Ошо имя. Смерть Ошо в ашраме в Пуне. Связь секса и сверхсознания

Ошо Раджниш

Неоиндуистский проповедник. Призывал людей действовать в полном соответствии с их желаниями, что можно было воплотить во время разработанных им медитаций.

В 80-х годах XX века был объявлен персоной нон грата в десятках стран в связи с подозрениями в уголовном и антиобщественном характере деятельности его организации.

Раджниш жил в башне из слоновой кости, редко оставляя свою комнату, если не читал лекции, его жизненный опыт смягчил толпы поклонников преданных. Его изоляция стала еще более полной, когда он переехал из своей маленькой квартиры в Бомбее в крупное поместье в Пуне, Индия, в Как большинство людей, которых рассматривают как королей, Раджниш потерял связь с миром обычного человека. В своем искусственном и изолированном существовании Раджнеш сделал одну фундаментальную ошибку в суде, которая разрушила бы его учение.

Раджниш подсчитал, что большинство населения Земли находилось на таком низком уровне сознания, что они не могли понять и не терпеть истинные истины. Это было его падение и главная причина, по которой большинство историков будет помнить, как просто еще один фальшивый гуру. Учения Раджниша были полны преднамеренной лжи и непреднамеренной лжи, которые были рождены из его собственного невежества, доверчивости и индийской культуры.

«Пустота - путь к Истине. Пустота - это средство, цель и достижение». Так говорил Ошо Раджниш - один из самых скандальных религиозных деятелей прошлого века. Сложно сказать, достиг ли гуру этой цели. На вид жизнь его была, наоборот, очень насыщена, его ашрамы, гаражи и кошелек тоже не пустовали.

Раджниш (Чандра Мохан Джайн) родился 11 декабря 1931 г. в Кушадве, Мадья-Прадеш, Индия, в семье торговца тканями, исповедующего джайнизм. Первые семь лет своей жизни он провел со своими бабушкой и дедушкой, которые (как пишут официальные биографы) предоставили ему полную свободу действий. Бабушка Раджниша впоследствии объявила себя ученицей своего внука.

Его психическое присутствие, однако, было на 100% реальным и чрезвычайно мощным. У него были амбиции и желания, сексуальные и материальные, как и все остальные. У всех просвещенных людей есть желания. У всех просвещенных людей была общественная жизнь, о которой мы знаем, и у всех были тайные жизни. Подавляющее большинство просвещенных людей ничего не делают, кроме пользы для всего мира. Насколько мне известно, только раджниш стал преступником как в юридическом, так и в этическом смысле этого слова.

Раджниш никогда не терял конечной экзистенциальной истины бытия. Он только потерял обычное понятие истины, которое может понять любой нормальный взрослый. Он рационализировал свою постоянную ложь как «левша Тантра», но это тоже было нечестно. Раджниш солгал, чтобы спасти лицо, чтобы не брать на себя ответственность за свои собственные ошибки и получить личную силу. Эта ложь не имела никакого отношения к Тантре или к бескорыстным актам доброты. То, что реально в этом мире, является фактом, и Раджниш исказил факт на ежедневной основе.

В возрасте 21 года, 21 марта 1953 г. Раджниш якобы достиг просветления, высочайшей вершины человеческого сознания. Здесь, как он говорил, закончилась его внешняя биография и с этого времени он жил в состоянии единения с внутренними законами жизни. Внешне он, правда, продолжал учиться в университете Саугара, философский факультет которого с отличием закончил в 1956 г.

Раджниш не был простым человеком, как многие другие. Раджниш знал все, что знал Будда, и он был всем, чем был Будда. Это была потеря его уважения к обычной правдивости, которая разрушила его жизнь. Здоровье Раджниша рухнуло в начале тридцатых годов. Даже до достижения среднего возраста Раджнеш страдал от повторных приступов слабости. В юношеские годы колледжа, когда он должен был на пике бодрости, Раджниш часто приходилось спать 12-14 часов из-за необъяснимой болезни. Райнеш страдал от того, что европейцы называют миалгическим энцефаломиелитом, или то, что американцы называют синдромом хронической усталости.

В 1958 г. «просветленный» стал профессором философии университета Джабаллпура, а в 1966 г. он оставил эту должность, чтобы полностью посвятить себя делу обучения современного человека искусству медитации. В 60-е годы прошлого века пророк объездил всю Индию как «Ачария (учитель) Раджниш». Он произносил пламенные речи и собирал довольно много слушателей. Ему удалось заработать славу бунтаря против консервативных традиций.

Его классические симптомы включали явную усталость, странные аллергические реакции, рецидивирующие лихорадки низкого уровня, фотофобию, ортостатическую непереносимость, бессонницу, и чрезвычайная чувствительность к запахам и химическим веществам, состояние врачей теперь называют «множественной химической чувствительностью».

Химическая чувствительность Райнеша была настолько серьезной, что он поручил своим стражам обнюхивать людей за неприятные запахи, прежде чем им разрешили навестить его в своей квартире. Плохие состояния здоровья и странные симптомы Раджниша были результатом реальной неврологической и иммунной системной дисфункции, не какая-то эзотерическая сверхчувствительность, вызванная его просвещением.

Через 2 года после начала проповеднической деятельности он поселился в Бомбее и принимал учеников уже у себя. Регулярно проводились «медитационные лагеря», преимущественно в горной местности, во время которых он первый раз обучил «динамической медитации» (о ней ниже).

Тогда же он берет себе новый титул - Бхагаван, что значит «благословенный».

Он думал, что каждую неделю он получает разные холод или грипп. В действительности он страдал хронической неврологической и иммунной системой, синдромом хронической усталости, с симптомами гриппа, которые могут длиться всю жизнь. Раджниш долго не мог стоять на ногах, не становясь легкомысленным, потому что он повредил свою вегетативную нервную систему, которая контролирует кровяное давление.

Раджниш использовал лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, преимущественно валиум, в качестве болеутоляющего средства для его болей и болей и для борьбы с симптомами диссотунии. При его максимальном использовании Раджнеш принимал максимальную рекомендуемую дозу 60 миллиграммов в день, дозу настолько высокую, что ее обычно назначают только для краткосрочного лечения тяжело психически больных. Пациенты, принимающие валиум, регулярно наращивают сопротивление препарату с течением времени, а более высокие и более высокие дозы необходимы для поддержания снятия стресса, гипнотических эффектов.

Свое учение Раджниш называл «Единственной религией». Под этим именем секта часто представляла себя широкой публике.

В 1974 г. Бхагаван переместил место учения в Пуну, и уже к середине 70-х годов ашрам (монастырь, коммуна) Шри Раджниша насчитывал семь тысяч преданных, многие из которых принесли в дар гуру все свое имущество. Первоначально небольшая община превратилась в крупный и богатый центр.

Раджниш также вдыхал закись азота, смешанную с чистым кислородом, что, по его словам, усиливал его творчество. Закись азота, вероятно, уменьшала ощущение тяжелого истощения, и пациенты с удушью, страдающие синдромом хронической усталости, часто чувствуют, но ничего не делали для качества своего суждения. Наивный о силе наркотиков и чрезмерно самоуверенный в его способности бороться с их негативными последствиями, Раджниш поддался наркомании.

Раджниш обладал чудовищной умственной силой, но он был обычным человеком физически, и он не мог терпеть разрушительные последствия больших доз транквилизаторов. Его физиологическая болезнь, связанная с физическим заболеванием Раджниша, вызвала паранойю и значительно уменьшила умственные способности. Его разумные способности стали настолько повреждены, что Раджнеш фактически считал, что он переезжает в Россию, чтобы объединить свою тоталитарную форму духовности с русским коммунизмом, идея не имеет смысла человек мог бы развлекаться.

Своим ученикам, санъясинам (монахам), Бхагаван давал новые имена в знак разрыва с прошлым. Обычно ко всем новым женским именам добавлялась приставка «Ма», а к мужским - «Свами».

Санъясины носили одинаковые одежды (за что на Западе позже были прозваны «оранжевыми людьми»), а также четки из сандалового дерева с портретом Бхагавана. Кроме того, они должны были иметь при себе орех с «частичкой тела» гуру (обычно - с обрезками его волос и ногтей).

Раджнеш страдал от бессонницы, еще одного классического симптома синдрома хронической усталости. Раджниш был физически больным человеком, который стал психически коррумпированным. Использование наркотиками и зависимость от Раджниша было проблемой его собственной разработки, а не государственного заговора. Вероятно, что физическое упадение, которое Раджниш испытывал во время его тюремного заключения в американских тюрьмах, было вызвано сочетанием симптомов отмены от его склонности к валиуму и обострения его синдрома хронической усталости из-за стресса и воздействия аллергенов.

Каждый день гуру выступал с проповедями на ломанном английском, которые, кроме собственно вероучительных положений, были насыщены остроумными замечаниями и всевозможными историям. Эти лекции записывались на магнитофон и затем продавались в виде кассет или изданных сборников. (Сам Раджниш ничего, кроме дневников, не писал.) На данный момент издано более шестисот книг Раджниша. Для организации производства и продажи книг и записей ближайшая соратница пророка Ма Ананда Шила (Шила Сильверман) создала в штате Нью-Джерси корпорацию «Раджниш Фаундейшн».

После унижения и крушения Раджниша в Америке он заявил, что он «Иисус был распят с помощью Америки Рональда Рейгана». По правде говоря, Раджниш был наркоманом-гуру, который самоуничтожился из-за своих собственных неправильных действий. Сопоставление себя с Иисусом было двояко нечестным, так как он сам не уважал Иисуса. Он однажды дипломатично провозгласил американским СМИ, что все, что сказал Иисус, было «просто сумасшедшим».

Я прошел через заброшенный город Раджнишпурам и увидел вещи, которые были почти невероятны. Штаб-квартира Ма Ананд Шила, группа мобильных домов, собранных вместе, была улей секретных дверей и скрытых туннелей, в ее частной комнате командный пункт с электронными прослушивающее устройство задействовано в каждой комнате в процессе разработки.

Эпатажные лозунги, провозгласившие абсолютную свободу, вседозволенность и доступность любых вершин наслаждения, быстро находили своих почитателей. Ежегодно до пятидесяти тысяч искателей духовной истины со всего мира наносили визиты в Пуну, чтобы лицезреть нового «пророка».

«Я даю вам полную свободу… Я пытаюсь вам помочь найти самих себя… Я учу вас любить жизнь, наслаждаться ею… Будьте пьяницей, упивайтесь жизнью, этим вином существования… Отдайтесь своему естеству… Опасно иметь какую-либо позицию по отношению к жизни… Грех - это когда вы не радуетесь жизни», - так учил Раджниш. Гуру призывал всех довериться своим инстинктам, довериться самой жизни (ключевое слово в его учении), встать над любыми представлениями и ценностями - по ту сторону добра и зла. «Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…» - говорил Бхагаван.

Обращаясь к собственному использованию закиси азота, сам Раджнеш заявил, что на самом деле кислород и азот являются основными элементами существования. Главный герой Хью Милн, главный раджниш, подтвердил тяжелое использование вазелина Раджниша, как и Свами Девагеет. Раджниш однажды в шутку упомянул себя как «резиновый шланг Будды», потому что он всегда вдыхал закись азота через резиновый шланг. Раджниш, похоже, не понимал, что превращение наркомана не только девальвирует себя как учитель, но и в некоторой степени дискредитирует саму концепцию того, кто становится «Буддой».

Несмотря на отречение ее основателя от всех «теорий и систем», тантра-йога сама оказалась очередной системой, хотя называть так это учение можно лишь с натяжкой. Раджниш после девяти лет практики пришел к выводу, что все философские построения условны, но, тем не менее, умело использовал отвергнутые теории для создания собственного учения. В результате родилась тантра-йога, сочетающая в себе элементы индуизма (а именно - тантризма), джайнизма, буддизма, даосизма и других восточных религий, а также включившая в себя некоторые идеи западных философов - Фрейда, Сартра, Камю и, как уже было сказано, Ницше.

Если даже просвещенный Будда нуждается в лекарствах, чтобы стать высоко, то какая ценность в том, чтобы стать «просветленным» вообще? Нет власти вне человека. Поскольку ни один ученик не признался в том, что дал Раджнишу смертельную инъекцию, нет никаких убедительных доказательств в поддержку теории самоубийств. Однако для такого сценария можно было сделать убедительный косвенный случай с самоубийством, спровоцированным постоянным ухудшением здоровья Раджниша и потерей утраты Вивека, его величайшей любовью.



Слух, что раджниш был отравлен талием оперативниками правительства Соединенных Штатов, полностью вымышленен и противоречит неоспоримому факту. Одним из очевидных симптомов отравления таллием является резкая потеря волос в течение семи дней после экспозиции. Раджниш умер с полной бородой и без исключительной облысением, кроме обыкновенной облысения на голове у верхней части головы. Радиационное отравление, еще одна вымышленная причина его болезни, также вызывает резкую потерю волос.

Бхагаван проповедовал, что «вся жизнь - это великая космическая шутка». Подобно джайнам, Раджниш признает существование индивидуальной души (дживы), постоянно перерождающейся в соответствии со своей кармой, и отрицает существование высшего Бога. Объектом поклонения в джайнизме становятся дживы, достигшие освобождения от круговорота сансары (перерождений). Таким же «богом», уже сумевшим выйти за пределы сансары, Раджниш провозгласил себя, призвав своих почитателей следовать по его пути, отличавшемуся от аскетичного образа жизни джайнов, - по пути свободы и наслаждений.

Симптомы, которые, возможно, приводили к тому, что врачи Раджниша подозревали отравление, являются распространенными симптомами диссотунии, вызванными синдромом хронической усталости. Эти симптомы могут включать онемение, стоячую тахикардию, парестезию, тошноту и синдром раздраженной толстой кишки, что приводит к чередованию между запорами и диарея. Все его отрицательные физические и психические симптомы были сильно усугублены его собственным самоиндуцированным отравлением закисью азота и тяжелым использованием валиума.

Единственные проверенные случаи незаконного отравления, связанные с раджнейшем, были проведены собственными саньясинами Раджниша. Саньясин - это инициативный ученик, тот, кто принимает санньяс. Раджниш саньясины попытались захватить комиссию графства Васко, сделав так много людей на выборах что они могут выбрать своих санньясинских кандидатов.

В своих сочинениях Раджниш часто упоминает Будду и сравнивает с ним себя. Подражая Будде, он не пытается объяснять законы Вселенной - всем вопросам о сотворении мира и человека он противопоставлял смех. «Вся игра существования так прекрасна, что смех может быть единственным ответом на это», - утверждает Раджниш. Большое внимание Бхагаван уделяет проблемам этики, разрабатывая собственные методы, призванные привести к «просветлению».

Раджниш-ученики отравили клиентов ресторанов, заразив салатные батончики и сливки для кофе с бактериями сальмонеллы. Сорок пять пострадавших стали настолько больными, что их пришлось госпитализировать, что стало причиной крупнейшей атаки на войну с бактериями в истории Соединенных Штатов. Саньясины позже подозревались пытаясь убить исполнительного директора округа Уско, пронзив его водой неизвестным ядом. Окружной прокурор округа Джефферсон Майкл Салливан также заболел после того, как оставил чашку кофе без присмотра, когда саниасины Раджниша заполнили здание суда.

В книгах Бхагаван ссылается на многих известных мыслителей, но практически со всеми он согласен. Единственный, кому Раджниш не возразил и о ком отзывался с почтением, - это Ницше: «Я совершенно согласен с Фридрихом Ницше, который говорит: „Я умоляю вас, братья мои, оставайтесь верными земле и не верьте тем, кто говорит о надеждах на другой мир!“ Живите в этом мире и живите в нем интенсивно, страстно, тотально, всем своим существом». Таким образом, вся проповедь Раджниша - гимн земной жизни плюс сумма техник и упражнений для достижения «состояния полноты жизни».

Бхагван Шрай Раджниш никогда не извинялся ни перед кем людей, которые были отравлены его собственными доверенными учениками. Сотрудники Раджниша были отравлены Ма Анандом Шилой, личным секретарем Раджниша. У Шилы была привычка отравлять людей, которые либо слишком много знали, либо просто выпали из нее. В рамках своего соглашения о признании вины более серьезные обвинения в рэкете были отброшены.

Раджниш считал, что преподавательская этика не нужна, потому что медитация автоматически приведет к хорошему поведению. Действия Раджниша и его учеников доказывают, что теория полностью ложна. Раджнеш учил, что вы должны поступать так, как вам угодно, потому что жизнь - это и мечта, и шутка. Такое отношение привело к классически фашистскому убеждению, что человек может стать настолько высоким и могущественным, что он не нуждается в старомодных ценностях и этическом поведении.

Раджниш уверяет, что пришел к просветлению, завершив пост, начатый им семь веков назад в прошлой жизни. «Я стал для себя вселенной», - заявил он. Это случилось 21 марта 1953 г. после усиленной медитации. Медитация и легла в основу «веселой науки» тантра-йоги Раджниша. Медитация - это особый метод достижения экстаза, состояния за гранью рассудка. В результате медитации, по учению Бхагавана, человек становится «богом для себя».

Смысл такой медитации состоит в том, чтобы достичь стрессового, почти бессознательного состояния, которое именуется «просветлением», или состоянием «не-ума». Тантра-йога - это общее название для ряда медитативных техник, практикуемым в секте. Все они представляют собой последовательность изнурительных упражнений. Используются и физиологические «трюки» (например «опьянение» кислородом в результате длительных дыхательных упражнений).

Прежде чем стать полноценным санъясином, последователь Бхагавана проходит курс «динамической медитации», с помощью которой «снимаются последствия предыдущего жизненного опыта, обретается энергия». Вот как это происходит.

Вход в стрессовое состояние достигается быстрым хаотичным дыханием… Затем чувства, доселе скрытые, выплескиваются при «очищении», выражающемся в криках, плаче, смехе и пр. Далее начинается третья стадия, когда медитирующий подпрыгивает, размахивает руками и выкрикивает: «Ух! У-у-ух! У-у-у-ух!». И лишь после этих трех стадий, каждая продолжительностью десять минут, человек расслабляется и затихает в неподвижном положении.

Еще один вид медитации - «медитация кундалини». Это название и само понятие «тантра-йога» отсылает к оккультному тантрическому учению о чакрах. Смысл такой медитации - пробудить энергию кундалини - проекцию «божественной энергии», поддерживающей все мироздание. Энергия кундалини якобы покоится в нижней чакре в основании позвоночника, в результате медитации она поднимается вверх, выходит через верхнюю чакру, соединяясь с энергией Абсолюта.

«Медитация кундалини», как и прочие, состоит из нескольких этапов. Сначала сектанты сильно трясутся, чтобы «разогнать зажимы тела», а затем пляшут, дабы «проявилась вновь обретенная струящаяся жизненность». Для наибольшей эффективности Раджниш рекомендовал заниматься этим 21 день подряд, совмещая «медитацию кундалини» с дыхательными упражнениями в изоляции и молчании.

В медитативных техниках пророка традиционно использовалась музыка. Ашрам стал местом постоянных выступлений многих видных индийских музыкантов, к которым со временем присоединились их западные коллеги, создавшие своеобразный сплав музыкальных культур в «Институте музыки и праздника Ошо». В числе первых был немец Георг Дойтер, принявший духовное имя Чайтанья Хари. Дойтер создал музыкальное оформление динамической медитации, которое затем использовалось при этом занятии во многих странах мира.

Медитативные практики «монахов» Раджниша могли включать в себя и сексуальные «медитации». Указывая санъясинам кратчайший путь к «пробуждению», Раджниш говорил: «Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя… Нет ничего грешного в чистом простом сексе». Нередко «прыжок в неизвестное» в ашрамах происходит и с помощью наркотиков.

Раджниш вообще поощряет все, что требуют от человека его желания. В результате, по замыслу Бхагавана, должна вырасти раса новых, «идеальных», людей. Нового человека, способного радоваться полнокровной физической жизни и одновременно достигать вершин духа, Раджниш назвал Зорбой-Буддой. Вторая часть имени символизирует силу духа, а первая - жизнелюбие (Зорба - герой одноименного романа греческого писателя Н. Казандзакиса, отличающийся своей неуемной жизненной энергией).

Как и многие другие новые «пророки», Раджниш предсказывал глобальную катастрофу: кризис начнется в 1984 г. и закончится в 1999 г. Выживут только последователи «единственной религии».

В Индии была масса недовольных действиями Раджниша. Он говорил богохульные вещи, а его сторонники вели себя, как и положено людям, «отбросившим все условности», включая традиционную мораль и законы.

В 1980 г. и 1981 г. на Раджниша индуистскими традиционалистами было совершено два покушения. Кроме того, за его организацию принялись блюстители закона.

Беспорядки в Пуне, вызванные поведением «просветленных», кражи и поджоги, многочисленные уголовные дела на членов секты вызвали беспокойство индийских властей. Расследование показало, что Rajneesh Foundation увязла в неоплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели. Не дожидаясь окончания расследования, с 1 мая 1981 г. пророк перестал выступать с публичными проповедями, да и вообще говорить на людях.

В 1981 г. правительство Индиры Ганди лишило ашрам Бхагавана права считаться религиозной организацией.

Тогда Раджниш распродал имущество ашрама и 1 июня 1981 г. вместе с семнадцатью ближайшими последователями тайно вылетел в США.

Вскоре после прибытия Раджниша в Америку центр медитации «Чидвилас Раджниш» покупает в штате Орегон ранчо Биг-Магди. В Биг-Магди собираются преданные последователи Бхагавана из шестнадцати европейских стран, чтобы принять участие в постройке «священного города». Добровольный труд шести тысяч верных (по 14 часов в сутки и без выходных) сотворил чудо: за короткое время в орегонской пустыне вырос город с торговыми улицами и парками, с респектабельными отелями и ресторанами, с казино и даже с аэропортом - первый и единственный священный город Раджниша - Раджнишпурам.

Помимо адептов, прибывающих в город, чтобы в нем остаться и «проводить время в поклонении», Раджнишпурам регулярно посещали «гастролеры», живущие вдалеке от гуру, но частенько переводящие на его счет внушительные суммы.

Сеть Ошо Раджниша была раскинута по всему миру - работало более 300 медитационных центров. В начале 80-х годов состояние «пророка» достигало 200 миллионов долларов. Кроме этого Бхагаван владел четырьмя самолетами, вертолетом и 91 «ролс-ройсом». Каждый день ровно в 14.30 «благословенный» совершал объезд паствы: он торжественно проезжал по «дороге нирваны», вдоль которой выстраивались его почитатели, бросавшие под колеса лепестки роз.

Раджниш возжелал владеть не только городом, но и целым штатом, постепенно отвоевывая окрестности. В 1984 г. сектанты заняли близлежащий городок Энтелоуп и переименовали его в Раджниш. Жители городка подверглись постоянному надзору полицейских сил санъясинов, были обложены налогом в пользу секты и должны были лицезреть в городском парке нудистский пляж, учрежденный городским советом.

Для того чтобы завладеть городом Бхагаваном, была реализована программа «Подели жилище с ближним». Чтобы увеличить число преданных избирателей, санъясины стали созывать в крупных городах бродяг для проживания в гостеприимном Энтелоупе. К моменту выборов в небольшом городе собралось три с половиной тысячи сторонников Раджниша - преимущественно из самых низов общества. Так было избрано новое правительство, и Энтелоуп стал именоваться Раджнишем.

После выборов бродяги не собирались уходить из города, трудиться они тоже не хотели. С этих пор в окрестностях Раджнишпурама время от времени стали находить трупы недавних избирателей.

Дела секты вела Шила Сильверман. Эта женщина проявила небывалый энтузиазм. Она выбрала военный стиль одежды, не расставалась с оружием, в секте существовал настоящий тоталитарный режим. Продолжались постоянные конфликты с жителями штата. Как-то раз Сильверман сказала, что весь Орегон будет переименован в Раджнишпурам, а каждый бульдозер, предназначенный для сноса старого мира, она готова окрасить своей кровью.

Под давлением общественного мнения ФБР возбудило дело против секты. Около четырех десятков следователей вели расследование непосредственно в Раджнишпураме. Ими были обнаружены склады оружия, а также лаборатории по производству наркотиков, которые добавлялись в пищу сектантам.

Шиле Сильверман с четырнадцатью соратниками из числа высшего руководства секты удалось выехать из Америки. При этом она сняла со счетов организации в Швейцарских банках 15 миллионов долларов. Впоследствии Раджниш и Шила взаимно обвиняли друг друга во всех грехах. Раджниш (вновь заговоривший) утверждал, что Шила хотела превратить его прекрасный город в концентрационный лагерь. Он даже демонстративно сжег пять тысяч своих брошюр, заявив: «Я - не Бог!».

Сильверман, в свою очередь, сообщала журналистам, что Раджниш был просто капризным ребенком, который не мог обойтись без 250 тысяч в месяц на карманные расходы.

27 октября 1985 г. духовный лидер секты был арестован. Ему было предъявлено обвинение в совершении более тридцати преступлений. Однако адвокатам удалось добиться того, что из них осталось лишь содействие в заключении фиктивных браков между гражданами США и нелегальными иммигрантами. Суд приговорил Раджниша к 10 годам лишения свободы условно, денежному штрафу в размере 400 тысяч долларов и потребовал покинуть страну в течение 5 дней.

«Благословенный» съездил в Непал, после чего попробовал возродить Раджнишпур на острове Крит. Там опять появились шеренги почитателей в оранжевых одеждах, начались динамические медитации. Впрочем, продолжалось это недолго - греческие власти потребовали от «пророка» немедленно покинуть страну. Та же участь постигла «идола пустоты» (так его окрестили западные СМИ) в Швейцарии, Ирландии, Уругвае.

Раджниш метался из страны в страну, но нигде его не оставляли в покое. В 1985–1986 гг. более двух десятков стран отказали Бхагавану во въездной визе. Пришлось вернуться в Пуну.

В Пуне движение возобновилось в слегка измененном виде. Раджниш взял новое имя - Ошо («океанический»), призвал старых последователей, нашел новых и расширил свои психотерапевтические и медитативные программы, объединив их под новым названием - Мультиверситет. Но Ошо не удалось вернуть себе былой популярности. После скандала 80-х годов учение Раджниша стало встречать активное противодействие общественных организаций во всем мире. Только спустя некоторое время после смерти Раджниша (в 1990 г. - предположительно от СПИДа) вновь стали появляться центры, проповедующие идеи Ошо и предлагающие самые разнообразные методы терапии и практики, ведущие к «самопросветлению». Надо отметить, что перед смертью Раджниш не назначал наследника и более того - дал понять, что если кто-то объявит себя преемником Ошо, его надо избегать.

Сейчас секта (точнее несколько разрозненных организаций, возглавляемых учениками гуру) продолжает работу. Ашрам в Пуне («Международная коммуна Ошо») превратился в коммерческое предприятие, «экзотический парк эзотерического отдыха для обеспеченных западных туристов 35–40 лет».

Центры Раджниша под разными названиями («Ошо Раджниш», «Восточный дом» и др.) существуют более чем в 20 странах (в т. ч. в СНГ). Рекламные плакаты «Тантра-йоги» приглашают всех желающих посетить занятия по технике дыхания, разработанной самим Раджнишем. По воскресным дням можно побывать на «Ошо-дискотеке», где «позволено все». Для последователей организовываются выездные семинары с довольно разнообразной программой: практическая тантра-йога, парные упражнения, преодоление барьеров в выборе партнера…

«Там, где есть хоть один мой санъясин, там есть я», - говорил Раджниш, перефразируя слова Христа. Сегодня практикующих медитацию по системе Ошо Раджниша более 300 тысяч…


Бунтарь, сотрясатель основ, просветленный мистик, интеллектуальный гигант - вот лишь несколько из множества ипостасей Ошо (известного также как Ачарья Раджниш и Бхагван Шри Раджниш).

Эта книга посвящена жизни Ошо и рассказывает о его духовных исканиях и истории чудесного просветления. Вы узнаете, как Ошо встал на путь борьбы с влиятельными фигурами своего времени и основал прославленный город Раджнишпурам в США. Как Ошо скитался по тюрьмам этой страны, где, по его мнению, был отравлен по распоряжению правительства. Книга заинтересует и тех, кто любит Ошо и восхищается им, и тех, кто еще не посвящен и пока находится в духовном поиске, и просто любознательных людей.

Серия: Путь мистика

Преодоление раскола внутри человечества и осознание единства основ восточных и западных религиозных традиций - основная идея бесед Ошо о трактате святого Дионисия «Мистическая теология».

Проводя параллели между Западом и Востоком, Ошо предлагает и свежий взгляд, и ясное понимание, и пути сближения, но самое главное - слова Мастера выводят нас за пределы двойственности, помогая внести свет и гармонию в свой внутренний мир.

В конце каждой беседы Ошо отвечает на вопросы своих слушателей - с любовью, глубоким принятием и большим количеством шуток.

В этих беседах Ошо обращается к трактату святого Дионисия, которого считают автором «Ареопагитика» - мистического учения внутри христианской церкви.

С присущими ему мудростью и глубоким пониманием, а также с юмором и отрезвляющей прямотой, Ошо пытается объединить религиозные течения Востока и Запада. Шаг за шагом комментирует Ошо трактат Дионисия «Мистическая теология», раскрывая заложенный в нем смысл. Он показывает, что Восток и Запад различаются лишь на первый взгляд, что духовное противостоит материальному только при очень поверхностном понимании сути вещей.

Мастер предлагает нам выйти за пределы двойственности и увидеть единство всего сущего - Востока и Запада, души и тела, ума и сердца.

…Половина человечества принимала внутренний мир, но отрицала внешний.

Другая половина человечества принимала материальный мир и отрицала внутренний. Обе они - половины, а никто не скажет, что половина может быть удовлетворена. Вам необходимо быть цельными - богатыми в теле, богатыми в науке, богатыми в медитации, богатыми в сознании Для меня только цельный человек свят…

Серия: Путь мистика

В книге «Суфии. Люди пути. Беседы о суфизме» Ошо комментирует высказывания суфийских мистиков и отвечает на вопросы учеников.

Особенность книги — размышления просветленного мастера о суфизме: Ошо говорит о суфиях не только как о религиозном течении ислама, или о мистическом учении — он предлагает взглянуть на суфизм совершенно иначе…

Серия: Дзен и мастера Дзен

В этой книге представлены два цикла бесед. Первый — «И цветы расцвели» — посвящен притчам дзэн. Второй — ответы на вопросы учеников Ошо.

Серия: Вне серий

Книга состоит из ранних и поздних бесед Раджниша, в которых он отвечает на вопросы о духовном поиске современного человека. Цикл лекций прочитан в 1978 году в Пуне.

Редактор Свами Вит Праяс

Переводчик Алексей Архипов,

© Солдатов А. В. Москва, издательство «Нирвана».

Серия: Путь мистика

В этой книге Ошо не просто рассказывает о медитации - он предлагает нам провести медитативные эксперименты со своим сознанием и телом. Он приглашает нас посмотреть на себя изнутри и начать исследование самого себя. Множество чувств, множество течений, множество энергий, к которым мы даже не прикасались… мы знаем о себе очень мало, а проживаем еще меньше. Книга представляет собой восемь коротких бесед Ошо с учениками. Благодаря этим беседам вы осознаете, почему работа с телом так важна для медитации, как найти наиважнейшие центры своего организма и каким образом можно пробудить энергию сердца. Как говорит Ошо, медитация - это не просто состояние. Медитация способна пробудить те неизмеримые пространства, которые скрываются внутри нас.

Эти риши Упанишад жили в жизни, но на совершенно другой основе, исходили из совершенно другого центра. Они сказали: «Жизнь хороша, жизнь - это благословение, позволять волнам колыхаться - это игра, прекрасная игра, достойная того, чтобы в нее играть. Если Бог дал вам такую возможность, играйте всецело в нее. Но не отождествляйте себя с ней».

Помните - это игра. Помните, земля не что иное, как драма, великая драма, а вы не что иное, как актеры. Оставайтесь внутри свидетелями и продолжайте играть. Нет необходимости бежать от действий. Даже думать в рамках ухода показывает то, что вы боитесь, а страх не может вас никуда привести, только любовь может сделать это.

Эти риши любили жизнь. Они любили все, что может дать жизнь, они любили все, воспринимая как благословение, а в жизни миллионы таких благословений. Они никогда не говорили, что жизнь - это дукха, они никогда не говорили, что жизнь есть страдание. Они говорили, что вы можете превратить жизнь в страдание, но жизнь не есть страдание. Вы можете сделать ее блаженной, это зависит от вас, а не от жизни.