Н – Т S = –RT ln K = –nЕ 96 484 = –2,303 8,314 Т lg К.
При вычислении константы равновесия помните, что кристаллические фазы (металлы) в выражение константы равновесия не записываются, т.к. концентрация кристаллического вещества не зависит от его количества, т.е. постоянна. Например:
Электродные потенциалы и ЭДС электрохимических реакций очень сильно зависят от концентраций ионов и рН среды. Поэтому часто предсказываемое для стандартных условий направление процесса не совпадает с тем, которое осуществляется при данных условиях.
О том, как определить направление реакции при нестандартных условиях, смотрите в учебниках химии для высшей школы.
Список новых и забытых понятий и слов