Природные условия для проживания человека. Город Норильск – самый северный город мира. На юге региона осваиваются почвенные ресурсы. Особенно плодородны почвы в котловинах и районах лесостепи и степи в предгорьях Алтая

Нельзя не отметить, что неблагоприятные климатические явления всегда находятся в центре повышенного внимания. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного, ведь все мы, сами порою того не осознавая, находимся под их влиянием. Хотя, конечно же, много зависит еще и от места жительства каждого конкретно взятого человека. Например, в средней полосе нашего государства достаточно редко бывают засухи и сильные ветра, а вот для Дальнего Востока характерны паводки и наводнения.

Согласитесь, хотя неблагоприятные климатические явления в России случаются намного реже, чем, скажем, в Соединенных Штатах или, к примеру, в Балканских странах, наши планы на день все равно могут быть испорчены ливнями, обильными снегопадами или страшной жарой. И это только несколько из всех возможных вариантов.

Данная статья направлена на то, чтобы как можно глубже познакомить читателя с такой важной темой, как неблагоприятные климатические явления. В шести разделах будет подана вся необходимая теоретическая информация, а глобальность проблемы раскроется на основе наиболее характерных примеров.

Общая информация

Под природными условиями принято понимать геологические особенности, фрагменты рельефа, ландшафтную зональность и климат отдельно взятой местности. В принципе все они не вовлекаются в производство непосредственно, но тем не менее в значительной степени предопределяют организацию как жизни, так и хозяйственной деятельности населения.

Конечно же, самое сильное влияние оказывают они на сельское хозяйство, т.к. его эффективность и специализация напрямую зависят от водного режима территории, ее климата и степени плодородности почв.

Жизнь людей также попадает под воздействие природных условий, т.е. от них, конечно же, зависит потребность в том или ином виде жилья, режиме питания и одежде человека.

Приняв во внимание всю приведенную выше информацию, можно сделать вывод о том, что такого рода условия главным образом и определяют как социальную, так и экономическую целесообразность строительства тех или иных населенных пунктов, транспортных путей и промышленных предприятий. Кроме этого, с уверенностью можно утверждать, что неблагоприятные климатические явления обуславливают разработку минеральных ресурсов.

Зависимость человека от климата


В целом, климатические условия нашего государства даже при всей их суровости не являются каким-то непреодолимым препятствием как для ведения успешной хозяйственной деятельности, так и непосредственно для жизни. Нельзя не отметить, что значительная часть населения России все же проживает в регионах с континентальным и умеренно-континентальным климатом.

В чем же выражается суровость климата? По мнению ученых, в первую очередь она заключается в и ветрах, а также в продолжительных ночах в холодное время года.

Кстати, не стоит забывать еще и о наступлении длинной полярной ночи на севере и северо-востоке государства. Отметим, что в данной местности климат считается достаточно суровым, тем не менее люди все равно продолжают активно осваивать эти регионы.

На сегодняшний день правительство делает все возможное, чтобы увеличить в регионах, для которых характерны неблагоприятные климатические явления на именно поэтому труд здесь оплачивается намного выше, чем в среднем по стране.

Климат России


Россия - это на самом деле огромная страна, расположенная сразу в нескольких зонах, поэтому и климат ее достаточно неоднороден, и рассказать о нем, используя всего несколько предложений, вряд ли получится.

Для наглядности была составлена специальная таблица "Неблагоприятные климатические явления", показывающая, чего именно следует опасаться человеку, очутившемуся в том или ином уголке нашей необъятной родины.

Мы постарались затронуть каждый климатический пояс государства.

Название климатического пояса

Неблагоприятные климатические явления в России

Где встречаются особенно часто

Умеренный

Низкий температурный режим в зимний период, обильные осадки в виде дождя и снега, засуха, паводки

Большая часть территории страны

Арктический и субарктический

Обильные снегопады, низкие температуры

Острова, относящиеся к Северо-Ледовитому океану и материковые районы, расположенные на Крайнем Севере

Субтропический

Высокие температуры, засуха, суховеи, сильные ветра

Черноморское побережье Кавказа

Засухи и суховеи в России


Эти явления природы недаром относят к разряду самых опасных в нашей стране. Все дело в том, что, как правило, они наносят значительный урон садоводству и плодоводству, причем это касается как частных хозяйств, так и масштабов всего государства.

В большинстве случаев засуха наступает внезапно, и подготовиться к ней заранее практически нереально.

На территории России она может возникнуть в любое время года, кроме, пожалуй, зимы. Самым губительным считается сезон без дождя весной, сразу после схода снега, знойным летом или зимой до наступления первых заморозков.

Затяжной период без осадков и низкой влажностью чреват сильнейшим пересыханием почвы, мелких озер и даже неглубоких рек. Чаще всего засуха, повторяющаяся два, а то и три года подряд, наносит огромный вред сельскому хозяйству региона.

Град и сильные ливни


Если рассказывать про неблагоприятные климатические явления в Омске, в Москве или, скажем, в Саратове, нельзя не упомянуть такие сугубо летние, как ливни и град.

Кстати, по мнению метеорологов, наиболее губительным для считается град, который выпадает во время грозы с 12 до 17 часов. В целом, центр нечерноземной зоны относится к полосе, считающейся наиболее подверженной воздействию данного Например, в Московской области в течение года в среднем град может выпасть от 2 до 4 раз.

Размеры градин прямо пропорциональны количеству наносимого ущерба. Как правило, такая ледяная горошина имеет не больше 3-5 мм в диаметре, но встречаются и более крупные экземпляры до 10 см. Вес отдельного ледяного кусочка составляет порядка нескольких граммов, но встречались экземлпяры и весом до 0,5 кг.

Прежде всего, град очень опасен для плодово-ягодных растений: он сбивает распустившиеся цветки, свежие молодые листья и плоды, а иногда даже непоправимо надламывает стебли малины, смородины, ежевики и других кустарников.

Как правило, самым опасным считается град, выпадающий во время цветения растений. Это может частично или полностью погубить урожай. В результате деревья в садах стоят полностью голые - не только без плодов, но и практически полностью без листвы. Такое ощущение, что в одно мгновение ты переносишься из весны в позднюю осень, когда земля под ногами практически сплошь покрывается ягодами и опавшими плодами.

Кстати, нельзя не отметить, что нанесенные градом повреждения на деревьях (как на стволах, так и на ветках) очень трудно залечиваются. Такие растения впоследствии легко повреждаются различного рода вредителями и болезнями.

Прогнозы на будущее

Существует довольно стойкое убеждение, что если какие-либо неблагоприятные климатические явления и ожидают Землю в ближайшее время, так это значительное повышение среднегодовой температуры воздуха и глобальное потепление.

Российские ученые решили проверить эту закономерность на базе нашей страны и пришли к удивительному заключению. Оказывается, наблюдается странная закономерность: россияне чаще страдают от холодов, вьюги, пронизывающих ветров и заморозков, чем от изнуряющей жары. Видимо, все дело в северном местонахождении государства.

Например, в 2013 году наблюдалось 23 особо морозных дня, 37 заморозков и 35 случаев сильнейших метелей. Но ко всему этому как сами россияне, так и вся необходимая техника были полностью готовы, поэтому коллапса не произошло ни в социальной, ни в транспортной сферах.

А вот жарких дней было всего 12, да и то преимущественно в южной части государства. Сильные осадки досаждали россиянам 95 раз, опасные штормовые ветра - 75. Нельзя не отметить, что такого рода тенденция наблюдается уже на протяжении нескольких лет.

Кстати, заметим, что сильные метели и затяжные снегопады в большинстве случаев сопровождаются более высокими температурами, чем обычная ясная погода. А вот ветер, в свою очередь, может усиливать ощущение холода. Именно поэтому метель вполне может восприниматься как особо холодное явление. В качестве примера можно привести Чукотку. Тут местные жители считают метель одним из самых неприятных проявлений глобального изменения климата. Все дело в том, что данный вид осадков может длиться несколько дней, а то и недель, практически полностью лишая человека возможности передвигаться.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III . Практическая работа

IV . Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?







Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека





Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности –

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Приведите примеры природных условий . (климат, рельеф, заболоченность и др.)

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

- Приведите примеры природных ресурсов. (лесные, водные, минеральные и т.д.)

- Что мы еще знаем о природных ресурсах? (они бывают исчерпаемые и неисчерпаемые; исчерпаемые- возобновимые и невозобновимые)

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником. § 46 стр 263

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа» часть 2

Рефлексия:

На столах у вас лежат зеленые листочки с фразами, вам необходимо завершить их, приклеивая листочек на дерево, и таким образом мы озеленим наше дерево, которое будет оказывать на нас только благоприятное воздействие.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

  1. я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Д/з -§ 46

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю вам дома выполнить задания и заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

    Рельеф

    Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

    Жилища

    Одежда

    Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 ряд - таежники

2 ряд - степняки

3 ряд - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III. Практическая работа

IV. Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности –

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником.

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ –я попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа»

Рефлексия:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода Рельеф Ландшафты и состав почв Растительный и животный мир Характер внутренних вод Природные зоны Природные ресурсы Природные явления
    Жилища Одежда Продукты питания Электроэнергия Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.) Здравоохранение Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 группа - таежники

2 группа - степняки

3 группа - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!

Конспект урока по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

8 класс.

УМК: «География: Природа России. 8 кл.

Конспект урока по географии: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

Конспект предназначен для 8 класса. Это первый урок в разделе №3: «Человек и природа».

Цель урока: Сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

Обучающая:

Формировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;

Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами.

- предметные : анализировать и объяснять сущность географических процессов.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение слушать, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 28

Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл.

Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», рабочая тетрадь, учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.

Методы обучения: Проблемный, частично поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: Биология, экология.

Ход урока:

    Актуализация знаний:

В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?

С чем это связано? (работа с атласами) (юг страны(курортные зоны)). (Слайд 1)

Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России, Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока). (Слайд 2)

Какие районы нашей страны отличаются наименьшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:

Какие факторы влияют на характер размещения населения? (Природные условия, ресурсы:

- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление

- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;

- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

- Красота окружающих пейзажей и т.д.) (Слайд 3)

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.

Природные ресурсы- компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. (Слайд 4)

Связь между природными условиями и характером размещения населения очевидна.

Существует специальная отрасль географии – медицинская география

Сформулируйте тему урока, задачи, которые нам предстоит решить. (Слайд 5,6)

Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

    Открытие нового знания:

Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте:

(Благоприятные - оказывают положительное воздействие на организм человека.

Неблагоприятные- оказывают отрицательное воздействие на организм человека).

Посмотрите на карту – стр.259 учебника и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где- с неблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами?

(Слайд №7) - Карта подробная

На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.

Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Ведь часто экстремальные условия опасны для жизни и здоровья?(там находятся богатые природные ресурсы).

- А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался в изменившимся условиям?(Адапта́ция- процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В среднем 6 месяцев) (Слайд 8)

Жители пустыни и тундры живут в юртах и чумах, их жилища имеют каркас, на который накидывается и укрепляется покрытие - в пустыне войлок, на севере – шкуры. Почему их жилища имеют такой вид? (Жители пустыни и тундры - кочевники. Поскольку растительный покров тундры очень медленно восстанавливается, а растительность пустыни разреженная и пастбища должны занимать огромные площади, поэтому жилище должно легко разбираться и собираться. Шкуры на севере наиболее оптимальны при использовании в сооружении чума, т. к. они защищают от сильных холодных ветров. Войлок же хорошо защищает от жары, т. к. в нем много воздуха, а воздух плохой проводник тепла). Это пример приспособленности (небиологическая адаптация(социальная)). (Слайд 9)

Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность ? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).

Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).

Приведите примеры? (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)

В каких районах России и почему они происходят?

Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.262-263)

    Учебные действия по реализации плана :

А теперь выполним практическую работу: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.264.

Территория

Где распо-

Климатические условия

Как осваивается

t лета,зимы

С комфортными условиями

С дискомфортными условиями

    Выражение решения применение нового знания:

(Вывод: на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.). (Слайд 10)

    Стадия осмысления:

Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 11) А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и ты в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).

    Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 12)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №13)

    Подведение итогов урока (Самооценка, взаимооценка). (Слайд №14)

1



  • Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека.

  • Экологически благоприятная обстановка для жизни людей.

  • Наличие разнообразных природных ресурсов для развития современных отраслей хозяйства.





  • 80% запасов углей России хранит Восточная Сибирь.

  • Главные угольные бассейны:

  • Тунгусский,

  • Ленский,

  • Южно-Якутский,

  • Канско - Ачинский



  • Восточная Сибирь имеет значительные запасы железных руд.

  • Месторождения:

  • Коршуновское,

  • Абаканское,

  • Ангаро – Питское.



Город Норильск – самый северный город мира

  • Город Норильск – самый северный город мира , построен за северным полярным кругом благодаря крупным месторождениям медных, никелевых руд и угля. В Норильске работает крупный медно – никелевый комбинат.



золото и старатели

  • В Забайкалье давно намывают золото. Еще знаменитый В.А. Обручев обнаружил здесь золотоносные жилы. Намывают золото и старатели , имея примитивные приспособления – лопаты, лотки; и специальные машины – драги.

  • Месторождения:

  • Бодайбинское (Якутия),

  • Минусинская котловина ,

  • Забайкалье.



  • Знаменита Восточная Сибирь крупными месторождениями Якутских алмазов.

  • Центр алмазодобычи – город Мирный.



  • Могучие реки Создают возможности для строительства ГЭС. Многоводные Енисей, Лена, Вилюй, Селенга, Олекма, Ангара удобны для строительства ГЭС и получения дешевой электроэнергии.

  • Реки – это транспортные пути, соединяющие внутренние районы региона с Северным морским путем и Транссибирской железнодорожной магистралью.



прозрачности

  • 20% пресных вод Земли находится в озере Байкал. Вода по качеству (чистоте, прозрачности , химическому составу) не имеет аналогов в мире.



  • Большая часть Восточной Сибири занята тайгой из лиственницы.

  • На западе Восточной Сибири , кедр, пихта.





  • На юге региона осваиваются почвенные ресурсы. Особенно плодородны почвы в котловинах и районах лесостепи и степи в предгорьях Алтая.



В Восточной Сибири есть замечательные места отдыха и лечения. С каждым годом растет число людей , приезжающих познакомиться с красивейшими уголками Восточной Сибири.