Феномен зрения оптика фотохимические реакции анализ информации. Фотохимические реакции в рецепторах сетчатки. Зрительный цикл родопсина

В палочках сетчатки человека и многих животных содержится пигмент родопсин , или зрительный пурпур, состав, свойства и химические превращения которого подробно изучены в последние десятилетия. В колбочках найден пигмент йодопсин . В колбочках имеются также пигменты хлоролаб и эритролаб; первый из них поглощает лучи, соответствующие зеленой, а второй - красной части спектра.

Родопсин представляет собой высокомолекулярное соединение (молекулярная масса 270 000), состоящее из ретиналя - альдегида витамина А и белка опсина. При действии кванта света происходит цикл фотофизических и фотохимических превращений этого вещества: ретиналь изомеризуется, его боковая цепь выпрямляется, связь ретиналя с белком нарушается, активируются ферментативные центры белковой молекулы. После чего ретиналь отщепляется от опсина. Под влиянием фермента, названного редуктазой ретиналя, последний переходит в витамин А.

При затемнении глаз происходит регенерация зрительного пурпура, т.е. ресинтез родопсина. Для этого процесса необходимо, чтобы сетчатка получала цис-изомер витамина А, из которого образуется ретиналь. Если же витамин А в организме отсутствует, образование родопсина резко нарушается, что и приводит к развитию упомянутой выше куриной слепоты.

Фотохимические процессы в сетчатке происходят весьма экономно, т.е. при действии даже очень яркого света расщепляется только небольшая часть имеющегося в палочках родопсина.

Структура йодопсина близка к родопсину. Йодопсин представляет собой также соединение ретиналя с белком опсином, который образуется в колбочках и отличается от опсина палочек.

Поглощение света родопсином и йодопсином различно. Йодопсип в наибольшей степени поглощает желтый свет с длиной волны около 560 нм.

Цветовое зрение

На длинноволновом краю видимого спектра находятся лучи красного цвета (длина волны 723-647 нм), на коротковолновом - фиолетового (длина волны 424-397 нм). Смешение лучей всех спектральных цветов дает белый цвет. Белый цвет может быть получен и при смешении двух так называемых парных дополнительных цветов: красного и синего, желтого и синего. Если произвести смешение цветов, взятых из разных пар, то можно получить промежуточные цвета. В результате смешения трех основных цветов спектра - красного, зеленого и синего - могут быть получены любые цвета.

Теории цветоощущения . Существует ряд теорий цветоощущения; наибольшим признанием пользуется трехкомпонентная теория. Она утверждает существование в сетчатке трех разных типов цветовоспринимающих фоторецепторов - колбочек.

О существовании трехкомпонентного механизма восприятия цветов говорил еще М.В. Ломоносов . В дальнейшем эта теория была сформулирована в 1801 г. Т. Юнгом и затем развита Г. Гельмгольцем . Согласно этой теории, в колбочках находятся различные светочувствительные вещества. Одни колбочки содержат вещество, чувствительное к красному цвету, другие - зеленому, третьи - к фиолетовому. Всякий цвет оказывает действие на все три цветоощущающих элемента, но в разной степени. Эти возбуждения суммируются зрительными нейронами и, дойдя до коры, дают ощущение того или иного цвета.



Согласно другой теории, предложенной Э. Герингом , в колбочках сетчатки существуют три гипотетических светочувствительных вещества: 1) бело-черное, 2) красно-зеленое и 3) желто-синее. Распад этих веществ под влиянием света приводит к ощущению белого, красного или желтого цвета. Другие световые лучи вызывают синтез этих гипотетических веществ, вследствие чего появляется ощущение черного, зеленого и синего цвета.

Наиболее веские подтверждения в электрофизиологических исследованиях получила трехкомпонентная теория цветового зрения. В экспериментах на животных с помощью микроэлектродов отводились импульсы от одиночных ганглиозных клеток сетчатки при освещении ее разными монохроматическими лучами. Оказалось, что электрическая активность в большинстве нейронов возникала при действии лучей любой длины волны в видимой части спектра. Такие элементы сетчатки названы доминаторами. В других же ганглиозных клетках (модуляторах) импульсы возникали лишь при освещении лучами только определенной длины волны. Выявлено 7 модуляторов, оптимально реагирующих на свет с разной длиной волны (от 400 до 600 нм.). Р. Гранит считает, что три компонента цветовосприятия, предполагавшиеся Т. Юнгом и Г. Гельмгольцем, получаются в результате усреднения кривых спектральной чувствительности модуляторов, которые могут быть сгруппированы соответственно трем основным частям спектра: сине-фиолетовой, зеленой и оранжевой.

При измерении микроспектрофотометром поглощения лучей разной длины волны одиночной колбочкой оказалось, что одни колбочки максимально поглощают красно-оранжевые лучи, другие - зеленые, третьи - синие лучи. Таким образом, в сетчатке выявлены три группы колбочек, каждая из которых воспринимает лучи, соответствующие одному из основных цветов спектра.

Трехкомпонентная теория цветового зрения объясняет ряд психофизиологических феноменов, например последовательные цветовые образы, и некоторые факты патологии цветовосприятия (слепота по отношению к отдельным цветам). В последние годы в сетчатке и зрительных центрах исследовано много так называемых оппонентных нейронов. Они отличаются тем, что действие на глаз излучений в какой-то части спектра их возбуждает, а в других частях спектра - тормозит. Считают, что такие нейроны наиболее эффективно кодируют информацию о цвете

Цветовая слепота . Дальтонизм встречается у 8% мужчин, возникновение его обусловлено генетическим отсутствием определенных генов в определяющей пол непарной у мужчин Х-хромосоме. С целью диагностики дальтонизма исследуемому предлагают серию полихроматических таблиц или дают отобрать по цвету одинаковые предметы различных цветов. Диагностика дальтонизма важна при профессиональном отборе. Люди, страдающие дальтонизмом, не могут быть водителями транспорта, так как они не различают цвета светофоров.

Существуют три разновидности частичной цветовой слепоты: протанопия, дейтеранопия и тританопия. Каждая из них характеризуется отсутствием восприятия одного из трех основных цветов. Люди, страдающие протанопией («краснослепые»), не воспринимают красного цвета, сине-голубые лучи кажутся им бесцветными. Лица, страдающие дейтеранопией («зеленослепые»), не отличают зеленые цвета от темно-красных и голубых. При тританопии - редко встречающейся аномалии цветового зрения, не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета.

Аккомодация

Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от его точек попадали на поверхность сетчатки, т.е. были здесь сфокусированы. Когда человек смотрит на далекие предметы, их изображение сфокусировано на сетчатке, и они видны ясно. При этом близкие предметы видны неясно, их изображение на сетчатке расплывчато, так как лучи от них собираются за сетчаткой. Видеть одновременно одинаково ясно предметы, удаленные от глаза на разное расстояние, невозможно. В этом легко убедиться: переводя взгляд с близкого на далекие предметы, вы перестаете его ясно видеть.

Приспособление глаза к ясному видению удаленных на разное расстояние предметов называется аккомодацией . При аккомодации происходит изменение кривизны хрусталика и, следовательно, его преломляющей способности. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи, расходящиеся от светящейся точки, сходятся на сетчатке. Механизм аккомодации сводится к сокращению ресничных мышц, которые изменяют выпуклость хрусталика. Хрусталик заключен в тонкую прозрачную капсулу, переходящую по краям в волокна цинновой связки, прикрепленной к ресничному телу. Эти волокна всегда натянуты и растягивают капсулу, сжимающую и уплощающую хрусталик. В ресничном теле находятся гладкомышечные волокна. При их сокращении тяга цинновых связок ослабляется, а значит уменьшается давление на хрусталик, который вследствие своей эластичности принимает более выпуклую форму. Таким образом, ресничные мышцы являются аккомодационными мышцами. Они иннервируются парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва. Введение в глаз атропина вызывает нарушение передачи возбуждёния к этой мышце, и, следовательно, ограничивает аккомодацию глаз при рассмотрении близких предметов. Наоборот, парасимпатомиметические вещества - пилокарпин и эзерин - вызывают сокращение этой мышцы.

Старческая дальнозоркость. Хрусталик с возрастом становится менее эластичны и при ослаблении натяжения цинновых связок его выпуклость или не изменяется, или увеличивается лишь незначительно. Поэтому ближайшая точка ясного видения отодвигается от глаз. Это состояние называется старческой дальнозоркостью , или пресбиопией.

раздел химии, в котором изучаются Реакции химические, происходящие под действием света. Ф. тесно связана с оптикой (См. Оптика) и оптическими излучениями (См. Оптическое излучение). Первые фотохимические закономерности были установлены в 19 в. (см. Гротгуса закон, Бунзена – Роско закон (См. Бунзена - Роско закон)). Как самостоятельная область науки Ф. оформилась в 1-й трети 20 в., после открытия Эйнштейна закона, ставшего основным в Ф. Молекула вещества при поглощении кванта света переходит из основного в возбуждённое состояние, в котором она и вступает в химическую реакцию. Продукты этой первичной реакции (собственно фотохимической) часто участвуют в различных вторичных реакциях (т. н. темновые реакции), приводящих к образованию конечных продуктов. С этой точки зрения Ф. можно определить как химию возбуждённых молекул, образовавшихся при поглощении квантов света. Часто более или менее значительная часть возбуждённых молекул не вступает в фотохимическую реакцию, а возвращается в основное состояние в результате различного рода фотофизических процессов дезактивации. В ряде случаев эти процессы могут сопровождаться испусканием кванта света (флуоресценция или фосфоресценция). Отношение числа молекул, вступивших в фотохимическую реакцию, к числу поглощённых квантов света называются квантовым выходом фотохимической реакции. Квантовый выход первичной реакции не может быть больше единицы; обычно эта величина значительно меньше единицы из-за эффективной дезактивации. Вследствие же темновых реакций общий квантовый выход может быть значительно больше единицы.

Наиболее типичная фотохимическая реакция в газовой фазе – диссоциация молекул с образованием атомов и радикалов. Так, при действии коротковолнового ультрафиолетового (УФ) излучения, которому подвергается, например, кислород, образующиеся возбуждённые молекулы O 2 * диссоциируют на атомы:

O 2 + h ν O * 2 , O * 2 → O + O.

Эти атомы вступают во вторичную реакцию с O 2 , образуя озон: O + O 2 → O 3 .

Такие процессы происходят, например, в верхних слоях атмосферы под действием излучения Солнца (см. Озон в атмосфере).

При освещении смеси хлора с насыщенными углеводородами (См. Насыщенные углеводороды) (RH, где R – алкил) происходит хлорирование последних. Первичная реакция – диссоциация молекулы хлора на атомы, за ней следует цепная реакция (См. Цепные реакции) образования хлор углеводородов:

Cl 2 + h ν

Cl + RH → HCl + R

R + Cl 2 → RCl + Cl и т.д.

Общий квантовый выход этой цепной реакции значительно больше единицы.

При освещении ртутной лампой смеси паров ртути с водородом свет поглощается только атомами ртути. Последние, переходя в возбуждённое состояние, вызывают диссоциацию молекул водорода:

Hg* + H 2 → Hg + H + H.

Это пример сенсибилизированной фотохимической реакции. Под действием кванта света, обладающего достаточно высокой энергией, молекулы превращаются в ионы. Этот процесс, называемый фотоионизацией, удобно наблюдать с помощью масс-спектрометра.

Простейший фотохимический процесс в жидкой фазе – перенос электрона, т. е. вызванная светом окислительно-восстановительная реакция. Например, при действии УФ света на водный раствор, содержащий ионы Fe 2 + , Cr 2 + , V 2 + и др., электрон переходит от возбуждённого иона к молекуле воды, например:

(Fe 2 +)* + H 2 O → Fe 3 + + OH - + Н + .

Вторичные реакции приводят к образованию молекулы водорода. Перенос электрона, который может происходить при поглощении видимого света, характерен для многих красителей. Фотоперенос электрона с участием молекулы хлорофилла представляет собой первичный акт Фотосинтеза – сложного фотобиологического процесса, происходящего в зелёном листе под действием солнечного света.

В жидкой фазе молекулы органических соединений с кратными связями и ароматическими кольцами могут участвовать в разнообразных темновых реакциях. Кроме разрыва связей, приводящего к образованию радикалов и бирадикалов (например, карбенов (См. Карбены)), а также гетеролитических реакций замещения, известны многочисленные фотохимические процессы изомеризации (См. Изомеризация), перегруппировок, образования циклов и др. Существуют органические соединения, которые под действием УФ света изомеризуются и приобретают окраску, а при освещении видимым светом снова превращаются в исходные бесцветные соединения. Это явление, получившее название фотохромии, – частный случай обратимых фотохимических превращений.

Задача изучения механизма фотохимических реакций весьма сложна. Поглощение кванта света и образование возбуждённой молекулы происходят за время порядка 10 -15 сек. Для органических молекул с кратными связями и ароматическими кольцами, представляющих для Ф. наибольший интерес, существуют два типа возбуждённых состояний, которые различаются величиной суммарного спина молекулы. Последний может быть равен нулю (в основном состоянии) или единице. Эти состояния называются соответственно синглетными и триплетными. В синглетное возбуждённое состояние молекула переходит непосредственно при поглощении кванта света. Переход из синглетного в триплетное состояние происходит в результате фотофизического процесса. Время жизни молекулы в возбуждённом синглетном состоянии составляет Фотохимия 10 -8 сек; в триплетном состоянии – от 10 -5 –10 -4 сек (жидкие среды) до 20 сек (жёсткие среды, например твёрдые полимеры). Поэтому многие органические молекулы вступают в химические реакции именно в триплетном состоянии. По этой же причине концентрация молекул в этом состоянии может стать столь значительной, что молекулы начинают поглощать свет, переходя в высоковозбуждённое состояние, в котором они вступают в т. н. двухквантовые реакции. Возбуждённая молекула А* часто образует комплекс с невозбуждённой молекулой А или с молекулой В. Такие комплексы, существующие только в возбуждённом состоянии, называются соответственно эксимерами (AA)* или эксиплексами (AB)*. Эксиплексы часто являются предшественниками первичной химической реакции. Первичные продукты фотохимической реакции – радикалы, ионы, ион-радикалы и электроны – быстро вступают в дальнейшие темновые реакции за время, не превышающее обычно 10 -3 сек.

Один из наиболее эффективных методов исследования механизма фотохимических реакций – импульсный Фотолиз, сущность которого заключается в создании высокой концентрации возбуждённых молекул путём освещения реакционной смеси кратковременной, но мощной вспышкой света. Возникающие при этом короткоживущие частицы (точнее – возбуждённые состояния и названные выше первичные продукты фотохимической реакции) обнаруживаются по поглощению ими «зондирующего» луча. Это поглощение и его изменение во времени регистрируется при помощи фотоумножителя и осциллографа. Таким методом можно определить как спектр поглощения промежуточной частицы (и тем самым идентифицировать эту частицу), так и кинетику её образования и исчезновения. При этом применяются лазерные импульсы продолжительностью 10 -8 сек и даже 10 -11 –10 -12 сек, что позволяет исследовать самые ранние стадии фотохимического процесса.

Область практического приложения Ф. обширна. Разрабатываются способы химического синтеза на основе фотохимических реакций (см. Фотохимический реактор, Солнечная фотосинтетическая установка). Нашли применение, в частности для записи информации, фотохромные соединения. С применением фотохимических процессов получают рельефные изображения для микроэлектроники (См. Микроэлектроника), печатные формы для полиграфии (см. также Фотолитография). Практическое значение имеет фотохимическое хлорирование (главным образом насыщенных углеводородов). Важнейшая область практического применения Ф. – Фотография. Помимо фотографического процесса, основанного на фотохимическом разложении галогенидов серебра (главным образом AgBr), всё большее значение приобретают различные методы несеребряной фотографии; например, фотохимическое разложение диазосоединений (См. Диазосоединения) лежит в основе диазотипии (См. Диазотипия).

Лит.: Турро Н. Д., Молекулярная фотохимия, пер. с англ., М., 1967; Теренин А. Н., Фотоника молекул красителей и родственных органических соединений, Л., 1967; Калверт Д. Д., Питтс Д. Н., Фотохимия, пер. с англ., М., 1968; Багдасарьян Х. С., Двухквантовая фотохимия, М., 1976.

  • - ...

    Энциклопедический словарь нанотехнологий

Зрительные ощущения человека и животных также связаны с фотохимическими процессами. Свет, достигая сетчатки, поглощается светочувствительными веществами (родопсин, или зрительный пурпур, в палочках и йодопсин в колбочках). Механизм разложения этих веществ и последующего их восстановления пока не выяснен, но установлено, что продукты разложения вызывают раздражение зрительного нерва, в результате чего по нерву проходят электрические импульсы в головной мозг и возникает ощущение света. Так как зрительный нерв имеет разветвления по всей поверхности сетчатки, то характер раздражения зависит от того, в каких местах сетчатки произошло фотохимическое разложение. Поэтому раздражение зрительного нерва позволяет судить о характере изображения на сетчатке и, следовательно, о картине во внешнем пространстве, которая является источником этого изображения.

В зависимости от освещенности тех или иных участков сетчатки, т. е. в зависимости от яркости объекта, количество разлагающегося за единицу времени светочувствительного вещества, а значит, и сила светового ощущения меняется. Следует, однако, обратить внимание на то обстоятельство, что глаз способен хорошо воспринимать изображения предметов, несмотря на огромное различие в их яркости. Мы вполне отчетливо видим предметы, освещенные ярким солнцем, равно как те же предметы при умеренном вечернем освещении, когда освещенность их, а следовательно, и их яркость (см. § 73) меняются в десятки тысяч раз. Это способность глаза приспосабливаться к весьма широкому диапазону яркостей носит название адаптации. Адаптация к яркости достигается несколькими путями. Так, глаз быстро реагирует на изменение яркости изменением диаметра зрачка, что может менять площадь зрачка, а следовательно, и освещенность сетчатки примерно раз в 50. Механизм, обеспечивающий адаптацию к свету в гораздо более широких пределах (примерно в 1000 раз) действует гораздо медленнее. Кроме того, глаз, как известно, обладает чувствительными элементами двух сортов: более чувствительные - палочки, и менее чувствительные - колбочки, которые способны не только реагировать на свет, но и воспринимать цветное различие. В темноте (при слабом освещении) главную роль играют палочки (сумеречное зрение). При переходе на яркий свет зрительный пурпур в палочках быстро выцветает и они теряют способность воспринимать свет; работают одни лишь колбочки, чувствительность которых гораздо меньше и для которых новые условия освещения могут быть вполне приемлемыми. В таком случае адаптация занимает время, соответствующее времени «ослепления» палочек, и обычно происходит в течение 2-3 минут. При слишком резком переходе к яркому свету этот защитный процесс может не успеть произойти, и глаз слепнет на время или навсегда - в зависимости от тяжести ослепления. Временная потеря зрения, хорошо известная автомобилистам, происходит при ослеплении фарами встречных автомашин.

То обстоятельство, что при слабом освещении (в сумерках) работают палочки, а не колбочки, приводит к тому, что различение цветов в сумерках невозможно («ночью все кошки серы»).

Что же касается способности глаза различать цвета при достаточно ярком освещении, когда вступают в действие колбочки, то этот вопрос еще не может считаться полностью разрешенным. По-видимому, дело сводится к наличию в нашем глазу трех типов колбочек (или трех типов механизмов в каждой колбочке), чувствительных к трем различным цветам: красному, зеленому и синему, из различной комбинации которых и слагаются ощущения любого цвета. Следует отметить, что, несмотря на успехи последних лет, прямые опыты по исследованию структуры сетчатки еще не позволяют с полной надежностью утверждать существование указанного тройного аппарата, который предполагается трехцветной теорией цветного зрения.

Наличие в глазу двух типов светочувствительных элементов - палочек и колбочек - приводит еще к одному важному явлению. Чувствительность как колбочек, так и палочек к различным цветам различна. Но для колбочек максимум чувствительности лежит в зеленой части спектра , как это показывает приведенная в § 68 кривая относительной спектральной чувствительности глаза, построенная для дневного, колбочкового зрения. Для палочек же максимум чувствительности сдвинут в область более коротких волн и лежит примерно около . В соответствии с этим при сильной освещенности, когда работает «дневной аппарат», красные тона нам будут казаться более яркими, чем синие; при слабой же освещенности светом того же спектрального состава синие тона могут казаться более яркими благодаря тому, что в этих условиях работает «сумеречный аппарат», т. е. палочки. Так, например, красный мак кажется ярче синего василька на дневном свету, и, наоборот, может казаться более темным при слабом освещении в сумерки.

С давних пор известно явление люминесценции - вещество поглощает свет некоторой частоты, а само создает рассеянное п (лучение иной частоты. Еще в XIX в. Стокс установил правило - частота рассеянного света меньше частоты поглощенного (ν погл > ν рас); явление возникает лишь при достаточно большой частоте падающего света.

В ряде случаев люминесценция происходит практически безынерционно - возникает сразу и прекращается через 10 -7 -10 -8 с после прекращения освещения. Этот частный случай люминесценции иногда называют флюоресценцией. Но ряд веществ (фосфор и другие) обладают длительным послесвечением, длящимся (постепенно ослабевая) минуты и даже часы. Этот вид люминесценции получил название фосфоресценции. При нагревании тело теряет способность фосфоресцировать, но сохраняет способность люминесцировать.

Умножая обе части неравенства, выражающего правило Стокса, на постоянную Планка, получаем:

Следовательно, энергия фотона, поглощенного атомом, больше энергии излученного им фотона; таким образом, и здесь проявляется фотонный характер процессов поглощения света.

Имеющиеся отклонения от правила Стокса мы рассмотрим позже (§ 10.6).

В явлениях фотохимии - химических реакциях под действием света - также удалось установить существование наименьшей частоты, требующейся для возникновения реакции. Это вполне понятно с фотонной точки зрения: для возникновения реакции молекула должна получить достаточную добавочную энергию. Часто явление маскируется дополнительными эффектами. Так, известно, что смесь водорода Н 2 с хлором Сl 2 в темноте существует длительное время. Но даже при слабом освещении светом достаточно высокой частоты смесь очень быстро взрывается.

Причина лежит в возникновении вторичных реакций. Молекула водорода, поглотив фотон, может диссоциировать (основная реакция):

H 2 +hν -> Н + Н.

Так как атомарный водород гораздо более активен, чем молекулярный, то вслед за этим возникает вторичная реакция с выделением тепла:

Н+Сl 2 =НСl+Сl.

Таким образом, освобождаются атомы Н и Сl. Они взаимодействуют с молекулами С1 2 и Н 2 , и реакция нарастает очень бурно, будучи однажды возбуждена поглощением небольшого числа фотонов.

Среди различных фотохимических реакций заслуживают внимания реакции, имеющие место при процессе фотографирования. Фотоаппарат создает действительное (обычно уменьшенное) изображение на слое фотографической эмульсии, содержащей бромид серебра, способный к фотохимическим реакциям. Число прореагировавших молекул примерно пропорционально интенсивности’ света и времени его действия (длительности выдержки при фотографировании). Однако это число относительно очень мало; получившееся «скрытое изображение» подвергают процессу проявления, когда под действием соответствующих химических реактивов происходит дополнительное выделение бромида серебра у центров, зародившихся при фотохимической реакции. Затем следует процесс фиксирования (закрепления) изображения: непрореагировавший светочувствительный бромид серебра переводится в раствор и на фотослое остается металлическое серебро, определяющее прозрачность отдельных участков полученного негативного Изображения (чем больше света поглощено, тем темнее соответствующий участок). Освещая затем фотобумагу (или фотопленку) через негатив, получают на бумаге (после ее проявления и фиксирования) распределение освещенности, соответствующее снимаемому объекту (конечно, если соблюдены надлежащие условия съемки и обработки фотоматериала). При цветной фотографии пленка содержит три слоя, чувствительные к трем различным участкам спектра.

Эти слои служат друг для друга светофильтрами, и засветка каждого, из них определяется лишь определенным участком спектра. Будучи гораздо более сложным, чем черно-белый фотопроцесс, процесс цветного фотографирования в принципе от первого не отличается и является типичным фотонным процессом.

Студент должен

знать:

1. Электрические импульсы нервной системы. Рефлекторная дуга.

2. Механизм сокращения мышц. Пищеварение.

3. Перенос кислорода и его усвоение. Очищение крови и лимфы.

уметь давать определение понятиям: импульс, мышца, кровь, лимфа.

Виды соединительной ткани в организме. Функции соединительной ткани. Костная ткань. Хрящевая ткань. Кровь и лимфа. Жировая ткань. Функции жировой ткани. Мышечная ткань и ее виды. Гладкая мышечная ткань. Поперечнополосатая мышечная ткань. Сердце (сердечная мышца). Функции мышечной ткани. Нервная ткань. Нервные клетки (нейроны) и межклеточное вещество – нейроглия. Функции нервной ткани.

Тема 36. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрическая природа нервных импульсов.

Студент должен

знать:

1. Понятие электромагнитного явления в живом организме.

2. Понятие ритма. Электрические ритмы мозга.

3. Фибрилляция и дефибрилляция.

уметь давать определение понятиям:

Тема 37. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации.

Студент должен

знать:

1. Понятие зрения.

2. Мозг и зрение.

уметь давать определение понятиям: зрение, нервы, хрусталик, сетчатка.

Фотохимические реакции в глазу. Механизм анализа информации.

Тема 38. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека.

Студент должен

знать:

1. Электромагнитное поле (ЭМП) организма человека.

2. Биологическое действие ЭМП Земли, техники.

3. Электромагнитный смог и его действие.

уметь давать определение понятиям: ЭМП, радиоактивное излучение.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Безопасный для здоровья человека предел интенсивности электромагнитных полей – 0,2 мкТл (микроТесла). Интенсивность электромагнитных полей бытовых приборов и транспорта. Радиоактивные излучения: альфа- бета-, гамма-излучения. Механизм их действия на человека. Способы и средства защиты человека от пагубного воздействия электромагнитных волн и радиоактивных излучений.

Тема 39. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.

Студент должен

знать:

1. Виды макромолекул в организме человека. Их влияние на физиологические процессы.

2. Понятие фермента.

3. Ферментативные реакции.

уметь давать определение понятиям: макромолекула, фермент.

Тема 40. Наследственные закономерности. Геном человека.

Студент должен

знать:

1. Открытие хромосом и ДНК.

2. Наследственные закономерности.

3. НТП и генотип человечества.

уметь давать определение понятиям: ДНК, хромосома, генотоп.

Тема 41. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения.

Студент должен

знать:

1. Понятие наследственного заболевания.

2.Способы лечения генетически обусловленных заболеваний.

уметь давать определение понятиям: заболевание, мутация.