Античные чудовища древней греции. Древнегреческие чудовища – это мифологические персонажи, придуманные богами, чтобы показать свое превосходство над другими, чтобы навести ужас на простых

Кентавры Кентавры в греческой мифологии дикие смертные существа с головой и туловищем человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие враждебны им. В древнегреческих мифах рассказывается о мудром кентавре Хироне, друге царя Пелея, воспитателе его сына Ахилла. Хирон кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, чтобы тот вырос могучим героем. Также кентавр научил его играть на кефаре и петь. Воспитание Ахилла кентавром Хироном. Худ. П.-Дж. Батони


Пифон Пифон – это страшный дракон, который жил в ущелье. По велению богини Геры он преследовал Латону, мать Аполлона. Когда Аполлон вырос, он первым делом решил отыскать ущелье, в котором скрывался Пифон, чтобы отомстить за преследование матери, за все то зло, что он причинил ей. Аполлон летел над островом Делос и заметил ущелье, по дну которого несся пенный поток. Это гигантский Пифон выполз из своего логовища и погнал воду. Все живое скрывалось от него: птицы улетали, рыбы уплывали, животные разбегались. Увидев юного бога, Пифон хотел проглотить его, но Аполлон оказался проворнее. Он пустил в открытую пасть дракона свои золотые стрелы. Они поразили дракона, и он бездыханным свалился на землю.


Тифон Тифон могущественное чудовище, порожденное Геей, олицетворение огненных сил земли с их разрушительными действиями. По одной версии мифа, Тифон был рожден Геей и Тартаром, по другой - его породила богиня Гера, ударив рукой по земле. Она сделала это в отместку Зевсу, который сам породил Афину. Тифона воспитывал Пифон - огромным дракон, рожденный богиней земли Геей. Тифон представлен в легендах как существо с сотней драконьих голов, туловищем, подобным человеческому, покрытым оперением, вместо ног у чудовища были змеиные кольца. В некоторых источниках сообщается, что головы Тифона подобны человеческим, но он может воспроизводить крики животных.





Минотавр Минотавр – это ужасное чудовище с головой быка и туловищем человека. Он жил на острове Крит во дворце афинского царя Миноса, называемом Лабиринтом, из которого никто не мог найти выхода. Каждые девять лет афинянам приходилось ему отдавать в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока у афинского царя Эгея не родился и вырос сын Тесей. Узнав эту историю, он решил поехать вместе с молодыми людьми на остров Крит, чтобы пробраться во дворец Лабиринт и убить там кровожадное чудовище, освободить афинян от ужасной дани. Благодаря помощи Ариадны, дочери Миноса, Тесей убил Минотавра, нашел юношей и девушек и вывел всех из Лабиринта.


Медуза горгона Горгоны – это крылатые морские существа, покрытые чешуей и змеями взамен волос. Вместо рук у них были медные щупальца со стальными когтями. Глаза у них, налитые кровью, были наполнены такой страшной силой, что любой посмотревший в них превращался в камень. Если они нападали на человека, то разрывали его на части и пили кровь. Главной среди них была горгона Медуза. Ее победил герой Персей, отрубил ей голову и принес в доказательство царю Полидекту. Голова горгоны Медузы. Худ. Караваджо Медуза горгона. Скульптура на храме Артемиды Персей с головой горгоны Медузы. Антонио Канова


Пегас Пегас – это крылатый конь, который родился из отрубленной Персеем головы Медузы горгоны. Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»). Летал с быстротой ветра. По преданию, имел стойло в Коринфе, жил в горах. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты. Впоследствии Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня, сейчас это созвездие называется Пегас.





Троянский конь Перевозка Троянского коня в Трою. Худ. Дж.-Б. Тьеполо Троянский конь – это огромный деревянный конь, в котором могли поместиться самые сильные и отважные воины. Придумал его хитроумный Одиссей. Десять лет вели войну греки против троянцев и не могли покорить осажденный город. Коня нужно было оставить перед воротами Трои, а всему войску уплыть на кораблях подальше от берега, чтобы троянцы подумали, что осада снята, и греки ушли навсегда, а этот деревянный конь как бы подарок от них. Троянцы, открыв ворота, были удивлены гигантскому коню и после долгих раздумий вкатили его в город и закрыли ворота. А ночью греки выбрались из нутра коня, открыли ворота и впустили подоспевшее греческое войско. Греки сожгли Трою дотла.


Циклоп Полифем Циклопы – это свирепые человекообразные великаны. Эти существа не соблюдали никаких законов, не занимались земледелием, пасли только скот. Земля, на которой они проживали, давала им разные плоды в изобилии. Циклопы жили уединенно, прятались в огромных пещерах и не посещали друг друга. Циклоп Полифем, самый свирепый и нелюдимый, обладает огромной силой, во лбу имеет только один глаз. Только Одиссею хитростью удалось победить этого одноглазого циклопа. Циклоп Полифем. III в. до н.э.


Сфинкс Сфинкс – это чудовище с головой женщины, туловищем льва и гигантскими крыльями. Одним своим видом он пугал людей. Он поселился возле города Фивы на горе Сфингион и требовал себе человеческих жертв. Его на Фивы наслали боги, они же постановили, что он исчезнет, когда кто-нибудь сумеет решить его загадку, которую он загадывал всем, кто проходил мимо. Загадку разгадал Эдип, который потом стал царем в Фивах. Одна из самых больших монолитных статуй мира изваяние сфинкса, которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Предположительно образ египетского сфинкса был заимствован древними греками. Сфинкс. Фигурный сосуд Греческий сфинкс (сфинга) Египетский сфинкс в Гизе





Сатиры Сати́ры в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю. Сатиры составляли свиту Диониса всегда веселящуюся и поющую. Нимфы и Сатир


Сирены Сире́ны в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца, морского бога Форкиса, дикую стихийность, а от матери-музы божественный голос. Сирены чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями. Только Одиссей избег коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте. Джон Вильям Уотерхаус, Одиссей и сирены


Гарпии Гарпии - в греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц- полуженщин. В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ. От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее в царстве мертвых.


Гаргульи Горгульи Племя демонов Брюс Пеннингтон Горгулья Крылатый монстр Геральд Бром Горгулья - в греческой мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми.


Грифон Грифо́ны вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия Немезиды: он вращал её колесо фортуны. Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).


Единорог Единорог мифическое существо, символизирует целомудрие. Представляют его обычно в виде белого коня c одним рогом, выходящим изо лба. В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. В греческой мифологии единорог был посвящён богине Артемиде.


Ламия Ламия - персонаж древнегреческой мифологии, дочь Посейдона, чудовище. Некогда Ламия была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила ее сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной.


Лернейская гидра В древнегреческой мифологии Лерне́йская ги́дра змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, убитое Гераклом в качестве одного из его двенадцати подвигов. Её вскормила Гера. Поэт Писандр впервые вместо одной головы приписал ей много. По одному из описаний, змея с девятью головами, либо у неё 50 голов, либо из туловища вырастало сто шей, вместо одной отрубленной вырастали три, а одна голова была бессмертна. Логовищем гидры было озеро Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство мёртвых, который охранялся гидрой. Антонио дель Поллайоло. Сражение Геракла с лернейской гидрой


Немейский лев Немейский лев в древнегреческой мифологии лев чудовищной величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Зверь жил в горах возле города Немеи (город на северо-востоке Пелопоннеса) и опустошал все окрестности. Первым заданием Геракла у микенского царя Еврисфея было убийство Немейского льва. Обителью чудовищу служила пещера с двумя выходами. Чтобы изловить зверя, Геракл завалил один из выходов камнями, и когда лев появился из пещеры во время сумерек, герой вступил с ним в схватку. Поскольку оружие не могло пробить шкуру Немейского льва, пришлось ухватить его за горло, задушить чудовище и принести шкуру льва как доказательство совершённого подвига и собственной нечеловеческой силы. Битва Геракла с Немейским львом


Стимфалийские птицы Стимфалийские птицы в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала.Они были вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти, нападали как на людей, так и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю, как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо поедали людей. Микенский царь Еврисфей велел Гераклу победить стимфалийских птиц. Это трудное задание герою помогла выполнить Афина Паллада: она дала Гераклу два медных тимпана, выкованных Гефестом. Богиня велела установить тимпаны на горе возле гнездовья ужасных птиц и ударить в них. Оглушительный звук тимпанов должен был заставить подняться птиц в воздух, а Гераклу следовало стрелять в них из лука. Геракл напугал птиц и перестрелял их. Геракл и Стимфалийские птицы. Фрагмент римской мозаики


Феникс Фе́никс мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда возникает новый феникс.


Химера Химера - персонаж древнегреческой мифологии, трехголовое чудовище: одна голова была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа. Передняя часть туловища у Химеры была львиной, а задняя - козьей. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии. Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода. Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса, подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался. Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.





Источники 1.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., «Правда», Кубеев М.Н. 100 великих легенд и мифов мира. М., «Вече», Кубеев М.Н. 100 великих чудес света. М., «Вече»,




О коло четырех тысяч лет отделяют нас от начала цивилизации Древней Греции. Народ, которой создал бессмертные мифы о подвигах героев — полубогов — полулюдей. Греки наделяли своих героев силой и мужеством богов. Персей, защищали людей, уничтожая страшных мифических чудовищ .

Мифические чудовища Древней Греции

Сирена

Сирена — полу женщина – полу птица, которая своим чарующим пением заманивала моряков к своему острову, где они погибали, разбиваясь о подводные скалы и рифы. В руках сирена держала флейту, от которой лилась волшебная музыка, завораживающая моряков. Во время своего путешествия герой спас друзей от губительного пения сирен тем, что залил им уши мягким воском, а себя попросил привязать к мачте.
Корабль Одиссея очень быстро проплыл мимо острова Сирен, с которого доносился их волшебное пение. В своих песнях они обещали все наслаждения мира. Издали сирены были похожи на очень красивых девушек, однако туловище у них было птичье.

Гарпии


Гарпии – крылатые мифические чудовища, которые считались богинями бури. Они как и сирены были полуженщинами – полуптицами. Головы у них были женские, а туловища птичьи, на руках и ногах гарпии имели железные длинные когти.

Ехидна


Ехидна – полуженщина-полузмея. Она является женой стоголового чудовища Тифона. Дети, рожденные от этого союза это – трехголовый пес Цербер, лернейская гидра, немейский лев и другие чудовища, которых уничтожил Геракл.
Ехидна имела длинный змеиный хвост, с помощью которого передвигалась. До пояса это чудовище имело женское тело, а ее голову украшали не волосы, а ядовитые змеи.
Ее шкура была настолько крепкой, что ее не мог бы проколоть даже самый острый меч. Хотя к ней ни кто и не пытался близко приблизиться, потому что она была огромная как гора и такая же сильная.

Горгоны


Эти крылатые чудовища превращали в камень каждого, кто на них хоть раз взглянет. Они были дочерьми морского бога Форкия. Красавицы – дочери стали уродливыми чудовищами в наказание за то, что вызвали гнев богини Афины.
Горгоны имели звериные уши, длинный язык, красные глаза. Жили они на западе, где господствовала богиня ночи и бог смерти Танат. Из трех сестер горгон, самой опасной считалась , которую по легенде убил Персей. Самыми близкими родственниками горгон были гаспериды.

Пифон

Этот дракон жил в темном ущелье. Его тело было сплошь покрыто чешуей, и он был настолько огромен, что под его весом дрожали даже горы. Злой Пифон уничтожал все вокруг, пока с ним не расправился бог Апполон, закопавши его в землю вблизи гор Дельфы.

Геспериды


Геспериды – дочки титана Атланта и вечерней звезды Геспер. Они жили на самом краю света в огромном саду, где под охраной грозного дракона зрели волшебные яблоки.

Сцилла и Харибда


Эти два чудовища прятались в скалах по обе стороны потоков между Италией и Сицилией. Сцилла имела шесть огромных голов, а пасти каждой из них было по три ряда острых зубов. Харибда выпускала их пасти ядовитый дым, а в брюхе у нее кипела морская вода. Это монстры охотились за проходящими мимо их владений кораблями, что бы убивать и съедать людей.

Чудовища из мифов. Легенда o Харибде: В греческой мифологии чудовище, обитающее в узком проливе под скалой, на которой растет смоковница (инжир). Никто не видел его. Скрывается Харибда под водой, широко открыв исполинскую пасть, и воды пролива с грохотом льются внутрь в черную дыру. Трижды в день заглатывает чудовище воду вместе с кораблями и моряками, а потом извергает ее, образуя гигантские водовороты. А на противоположном берегу пролива находится другая скала, с которой тянутся в море на длинных шеях шесть страшных голов Скиллы (Сциллы) (см.), хватая моряков с проплывающих кораблей. Кто избежит Скиллы, попадает в пасть к Харибде, и даже Посейдон не в силах спасти несчастных. Только хитроумному Одиссею удалось избежать печальной участи, когда он потерпел крушение и течение несло его в страшную пропасть. Подпрыгнув, он ухватился за ветки смоковницы и висел над бездной, пока воды не выбросили обратно обломки его корабля. Царь Итаки примостился на мачте, и его вынесло в открытое море.

Легенда o Пифоне: В греческой мифологии чудовищный дракон, рожденный Геей. Пифон сторожил святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, заодно опустошая их окрестности. Поэтому его еще называли Дельфинием. По велению богини Геры он воспитывал еще более страшное чудовище - Тифона, а затем стал преследовать Лето, мать Аполлона и Артемиды. Подросший Аполлон, получив лук и стрелы, выкованные богом кузнецов и оружейников Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Осыпанный градом стрел, Пифон упал бездыханный, а на месте ристалища Аполлон возвел храм, где оглашались прорицания его отца, верховного бога олимпийцев Зевса, и учредил Пифийские игры, по своему размаху уступавшие только Олимпийским. Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за ее пределами. Сюда стекались государственные деятели, полководцы, философы и многие другие, кто хотел узнать свою судьбу. Они привозили богатые дары, и в храме скопились несметные сокровища. Из расщелины в скале, находящейся в середине храма, поднимались испарения, которые оказывали сильное воздействие на сознание и поведение человека. Жрицы храма, пифии, поднимались на покрытый золотом треножник и пророчествовали. Их изречения отличались загадочностью и давались большей частью в символической форме. Одно из величайших произведений античного мира - скульптурное изображение Аполлона, одерживающего победу над Пифоном, известное под названием Аполлона Бельведерского, - хранится ныне в Ватиканском музее.

Легенда o Горгонах: В греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето. Их три сестры (Сфено, Эвриала и Медуза), две старшие бессмертны, только Медуза могла быть убита. Обитают они далеко на западе, на острове в Океане, невдалеке от садов Гесперид, и только их сестры грайи (см.) знают туда дорогу. Все они некогда были красавицами, но своим непомерным тщеславием сильно раздражали богов, и те превратили их в крылатых чудовищ. Тела горгон покрывала блестящая чешуя, вместо волос на голове шипели и извивались ядовитые змеи, огромный язык и острые клыки торчали изо рта, глаза их пылали яростной злобой. Их вид был настолько ужасен, что от одного только взгляда на них каждый тотчас же превращался в камень. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху и всякого, кого они встречали, разрывали на части своими острыми когтями. Когда сын Зевса Персей отправился за головой Медузы, боги пришли ему на помощь. Афина дала ему блестящий медный щит, в котором отражалось все, как в зеркале. Гермес вручил свой острый меч. Аид одолжил шлем, который делал невидимым всякого, кто его надевал. Нимфы подарили крылатые сандалии и волшебную сумку. Приближаясь к острову, Персей смотрел на отражение в медном щите и увидел спящих на солнышке страшных горгон. Змеи на их головах почуяли врага и с грозным шипением поднялись навстречу, но, словно молния, сверкнул острый меч и одним ударом отрубил голову Медузе. Кровь потоком хлынула на скалу, и вместе с нею из тела Медузы появился великан Хрисаор и взвился в небо крылатый конь Пегас. Проснулись бессмертные горгоны и с шумом стали носиться по воздуху, пытаясь найти убийцу своей сестры, а Персей, спрятав в чудесную сумку отрубленную голову, уже быстро несся над морем, невидимый в волшебном шлеме. Голова Медузы не утратила своей убийственной силы даже после смерти чудовища, и еще многие обратились в камень при виде ее.

Ехидна Ехидна (Έχιδνα), в греческом мифотворчестве чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкиса и Кето, внучка земли Геи и моря Понта (Гесиод, Теогония, 295-299). Согласно изложения Аполлодора Ехидна была порождением Геи и Тартара, по другим сказаниям - Хрисаора и Каллирои. Лицом она была прекрасна, но ужасна в своей змеиной сущности. Обитала Ехидна в мрачной пещере под землей, выходя на охоту, подстерегала путников в Аркадии и пожирала их. Детьми Ехидны от Тифона были: двухголовый пес Орф, трехголовый Кербер, Лернейская Гидра, Химера, Сцилла, Сфинкс, Орел, клевавший печень Прометея. От Орфа Ехидна родила Немейского льва (Гесиод, Теогония, 306-327). Ехидна была убита во время своего безмятежного сна Аргусом Паноптом. Согласно причерноморским легендам от Зевса и Геракла Ехидна родила правителя Скифии царя Скифа, Агафриса и Гелона. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена великими героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Историческая справка. В древности греки знали две Скифии (Σκυθια) - европейскую и азиатскую. Хотя первая стала известна грекам раньше второй, но на самом деле была ее колонией. Уже в Илиаде Гомера упоминаются "доители кобылицы" как обитатели Скифии. Имя Скифия встречается впервые у Гесиода в VIII веке до нашей эры, потом у Алкея, Симонида, Эсхила, Гекатея, Гелланика. Истинным кладом известий о скифах является IV книга истории Геродота, написанная во второй половине V столетия до нашей эры. О Скифии писали многие более поздние писатели греческие и римские, как Дион Хризостом, Страбон, Птолемей, Тацит и другие; но до сих пор Геродот остается наиболее ценным и богатейшим источником сведений о Скифии. Раньше Геродота, в VII веке, Скифию посетил некий Аристей из Прокопнеса; он был у соседнего со скифами народа, исседанов, и написал даже поэму об аримасцах, одноглазых людях; но Аристей - личность загадочная, мистически настроенная, и его поэма, до нас не дошедшая, представляла собою скорее набор чудесных рассказов о необыкновенных народах и сказочных землях, нежели заметки любознательного и наблюдательного путешественника. Правда, сам Геродот питает расположение к чудесному и занимательному; вероятно, он пользовался историями Аристея, создавая повествования о наиболее далеких и наименее известных частях скифских земель; но он с неменьшим интересом останавливался на множестве предметов положительных, касающихся географии, истории и этнографии Скифии. По всей вероятности, Геродот был в Скифии, по крайней мере, в ближайших к черноморским колониям местностях, у берегов рек Днестра, Буга и Днепра. Важные сведения о скифских землях и обычаях жителей, дополняющие Геродота, имеются в труде его знаменитого современника Гиппократа "О воздухе, водах и местностях". Геродот первым из своих современников (и более ранних историков и путешественников) выделил Скифию как особую территорию с определенными границами и пространством из общего понятия земель, лежащих к северу, северо-западу и северо-востоку от Черного моря

Легенда o Гарпиях: В греческой мифологии - полуженщины-полуптицы отвратительного вида. Боги посылают их, чтобы наказать смертных. Слово «гарпии» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как грифы с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительным писком все пожирают и пачкают. В мифе об аргонавтах рассказывается, как две гарпии мучили фракийского царя и прорицателя Финея, обрекая его на голодную смерть. Аргонавты Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, изгнали гарпий и этим спасли царя Фракии. Убить чудовищ им помешала богиня радуги Ирида. Мифы помещали гарпий на островах в Эгейском море, а позднее - в царстве мертвых вместе с другими чудовищами. Пять дочерей морского божества Тавманта и океаниды Электры, по преданию изначально были прекрасными женщинами. Однако за мерзкий и склочный характер они были превращены богами в уродливых птиц, которым на память об их человеческом начале были сохранены женские лица и грудь. Их имена Аэлла («ветер»), Аэллопа («вихрь»), Подарга («быстроногая»), Окипета («быстрая»), Келайно («мрачная») символизировали мрак и ветер, звучали как скрытая угроза, внушая ужас. В греческой мифологии - полуженщины-полуптицы отвратительного вида. Боги посылают их, чтобы наказать смертных. Слово «гарпии» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так, же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как грифы с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительным писком все пожирают и пачкают. В мифе об аргонавтах рассказывается, как две гарпии мучили фракийского царя и прорицателя Финея, обрекая его на голодную смерть. Аргонавты Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, изгнали гарпий и этим спасли царя Фракии. Убить чудовищ им помешала богиня радуги Ирида. Мифы помещали гарпий на островах в Эгейском море, а позднее - в царстве мертвых вместе с другими чудовищами. Трудно представить более свирепых и уродливых персонажей в древней мифологии. Их не без основания причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства Аида, приравнивая к стервятникам. Единственным средством, которое помогало избавиться от мерзких тварей, был звук медных духовых инструментов, только он мог напугать и прогнать гарпий. Однако не только в греческой мифологии встречаются упоминания о гарпиях. В средние века гарпии превратились в символ всего негативного: алчности, подлости, жадности, мести. Так в 13 песне Данте упоминаются жирные птицы гарпии. Чудовища с сильными клювами, обрывают у говорящих растений цветы и листья, пробивают в них отверстия (тем самым причиняя страдальцам нестерпимую боль), и оттуда звучат стоны томящихся душ самоубийц, казненных в седьмом круге ада. В наше время «гарпия» имя нарицательное, часто им награждают своенравных, малосимпатичных людей либо персонажей сказок и fantasy. Например, в фильме «Ван Хэлсинг» женами графа Дракулы были три гарпии, а в книге о Гарри Поттере гарпия была талисманом женской квиддичской команды «Холихедские Гарпии». В эпоху научно-технического прогресса люди, интересующиеся мифологией, пользуются интернетом для поиска информации. Введя в любой поисковой системе слово «гарпия», первое, что появится на экране это «гарпии фото» или «гарпии картинки». Но и это еще не все упоминания о гарпиях, в мире существует реальная птица-гарпия (крылатый волк американских лесов). Могучий лесной орел с чрезвычайно сильными лапами и огромными когтями он прекрасен и ужасен одновременно и как его мифические тезки отличается необыкновенной прожорливостью.

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой. Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей. Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв. В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного. Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две. Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц. В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет. Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя. Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами. Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин. Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу. Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены. В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию. В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде. В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона. В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер. Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной. Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать». Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Тёмный лик Великой матери имеет многообразные проявления в мире. Она является и Богиней Смерти (например, Мара), и Богиней Похоти (например, Лилит), и Матерью Демонов (например, Ехидна).

Идея того, что Верх патриархален , а Низ – матриархален – характерна для всех культур и религий. И образ Великой Тёмной Матери , породившей демонов и самого Мирового Змея также знаком человечеству с давних пор.

Греки именовали этот лик Ехидной, кельты — Домну, а вавилоняне – Тиамат. Многие мифа повествуют о победе над ней – хотя Ехидну и её потомство раз за разом повергали Геракл, Эдип и Беллерофонт, её душил Аргус, а Тиамат побеждена Мардуком (и в Христианской версии – Архангелом Михаилом), древние не очень-то верили в её гибель.

По одной из версий греческого мифа – дочь Тартара и Геи – воплощение тёмных глубин, породила Цербера, псов-близнецов трехглавого Цербера и двуглавого Орфа, Немейского льва, Химеру, Лернейскую гидру, Колхидского дракона, Эфона (орла Зевса, клевавшего печень Прометея) и др., её мужское соответствие (брат и муж, вероятно, в ранних версиях — сын) – Тифон.

Вместе с тем, полудева-полузмея Ехидна привлекает путников прекрасным ликом. Гесиод называет ее «быстроокой». Но эта «быстроглазая нимфа» является одновременно чудовищем, кровожадным змеем, залегающим в пещере, несущим смерть.

Образ еще полнее и мрачнее описывает лик Матери Чудовищ. Этимология имени Тиамат вызывает некоторые споры. Обычно считают, что оно происходит от аккадского слова «тамту» — море, ранняя форма, которого «тиамтум». Или же в этом имени объединились два слова: «ти »- жизнь и «ама »- мать. Известно, что при написании слова «Тиамат» в поэме «Энума элиш» отсутствует детерминатив dingir , означающий «божество», что показывает удалённость Тиамат от Творческих сил и её сродство с силами хаоса . Мы уже говорили, что в великой битве между поколением Старших богов (возглавленных Тиамат) и Младших богов во главе с Мардуком убита Мардуком; он рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй — землю. Мужское воплощение Тиамат – Апсу – бог подземных пресных вод. В месопотамском эпосе о сотворении мира все начинается с воды в состоянии хаоса. Апсу, пресная вода ручьев и рек, и Тиамат, море соленой воды, соединились, чтобы создать вселенную и богов. Вместе с Апсу Тиамат породила первых богов – Лахму и Лахаму.

Молодые боги задумали упорядочить хаос и отделить стихии. Это разгневало Апсу и он, «чтобы защитить покой Тиамат», задумал уничтожить своих детей. Узнав об этом, боги пришли в ужас и, усыпив Апсу, убили его, разрубив тело на куски. Один из богов первого поколения — Кингу — делается новым мужем Тиамат, и ему она вручает таблицы судеб . От Кингу в неистовом гневе Тиамат произвела на свет новое потомство, ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Среди чудищ этих были люди-скорпионы, демонические львы, гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы. Судьба богов – вечное сражение с порождениями Тиамат. Именно от них, поверженных Мардуком в Бездну, произошли демоны – вечные враги творения, его бич и условие его существования.

Как бы там ни было, но все древнейшие мифологии сходятся в убеждении о том, что истинным владыкой Тьмы является не антибог – дьявол, а Тёмная Мать. Она породила бездну клиппот , она же ею и владеет. В Месопотамии вообще считалось, что женские божества были старше мужских.

Даже гностики считали Женский ион – Софию Эпинойю – матерью Злого Творца – Иалдабаофа.

В отличие от своего брата-супруга – Мирового Змея, Тиамат выражает не активную борьбу с творением, главная опасность для которого – её дети, а сам принцип отрицания творения , инертность среды как сопротивление её дифференциации, которая, собственно и составляет суть творения.


При этом Мировой змей всегда подчинён Матери, от неё он черпает свою силу, и, по большому счёту, ею он и порожден, поскольку Великая Мать для его порождения темнеет (именно это означает брак Геи и Тартара).

Она сама крайне редко поднимается из Глубин, доверяя борьбу с творением своим детям. Хорошо известно, что лунная сила помогает монстрам. И причина – все в том же – Луна несёт силу Темной Матери – Прародительницы чудищ.