Какие животные помогают человеку. Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "как животные помогают человеку". развитию на тему «Домашние животные»

Текст записи:

Люди и животные с незапамятных времен вместе. Оказывается, животные прекрасно чувствуют настроение и эмоциональное состояние человека, болен человек или нет

И контактируя с человеком, они исцеляют его. Животные достигают большего успеха, чем психиатры. В чем их секрет? Это, конечно, не фармацевтика. Это, скорее, их природа, теплый, открытый, самоотверженный характер. На западе животные участвуют в качестве ключевых игроков в домах престарелых и учреждениях для бездомных или умственно отсталых детей. Ежедневное общение с домашним животным способствует снижению риска в окружающем мире, укрепляют чувство самодостаточности, вселяют надежность и оптимизм. Нельзя не сказать, что братья меньшие дарят своим владельцам безусловную любовь и внимания, независимо от того, насколько стар или болен, богат или беден их владелец. Но есть и другие грани помощи животных людям, давайте рассмотрим самые интересные и неожиданные формы помощи.

Мини-лошади

Эти маленькие лошадки, кстати, ничего общего не имеющие с пони, работают поводырями у слепых. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными собаками-поводырями: в частности, они живут дольше псов, их можно большему научить.

Пауки

На Мадагаскаре эти насекомые задействованы на производстве ткани, из которой изготавливают одежду местные жители. Ткань эта невероятно прочная и блестит на солнце, как золотая.

Собаки

Помимо традиционных «профессий» - охранников, защитников, охотников, - собаки ещё и геологи: участвуют в поиске полезных ископаемых. Как утверждают их коллеги-люди, псы в этом деле едва ли не более эффективны, чем все остальные методы поиска.

Обезьяны

В Таиланде и Малайзии тысячи макак задействованы на сборе кокосовых орехов. Гораздо быстрее, чем люди, они взбираются по длинным гладким стволам пальм и сбрасывают кокосы на землю. Одна обезьяна собирает в день до одной тысячи плодов. А в Сингапуре обезьяны освоили профессию охотников за растениями. Они выискивают в непролазных джунглях редчайшие экземпляры флоры и приносят их хозяевам.

Орлы и питоны

В Англии мода на пернатых охранников - орлов. Они проживают в частных домах и не пускают злоумышленников внутрь, клюя их. А в Лас-Вегасе в одном из магазинов охранником работает питон. Он свободно ползает по помещению, но днём никого не трогает, а вот ночью, после закрытия, может и задушить непрошеных гостей, о чём любезно сообщает надпись при входе.

Кролики

75 длинноухих зверьков «устроены» на службу крупнейшим сельхозпроизводителем Нидерландов. Кролики, оказывается, не любят вкус помидорных кустов, а потому их используют для прополки в теплице: сорняки они выедают подчистую, а помидоры не трогают.

Дельфины

Помимо уже упомянутой спасательно- разыскной службы для военных, дельфины ещё работают сторожами на курортах у побережья США. Непрерывно курсируя днём вдоль берега туда-сюда, они не пропускают к пляжам, где купаются люди, акул. Более того, умные дель­фины стараются завлечь мор­ских хищников в расставленные их тренерами-людьми ловушки, из которых акулы самостоятельно уже выбраться не могут. Пойманных хищниц увозят дальше от пляжа.

Любите животных ведь часто в глазах любимцев, мы видим знакомые нам эмоции: тоску, радость, какой-то стыд. И кажется, вот он тебе говорит о том, как тебя любит, и внимательно слушает то, что наболело у тебя на душе. Это не может быть просто иллюзия, это – реальность. Когда-то это существо проживает с тобой четверть твоей жизни, оно перестает быть просто членом семьи, а переходит в почетный статус друга. Не теряйте друзей и помощников, пускай это даже просто животное

Конспект занятия для детей 5-6 лет «Труд животных»


Программное содержание : дать детям представление о том, как трудятся дикие и домашние животные, как они помогают людям.
Предварительная работа : беседы о диких и домашних животных, чтение художественной литературы, дидактические игры, заучивание загадок, просмотр фильмов.
Материалы : Иллюстрации с изображением животных, домовенок Кузя, подарок от Кузи, картинки продуктов, кубики строительные.
Ход занятия :
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Все его узнали? (ответы детей) Правильно- Домовенок Кузя.
Кузя : Здравствуйте, ребята. Вот решил к вам в гости пожаловать. Ребята, а вы знаете, что у людей очень много помощников животных. Они трудятся и помогают людям (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадку о животных, а вы мне расскажите, как они помогают людям.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком. (Собака)

Воспитатель : Сколько живут люди на земле, столько живет с ними рядом собака. Пастуху собака помогает охранять стадо овец от волков. В тайге она вместе человеком охотится. А Севере есть ездовые собаки, есть собаки, которые помогают разыскивать пропавших людей при взрывах, наводнениях, землетрясениях. Собака- лучший друг человека.
Кузя : И у меня есть друг. Зовут его Кука, мы с ним очень весело живем. И вообще у меня много друзей животных. Вот послушайте еще одну загадку.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Передать в молоко. (Корова)

Кузя : Правильно ответили, молодцы! Ведь корова- это матушка. Все дети выросли на молоке, которое дает корова. Из молока делают много разных молочных продуктов. А вы знаете, что это за продукты? Ответы детей (творог, сметана, масло, йогурт, кефир, сливки)
Кузя : ну вы на все ответы знаете. Очень умные дети!
Кузя : Что-то я утомился, давайте с вами разомнемся! (физкультминутка)

На лугу растет трава
Наливная зрелая,
Чтобы травку собрать
Надо глубже приседать.
Виля в руки мы берем
И в стога траву кладем.
Будет нам теперь зимой
Чем кормить нам скотный двор
И корову, и свинью, козочку, барана.
Все спасибо скажут
Нам за таку заботу.

Воспитатель : Ребята, у меня есть вопросы к вам: Что такое скотный двор и стог. Ответы детей)
Кузя : Правильно. Даже не знаю, чтобы у вас такое спросить и вы не знали.
Воспитатель : Кузя, ребята хорошо слушают и запоминают, что им рассказывают.
Кузя : Слушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка
Полетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком (Пчела)
(ответы детей)

Воспитатель : Правильно, пчелы- великие труженицы. Они делают людям мед.
Кузя : Я очень люблю мед. Ребята, а вы знаете, что мед очень полезный продукт. Из него делают различные лекарства. Я всех своих друзей лечу только медом. А вызнаете, что пчелы бывают не только домашние, но и дикие, которые живут в лесу. Свои улья они ставят на деревьях (ответы детей).
Кузя : Ребята, в лесу живет много других животных, который трудятся в лесу. Слушайте загадку:

Мы лесные жители,
Мудрые строители
Из иголок всей артелью
Строи дом себе под елью (Муравьи)
(ответы детей)

Воспитатель : Муравьи все время в работе, правда Кузя?
Кузя : Да. Они целыми днями добывают корм и носят его к муравейнику, кроме корма носят к муравейнику и строительный материал (солому, веточки, хвоинки)
Кузя : Ребята, представьте себя муравьями. Постройте домик из кубиков и побудьте строителями. (дети строят домики из кубиков)
Кузя : Ну, что устали. Я тоже, особенно руки, ведь кубики тяжелые, давайте сделаем гимнастику для рук.

Каждый знает: всех сильней
Наш трудяга- муравей.
Только малого он роста
И сразиться с ним не просто.
Он строитель хоть куда
Дом построит из песка.

Кузя : ручки мы размяли.
Воспитатель : Кузя, ты так много нам рассказал о своих друзьях. Нам очень понравился твой рассказ.
Кузя : Вы мне тоже понравились, и за это я вам подарю баночку меда. Ее дали мне пчелки лесные. До свидания, скоро я к вам еще приду и расскажу о других животных.

Светлана Квашенникова
Конспект НОД по экологии с применением ИКТ в старшей группе «Как животные помогают людям»

Конспект НОД по экологии с применением ИКТ в старшей группе «Как животные помогают людям »

Программное содержание :

Дать знания о том, какую пользу приносят животные человеку : могут лечить, помогать людям с ограниченными возможностями, выполнять работу вместо человека или в помощь ему ; дают продукты, лекарственные средства; дарят человеку любовь и хорошее настроение.

Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к животным .

Расширять кругозор детей, пополнять словарный запас, развивать память.

Ход НОД:

Ребята, мы с вами разговаривали о живом мире , его многообразии, красоте. О том, как мы ведём себя в природе. Чем можем помочь . Например , на занятии «Животных тоже надо лечить » вы познакомились с профессией «ветеринара» , который помогает животным . А сегодня мы поговорим о том, как животные помогают людям .

Я заготовила мнемотаблицу, которую мы будем заполнять по ходу занятия.

(«Ж» – обозначает животные )

В первой клетке я хочу нарисовать медицинский крестик. Этим символом мы обозначим, как животные лечат людей .

(включаю слайды; на слайдах общение людей с лошадьми, дельфинами, собаками, кошками; аквариумные рыбки, домашние птицы – попугаи, канарейки)

Рассказ воспитателя по ходу слайдов :

Ребята, как вы думаете, может ли помочь людям такое общение с животными справиться с болезнями?

Ответы детей.

Лечебные занятия с лошадьми (иппотерапия) позволяют справиться с искривлением позвоночника. У больного укрепляются мышцы и кости. Перестают болеть суставы. Повышается устойчивость внимания.

Дельфинотерапия – это комплексное воздействие на человека. Ультразвуковые волны, излучаемые дельфином, обладают целебными свойствами. Дельфин побуждает человека к общению – совместному плаванию, играм. В результате больной получает настолько эффективное воздействие, которого не могут дать самые современные лекарства.

Собаки помогают преодолеть стресс . Если у вас есть собака, то болезни, вызванные малоподвижным образом жизни, вам не грозят. Собака - прекрасное "лекарство" от гиподинамии. Прогулки с собакой снижают вероятность заболеваний сердца.

Собаки помогают лечить детей , больных аутизмом. Если в сеансах терапии участвует собака, проявления этого заболевания - например , уход в себя - у детей снижаются.

Большая собака предпочтительнее при таких заболеваниях, как ангина, аритмия, сердечная недостаточность, язвенная болезнь, гастрит, колит, отит, цирроз печени.

Если вы страдаете расстройством сна, заведите собаку, которая любит спать с хозяином. Тепло, исходящее от животного , успокаивает и помогает расслабиться . Собачья шерсть хорошо сохраняет тепло, а еще обладает обезболивающими и противовоспалительными свойствами.

Кошки способны снять усталость, стресс, мигрень, понизить давление, нормализовать пульс. Длинношерстные кошки помогают людям , страдающим бессонницей, раздражительностью, депрессией. При этом цвет кошки тоже влияет на ее целительные способности. Черные кошки забирают у человека отрицательную энергию. Рыжие кошки сами отдают положительную энергию. Кошки кремового окраса "тонизируют" нашу энергетику, ну а серо-голубые - успокаивают. Белые же кошки - непревзойденные лекари по показателям. В Великобритании их даже продают в специальных аптеках. Ученые предполагают, что мурлыканье схоже с лечением ультразвуком, которое ускоряет заживление ран, рост и укрепление костей. Персидские кошки способны облегчать боли в суставах и симптомы остеохондроза. Люди, которые держат в доме кошку, живут дольше.

Пение канареек снимает напряжение, успокаивает нервы и повышает настроение. При неврозах, депрессии, гастрите, язве желудка полезно просто сидеть возле клетки, слушать мелодичные трели и наблюдать за птицами. А воркование волнистых попугайчиков облегчает боли в сердце.

Наблюдение за рыбками в аквариуме успокаивает и восстанавливает чувство душевного равновесия после нервных срывов и психологических потрясений. Рыбок полезно держать людям , страдающим неврозами и депрессией. А еще аквариум способствует созданию правильного микроклимата в помещении. Испаряющаяся вода увлажняет воздух, предохраняя обитателей квартиры от инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Люди, в чьих комнатах стоят аквариумы, практически не страдают от бессонницы.

Заводить грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям : общение с этими зверьками помогает преодолеть замкнутость и комплексы. Тактильный контакт с ними расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу и агрессию.

Кому-то из вас помогали животные вылечится от болезни?

Во второй клеточке рисуем лапу – это будет обозначать, как животные помогают людям («лапа помощи » )

(Слайды)

Рассказ воспитателя по ходу слайдов :

Ребята, а где ещё животные могут помочь человеку ? (ответы детей)

Собаки-поводыри – самые большие друзья для людей, потерявших зрение. Эти собаки – настоящие трудяги. Собаку обучают заботиться только о своем хозяине. Она не может побежать играть с другой собакой, броситься куда-то от хозяина. Она все время рядом с хозяином. Собак-поводырей обучают не меньше, чем полгода, и потом в течение 2-х недель происходит передача собаки незрячему человеку. Все эти 2 недели будущий хозяин живет на территории питомника, обучается работать с собакой.

Пони справляются с этой работой не хуже собак. И у них есть масса преимуществ. Им совершенно неинтересны птицы и кошки. Они никогда не станут подбирать брошенный кем-то недоеденный пирожок. Лошади живут дольше собак и могут делать много такого, что собакам не под силу – например , подвести хозяина к кнопке на светофоре.

Животные также могут заполнить вакуум, одиноким пожилым людям . Поскольку их собственные дети становятся старше , такие люди могут чувствовать себя одинокими. Печальный результат - депрессия. Домашнее животное может восполнить этот пробел.

В третью клеточку вписываю букву «Р» - животные выполняют работу за людей или в помощь людям .

(Слайды «Животные выполняют работу » )

Рассказ воспитателя :

Собирать урожай кокосов не такое простое дело, как кажется. Они растут очень-очень высоко на пальмах. В Индии на такую опасную и не очень хорошо оплачиваемую работу соглашались единицы. Кокосовая индустрия буквально загибалась, и правительство, пытаясь спасти положение, предложило приз первому, кто придумает механизм для сбора кокосов. Машины никто не изобрёл, но решение всё-таки нашлось – обезьяны.

Кокосовые фермеры наловчились тренировать обезьян забираться на пальмы и трясти, пока все плоды не окажутся на земле. Кроме того, что обезьяны обходятся дешевле, чем люди, у них и производительность гораздо выше – человек может собрать до сотни кокосов в день, обезьяна – 500-800.

Прежде чем приступить к работе, обезьяны проходят курс обучения в специальной школе, который длится от трёх до шести месяцев. Их учат, какие кокосы собирать, как бросать в корзину и управлять трёхколёсным велосипедом.

На некоторых складах вместо людей охранниками работают говорящие попугаи, которые могут напугать вора.

Голуби могут работать почтальонами. Во времена войны люди часто передавали записки и важные донесения с помощью обученных голубей .

Однажды у рабочих возникла нужда проложить провода через трубы длиной больше 12 метров. Работа оказалась на редкость сложной и грозила затянуться на неделю. И тут начальника, который руководил работами, осенило. Он съездил домой и привёз любимого хорька своего сына. К Мисти (так звали хорька) привязали кабель и запустили в трубу. Процесс прокладки кабеля занял несколько минут. Мисти тоже в накладе не остался – его премировали клубничным тортом. Иногда хорьков аналогичным образом используют для чистки 100-метровых труб. Животное протягивает через трубу верёвку, к которой потом привязывают специальную щётку и продёргивают щётку в обратном направлении.

Физкультминутка

Давайте попробуем, как хорьки, проползти через трубу (дети проползают через тоннель и рассаживаются в круг на ковре)

В таблицу зарисовываю сразу два символа – пузырёк с лекарством и контейнер для продуктов.

Сейчас мы вспомним, какие животные дают нам лекарства , а какие – продукты или продукцию.

На полянке в середине ковра расположены различные животные .

Дети выбирают одного и ставят на нужный листок с символом – лекарство или продукты, поясняя свой выбор. Корова даёт молоко; овца – шерсть; из яда змеи делают лекарственные препараты; продукты пчеловодства широко используются в медицине – и яд, и мёд, и прополис, и маточное молочко; курица несёт яйца; гусиные перья используются для подушек; из кожи лягушки берут компонент для противогрибковых препаратов и антибиотиков… и т. д. (этот материал для закрепления; предварительная работа - беседа «Откуда берутся лекарства» , «Продукты от животных » )

Дети возвращаются на стульчики для дальнейшего просмотра следующих слайдов и заполнения таблицы. Следующий символ – сердечко.

Этот символ означает любовь, сострадание, сочувствие.

(детям предлагается посмотреть небольшой фильм «Забавные животные » ; по ходу просмотра воспитатель комментирует, обращая внимание на эмоции – любовь, сострадание, сочувствие)

Следующий символ – цветок.

Цветочек обозначает красоту. Глядя на животных и общаясь с ними , мы наслаждаемся их красотой. Некоторые из них прямо созданы для обожания. Например , панда. Этот чёрно-белый мишка никогда не бывает агрессивным. Потому что защищается от опасности красотой и специфическим запахом (феромонами) . И даже враги начинают его любить и обожать.

Ребята, я предлагаю вам станцевать танец, который мы посвятим всем животным , в том числе пандам.

Танец «Черно-белый медвежонок»

Последний символ – улыбка, означающий хорошее настроение. Животные создают нам хорошее настроение. В этом тоже их польза. Но вы должны понимать : чтобы животные приносили пользу нам, мы должны любить их, заботиться о них.

Любите животных , сочувствуйте, сострадайте, умиляйтесь, наслаждайтесь их красотой, и вы получите взамен хорошее настроение и хорошее самочувствие.

После занятия (или в вечернее время) дети заполняют мнемотаблицу по памяти. Воспитатель предлагает забрать таблицу домой и рассказать родителям о пользе животных .

Конспект НОД по ОКМ «Как животные помогают человеку». Старшая группа

Мусийченко Е.Е.

Программное содержание

    Расширять представление детей о животных разных стран и континентов.

    Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку.

    Развивать любознательность, познавательную активность.

    Расширять словарный запас.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Первый слайд.

Дети называют животное и отвечают на вопросы воспитателя:

Лошадь домашнее или дикое животное? (Обобщает ответы детей).

Подумайте, как лошадь может помогать человеку в его жизнедеятельности?

Лошадь - это умное и благородное животное, которое стало не только другом человеку, но и верным помощником. За всю свою жизнь рядом с человеком, они стали так незаменимы, что справится без них мы уже просто не можем.

Самый первый помощник человека – запряженная лошадь.
Именно она стала первым транспортом для человека. Запряженная лошадь называется конной повозкой. Количество запряженных лошадей в упряжке могло быть от 1 до 7 и более.

Лошади помогают человеку в сельском хозяйстве

Военный - самая серьёзная, опасная и древняя профессия, в которой используется лошадь. С самых древних времён и до Второй мировой войны лошади служили в армии: шли в бой, тащили боевые орудия и вывозили раненых с поля битвы. Сейчас времена изменились, но лошадь всё ещё осталась в армии, как дань традициям.
В России существует целый кавалерийский полк. Он подчиняется лично президенту страны и принимает участие в парадах на Красной площади и в торжественной смене караула на территории Кремля.

Лошади-полицейские

Это одна из самых опасных и значимых специальностей лошадей. В наше время любая работа начинается с обучения, и эта не исключение. Лошадей для таких профессий покупают в возрасте 3-4 лет, как правило, уже объезженными. Далее следует годовой учебный курс, где животное учат всем навыкам работы в полиции или с преступниками и нарушителями.

А ещё лошади помогают больным людям и детям вылечиться, ведь существует такое замечательное лекарство - лечебная верховая езда (иппотерапия)! Всё дело в том, что лошади оказывают на других живых существ положительное воздействие, помогая избавиться от разных болезней.

Само по себе знакомство с лошадью уже заряжает человека положительными эмоциями, а общение с этим большим, сильным и добрым животным помогает раскрепоститься.

При этом лошадь способна понять Вас лишь чувствами, что очень полезно для немых детей и взрослых.

Пони-поводыри.

И, безусловно, лошади просто идеальные компаньоны и верные друзья, которые никогда не бросят, не предадут своего хозяина, они будут верны ему до самой смерти!

Слайд с изображением слона.

Слон домашнее животное или дикое? (Воспитатель обобщает ответы детей).

Слоны от природы очень дружелюбные создания. Человек приручил слонов очень-очень давно, еще до нашей эры. Сейчас прирученных слонов держат в Индии и Африке.

Подумайте, как может помогать слон человеку в его жизнедеятельности?

Показ слайдов и беседа с детьми по изображениям на слайдах.

На одомашненном слоне человек может ездить, используя его как средство передвижения, и перевозить груз.

Чаще всего слонов используют на лесоразработках, где они не только переносят тяжелые стволы спиленных деревьев, но и выполняют сложные работы, укладывая распиленные доски в определенном порядке, нагружают и разгружают баржи, вытаскивают бревна из воды.

В Азии слонов используют при тушении пожаров.

Таким образом, слон всегда являлся хорошим помощником человека как в период войны, так и в мирное время.

Физкультминутка

Конь

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

Слайд с изображением верблюда.

Дети называют животное и отвечают на вопросы:

Верблюд домашнее животное или дикое? (Воспитатель обобщает ответы детей).

Показ слайдов и беседа с детьми по изображениям на слайдах.

Человеку удалось одомашнить многих животных, получив от этого немалую пользу. В это число так же можно включить и верблюдов, которые стали так же близки человеку, как и другие сельскохозяйственные животные.

В настоящий момент верблюд - домашнее животное, которое очень ценится человеком. Люди используют его для различных работ в упряжке.

За день он может пройти около 30-40 км с весом 250-300 кг, почти половину собственной массы.

Без груза, под весом человека верблюд может пройти за день более 100 км, при этом развивая скорость более 10-12 км/час.

Ценность животных

Ценятся эти животные не только, как помощники в перевозке грузов, но и за свое молоко. Молоко верблюдиц богато жиром, 6-8%, а также в нем содержится очень много витамина С, значительно больше, чем в коровьем.

Из этого следует сделать вывод: верблюды очень полезные и ценные животные, которые заслуживают не отстрела, а внимания и заботы со стороны человека.

Слайд с изображение собаки.

Дети называют животное и отвечают на вопрос:

Собака домашнее животное или дикое? (Воспитатель обобщает ответы детей).

Собака верный друг и помощник человека с давних времён. Учёные склонны предполагать, что произошло это не менее четырнадцати тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался, не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью, чувствует запахи. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Вот так собака стала другом и помощником человеком.

Расскажите, как собака может помогать человеку в его жизнедеятельности?

Показ слайдов и беседа с детьми по изображениям на слайдах.

Люди научили собак выполнять десятки, сотни самых различных функций.

Дом, сарай, склад собака зорко охраняет днём и ночью – несёт караульную службу.

Выросшая возле стада и обученная опытными чабанами, собака становится их незаменимым помощником. Она помогает пасти овец, возвращает отбившихся животных к стаду, разыскивает потерявшихся и чутко охраняет животных от хищных зверей – волков.

Собака, наученная отличать и находить дичь, может достать упавшую в воду подстреленную птицу, выгнать зверя на выстрел охотника.

Собаки – верные помощники охотников.

В снежных пустынях севера, где ни машина, ни лошадь, ни олень не в состоянии пройти по глубокому снегу, запряженные собаки быстро и легко мчат нарты по указываемой дороге.

Во времена, когда на Севере не было никакого другого транспорта, на собачьих упряжках доставляли продукты, развозили почту, проводили поисковые работы.

Собака - помощник и друг человека, представить нашу жизнь без собаки очень трудно. Это верный друг и спутник во многих делах. Собаки помогают людям, потерявшим зрение. Огромные и крохотные, ласковые и не очень, они каждый день, без выходных, несут свою службу.

Во время войны собаки работали как сторожа, санитары, почтальоны, подносчики патронов. Они даже помогали уничтожать вражеские танки, бросаясь под них с привязанными к телу минами.

И сейчас собаки несут свою службу вместе с военными, полицией и спасателями.

Выдрессированная с возраста щенка, наученная по запаху и следу находить людей и разные вещи, собака несёт сыскную службу.

Приученная к сторожевой службе собака хорошо сидит в засаде. Она оказывает неоценимую помощь нашим доблестным бойцам-пограничникам в охране рубежей Родины.

Собаки-спасатели

Таким образом, собаки не только являются помощниками человека, но и близкими друзьями за которыми ухаживает человек.

Итог занятия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали о животных - помощниках человека? (ответы детей).

Елена Золотова

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Как животные помогают людям » .

Воспитатель Золотова Елена Сергеевна МДОУ «Детский сад №5» г. Кириши

Программное содержание :

Дать знания о том, какую пользу приносят животные человеку : могут лечить, помогать людям с ограниченными возможностями, выполнять работу вместо человека или в помощь ему ; дают продукты, лекарственные средства; дарят человеку любовь и хорошее настроение.

Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к животным .

Расширять кругозор детей, пополнять словарный запас, развивать память.

Ребята, мы с вами разговаривали о живом мире , его многообразии, красоте. О том, как мы ведём себя в природе. Чем можем помочь . Например , на занятии «Животных тоже надо лечить » вы познакомились с профессией «ветеринара» , который помогает животным . А сегодня мы поговорим о том, как животные помогают людям .

Я заготовила мнемотаблицу, которую мы будем заполнять по ходу занятия .

(«Ж» – обозначает животные )

В первой клетке я хочу нарисовать медицинский крестик. Этим символом мы обозначим, как животные лечат людей .

(включаю слайды; на слайдах общение людей с лошадьми, дельфинами, собаками, кошками; аквариумные рыбки, домашние птицы – попугаи, канарейки)

Рассказ воспитателя по ходу слайдов :

Лечебные занятия с лошадьми (иппотерапия) позволяют справиться с искривлением позвоночника. У больного укрепляются мышцы и кости. Перестают болеть суставы. Повышается устойчивость внимания.

Дельфинотерапия – это комплексное воздействие на человека. Ультразвуковые волны, излучаемые дельфином, обладают целебными свойствами. Дельфин побуждает человека к общению – совместному плаванию, играм. В результате больной получает настолько эффективное воздействие, которого не могут дать самые современные лекарства.

Собаки помогают преодолеть стресс . Если у вас есть собака, то болезни, вызванные малоподвижным образом жизни, вам не грозят. Собака - прекрасное "лекарство" от гиподинамии. Прогулки с собакой снижают вероятность заболеваний сердца.

Собаки помогают лечить детей , больных аутизмом. Если в сеансах терапии участвует собака, проявления этого заболевания - например , уход в себя - у детей снижаются.

Они чувствуют приближение приступа за несколько минут. Когда хозяин теряет сознание, собака подставляет свое тело, чтобы смягчить удар от падения.

Большая собака предпочтительнее при таких заболеваниях, как ангина, аритмия, сердечная недостаточность, язвенная болезнь, гастрит, колит, отит, цирроз печени.

Если вы страдаете расстройством сна, заведите собаку, которая любит спать с хозяином. Тепло, исходящее от животного , успокаивает и помогает расслабиться . Собачья шерсть хорошо сохраняет тепло, а еще обладает обезболивающими и противовоспалительными свойствами.

Кошки способны снять усталость, стресс, мигрень, понизить давление, нормализовать пульс. Длинношерстные кошки помогают людям , страдающим бессонницей, раздражительностью, депрессией. При этом цвет кошки тоже влияет на ее целительные способности. Черные кошки забирают у человека отрицательную энергию. Рыжие кошки сами отдают положительную энергию. Кошки кремового окраса "тонизируют" нашу энергетику, ну а серо-голубые - успокаивают. Белые же кошки - непревзойденные лекари по показателям. В Великобритании их даже продают в специальных аптеках. Ученые предполагают, что мурлыканье схоже с лечением ультразвуком, которое ускоряет заживление ран, рост и укрепление костей. Персидские кошки способны облегчать боли в суставах и симптомы остеохондроза. Люди, которые держат в доме кошку, живут дольше.

Пение канареек снимает напряжение, успокаивает нервы и повышает настроение. При неврозах, депрессии, гастрите, язве желудка полезно просто сидеть возле клетки, слушать мелодичные трели и наблюдать за птицами. А воркование волнистых попугайчиков облегчает боли в сердце.

Наблюдение за рыбками в аквариуме успокаивает и восстанавливает чувство душевного равновесия после нервных срывов и психологических потрясений. Рыбок полезно держать людям , страдающим неврозами и депрессией. А еще аквариум способствует созданию правильного микроклимата в помещении. Испаряющаяся вода увлажняет воздух, предохраняя обитателей квартиры от инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Люди, в чьих комнатах стоят аквариумы, практически не страдают от бессонницы.

Заводить грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям : общение с этими зверьками помогает преодолеть замкнутость и комплексы. Тактильный контакт с ними расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу и агрессию.

Во второй клеточке рисуем лапу – это будет обозначать, как животные помогают людям («лапа помощи » )

(Слайды)

Рассказ воспитателя по ходу слайдов :

Собаки-поводыри – самые большие друзья для людей, потерявших зрение. Эти собаки – настоящие трудяги. Они подавляют в себе все рефлексы, чтобы заботиться только о своем хозяине и жить только его жизнью. Собаку этому обучают. Она не может побежать играть с другой собакой, броситься куда-то от хозяина. Она все время рядом с хозяином. Собак-поводырей обучают не меньше, чем полгода, и потом в течение 2-х недель происходит передача собаки незрячему человеку. Все эти 2 недели будущий хозяин живет на территории питомника, обучается работать с собакой.

Пони справляются с этой работой не хуже собак. И у них есть масса преимуществ. Им совершенно неинтересны птицы и кошки. Они никогда не станут подбирать брошенный кем-то недоеденный пирожок. Лошади живут дольше собак и могут делать много такого, что собакам не под силу – например , подвести хозяина к кнопке на светофоре.

Животные также могут заполнить вакуум, одиноким пожилым людям . Поскольку их собственные дети становятся старше , такие люди могут чувствовать себя одинокими. Печальный результат - депрессия. Домашнее животное может восполнить этот пробел.

В третью клеточку вписываю букву «Р» - животные выполняют работу за людей или в помощь людям .

(Слайды «Животные выполняют работу » )

Рассказ воспитателя :

Собирать урожай кокосов не такое простое дело, как кажется. Они растут очень-очень высоко на пальмах. В Индии на такую опасную и не очень хорошо оплачиваемую работу соглашались единицы. Кокосовая индустрия буквально загибалась, и правительство, пытаясь спасти положение, предложило приз первому, кто придумает механизм для сбора кокосов. Машины никто не изобрёл, но решение всё-таки нашлось – обезьяны.

Кокосовые фермеры наловчились тренировать обезьян забираться на пальмы и трясти, пока все плоды не окажутся на земле. Кроме того, что обезьяны обходятся дешевле, чем люди, у них и производительность гораздо выше – человек может собрать до сотни кокосов в день, обезьяна – 500-800.

Прежде чем приступить к работе, обезьяны проходят курс обучения в специальной школе, который длится от трёх до шести месяцев. Их учат, какие кокосы собирать, как бросать в корзину и управлять трёхколёсным велосипедом.

На некоторых складах вместо людей охранниками работают говорящие попугаи, которые могут напугать вора.

Голуби могут работать почтальонами. Во времена войны люди часто передавали записки и важные донесения с помощью обученных голубей .

Однажды у рабочих возникла нужда проложить провода через трубы длиной больше 12 метров. Работа оказалась на редкость сложной и грозила затянуться на неделю. И тут начальника, который руководил работами, осенило. Он сгонял домой и привёз любимого хорька своего сына. К Мисти (так звали хорька) привязали кабель и запустили в трубу. Процесс прокладки кабеля занял несколько минут . Мисти тоже в накладе не остался – его премировали клубничным тортом. Иногда хорьков аналогичным образом используют для чистки 100-метровых труб. Животное протягивает через трубу верёвку, к которой потом привязывают специальную щётку и продёргивают щётку в обратном направлении.

Давайте попробуем, как хорьки, проползти через трубу (дети проползают через тоннель и рассаживаются в круг на ковре)

В таблицу зарисовываю сразу два символа – пузырёк с лекарством и контейнер для продуктов.

Сейчас мы вспомним, какие животные дают нам лекарства , а какие – продукты или продукцию.

На полянке в середине ковра расположены различные животные .

Дети выбирают одного и ставят на нужный листок с символом – лекарство или продукты, поясняя свой выбор. Корова даёт молоко; овца – шерсть; из яда змеи делают кровесвёртывающие и обезболивающие препараты; продукты пчеловодства широко используются в медицине – и яд, и мёд, и прополис, и маточное молочко; курица несёт яйца; гусиные перья используются для подушек; из кожи лягушки берут компонент для противогрибковых препаратов и антибиотиков…и т. д. (этот материал для закрепления; предварительная работа - беседа «Откуда берутся лекарства» , «Продукты от животных » )

Дети возвращаются на стульчики для дальнейшего просмотра следующих слайдов и заполнения таблицы. Следующий символ – сердечко.

Этот символ означает любовь, сострадание, сочувствие.

(детям предлагается посмотреть небольшой фильм «Забавные животные » ; по ходу просмотра воспитатель комментирует, обращая внимание на эмоции – любовь, сострадание, сочувствие)

http://youtu.be/A1t5fxQbRi4

Следующий символ – цветок.

Цветочек обозначает красоту. Глядя на животных и общаясь с ними , мы наслаждаемся их красотой. Некоторые из них прямо созданы для обожания. Например , панда. Этот чёрно-белый мишка никогда не бывает агрессивным. Потому что защищается от опасности красотой и специфическим запахом (феромонами) . И даже враги начинают его любить и обожать.

Ребята, я предлагаю вам станцевать танец, который мы посвятим всем животным , в том числе пандам.

Танец «Черно-белый медвежонок»

Последний символ – улыбка, означающий хорошее настроение. Животные создают нам хорошее настроение. В этом тоже их польза. Но вы должны понимать : чтобы животные приносили пользу нам, мы должны любить их, заботиться о них.

Любите животных , сочувствуйте, сострадайте, умиляйтесь, наслаждайтесь их красотой, и вы получите взамен хорошее настроение и хорошее самочувствие.

После занятия (или в вечернее время) дети заполняют мнемотаблицу по памяти. Воспитатель предлагает забрать таблицу домой и рассказать родителям о пользе животных .