Герои греции и их подвиги. Мифы древней греции о героях

Известный персонаж древнегреческих мифов Тесей был сыном афинского царя Эгея. Повзрослев, Тесей превратился в сильного и статного юношу, жаждущего приключений. Получив в наследство от отца сандалии и меч, герой совершил ряд подвигов, самым известным из которых была победа над Минотавром.

То было скорбное для афинян время. Критский царь Минос подчинил себе Афины и требовал от жителей города раз в девять лет присылать ему дань – семь девушек и столько же юношей. Несчастных он отдавал на съедение кровожадному Минотавру, имевшему вид человека с головой быка. Жил Минотавр в лабиринте.

Тесей решил положить конец зверствам, творимым Миносом, и добровольно отправился на Крит вместе с юными жертвами. Минос не принял Тесея всерьез, но его дочь Ариадна согласилась помочь герою справиться с Минотавром.

Именно Ариадна дала герою острый меч и большой клубок ниток, при помощи которого он смог пройти лабиринт.

Вместе с будущими жертвами Тесея отвели к месту, где обитал Минотавр. Тесей привязал один конец нити к двери, после чего смело пошел по запутанным коридорам лабиринта, постепенно разматывая клубок. Внезапно впереди раздался рев Минотавра, который немедленно бросился на героя, разинув пасть и угрожая своими рогами. В ходе ожесточенной битвы Тесей отрубил один из рогов Минотавра и вонзил ему в голову свой меч. Чудовище испустило дух. Нить Ариадны помогла герою и его спутникам выбраться из таинственного лабиринта.

Персей и горгона Медуза

В далеких странах, на самом краю мира, где царила ночь и царствовал бог смерти Танатос, обитали три горгоны . Это были отвратительные крылатые чудовища; тела их были покрыты чешуей, а на головах извивались шипящие змеи. Клыки горгон были подобны острым кинжалам, а взгляд каждого из чудовищ был способен все живое обратить в камень.

Две горгоны были бессмертными созданиями, и лишь горгону Медузу можно было убить.

Но здесь герою помогли олимпийские боги. Гермес указал Персею путь к месту, где обитали чудовища, и подарил ему волшебный меч. Богиня Афина вручила воину особый медный щит с поверхностью, отшлифованной до зеркального блеска . Нимфы подарили Персею волшебную сумку, крылатые сандалии и защитный шлем-невидимку .

Волшебные сандалии принесли Персея на остров, где он увидел спящих горгон, на головах которых медленно шевелились змеи. Боги предупредили героя, что один лишь взгляд чудовищ превратит его в каменную глыбу. Подлетев к горгонам, Персей отвернулся и стал глядеть на чудовищ в зеркальный щит, где хорошо были видны отражения. Горгона Медуза уже начала открывать глаза, когда Персей отрубил ей мечом голову.

От шума проснулись остальные чудовища. Но хитрый Персей успел надеть на себя шлем-невидимку. Голову поверженной Медузы он засунул в сумку и спокойно скрылся. Там, куда падали капли крови, сочившиеся из волшебной сумки, возникали ядовитые змеи и расползались в разные стороны. Голову убитого чудовища Персей впоследствии вручил богине Афине, которая прикрепила трофей в центр своего щита.

Как уже говорилось ранее, мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека нрад силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната(благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он построил лабиринт для Минотавра и подсказал Ариадне, как при помощи клубка ниток помочь выйти оттуда Тесею. Дедал смог подняться с сыном Икаром в небо, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Так Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

Многие мифологические сюжеты выражают победу человека над хаосом природы.

Так, Дедал- искусный зодчий и изобретатель, уже это свидетельствует о том, что человеку многое стало подвластно. Он бежал от Миноса по воздуху на крыльях из перьев, скрепленных воском, совершив вместе с сыном Икаромперелет с о. Крит на побережье М. Азии, потом в Сицилию.

Геракл борется с различными чудовищами, олицетворявшими самые страшные для человека проявления природы. Первым его подвигом была победа над немейским львом, который опустошал стада Еврисфея и губил людей. Вторым заданием было убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала окрестности.Третий подвиг – сражение с эриманфским вепрем. Еврисфей послал его на гору Эриманф на поимку огромного кабана, который опустошал посевы и виноградники, велев доставить животное живым.Четвертый подвиг – победа над керинейской ланью. Новым заданием было перестрелять хищных птиц на Стимфальском озере. Величиной эти птицы были с грифа, а клювы, когти и перья у них бронзовые, к тому же они умели пускать свои перья как стрелы, убивая каждого, кто к ним приблизится. Геракл должен был отправиться на остров Крит за быком царя Миноса, который был предназначен в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Посейдон разбушевался и наслал бешенство на критского быка, который теперь носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Геракл поборол неукротимого быка и Фракию к царю Диомедуи привести его коней. Они отличались необыкновенной силой и буйным нравом. Их кормили человеческим мясом и приковывали в стойлах железными цепями. Когда в эти края забредал какой-нибудь чужеземец, царские слуги хватали его и бросали на съедение коням. Гераклу предстояло спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход, и принести его в Микены

Орфей - фракийский певец, чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтовв Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда «Арго» проплывал мимо островасирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам.

Персей победил горгону Медузу.

Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее.

Не узнав Тесея, Эгей отправил сына на верную смерть – охотиться на марафонского быка, в течение многих лет наводившего ужас на местных жителей. Тесей, однако, не погиб, а убил быка.

Что касается Сизифа, тот и вовсе пытался победить смерть, заточив в заключение бога смерти Таната.

Многие герои мифов насаждают среди людей элементы культуры.

Например, Прометей дает людям огонь как символ технического прогресса. А поскольку Прометей упоминается и как один из создателей людей, распределявший способности, именно он наделяет смертных разумом, учит их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной жизни человечества Зевс наказывает Прометея, так что герой еще и принимает на себя муки людей.

Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он – автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума.

Например, Прометей обманом похищает у богов огонь, чтобы отдать его людям.

Геракл, зная о том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить лернейскую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

Персей узнал, как добраться до нимф, обладавших крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен граи были вынуждены указать ему дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта – превратив их в камни при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды избежал смерти, сначала обманом заточив в подземелье бога смерти Таната, а потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

Дедал смог скрыться от Миноса, изготовив крылья из скрепленных воском птичьих перьев.

Тесей обманул Прокруста, заставив последнего улечься на ложе, которое жестокий разбойник приготовил для убийства своих жертв. Герой выбрался из лабиринта после победы над Минотавром благодаря хитрости – он использовал нить клубка, который дала ему Ариадна.

Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику – герою это почти удалось.

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это его приковывают к скале и подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает мир от Горгоны Медузы, избавляет Андромеду от чудовища, за что ему содействуют боги и в итоге вознаграждают.

Геракл совершает подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

Тесей по пути к отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает чудовище Минотавра в лабиринте(созданном Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Кроме героев в греческих мифах действуют и другие персонажи. Как мы только что показали на примерах, в первую очередь это боги – то сочувствующие героям и помогающие им(Гефест умоляет Зевса простить Прометея, Персею и Тесею помогает Афродита, Геракл находится под покровительством своего отца Зевса, Орфею содействует Аид), то препятствующие им и наказывающие(Прометея наказывает лично Зевс, Гераклу мешает из ревности к его матери Гера, Сизифа наказывают все боги, оскорбленные им). Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами(например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень – слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Герой – человек или полубог(обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал – выдающийся изобретатель, а Орфей – замечательный музыкант.

Герои часто противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают. Тесей, в частности, спустился даже в царство мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

Тем не менее, важную роль в греческих мифах играет Судьба.

Так, судьба Прометея после того, как он похитил у богов для людей огонь, изменена Зевсом. Отныне герой в течение многих веков прикован цепями к скале, его печень клюет железный орел, и изменить это положение до момента, указанного богами, когда должно прийти избавление Прометея от мук, не может даже сам верховный бог.

Персей независимо от собственной воли нечаянно убивает диском своего деда Акрисия во время состязаний. Акрисий знал о том, что примет смерть от руки внука, и пытался воспрепятствовать этому. Сначала запер свою дочь Данаю в медный терем, чтобы она не смогла познакомиться с мужчиной и родить будущего убийцу отца, а потом, когда в терем проник Зевс в виде золотого дождя и все же овладел девушкой, бросил новорожденного внука и дочь в ящике в море, надеясь избежать злой участи. Это Акрисию не помогло.

В мифе о Сизифе показано, что попытка уйти от судьбы может быть жестоко наказуема. Хитрец небезуспешно попытался обмануть смерть, заточив самого бога смерти Таната у себя. Это Сизифу не помогло. Кончина все равно настигла его, а в царстве Аида он вынужден бесконечно катить в гору тяжелый камень, который на вершине горы все время скатывается вниз. Наказание же кончится лишь тогда, когда камень останется на пике горы.

Геракл по воле судьбы, предсказанной Зевсом, и по воле Геры, ненавидевшей сына своего могущественного супруга, родился позднее, чем предполагал его отец, и стал не царем, а слугой у трусливого царя Микен Эврисфея. Однако, совершив знаменитые двенадцать подвигов, он получил избавление от унизительной службы и возможность после смерти попасть в сонм олимпийских богов.

Не избежал наказания за убийство и Дедал. Мастер завидовал своему ученику и племяннику Талосу за то, что тот превзошел учителя в искусстве создания архитектурных шедевров. Дедал заманил Талоса на вершину горы и сбросил вниз. После этого Дедал был вынужден долгие годы скрываться у царя Миноса, но расплата настигла его. Сын Дедала Икар, когда они с отцом решили бежать от Миноса, изготовив крылья из перьев, скрепленных воском, взлетел слишком высоко к солнцу, воск растаял, и юноша упал в море и утонул.

Тесей родился после того, как дельфийский оракул дал его земному отцу Эгею предсказание, что его потомки будут править Афинами. В действительности отцом Тесея был Посейдон. Рок проявляется не только в течение всей жизни героя, но и в момент его смерти. Одним из подвигов Тесея была победа над злым сыном Посейдона Скироном, которого герой сбросил со скалы. Но точно так же от рук царя Скироса Ликомеда погибает и сам герой.

Миф об Орфее и Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.

Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.

Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

Именно с последним положением связаны сюжеты о героях, побывавших в царстве мертвых.

Наиболее показателен миф о Сизифе, обманом покорившем Таната, благодаря чему люди перестали умирать вообще. Потом Сизиф приказал своим близким не приносить подземным богам необходимые жертвы, а когда боги отпустили его из Аида с тем, чтобы Сизиф решил этот вопрос, герой в очередной раз обманул их. Правда, за свою дерзость Сизиф поплатился вечным наказанием.

Не менее известен миф об Орфее, своим чудесным пением заставивший Аида и других обитателей царства мертвых отпустить на землю Эвридику. Правда, Аид поставил при этом условие, которое герой не выполнил, а потому не смог спасти свою возлюбленную, но сюжет мифа показывает: с богами можно договориться!

Невредимым возвращается из Аида и Геракл, пытавшийся похитить Персефону для своего друга, но полубог также несет наказание за свою дерзость.

Итак, по мнению древних греков, «справедливые» методы борьбы с подземными богами могли принести какие-то плоды, а заведомо «незаконные» способы – лишь навлечь гнев Провидения.

Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.

Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам(шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Убив Горгону Медузу, Персей также берет ее смертоносную голову. Это – проявления фетишизма.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. В мифе о Дедале и Икаре тотемизм, на наш взгляд, -- в использовании птичьих перьев при изготовлении летательного аппарата. В мифе о Тесее его первый воспитатель и приемный отец – кентавр Хирон. Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека, которого победил Тесей, -- тоже проявление тотемизма, т.к. отцом Минотавра был человек. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.

Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.

Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть.


У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Беллерофонта, когда он был еще юношей, постигло несчастье: он убил нечаянно одного гражданина Коринфа и должен был бежать из родного города. Он бежал к царю Тиринфа, Пройту. С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя. Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему:

О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!

Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!


Недолго оставался Персей после этой кровавой битвы в царстве Кефея. Взяв с собой прекрасную Андромеду, он вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великом горе. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смела она ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришел во дворец Полидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, что Персей вернется, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивился царь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:

Твое приказание исполнено, я принес тебе голову Медузы.


Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.

Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.


У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя. Данай же правил в Ливии. Боги дали Египту пятьдесят сыновей. Данаю же пятьдесят прекрасных дочерей. Пленили своей красой данаиды сыновей Египта, и захотели они вступить в брак с прекрасными девушками, но отказали им Данай и данаиды. Собрали сыновья Египта большое войско и пошли войной на Даная. Данай был побежден своими племянниками, и пришлось ему лишиться своего царства и бежать. С помощью богини Афины-Паллады построил Данай первый пятидесятивесельный корабль и пустился на нем со своими дочерьми в безбрежное вечно шумящее море.

Долго плыл по морским волнам корабль Даная и, наконец, приплыл к острову Родосу. Здесь Данай остановился; он вышел с дочерьми на берег, основал святилище своей покровительнице богине Афине и принес ей богатые жертвы. Данай не остался на Родосе. Боясь преследования сыновей Египта, он поплыл с дочерьми своими дальше, к берегам Греции, в Арголиду - родину его прародительницы Ио. Сам Зевс охранял корабль во время опасного плаванья по безбрежному морю. После долгого пути пристал корабль к благодатным берегам Арголиды. Здесь надеялись Данай а данаиды найти защиту и спасение от ненавистного им брака с сыновьями Египта.


Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.


Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.


Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор.

Полидевк получил от отца своего бессмертие, а брат его Кастор был смертным. Оба брата были великими героями Греции. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве править колесницей, он смирял самых неукротимых коней. Полидевк же был искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим равных себе. Во многих подвигах героев Греции участвовали братья Диоскуры. Всегда были они вместе, самая искренняя любовь связывала братьев.


У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.