Образовательный проект в старшей группе на тему: «Чудеса в математике! Проект проект по математике (старшая группа) на тему Проект в мире цифр старшая группа

С.А.Захарова,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104

Аннотация

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

Краткосрочный проект в старшей группе

по теме: «Центр занимательной математики»

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2015 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Задачи:

    проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;

    подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;

    приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;

    участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

    повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;

    наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;

    позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;

    победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

    Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.

    После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

    Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

    освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);

    сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);

    подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);

    оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);

    наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

    комплекты цифр;

    демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;

    картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

    комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

    комплекты цифр и картинок с предметами;

    мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;

    счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

    картотека математических загадок и пословиц;

    поговорок и считалок, задач-шуток;

    головоломок и лабиринтов;

    заданий на сообразительность;

    подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;

    сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

    картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

    набор вкладышей по принципу матрешки;

  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;

    рамки и вкладыши;

    тематические домино с цветными и теневыми изображениями;

    конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;

    настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);

    игры с цифрами, монетами;

    календарь, модель календаря;

    шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

    кубики Никитина;

    Рамки – вкладыши Монтессори;

  • математический планшет;

    блоки Дьенеша;

    палочки Кюизенера;

    игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками (Приложение №3)

    на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);

    позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

    Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.

    Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.

    18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне ДОУ и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял первое место. (Приложение №4)

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

    у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;

    у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;

    у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

    у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;

    дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности и вот, что получилось.




«Академия математики»


Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

    Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.

    Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»

    Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.

    http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    http://www.maam.ru/obrazovanie/igry-po-matematike/page2.html

    http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-matematike

    http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-rodionova/konsultacija-dlja-roditelei-7128.html

    в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет

    Пояснительная записка.

    Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

    Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

    Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

    Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

    Характер материала определяет назначение кружка:

    Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

    Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

    Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

    Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,

    Цель кружка:

    Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

    Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

    Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

    Задачи:

    Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

    Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

    Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

    Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

    Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

    Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

    Формирование представлений о числе и количестве:

    Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

    Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

    Развитие представлений о величине:

    Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

    Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

    Развитие представлений о форме:

    Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

    Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

    Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

    Развитие пространственной ориентировки:

    Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

    Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

    Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

    Развитие ориентировки во времени:

    Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

    Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

    Принципы:

    Природосообразности;

    Целостного представления о мире;

    Психологической комфортности;

    Наглядности;

    Доступности;

    Научности.

    Ожидаемый результат.

    Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

    Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

    Учить успешно решает логические задачи;

    Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

    Развивать быстроту мышления;

    Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

    Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

    Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

    Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:

    В старшей группе – 25 минут;

    В подготовительной - 30 минут.

    Октябрь

    Тема

    Программное содержание

    1. «Что общего и чем отличаются»

    Учить сравнивать свойства предметов.

    2. «Подбери по форме»

    Закрепить свойства предметов.

    3. «Найди, кто лишний»

    Закрепить сравнивать свойства предметов.

    4. «Какой фигуры не хватает?»

    Закрепить свойства предметов.

    Ноябрь

    Тема

    Программное содержание

    1. «Что изменилось»

    Учить находить свойства предметов.

    2. «Третий лишний»

    Учить детей умению сравнивать группы предметов.

    3. «Четвертый лишний»

    Закрепить умение сравнивать группы предметов

    4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

    Закрепить умение сравнивать группы предметов.

    Декабрь

    Тема

    Программное содержание

    1. «Дорисуй и раскрась»

    Учить соотношении: часть - целое.

    2. «Продолжи закономерность»

    Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

    3. «Найди одинаковые игрушки»

    Учить пространственные отношения: справа, слева.

    4. «Четвертый лишний»

    Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

    Январь

    Тема

    Программное содержание

    1. «Дорисуй»

    Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

    2. «Чем отличаются клоуны»

    Закрепить число и цифру 1.

    3. «Поменяй признак»

    Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

    4. «Лабиринты»

    развивать глазомер и образное мышление

    Февраль

    Тема

    Программное содержание

    1. «Продолжи закономерность»

    Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

    2. «Что общего»

    Учить детей умению составлять равенства.

    3. Соедини предметы»

    Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

    4. «Дорисуй»

    Закрепить числа и цифры 1-3.

    Март

    Тема

    Программное содержание

    1. «Догадайся, как надо раскрасить»

    Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

    2. «Разбей фигуры по признаку»

    Закрепить число и цифру 4.

    3. «Какой домик лишний и почему»

    Закрепить представление о многоугольниках.

    4. «Логические цепочки»

    Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

    Апрель

    Тема

    Программное содержание

    1. «Перехват»

    Закрепить число и цифру 5.

    2. «Обведи дорожки»

    Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

    3. «Раскрась»

    Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

    4. «Раскрась так же»

    Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Что сначала, что потом»

    Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

    2. «Приключение Красной Шапочки»

    3. «Праздник математики»

    Закрепить пройденный материал.

    Октябрь

    Тема

    Программное содержание

    1. «Штриховка».

    Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

    2. «Назови лишний предмет».

    Развивать аналитическое мышление

    3. «На что похоже?».

    Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

    Ноябрь.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Пройди по лабиринту».

    2. «Водяной – шутник»

    Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

    3. «Расколдуй изображение».

    Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

    4. «Рисуем бусы».

    Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

    Декабрь.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Внимательные художники».

    Развитие зрительного восприятия.

    2. «Логическое домино».

    Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

    3. «Сбежавшие числа»

    Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

    4. «Нарисуй по памяти»

    Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

    Январь.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Назови соседей».

    Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

    2. «Большие и маленькие фигуры».

    Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

    3.«Найди отличия»

    Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

    4. «Роботы».

    Закрепить геометрические фигуры

    Февраль.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Лабиринт»

    Развивать зрительную ориентировку.

    2. «Где моё место?»

    Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

    3. «Указываем направление».

    Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

    4. «Кораблик Плюх – Плюх»

    Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

    Март

    Тема

    Программное содержание

    1. «Чудо – крестики»

    Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

    2.«Найди и обведи».

    Развитие мелкой моторики рук.

    3. «Рисуем кошку»

    Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

    4. «Колумбово яйцо»

    Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

    Апрель.

    Тема

    Программное содержание

    1. «Торопись, да не ошибись»

    Закрепить знания состава числа первого десятка.

    2. «Будь внимателен!»

    Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

    3. Моделирование из геометрических фигур.

    Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

    4. «Соедини точки по образцу»

    Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

    Тема

    Программное содержание

    1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

    Научить детей Логоформочки

    Математический праздник

    Закрепить пройденный материал.

    Список литературы:

    1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

    2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

    3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

    4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

    5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

    6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

    7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

    8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

    9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

    10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

    11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

    12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

    05.03.17

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33

    п. Новый Надеждинского района»

    ТЕМА: «Математика повсюду, математика везде»

    воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33.

    п. Новый

    2016 г.


    ТИП ПРОЕКТА

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

    ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ

    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

    практико-ориентированный

    воспитанники дошкольного возраста, педагоги

    активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями

    долгосрочный (реализуется в течение учебного года)

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


    Паспорт проекта

    Название проекта: «Математика повсюду, математика везде».

    Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.

    Срок реализации : долгосрочный (в течение 2016/2017 учебного года)

    Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый

    Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители

    Охватываемые образовательные области (ОО):

    познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка

    Структура проекта. Актуальность.

    В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.


    Цель:

    Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.


    Задачи проекта.

    Обучающие задачи:

    • развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
    • развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
    • закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
    • закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
    • совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
    • совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.

    Задачи проекта.

    Развивающие задачи:

    • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

    Задачи проекта.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

    Предполагаемый результат:

    • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
    • Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
    • Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
    • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

    ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

    • Подготовительный
    • Организационный
    • Заключительный

    1 этап - подготовительный

    (октябрь, ноябрь)

    1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

    2. Создание развивающей среды в группе

    3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.

    4.Подбор материала для продуктивной деятельности.

    5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

    6. Разработка конспектов НОД, викторин.

    7. Выбор диагностического инструментария.

    2 этап - основной, практический

    (декабрь – апрель)

    Раздел программы

    Формы и метода работы

    Игровая деятельность

    Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

    Речевое развитие и чтение художественной литературы

    Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.

    Продуктивная деятельность

    Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.

    Физическое развитие

    Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

    Познавательная деятельность

    Открытые занятия, математические викторины.

    Театрализованная деятельность

    Математический театр, пальчиковый театр.

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.


    3 этап - заключительный

    (май, июнь)

    • Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.

    • СанПиН 1.4.2.3049 -13

    Информационное обеспечение:


    Организационное обеспечение: * Пошив костюмов к сказке * Изготовление декораций * Подбор и изготовление атрибутов Материально-техническое обеспечение: * Проектор, ноутбук, экран * CD-диски, видеокассеты. * Подборка определенного песенного материала. * Репродукции, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». * Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). * Набор инструментов для элементарного музицирования.

    Методическое обеспечение

    * Составить перспективный план работы над спектаклем.

    * Разработать конспект с инсценировками и мини-сценками.

    * Сценарий развлечения.

    * Подобрать и оформить методический материал по театру музыкальных сказок


    Ресурсное обеспечение проекта:

    Нормативно-провавое обеспечение.

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
    • СанПиН 1.4.2.3049 -13
    • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

    Информационное обеспечение:

    • Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
    • РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
    • Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.




    Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории

    МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий А. О.

    Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»

    Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

    Тип проекта : практико-ориентированный.

    Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)

    Введение.

    Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

    Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

    Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

    Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

    Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

    Актуальность проекта.

    В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

    Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

    Проблема : Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Не умение детейвыделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

    Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

    Задачи проекта:

    Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять вумении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

    Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

    Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

    Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»

    Предполагаемый результат

    В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

    Полный текст материала находится в приложенном файле