В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Конспект урока на тему «Морфологическая норма. Употребление форм существительных. Порядок выполнения задания

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План


  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.

  2. Заполните клетки кроссворда:
По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.


  1. Рассказать о категории рода имени существительного:
а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.


  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.
Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.
МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.
Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:
Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. \ а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. \ а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. \ а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. \ а) вручил, б) вручила.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. \ а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. \ а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. \ а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. \ а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):


От 5 до 20 и 30

От 50 до 80

От 500 до 900

200

300

400

40

90

100

И.п.

пять

Р.п.

пяти

Д.п.

пяти

В.п.

пять

Т.п.

пятью

П.п.

(о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План


  1. Что такое стиль языка?

  2. Что имеется под стилистической окраской?

  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.

  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.

  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.

  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.

  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.
Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.
Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?
Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?
Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.

  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.

  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.

  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.

  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.

  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.

  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.

  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.

  5. Подберите фрагменты научных текстов.

  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.

  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.

  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.
Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия - (лат. recensio - рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

В нашей маленькой семье уже несколько лет существует приятная летняя традиция: каждый год мы обязательно отправляемся в Белградский зоопарк. Это без преувеличения одно из самых интересных и красивых мест сербской столицы. Ну а нам, любителям животных и немного сумасшедшим родителям, доставляет истинное удовольствие прогуливаться между всеми этими свободными вольерами и ухоженными клумбами, подмечая, как выросла за прошедшие месяцы наша Тияна.
2011 2012

2013

Свои гостеприимные двери Белградский зоопарк распахнул на Петровдан, 12 июля 1936 года, то есть ровно семьдесят семь лет назад. За это следует сказать отдельное спасибо мэру города, промышленнику Владе Иличу. К началу Второй Мировой войны территория зоопарка увеличилась с трёх с половиной до четырнадцати гектаров, а коллекция представленных здесь животных постоянно пополнялась. Но две разрушительные авиабомбардировки сербской столицы в 1941 и 1944 годах практически погубили начинание знаменитого сербского промышленника. В 1941 году, например, был не только уничтожен почти весь животный фонд, но и погибли десятки жителей Белграда, которые, полагая, что зоопарк не станет мишенью бомбардировщиков, пытались укрыться на его территории. О том страшном дне, возможно, многое бы мог рассказать аллигатор Муя, который вместе с бегемотом Буцей (Толстяком) тогда чудом остался в живых. Но, в отличие от упитанного "товарища по счастью", Муя до сих пор нежится на солнышке в своём бассейне и официально считается самым старым из живущих на свете американских аллигаторов.

С 1 мая 1986 г. Белградским зоопарком заведует знаменитый скульптор Вук Бойович. За это время «Зоолошки врт града Београда» получил статус Большого Супер бренда Сербии, а сам "госпОдин директор" написал несколько книг под общим названием "Зоопарковые истории". Читать их - дело такое же увлекательное, как и любой день в этом интересном месте, где порой рождаются настоящие легенды.
Одна из них - о знаменитом шимпанзе Сами, прибывшем в зоопарк 12 января 1988 года. Его новые «квартиры» никак не отвечали требованиям сильного и любопытного «мужьяка», поэтому совершенно не удивительно, что Сами быстро решил «и свет посмотреть, и себя показать». Благодаря двум побегам из "врта" он стал настоящей мировой знаменитостью. Британская ВВС назвала Сами первым организатором столичных митингов, потому что на освободившегося «узника клетки» собирались посмотреть тысячи людей. 21 февраля 1988 года Сами удалось добраться аж до кинотеатра «Балкан», где началась настоящая паника. Согласитесь, испуганный шимпанзе, мчащийся по улице с боевыми воплями, - не самая приятная встреча во время вечернего моциона. Сами немедленно получил почётный эскорт из десятка полицейских машин, которые следовали по заданному им маршруту до Студенческой площади, где Вук Бойкович, наконец, смог успокоить животное и, взяв подопечного за мохнатую руку, сказал: «Давай, Сами, идём домой». После чего... посадил его в свой автомобиль и отвёз в зоопарк. Но через пару дней, 23 февраля, Сами опять потянуло пройтись по Белграду. На этот раз он прогулялся до улицы царя Душана, раскачав по пути парочку трамваев - незабываемый аттракцион для пассажиров. Во двор, где шимпанзе устроился на крыше гаража, пришло около четырёх тысяч человек. Многие держали плакаты: «Сами, ты прав!», «Держись, Сами!», «Сами, не слезай!». Никогда прежде Дорчол не видел такого количества фоторепортёров и журналистов, а радио каждые пять минут передавало свежую информацию о новой белградской «звезде». В итоге пришлось посылать в зоопарк Осиека за специальным ружьём и усыплять безобразника, а потом несколько дней лечить его от простуды.

(фотографии с официального сайта белградского зоопарка)

Умер Сами 11 сентября 1992 года. Печальную новость сообщили все сербские СМИ. «Любимого белградского диссидента» и «идола детей» похоронили рядом с новым обезьянником, а рядом поставили памятник, который знает, пожалуй, каждый житель столицы, и не только.

И ещё один памятник всегда привлекает внимание посетителей - керуша Габи. Появилась она в зоопарке уже в возрасте восьми лет и вместе с другим псом «в сопровождении охранника» патрулировала город зверей ночью. В одно из Габиных дежурств из клетки сбежала молодая самка ягуара, которая успела дойти до административного здания. Габи, учуяв её запах бросилась на поиски, в то время как мохнатый «коллега» потрусил совершенно в другом направлении. Охранник обнаружил пропажу гораздо позже и тут же вызвал полицию. К сожалению, ягуариху пришлось застрелить - шансов вернуть её в клетку практически не было. Габи же нашли израненной недалеко от «квартиры» беглянки. Работники зоопарка потом установили, что именно овчарка предотвратила бегство дикого животного через стену и тем самым, возможно, спасла чью-то жизнь. Специалисты Ветеринарного факультета Белградского университета помогли отважной собаке и вернули её в зоопарк. Поправлялась она очень долго - раны были слишком тяжелы, а сама овчарка потеряла много крови. В память о её подвиге сотрудники зоопарка поставили Габике памятник, ещё когда та была жива и продолжала нести службу ночного сторожа. На постаменте надпись: «Керуша Габи. Её сердце было сильнее ягуара».

(Габика рядом со своим памятником и административное здание, рядом с которым отважная овчарка сразилась с ягуаром, фотографии с официального сайта белградского зоопарка)


Ну, а вчерашний день выдался таким жарким, что большинство обитатели города зверей предпочитало относиться ко времени философски.



"На посту", пожалуй, были исключительно сурикаты, танцующий под популярное "Если счастлив ты" бывший цирковой слон, общительные шимпанзе и вездесущие козочки-попрошайки.


Большая часть мохнатых и не очень обитателей всеми силами старалась оберегать приватную сторону своей непростой жизни, время от времени ненадолго высовывая из укрытий носы и уши.


И только сгорающий от страсти кенгуру полностью утратил контроль над собой.

Пока Тияна с радостным визгом носилась между вольерами, я созерцала окружающую действительность. Вчера она была на редкость симпатична - столько милых мам вывели своих празднично одетых чадушек на встречу с природой.

Текстильное оформление окна - настолько сложный вопрос, что даже не знаешь, как к нему подступиться. Надо выбрать цвет, рисунок, ткань, придумать фасон, купить нужное количество метров, отдать на пошив, повесить… Да еще и умудриться не потратить на всё это целое состояние.

Главное определись с цветом ткани и фактурой.

Тебе понадобятся

ткань
нитки
булавки
карандаш или мел
рулетка или измерительная лента
лента-тесьма
ножницы
бусины, кружево и другие элементы декора по желанию

Ход работы

Самое главное - сделать правильные замеры окна. Далее определись с длиной и фасоном штор. Учти тот факт, что штора крепится на карнизе над окном, поэтому приплюсуй еще 20-25 сантиметров. Также они занимают еще часть стены по бокам. Поэтому по ширине нужно с каждой стороны добавить еще минимум по 25 сантиметров. Ну конечно же, не забудь добавить по 2-3 сантиметра с каждой стороны для обработки края. Это замеры для прямой шторы, если есть драпировка,то нужно брать во внимание и этот факт.

Теперь приступай к выкройке. Для пошива простой шторы можешь чертить мелком сразу на изнаночной стороне ткани. Ровно отрежь необходимую ее часть и проутюжь.

С каждого бокового края занавески загни ткань на изнаночную сторону 2 раза, сначала на 1 см, затем на 2 см. Отутюжь и прострочи на машинке вплотную к внутренней линии сгиба.

Отрежь кусок тесьмы, равной ширине занавески + припуск 2,5 сантиметра с каждого края. С изнаночной стороны расположи тесьму по центру вдоль верхнего края занавески и приколи ее булавками, отступив от линии сгиба 1 сантиметр. Затем приколи булавками нижний край тесьмы. Натяни концы шнуров с лицевой стороны тесьмы и не завязывай. Подверни тесьму внутрь на 2,5 сантиметра. Во избежание образования складок выполняй швы по верхнему и нижнему краю тесьмы в одном направлении. Затем прошей ее с боков, не затрагивая свободные концы шнуров с лицевой стороны.

Вместо тесьмы можешь пришить петли. так даже более интересно и стильно.

Используй разные элементы для декора: пуговицы, бусины, ремни, цветки…

Также предлагаем твоему вниманию несколько интересных образцов. Тебе нужно только подставить свои замеры.

Несколько идей для вдохновения

Хорошо подойдет для дачи.

Интересный вариант для кухни.

Не спеши выбрасывать старые шторы. Их можно укоротить, тем самым подарить комнате совсем другой вид.

Необычное решение.

Хороший вариант для гостиной.

Идеальное сочетание.

Так свежо!

Очень богато смотрится.

Простые прямые шторы, но гармоничное сочетание цвета сразу сделало помещение более стильным и уютным.

Красивый ламбрекен на кухню

Для того,чтобы пошить этот ламбрекен (здесь длина карниза 1,8м),нам нужно:вуаль двух цветов,косая бейка и люверсы-11штук.

Шаг 1: (я буду показывать пошаговое изготовление ламбрекена на бумаге-надеюсь,что всё будет для вас понятно)И так:Берём вуаль (цвета на ваш выбор) таких размеров и обрабатываем обе заготовки косой бейкой.

Шаг 2:Накладываем вуаль (цв.А) лицевой стороной наверх на лицевую сторону вуали (цв.Б) и сшиваем обе детали по верхнему краю.

Шаг 3:После того,как закрепили обе детали нашего ламбрекена по верхнему краю,обрабатываем верхний край оверлоком или зигзагом.Загибаем 5 см.верхнего края на изнаночную сторону и прокладываем машинную строчку.(Это вид с изнаночной стороны).

Шаг 4:Поворачиваем наш ламбрекен лицевой стороной наверх.Утюжим и делаем разметки для установки люверсов.От верхнего края отступаем вниз 1 см.Находим центр и обводим внутреннюю сторону люверсы.Затем устанавливаем люверсы влево и вправо от центральной.Расстояние между центрами люверсов 40 см. Как правильно установить люверсы,надеюсь вы знаете.(Для тех,кто это будет делать впервые,я советую посмотреть мастер-класс по установке люверсов на этом же сайте)После того,как все люверсы установлены,берём косую бейку,сворачиваем пополам и сшиваем.Из неё мы будем делать завязки,которыми будем крепить наш ламбрекен на карниз.Сколько метров вам её нужно,вы определите сами.Разрезаем сшитую косую бейку на равные части -всего нужно 11 шт.(по длине которую вы сами определите)Концы нужно слегка опалить,чтобы не осыпались.Теперь каждый отрезок косой бейки нужно поместить в люверсу и завязать свободной петлёй на круглом карнизе.И так все люверсы,делая петли одинаковыми по размеру.Затем поправляете руками наш ламбрекен, выдерживая одинаковое расстояние между петлями.Вот и всё!!!Желаю всем успехов.

Много лет тому назад на юге Франции в маленьком провинциальном городке Тюль мастера швейного дела создали уникальную ткань, которую назвали в честь города. Современная гостиная или спальня просто немыслимы без изящной гардины, в качестве материала для которой служит воздушный тюль.
Тюль в интерьере

Первым делом необходимо определиться с тем, какой вид тюля тебе необходим. Существует огромное множество видов этой ткани, однако выделяют основные типы: органзу, вуаль, сетку и кисею. Натуральный тюль прослужит тебе верой и правдой много лет, однако полотно будет мяться и терять цвет от воздействия ярких солнечных лучей.

Поэтому лучше приобрести тюль, изготовленный из полиэфирной ткани. Он позволяет сделать занавески более устойчивыми к выгоранию, а также поспособствует тому, чтобы после стирки материал не терял своей первоначальной формы. Очень важной характеристикой тюля является его пропускная способность.

Например, сетка не препятствует свободному прохождению сквозь неё воздушных потоков,но является накопителем частичек пыли. Следовательно, нуждается в частой стирке. Органза же,наоборот, плохо пропускает воздух, но при этом практически не собирает на своей поверхности пыль.
Как красиво повесить тюль

Не думай, что на маленьком окне нужно повесить узкую короткую тюль. Наоборот, если украсить его с двух сторон достаточно объемными занавесками из этого материала, то окно заиграет по-новому.

Если стены в печальном состоянии, не обязательно делать ремонт. Используй тюль разных цветов и фактур, получается очень оригинально.

Пошила шторы на кухню, и теперь меня не остановить… Простая деталь преображает весь дом!
Также можно наклеить на стены полоски тюля. Очень красиво выглядит.

Если на одной стене несколько окон, не вешай на каждый отдельную занавеску. Это очень упрощает и удешевляет. Лучше подвесить широкую тюль на всю стену.

Если же наоборот, ты счастливый обладатель окна на всю стену, то укрась его раздельным тюлем. Это практичней и тоже придает определенную изюминку.

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле. Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый. Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали восхищение.Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.У меня остался последний лист бумаги.

5. Контрольные вопросы :

1.Нормы словоупотребления.

2.Употребление паронимов, синонимов, омонимов, многозначных слов.

3.Неологизмы, устаревшие слова, диалектизмы и жаргонизмы.

4.Фразеологические обороты. Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов.

5.Речевая избыточность: плеоназм, тавтология.

6. Отчет:

7. 8) Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема « Особенности русской морфологической нормы».

1. Цель занятия :вырабатывать умение находить и исправлять нарушение морфологических норм.

3.Практическая часть:

1. Задание. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

e) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к) Окно было закрыто красивымжалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

2 . Задание. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

а) На этих соревнованиях он был самым сильнейшим.

б) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

в) Эта книга более интереснее, чем та.

г) Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни.

д) Эта блузка более красивее и оригинальна, чем все остальные.

e) Этот путь более ближе, чем тот.

ё) Вчера я посмотрел более интереснейший фильм.

ж) На уроках я стал более внимательнее.

з) Эти книги увлекательны и интересные.

3 . Задание. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ё) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж) Мы отметили (800-летие) Москвы.

з) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и) Вас ждут в (320 комната).

4 . Задание .

в) Я так за тобой соскучился.

5 . Задание . Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) Отец позвал к себе его сына.

в) Я так за тобой соскучился.

г) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

д) Ихняя команда заняла первое место.

е) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

6. Задание . Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более луч­ше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) Это платье гораздо красивше того.

е) Мы сходили туда зазря.

ё) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7. Задание . Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации побе­дителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

4. Порядок выполнения задания:

5. Контрольные вопросы :

1.Тенденции развития морфологических норм. 2.Употребление существительных, имеющих колебания в роде, числе и падеже.

3.Склонение иностранных фамилий и имен. 4. Морфологические нормы имён прилагательных.

5. Морфологические нормы имён числительных.

6.Морфологические нормы наречий.

7.Морфологические нормы глаголов.

6. Отчет:

7. Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема «Морфологические нормы и морфологические речевые ошибки.

1. Цель занятия :проверить умение видеть нарушение морфологической нормы в образовании слов и исправлять речевые ошибки в предложенных текстах.

2. Краткие теоретические сведения:

    Практическая часть.

1. Задание. Выберите и запишите правильный вариант.

1) трое юношей, три девушки, трое студенток;

2) 22 ножниц; 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц;

3) Мы купили стол с (три, тремя) стульями.

4) В цех приняли (двое, двух) новых работников.

2. Задание . Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

3) В институт я не пошла, так как была заболевши.

4)Я никогда не убежу тебя в этом.

3. Задание. Составьте словосочетания « существительное + прилагательное.

Кольраби, салями, пенальти, авеню, бюро, желе, пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль, кофе, шампунь, мозоль,Онтарио, кенгуру.

4. Задание. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

1.Он шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки ожидания он произвёл благоприятное впечатление.

5 . Задание. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужном падеже.

1.Для (улучшение)качества строительства важное значение имеет широкоераспространение(научные достижения и передовой технический опыт)

2. Особое внимание в журналах уделяется (материалы), в которых рассказывается о достижениях науки и практики в деле улучшения качества строительства.

3 Особый интерес для специалистов представляют материалы, которые рассказывают

(строительство жилых и гражданских зданий.)

6 . Задание. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.

2.Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

3. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов.

До того, как я стал работать в Риядском зоопарке (Объединенные Арабские Эмираты), общаться с шимпанзе мне почти не доводилось. Московский зоопарк в конце 1970–1980-х гг. содержал из человекообразных только орангутанов и горилл, а для шимпанзе, как более обычного вида приматов, ни в старом, ни в новом обезьяннике не было места.

Я видел небольшие группы шимпанзе только в других зоопарках нашей страны и в Европе. Запомнился взрослый самец из Ленинградского зоопарка, которого содержали в небольшом помещении вместе с двумя самками. Он иногда приходил в ярость, бурно реагируя на присутствие рядом с его «апартаментами» какого-нибудь незнакомого мужчины. Выражалось это в истерических воплях и «крушении» подручными средствами (миской или палкой, а порой и рукой) решеток и полки в его клетке. Бедные самки при таком взрыве эмоций главы их семейства в ужасе замирали. Подобным образом вели себя и другие самцы, что видимо и останавливало сотрудников Московского зоопарка, которым более импонировали спокойные орангутаны и мрачные гориллы.

Однако в довоенные и послевоенные годы в Московском зоопарке содержали шимпанзе. Так самец по кличке Парис родился в 1931 г., пережил военные годы и умер в возрасте 32 лет. А это по меркам шимпанзе – глубокая старость. В свои молодые годы он был опасен, и в клетку к нему никто не заходил. Этого самца часто вспоминают в публикациях о Московском зоопарке, поскольку за ним наблюдала известный зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Сообразительность Париса была просто удивительной. В свое время его приучили подавать руку для инъекций лекарственных препаратов. И вот, когда Парис стал старым и немощным и после перенесенного инсульта с трудом передвигался по клетке, каждый раз, увидев ветеринарного врача в халате, он подползал к решетке и протягивал руку, прося о помощи.

Вместе с ним обитали несколько самок. Одна из них, Красавица, родилась в 1946 г., а в 1949 г. появилась в Московском зоопарке. В молодости, до 8-летнего возраста, она подпускала к себе людей, но затем начала представлять опасность, и к ней в клетку тоже перестали заходить, продолжая общаться через решетку.

В те трудные для страны послевоенные годы люди во многом себе отказывали, но дневной рацион обезьян был очень разнообразен.

Хлеб белый – 500 г.
Картофель вареный и овощи – 1,5 кг.
Сухари – 50 г.
Каша – 300 г.
Орехи и подсолнечник – 50 г.
Фрукты – 800 г.
Капуста – 500 г.
Лук – 150 г.
Масло сливочное – 350 г.
Сахар – 150 г.
Молоко – 1,5 л.

Соль, дрожжи, яйца, свежие овощи, ягоды, фрукты – периодически.
Летом трава и, особенно, одуванчики, которые шимпанзе особенно любят.

В Риядском зоопарке на первых порах я так же недоверчиво относился к шимпанзе, но со временем проникся глубокой симпатией и интересом к этому виду. Надо заметить, что шимпанзе – генетически самый близкий к человеку примат. Различают два вида шимпанзе – обыкновенный (Pan troglodytes ) и карликовый (Pan paniscus ), или «бонобо». Исследования генетиков показали, что у человека и шимпанзе около 99% идентичных генов, и лишь 1% генов выделяет человека из группы человекообразных обезьян. Этот факт позволил современным систематикам отнести шимпанзе и человека к одному и тому же подсемейству Hominidae . Как оказалось, бонобо – самый близкий наш родственник из царства животных. Генетически он ближе к предковым формам шимпанзе и человека.

В природе шимпанзе всеядны и употребляют как корма животного происхождения, так и растения в виде молодых побегов, листьев, семян, плодов и цветов. В отличие от своих ближайших родственников – горилл, которые слывут заядлыми вегетарианцами, шимпанзе не прочь поохотиться на более слабых, чем они, животных. Их жертвами становятся не только птенцы, ящерицы, грызуны, но и мелкие копытные, такие как дукеры и дик-дики, телята газелей, а также мартышки, колобусы, и даже детеныши шимпанзе из других семейных групп. Правда, каннибализм присущ только некоторым самцам. Они сообща организовывают облавные охоты на мартышек и других животных.

В неволе шимпанзе быстро перенимают у людей вредные привычки. Такие истинно «человеческие» пороки, как курение и пьянство, для них не редкость. В Ялтинском зоопарке, например, и сейчас живет самец шимпанзе, которого директор и владелец зоопарка О.А. Зубков, приобретя с рук, с трудом отучил от пьянства. Теперь лишь иногда они выпивают вдвоем по бутылочке пива, сидя рядом за столом внутри вольеры. О некогда любимой водке этому представителю приматов пришлось забыть навсегда, хотя далось это директору нелегко.

Шимпанзе ходят, опираясь не на всю ступню, а на ее наружный край, а также на тыльную сторону рук. Элементы ходьбы можно наблюдать и в зоопарке, особенно там, где есть крупные вольеры. В этом смысле Риядский зоопарк выгодно отличается от многих других. К моменту моего приезда там содержалось 11 особей этого вида.

В «шимпанзятнике», включающем четыре внутренние клетки и большую наружную вольеру, отгороженную от посетителей рвом с водой, жило две группы по три шимпанзе. В каждой – один самец и две самки. Помимо этих шимпанзе, которые были вполне взрослыми, а двое – даже преклонного возраста, имелось еще пять совсем молодых животных – три самца и две самки 5–6 лет от роду. Они содержались отдельно, в большой сетчатой вольере. Буквально на глазах они взрослели, становились сильными и неоднократно пробовали на прочность свою вольеру. Заделывая в очередной раз дыру или заваривая металлическую конструкцию, техники предупреждали, что в конце концов шимпанзята все-таки выберутся из вольеры наружу. Этого никак нельзя было допустить, и мы решили перевести животных на территорию «шимпанзятника», где содержались взрослые обезьяны. Там с техникой безопасности было проще.

Перед нами стояла задача объединения шимпанзе в две группы, которые можно было бы выпускать по очереди в открытую вольеру. Это позволило бы посетителям наблюдать разных животных в разные дни посещения зоопарка, а самим обезьянам дало бы возможность регулярно совершать моцион на свежем воздухе под лучами солнца, что немаловажно для здоровья. Я надеялся, что в дальнейшем шимпанзе станут нормально размножаться.

Но как начать соединение животных? Не повлечет ли оно нежелательного травматизма или, хуже того, убийства одних животных другими? Да, риск был. Поэтому я решил посоветоваться с заведующей отделом приматов Московского зоопарка Варварой Мешик. Ответ на мой факс не заставил себя ждать. Варя напомнила мне, что в природе бывают случаи, когда самцы убивают детенышей из других семей. В то же время она писала о терпимости шимпанзе друг к другу, и о том, что в зоопарках часто содержат группы, состоящие из нескольких взрослых самцов и самок. Оказывается, самцы шимпанзе более терпимы к особям своего пола, чем другие виды обезьян.

Опасаясь все же агрессивной реакции взрослых самцов друг на друга, мы решили начать с формирования группы из более молодого самца по кличке Бобой и четырех самок. Две из них уже составляли с ним многолетнюю семью. Я надеялся, что он заинтересуется новыми самками, если они появятся в его группе.

Другая группа состояла из самца по кличке Барок и самок Стелы и Джулии. Бароку и Стеле было по 20 лет, они уже имели серебристую (с сединой) шерсть и, несомненно, составляли семейную пару. Однако сексуального поведения у них я не наблюдал. Джулия, которой минуло 16 лет, отличалась очень густой черной шерстью и мощным телосложением. Она занимала в группе подчиненное положение.

Соединять шимпанзе мы решили постепенно. Начали с того, что рано утром, еще до выпуска животных в открытую вольеру, разложили там несколько пучков зеленых ветвей мелколистного фикуса. Предполагалось, что, отвлекшись на них, обезьяны будут не столь агрессивно реагировать на появление чужака. Для этой же цели в вольеру поместили некоторые корма. Далее цитирую свой дневник.

«В 8.15 утра выпустили группу шимпанзе, состоящую из 10-летнего самца Бобоя и самок Нэнси и Анны. Дали им несколько минут освоиться. В 8.20 выпустили к ним Джулию. Она по своей комплекции превосходит всех членов молодой группы. Выскочив из внутреннего помещения через подъемную дверцу-шибер, она пробежала на двух ногах по всему вольеру, как человек, взметнув по дороге рукой вверх ветки. Это была явная демонстрация силы. После чего Джулия забралась на самый верх конструкции из бревен, находившейся в центре вольеры, и стала озираться по сторонам. При ее появлении обе самки громко закричали, но Анна причитала и охала громче всех. Судя по состоянию гениталий (наружных половых органов), и Анна, и Джулия находятся в эструсе (состояние течки). Вероятно, Анна почувствовала в Джулии потенциальную соперницу. Джулия, увидев Нэнси, восседающую на крупных камнях, где был рассыпан корм, тут же прогнала ее и устроилась там сама. К ней вплотную приблизился Бобой, и они в упор несколько секунд смотрели друг на друга. После этого Бобой отошел в сторону. В 8.21 произошел первый дружеский контакт Джулии и Нэнси. Обе взаимно обнюхали гениталии, удостоверившись, что соперницами в данный момент не являются. Еще через минуту произошел положительный контакт Джулии с Бобоем, но Анна пока боится новенькую. Она уступила ей место на дереве, опасливо отойдя в сторону. Кричать, правда, прекратила. В 8.23 Бобой зашел во внутреннее помещение, Джулия с Нэнси последовали за ним и заглянули внутрь. Затем все расселись в 2–3-х метрах друг от друга на деревьях. Анна начала есть и успокоилась. Джулия заняла самую верхнюю точку на деревьях. Посидев с минуту, она спустилась на землю, где к кормам сошлись все три самки.

В тот день к 17–18 ч в зоопарке собралось много посетителей, которые кричали, улюлюкали, бросали шимпанзе пакеты с попкорном, пачки от сигарет и жевательных резинок, пластмассовые бутылки из-под пепси-колы и пластмассовые стаканы для воды. Поставленный рядом с вольерами обезьян охранник ничего не мог сделать, он лишь с важным видом подходил то к одной, то к другой группе людей, урезонивая их.

Спустя пять дней, за которые группа из четырех шимпанзе консолидировалась, мы продолжили соединение животных. Теперь на очереди была Стела. Привожу мой репортаж за первые два часа наблюдений.

«В 8.00 утра положили ветки акации в вольеру. Четверка обезьян хорошо реагирует на них, животные носят их по вольере, сгрызают кору, устраивают из ветвей гнезда. В 8.00 открыли дверцу-шибер и выпустили Стелу. Она, озираясь по сторонам и пугаясь, с криком пробежала по вольере. Обезьяны испытали кратковременный шок. Но уже через две минуты к Стеле подбежала Нэнси, и они обнялись. Еще через минуту произошел контакт с Джулией. Они узнали друг друга. Больше всех волнуется и кричит Анна. Далее произошло удивительное. Стела подставила зад Джулии, чем признала ее доминирование над собой в этой ситуации. А ведь раньше, в группе с Бароком, Стела доминировала, пользуясь покровительством самца. Здесь же нужно было рассчитывать только на свои силы. Бобой за прошедшие пять минут трижды обежал вольеру с криками и демонстрацией собственной силы. Он на бегу с размаху рукой бил в закрытую дверь шибера, за которой был другой самец – Барок. К новой самке Бобой отнесся спокойно. Между собой самки быстро нашли общий язык. В 8.11 Анна и Стела вместе зашли внутрь обезьянника. Вышли. А через минуту Стела позволила себе агрессивную выходку по отношению к Бобою. Подбежав незамеченная сзади, она стукнула его по спине. Он немедленно отпугнул ее, но не проявил дальнейшей агрессии. В течение полутора часов еще трижды Стела сама и вместе с Джулией нападали на Бобоя».

Самки скооперировались в память о прошлой их группе и подстрекаемые звуками, доносившимися из клетки Барока. Дважды они выгоняли Бобоя из внутреннего помещения, где были рассыпаны корма. Он, обиженный, усаживался в центре вольеры у бревенчатых конструкций, но сам не нападал на самок. Несколько раз его защищала Анна, нападая на Стелу.

Постепенно, позавтракав во внутреннем помещении, шимпанзе занялись своими делами. Стела строит гнездо из веток. В ее отсутствие гнездом занимается Анна. Стало жарко. Чтобы охладиться, я принес из киоска стакан с пепси-колой, закрытый крышкой, через которую продета трубочка. Успел отхлебнуть лишь глоток, когда мной заинтересовалась Джулия. Она протянула в мою сторону руку, выпрашивая вкусную воду. Пришлось бросить ей стакан через ров. Джулия мастерски его поймала, не пролив ни капли, и пошла в тень попить. К ней подошла Стела и стала заглядывать ей в лицо умоляющими глазами, но Джулия осталась равнодушной к немым просьбам подруги и допила пепси сама. Стела подошла ко рву и требовательно протянула руку к наблюдавшим за ней служителям. Те никак не среагировали на это. Тогда Стела постучала указательным пальцем себя по лбу, как будто взывая к разуму окружавших вольеру людей, и вновь протянула руку. Этому жесту ее, несомненно, обучил кто-то из людей. Кроме нее так же мог делать Барок. И этот жест, как правило, давал желаемый результат, – редко кто из посетителей мог устоять против неожиданного и вполне обоснованного требования угощений.

Позже агрессии между шимпанзе мы не наблюдали. В группе среди самок образовались иерархические отношения в следующем порядке (по убыванию): Джулия, Стела, Нэнси, Анна.

Продолжение следует