Операции между резидентами и нерезидентами таблица. Валютные операции. Что такое валютный контроль

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе ­ раций . Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валютеподразделяются на:
текущие валютные операции;
и валютные операции, связанные с движением капитала . Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений . В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке , определяемом Правитель ­ ством РФ и ЦБ РФ . Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляютсябез ограничений , за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях .
предотвращения сокращения золотовалютных резервов;
резких колебаний курса валюты РФ;
поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентамиЦБ РФ может устанавли ­ вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва ­ лютных операций
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; ,

операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;
операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентамизапрещены , за исклю ­ чением :
операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках;
операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
операций по договорам транспортной экспедиции , перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­

» го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов;
операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях;
операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные :
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам;
внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов);
банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам;
с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения;
иными валютными операциями, отнесенными к банковским

операциям. 5« Нерезиденты вправе :
без ограничений осуществлять между собойпереводы иностран ­ ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
осуществлять между собойвалютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

Центральный Банк РФ с 1 января 2018г. установил новые правила валютного контроля. Первое и главное изменение — известные участникам внешнеэкономических сделок паспорта сделок с 1 января 2018 больше применяться не будут.

Паспорта сделок по контрактам (кредитным договорам), которые на дату вступления в силу новой инструкции ЦБ не закрыты и находятся в досье валютного контроля, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля.

Таковы требования новой Инструкции ЦБ от 16.08.2017г. №181-И «О представлении резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций …» .

Какие договоры подлежат валютному контролю в 2018

Согласно новой инструкции ЦБ ее правила распространяются на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами:

1. Проекты договоров , направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент).

2. Договоры , в том числе агентские договоры , договоры комиссии , договоры поручения , предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров , за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.

3. Договоры , предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

4. Договоры , в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности , в том числе исключительных прав на них.

5. Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее указанные в настоящем подпункте, а также в подпунктах 4.1.1 — 4.1.3 настоящего пункта договоры — экспортные контракты, импортные контракты, при совместном упоминании — контракты).

6. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).

С какой суммы сделки начинается валютный контроль

Теперь порог валютного контроля зависит от вида сделки

Валютному контролю подлежат договоры, сумма обязательств по которым равна или превышать эквивалент:

для импортных контрактов или кредитных договоров 3 000 000 рублей ;

для экспортных контрактов 6 000 000 рублей .

Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным выше, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Как в 2018 происходит валютный контроль по внешнеэкономическим операциям

Вместо оформления Паспорта сделки Резидент РФ, являющийся стороной по экспортному контракту (далее — резидент-экспортер), по импортному контракту (далее — резидент-импортер) либо по кредитному договору, осуществляет постановку на учет этих договоров в уполномоченном банке в порядке, установленном новой инструкцией ЦБ.

Расчеты по этим договорам Резидент проводит только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор).

Либо, если Резидент проводит расчеты через свои зарубежные счета, договоры принимает на обслуживание уполномоченный банк.

В случае если банком УК является филиал уполномоченного банка либо банком УК является головной офис уполномоченного банка, то расчеты по контракту (кредитному договору) могут проводиться через счета резидента, открытые как в филиале уполномоченного банка, так и в головном офисе уполномоченного банка при условии обеспечения уполномоченным банком соблюдения порядка учета и отчетности по операциям, предусмотренным новой инструкцией.

Какие документы представляет резидент в уполномоченный банк для валютного контроля в 2018

Валютный контроль при Экспорте

Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, планирующий исполнение своих обязательств по такому экспортному контракту, должен представить в банк УК с учетом сроков постановки экспортного контракта на учет, установленному новой инструкцией ЦБ:

— сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет (далее — сведения), в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК;

— либо экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля.

Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта.

Для постановки экспортного контракта на учет, в указанном выше случае, резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:

общие сведения об экспортном контракте:

вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Инструкции,

дата,

номер (при наличии),

валюта экспортного контракта (наименование),

сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,

дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;

— реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту:

наименование, страна.

Если сведения, представленные резидентом-экспортером в банк, не соответствуют сведениям, содержащимся в экспортном контракте, представленном резидентом-экспортером, банк УК обязан внести соответствующие изменения в раздел I ведомости банковского контроля.

Банк учитывающий контракт обязан принять на учет экспортный контракт и присвоить экспортному контракту уникальный номер.

Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля в порядке формирования и ведения ведомости валютного контроля.

Банк УК направляет резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта не позднее одного рабочего дня после даты постановки экспортного контракта на учет.

Валютный контроль при импорте

Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, представляет в банк учета контракта (банк УК) импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет.

Сроки постановки контракта на учет в банке УК импортером

Резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки.

При операциях по счетам резидентов в уполномоченных банках:

При оплате резидентом (списании) , открытого в банке УК, — не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств .

При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации , открытый в банке УК, — не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК.

При операциях резидентов в зарубежных банках:

При списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пользу нерезидента со счета резидента , открытого в банке-нерезиденте, или при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента , открытый в банке-нерезиденте, — не позднее тридцати рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена указанная операция.

Если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:

при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке УК или в банке-нерезиденте, а также при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, при проведении той операции, в результате которой сумма расчетов по импортному контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей, а по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенное законодательство таможенного союза) — не позднее даты подачи той декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара), в результате подачи которых стоимость товара по импортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей (по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей). Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способами, отличными от указанных в абзацах втором — третьем настоящего подпункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах в связи с исполнением обязательств по контракту (кредитному договору) на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 3 млн. рублей по импортному контракту (кредитному договору) или равную или превышающую в эквиваленте 6 млн. рублей по экспортному контракту. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы.

5.7.5. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).

5.7.6. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.7. При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.8. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах, либо в иные сроки, установленные настоящей Инструкцией в отношении представления информации об исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта.

5.8. Банк УК должен принять на учет импортный контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления резидентом документов, указанных в пункте 5.6 настоящей Инструкции, и присвоить импортному контракту (кредитному договору) уникальный номер в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции (далее — постановка на учет импортного контракта (кредитного договора).

Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.

Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).

5.9. Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции.

5.10. В случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк УК представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) должен представить его в банк УК.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в сведения о контракте (кредитном договоре), отраженные банком УК в разделе I ведомости банковского контроля, банк УК должен внести изменения в ведомость банковского контроля в соответствии с главой 7 настоящей Инструкции.

5.11. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК раздела I ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК.

Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент», представляющие субъектов валютного права, осуществляющих операции с иностранной и национальной валютой.

К резидентам относятся:

  1. физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  3. юридические липа, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  5. дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  6. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых валютным законодательством и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты - это:

  1. физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие постоянное место жительства за пределами территории Российской Федерации;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  4. аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государсти и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «b» и «c».

Резиденты вправе иметь счета в иностранной валюте как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В соответствии с действующим Законом «О банках и банковской деятельности» число валютных счетов, открываемых резидентами в уполномоченных банках, неограниченно.

Резидентам с 1 июля 2005 г. предоставлено право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами Российской Федерации.

В свою очередь нерезиденты вправе открывать на территории Российской Федерации банковские счета (вклады) в иностранной валюте и российских рублях в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный банк РФ.

Иностранная валюта, получаемая юридическими лицами - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Взаимоотношения банка и владельца текущего валютного счета и транзитного валютного счета устанавливаются на основе заключаемого сторонами договора банковского счета.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчетами, осуществляются с использованием банковских и специальных счетов. При этом валютные операции, к которым Банком России установлено требование об использовании специального счета, осуществляются только с использованием специального счета.

К числу таких операций относятся и расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов.

Специальный счет - банковский счет в уполномоченном банке, Либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с валютным законодательством.

Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

  • счет «Ф» открывается физическому лицу - резиденту, в том числе для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении резидентом от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте;
  • счет «Р1» открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу), в том числе для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента;
  • счет «Р2» открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу), в том числе для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте.

Уполномоченные банки открывают нерезидентам (физическим и юридическим лицам, в том числе банкам-нерезидентам, а также находящимся в Российской Федерации иностранным дипломатическим и иным официальным представительствам, международным организациям, их филиалам и представительствам) следующие виды специальных банковских счетов в валюте РФ:

  • счет «С» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций, выпушенных от имени Российской Федерации, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих облигаций;
  • счет «А» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих акций и инвестиционных паев;
  • счет «О» открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций резидентов и нерезидентов, являющихся внутренними ценными бумагами (за исключением облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, являющихся внутренними ценными бумагами), включая расчеты и переводы, связанные с передачей этих облигаций;
  • счет «B1» открывается нерезиденту для расчетов и переводов при получении кредита и займа в валюте Российской Федерации от резидента; для привлечения от резидента валюты Российской Фелерации, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигации, являющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент - владелец счета «B1, от выдачи нерезидентом - владельцем счета «В1», резиденту векселей, являющихся внутренними ценными бумагами;
  • счет «В2» открывается нерезиденту для расчетов и переводов при предоставлении резиденту кредита и займа в валюте Российской Федерации; для приобретения у резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних неэмиссионных ценных бумаг; для отчуждения в пользу резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг (за исключением векселей, являющихся внутренними ценными бумагами), в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей этих внутренних неэмиссионных ценных бумаг.

Нерезиденты открывают в уполномоченном банке указанные специальные банковские счета в валюте Российской Федерации при условии открытия или наличия открытых в данном уполномоченном банке банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Все остальные валютные операции с резидентами нерезиденты осуществляют без использования специальных счетов.

Расчеты и переводы при предоставлении нерезидентами кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентам на срок более трех лет, а также расчеты и переводы при выпуске резидентами облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, выкуп и платежи по которым не предполагаются в первые три года с даты выпуска указанных облигаций, осуществляются нерезидентами без использования специальных счетов.

Нерезиденты осуществляют расчеты наличной валютой Российской Федерации с использованием банковских счетов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках.

При осуществлении расчетов наличной валютой Российской Федерации нерезиденты обязаны соблюдать порядок расчетов наличными деньгами, установленный для резидентов законодательством Российской Федерации, включая предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, установленный Банком России.

Валютные операции между резидентами запрещены , за исключением:

  1. операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  2. операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, л том числе исключительных прав на них;
  3. операций юридических лиц со средствами, зачисленными в соответствии с валютным законодательством на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами;
  4. операций физических лиц, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с валютным законодательством на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации;
  5. операций физических лиц - резидентов, связанных с:
    1. передачей валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Федерации и (или) муниципальному образованию;
    2. дарением валютных ценностей супругу и близким родственникам;
    3. завещанием валютных ценностей или получением их по праву наследовании;
    4. приобретением и отчуждением физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
    5. переводом физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемым в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
    6. покупкой у уполномоченного банка или продажей уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
  6. операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  7. операций с внешними ценными бумагами, выпушенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  8. операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  9. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с;

  1. получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  2. внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов);
  3. банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  4. приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;
  5. куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  6. уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  7. иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами . Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.

Мало кто из нас, выезжая за пределы страны, задумывается об особенностях своего статуса, а между тем незнание способно привести к последствиям. Говорят ли вам что-то слова «резиденты» и «нерезиденты»? Только представьте себе: вы отправились на учебу либо на лечение за границей и, конечно же, для удобства расчетов приняли решение открыть в заграничном банке собственный счет. Можете ли вы представить, что подобное, на первый взгляд, простое действие способно привести к выплате штрафных санкций на родине? Во избежание неприятных последствий стоит знать, что на территории РФ существует такое понятие, «резидент» и «нерезидент». Чем отличаются эти термины, мы и постараемся разобраться.

Кто такие валютные нерезиденты

Под данную категорию людей попадают граждане, проживающие на территории других государств не менее года, имеющие рабочую либо учебную визу на срок не менее года либо имеющие вид на жительство. На обычном примере это выглядит так: вы проживаете в Англии, имеете вид на жительство в этой стране, а ваш ребенок учится в одном из колледжей страны более года. Таким образом, вы являетесь нерезидентами РФ и имеете полное право открыть счет в любом зарубежном банке. На операции по данным счетам не действуют ограничения. Этим, собственно, и отличаются валютные резиденты и нерезиденты друг от друга.

Особенности и права валютных резидентов

Все категории граждан, не попадающих под критерии, рассмотренные нами выше, автоматически признаются валютными резидентами РФ. Что означает отсутствие прав открывать счета в банках за границей без уведомления налоговых органов РФ. Даже если вы отправились на отдых в другую страну, это не дает вам права открыть банковский счет в этом государстве. Если же вдруг сложилась такая ситуация, что счет был все же открыт, вы обязаны в течение месяца уведомить об этом налоговые органы своей родины, подав соответствующее уведомление. В свою очередь, налоговая должна проставить отметку о принятии вашего уведомления. По закону операции со своими счетами в зарубежном банке вы можете проводить, только если предоставите работникам данное уведомление.

Валютные операции резидентов и нерезидентов нашей страны между этими категориями граждан разрешены, но с некоторыми исключениями. Более подробно о нюансах расскажут юристы, обладающие максимальными знаниями о внесенных в законодательство поправках на текущий момент.

Операции между нерезидентами

Валютные расчеты для данной категории граждан в банках, находящихся за пределами Российской Федерации, разрешены. Также нерезиденты имеют право осуществлять движение ценных бумаг на территории РФ в соответствии с законодательством, а на территории страны нерезиденты могут осуществлять движение собственных средств в российских банках в специально предусмотренном порядке.

Валютные операции резидентов РФ

Между резидентами операции в валюте запрещены, за некоторым исключением. Наиболее частыми исключениями являются: расчеты в магазинах, где торгуют беспошлинными товарами, расчеты в пути транспорта дальнего следования (при условии, что данная перевозка является международной). Также разрешено использование валютных средств при оплате обязательных налогов и сборов в федеральный бюджет.

Итак, резидент и нерезидент - в чем отличие их друг от друга? Разобраться довольно трудно. Иногда в замешательство попадают даже банковские работники, пытаясь присвоить верный статус гражданину. А уж понять, привнесут ли ужесточенные новым законодательством санкции порядок в действия представителей таких категорий, как резиденты и нерезиденты РФ, - совершенно не представляется возможным.

Ведь граждане, имеющие возможность открыть счет в банке другого государства, вряд ли обратят внимание на штраф в размере пяти тысяч рублей, для них такие расходы, скорее всего, значительными не являются. Помимо этого, внесенными поправками не учитываются компании нерезидентов за рубежом, используемые вместо открытия частных счетов. Формально такие расчеты не являются нарушением законодательства.

В любом случае резиденты и нерезиденты обязаны предоставлять уполномоченным органам всю необходимую информацию по движению собственных валютных средств в соответствии с перечнем, предусмотренным законом. Вести учет таких средств и составлять отчетность все же придется, независимо от вашего статуса.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. "Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками".

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам - резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.
Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами - резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "выпущенными от имени Российской Федерации". Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "юридических лиц".
  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам - резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).
Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация - резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами - резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.
Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.