Исследовательская работа "история храма". Спасительное служение

XIV научно – практическая конференция школьников «Прометей»

Секция «История»

Исследовательская работа

«История Покровской церкви с. Большой Уркат»

обучающаяся 10 Б класса МОУ «Лицей»

Руководитель: Паршева В.П.,

учитель истории и обществознания

С. Ельники- 2013 г.

Введение

1. Глава 1. История возникновения с. Большой Уркат

1.1. Покровская церковь в XIX -н. XX в.в.

1.2. Сельский батюшка – Вышеславцев А.И.

2. Глава 2.Тяжелые времена

2.1. Разрушение церкви

2.2. Живая сила родников

2.3. Из воспоминаний старожилов

3. Глава3. Воскресение жизни церковной

Заключение

Введение.

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Религия в современном энциклопедическом словаре толкуется как мировоззрение и мироощущение, а также определённая форма поведения; действия, основанные на вере в существование в Бога. По мнению теолога и писателя Тертуллиана «душа человека христианка», поэтому в ней есть врождённое религиозное чувство. Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий».

Чтобы не сбиться с православного пути, нужно иметь надёжные ориентиры. Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».

Главная роль церкви в том, что Бог есть Путь. А Путь можно пройти, если знаешь куда идёшь. И Церковь есть место, где Бог даёт направление – Своё Слово. Идя за его Словом или Зовом, видишь Его благодать, радуешься Его могуществу и можешь видеть Его водительство. Но, к сожалению, правительство лишило возможности послушать Слово Божие людей, проживающих в селе Большой Уркат, так как храм, существовавший в селе, разрушили. Однако верующие люди сохранили человеческое лицо, нравственные идеалы и не свернули со своего сложного пути. Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.

Моя исследовательская работа посвящена истории строительства и трагической судьбе Покровского храма. Почему я выбрала эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм - это святое место, без которого русский человек не может существовать. В моём родном селе тоже когда-то была церковь, а теперь её нет.

Данная тема актуальна , так как в ней рассматривается вопросы изучения наших духовных и исторических корней.

Цель моей исследовательской работы : поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю Покровского храма, построенного в 1892 году, который просуществовал до 1938 года. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

    Найти сведения о возникновении с. Б.Уркат и строительстве православного храма в селе.

    Изучить историю храма.

    Проанализировать отношение населения к церкви.

Методы исследования:

    работа с архивными материалами школьного музея

    беседа с местными жителями

    работа с краеведческой литературой

    интервью

    Глава 1. История возникновения с. Большой Уркат.

Я живу в обыкновенной деревне с простым и ясным названием – Б.Уркат. Это моя малая родина, моя Россия. Сколько на наших просторах подобных Ивановок, Николаевок, Муравлянок! Незатейливо и даже скучно звучат такие названия.
Редко встретишь что-нибудь необыкновенное. Но часто даже за самым простым названием встаёт своя история, скрывается своя загадка. Почему наше село так называется? Что за люди здесь жили и живут? Что раньше было в селе, и почему этого теперь нет?

В исторических документах упоминается с 17 в. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Большой Уркат - деревня казённая из 61 двора Краснослободского уезда. В 1913 г. в селе было 113 дворов (816 чел.); церковно-приходская школа, церковь, хлебозапасный магазин, паровая и водяная мельницы, шерсточесалка, 2 кузницы, трактир. В 1930 г. насчитывался 141 двор (839 чел.). На базе колхоза в 1997 г. был организован СХПК «Искра». В селе была средняя школа, Дом культуры, библиотека, медпункт. В пойме реки - залежи торфа, который используют для удобрения полей. Добывают и обжигают известковый камень. В 2 км от села - лесной массив. По берегам реки много родников.

Старожилы же села Б. Уркат рассказывали о появлении своего села такую легенду:

« … В далёкие времена в долине реки, именуемой сегодня Уркат, охотились три брата – Аверь, васляй и Лемке. В лесах водилось много дичи, и особенно богаты были эти места пушным зверем (белками, соболями, куницами). Приглянулась братьям одна лесная поляна, и поставили они на ней охотничью избушку. Богиня леса покровительствовала братьям – зажили они привольно и богато.

Пришло время обзавестись охотникам семьями. Аверь, Васляй и Лемке привели себе по жене, в скором времени у них появились дети. Старая изба уже с трудом вмещала три семьи, и каждый из братьев начал строительство своего жилища. К восходу солнца построил свой дом Аверь, к заходу – Васляй, а Лемке обосновался у реки. Скоро у этих домов возникли другие, а братья стали основателями трёх больших мордовских родов…».

Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Соответственно у неё было много богов. Главную роль среди них играли женские божества: земли (мода) – Мода-ава, воды (ведь) – Ведь-ава, леса (вирь) – Вирь-ава, ветра (варма) – Варма-ава, огня (тол) – Тол-ава. Также встречаются божества и в образе мужчин: модатя (атя – старик, мужчина), ведятя, вирятя, варматя, толатя, считавшиеся мужьями соответствующих женских божеств. Судя по различным молитвам, песням, сказкам важную роль играют женские божества, а мужские, как правило, остаются на втором месте. Думается, что такое предпочтение возникло в период развития первобытного общество, который характеризовался существованием материнско-родового строя.

Творцом мира мордва считала верховного бога Шкая (Нишке). Она полагала, что первоначально на свете ничего не было, кроме воды, из которой Шкай создал землю и всё произрастающее на ней.

Боги могли быть добрыми и злыми. Чтобы они были добры к людям, необходимо их умилостивить. Мордва верила, что боги живут в лесах, на полях, у рек, в домах, у родников и озёр. В таких местах устраивались моляны, т.е. моления, на которых богам преподносились дары: животные, птицы, рыбы. Возглавляли моления старые люди, они якобы знали язык богов. После того как живые дары забивали, а кровь сливали в особую ямку, куда добавляли кусочки мяса. Это и было поднесение богам. Их «угощали» также хлебом, маслом, пирогами, напитками. В качестве жертвенных даров служили деньги, одежда, холост, которые складывали в корзину или лукошко и вешали на самое высокое дерево, зарывали в землю или бросали в реку.

Частые набеги на мордву совершали кочевники – степняки. Чтобы выйти из ига казанских ханов и мурз, понадобилось объединение мордовской народности с русской. Вхождение мордвы в состав Русского централизованного государства является сложным и многогранным процессом, который распадается на ряд неоднозначных по характеру и по значению этапов.

Первоначально сложились политические предпосылки в виде присоединения к Московскому государству мордовских земель в составе Нижегородского и Рязанского княжеств. В 80-е годы XV века в связи с определением восточной границы Русского государства вопрос о вхождении мордовского народа был решён политически, а его правовое оформление затянулось до свияжской присяги 1551 года и ознаменовалось целым рядом юридических актов. Вторая половина XVI века характеризуется освоением земель и включением региона в политическую и социальную структуру русской сословно-представительной монархии, что можно рассматривать, как последствия этого процесса.

Симпатии мордвы были на стороне России, что подтверждается русскими летописями и другими письменными источниками.

В процессе христианизации в наиболее крупных мордовских деревнях строились церкви, и тогда они получали статус села.

1.1. Покровская церковь в XIX -н. XX в.в.

На территории Ельниковского района также строились православные церкви. В селе Большой Уркат красовалась Покровская церковь, построенная в 1892 году.

До революции в селе проживали более 900 человек. Были две мельницы, школа, трактир и кузница. Трудолюбивый народ не бедствовал. Но настоящей гордостью был храм, который был построен своими силами за 25 лет.

О строительстве храма рассказала Афонькина Евдокия Степановна 1908 года рождения:

«Я помню, как моя мама рассказывала мне о храме, которой был виден из окна. Мне было интересно слушать, как его возводили, ведь он был очень большим и красивым.

Первоначальный сбор подписей жителей села не увенчался успехом: Пензенская Епархия отказала в строительстве.

Затем, стали собирать подписи с окрестных сёл. И только тогда было разрешено строительство. «Ты не представляешь, Евдокия, как все быстро принялись за работу, какая радость была в душе каждого»- говорила моя мама.

На Руси исстари запрещали заслонять Божий храм, поэтому ставили его на возвышенности и недалеко от дороги, чтобы люди останавливались и поклонялись Богу, ставили свечку за здравие и упокой.

Возведение началось с освещения земли: читали акафист Пресвятой Богородице и просили благословение Бога на предстоящее строительство. Местные жители сами обжигали кирпич, а в раствор добавляли для прочности яичный желток. Известь привозил с Урея крестьянин Гранаткин Иван Лазаревич. Вся молодёжь нашего села собирала камни по полю для фундамента, а каменщиков привозили из других сёл.

Люди отдавали своё небольшое, нажитое за многие годы богатство для строительства долгожданной церкви.

Через двадцать лет в 1892 году вознёсся храм Покрова Пресвятой Богородицы.

И как хорошо было, что в селе есть божественный уголок, где получали культурно-религиозное воспитание несколько поколений».

Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Почти не осталось людей, которые были свидетелями прошлых лет. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о существовании сельской церкви, были совсем детьми или подростками и помнят всё со слов родителей. Но кое-что можно восстановить и из воспоминаний наших сельчан. Дай Бог им здоровья.

Вот что рассказывала мне о Покровском храме Дураева Аграфена Семёновна 1922 года рождения:

« С могучими колоннами, увенчанная куполом с золотым крестом, две колокольни-звонницы с пятнадцатью колоколами. Фигурная металлическая на каменных столбах ограда вокруг церкви, железные ворота с трёх сторон: с севера, со стороны дома священника, и со стороны церковно-приходской школы.

Церковь имела красивое внутреннее убранство. Её украшали прекрасные стенные и потолочные росписи, изумительные иконостасы, особенно красивы были разные золоченые царские врата, иконы в золочёных рамах, подсвечники. Всё это создано с разумом и добрыми руками людей.

Народ в селе Большой Уркат очень религиозный. Для строительства храма каждый вносил свой вклад. После работы, люди ночью при кострах продолжали усердно работать. Наверное, поэтому она удалась высокая и красивая».

Анализируя данные Пензенского Государственного архива, взятые из Федеральной Службы Безопасности Российской федерации, можно увидеть, что народ в селе и в окрестных деревнях был верующий. Об этом говорит число прихожан:

Т

акже, здесь содержаться и данные о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1893 год и 1915 год, показывающие изменения, которые произошли за 22 года:

Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1893 год:

    Предел этой церкви окончен постройкою в 1892 году, освещен 25 января 1893 года; настоящая церковь не построена. Постройка производилась на средства местных государственных крестьян.

    Здание каменное с колокольней, покрытой железом.

    Придел теплый; престол в нем один во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

    Утварью крайне бедна.

    Причта при ней по Указу Святейшего Синода от 15 октября 1894 года за №4641 положено - священник и псаломщик, каковым и состояться на лицо.

    Земли при этой церкви: усадебной три десятины, палатной двадцать пять и сенокосной три десятины, платы на землю нет.

    Дома у священника и псаломщика общественные, стоят на церковной земле.

    Для содержания священно – церковнослужителей положена руга в количестве ста десяти рублей; от казны жалованья нет

    Здания, принадлежащие к этой церкви, кроме деревянной избы для церковного караула, никакие не имеются.

    Эта церковь от Духовной Консистории в 215 верстах, от уездного города в 30 и от местного о благочинного в 20 верстах.

    Ближайшие к этой церкви - Ельниковская в 7 верстах, Ново-Никольская в 7 и Каменно-Бродская в 10 верстах.

    Приписной и домовой церкви нет.

    Описи церковному имуществу, исповеданных росписи другие других документов, понедавности открытия прихода и поступления причта в иной не попасться.

    Усыпальницы при этой церкви нет.

Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1915 год:

«Храм был символом нашего благополучия, - вспоминают старожилы , - все сельчане были верующими, наверное, поэтому невзгоды обходили его стороной».

1.2. Сельский батюшка – Вышеславцев А.И.

Вплоть до начала ХХ столетия на территории большеуркатского округа не было ни одной школы. В 1913 году открылась начальная церковно-приходская школа в селе Большой Уркат. Преподавателями были священник Вышеславцев А.И. и его дочь Клавдия. Вышеславцев – первый батюшка в храме. Он 36 лет был духовным настоятелем в Покровской церкви.

Алексей Иванович родился в 1871 году в городе Краснослободске средне-Волжском крае. Окончил Пензенскую духовную семинарию.

Сегодня остались живые свидетели тех лет. Они рассказывают о Вышеславцеве, как о человеке с очень доброй душой. Строгое его одеяние, широкая борода длинные волосы с сединой и очень красивый голос – всё это притягивало к нему прихожан.

Воспоминаниями о батюшке поделилась Афонькина Евдокия :

« Нас встречал в храме мудрый носитель веры, духовный отец, опрятный наставник, учитель – наш батюшка. Для нас он является примером истинного благочестия. Своим приходом в храм он излил свою любовь на каждого, воспитал нас в страхе Божьем, показал, как мы должны любить Бога, ближних своих и врагов, научил ценить родных и помогать им в трудную минуту. Я могу сказать о нём с гордостью за его стойкую веру и достойную жизнь».

Об освящении купели и икон рассказала Дураева Аграфена :

«… батюшку Алексия помню таким: высокий, с длинными седыми волосами и очень добрыми глазами. После обедни нёс на голове купель к речке Уркат. Много людей шло следом, и песнопение слышалось далеко. Мужики несли большие деревянные иконы и освещали их в воде …».

Подбадривала, во всём соглашалась с Алексеем Ивановичем его жена – Евгения Евграфовна, родившаяся в семье Аракчеевых 12 декабря 1876 году.

Д

ети Алексея и Евгении:

Александр – 1915 года рождения;

Виталий – 24. 05. 1896 года рождения;

Нина – 13. 06. 1901 года рождения;

Ирина – 05. 02. 1903 года рождения;

Клавдия – 13. 01. 1905 года рождения;

Надежда – 1894 года рождения.

На кладбище в селе Большой Уркат похоронены Александр, Нина и Надежда.

Добрую память в селе оставила семья Вышеславцева. Народ благодарен им за то, что они были первыми учителями уркатской мордвы, за тот свет, который они оставили в душах людей.

Глава 2.Тяжелые времена

Наступили тяжёлые времена…

В 1918 году декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церковнослужителям. Большевики преследовали церковь как организацию: расстреливали, сажали в тюрьмы верующих людей.

Поначалу русская церковь встала в жёсткую и непримиримую оппозицию к большевикам. Патриарх Никон, обращаясь к Совнаркому, резко и откровенно выразил своё мнение:

«… Мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя…».

Он призвал верующих «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение». На это Советское правительство ответило заключением священников, поруганием святых мощей, разорением храмов.

Все эти страшные события не обошли стороной и моё село…

В 1930 году страшная весть разнеслась по селу – батюшку А. И. Вышеславцева арестовали. Власть требовала от него отречения от православной веры. Он видел много лишений, но ни беда, ни скорбь, ни голод и холод не могли разлучить его от Бога! Его жизнь, его поступки являются примером для односельчан и подрастающего поколения. Он принимал оковы, темницы, избиения, муки, принял и это. Он отбывал срок в Вишерском ИТЛ ОГПУ г. Вишеры.

После ареста Вышеславцева в Покровском храме служили ещё несколько священников: Бердов Н. И. и Стерков М. Ф.

Бердов Иван Николаевич 1893 года рождения, уроженец д. Новые Пичингуши Краснослободского района Мордовской области. Иван – священнослужитель, монах.

Стерков Алексей Иванович 1900 года рождения, уроженец д. Новый Усад Краснослободского района. Алексей – служитель религиозного культа.

Особая награда и вечный поклон им за то, что понесли незаслуженное наказание за слово Божье и веру православную.

2.1. Разрушение церкви

Более полувека жители села Большой Уркат и окрестных деревень слышали колокольный звон Покровской церкви, будя в сердце лучшие стороны души.

По всей Мордовии сносились храмы, а до церкви нашего села, коммунисты добрались осенью 1937 года. Никто из сельчан не соглашался подписывать акт о её закрытии. Против воли народа пошли три молодых коммуниста, которым едва исполнилось по 18-ть лет: Кузьма Васляев, его однофамилец Герасим Васляев и Лемкин Серафим. Они расписались за всех жителей сами, и судьба храма была решена. Активисты получили за организацию сноса целых сто рублей.

С моста идёт дорога в гору,

А на горе, какая грусть!

Летят развалины собора,

Как будто спит былая Русь!..

Стоять бы храму тысячи лет, если бы не варварское нашествие на православие.

Разрушение началось с богадельни, которую в 1931-ом году разорили, а потом сожгли. В 1937-ом году церковь закрыли, опечатали, а священника сослали. В 1938-ом году сняли колокола по приказу местных властей, которые отвезли на строительство крахмального завода и больничной ограды. Из икон делали парты, настенные доски в классах, топили печки в школе.

С колокольни сняли 12 колоколов. Большой разбили и увезли на переплавку. Осколки были настолько большими, что их везла телега, запряженная четвёркой лошадей. Александра Щанькина вспоминает: « Моя мама рассказывала, что от удара затряслась земля, и у неё зазвенело в ушах. Люди рыдали, падали на колени и молились. Она подобрала небольшой осколок колокола и хранила его всю жизнь как реликвию, как память о святом».

Из села Муравлянка было привезено шесть человек. Они только начали снимать жесть с крыши, а народ уже сбежался к храму на защиту от ломателей. Из села Ельники приехал отряд милиции принялся разгонять защитников, но уркатские люди твёрдо стояли на своём, и со словами: «Не дадим ломать!» встали вокруг церкви. Около месяца они боролись за свою родную землю: оставляли дежурных на ночь, молились и отправляли письма в Москву.

Но все их старания оказались напрасными…

Из рассказов Николая Яковлевича Нешляева:

«… В этот день мы всей семьёй строили печку. Вдруг послышались крики и грохот. Мы выбежали на улицу и увидели, как разрушают наше пристанище. Было больно ощущать горечь утраты и потери ».

И на глазах Николая Яковлевича показалась кроткая слезинка.

Творение строителей-мастеров было порушено, также рушилась и налаженная жизнь в селе.

При той любви, которую жители питали к Богу, было понятно, с какой скорбью они смотрели на разрушение, на это ужасное несчастье, ведущее душу человеку к вечной погибели.

После того, как церковь растаскали по камешкам, многие уезжали из Урката в другие сёла, выразив своё недовольство. Тем самым, население резко сократилось.

2.2. Живая сила родников

После того, как власть запретила вести богослужение в селе, людям было необходимо где-то найти место для утешения, исповедования грехов, успокоения душевной тревоги.

И верующие люди стали ходить молиться и крестить детей на святой родник «Серафима Саровского». Также, из желающих посетить Божий уголок были и жители окрестных деревень: Ельники, Будаево, Полочино, Киржеманы, Старое Девичье.

В 1943 году председателем сельского совета был В. Т. Дёмин. Он часто разгонял народ с родника, запрещал им молиться и проводить религиозные обряды. Иногда приезжал и с милицией, даже арестовывал некоторых. Сельский люд возмущался этому. Учителей, комсомольцев, активистов села оставляли по очереди дежурить у родника.

Однажды на праздник Святой Богородицы он привёз землю, навоз и засыпал родник. Но местные за ночь срубили новый сруб, установили его и очистили родник. Народ собрался на следующий день и увидел лик Пресвятой Богородицы. Именно после этого родник Серафима власть оставила в покое. Данный родник действует, и по сей день.


2.3. Из воспоминаний старожилов

Не соглашаться с властью – значит вступать с ней в конфликт. В те годы это было опасно, но, не смотря на аресты и ссылки, люди не оставляли свою веру и боролись за неё, хоть это было невыносимо трудно.

Только лишь отказавшись от Бога, выбросив все иконы, вступив в колхоз можно было получить доверие властей, а также земельный надел и должность. Но истинно православные люди выбирали другой жизненный путь – сохранение веры.

В районном центре не ведали о тех беззакониях, которые творила власть в сёлах. Изначально, за непослушание наказывали заключением, но в сёлах происходили ужасные вещи. В больших семьях нечем было кормить детей, потому что у них отбирали весь домашний скот (овец, коров, лошадей, свиней). Иногда даже выгоняли из дома, и приходилось ночевать под открытым небом.

Своими воспоминаниями со мной поделилась моя сожительница – Чикурина Нина Ивановна 1949 года рождения. Со слезами на глазах она рассказывает о своей бабушке и дедушке:

« Мой дед – Аверяскин Василий Денисович 1884 года рождения, и бабушка – Аверяскина Евдокия Алексеевна 1882 года рождения. Они не прогнулись под антихристов и не вошли в колхоз, после чего были осуждены 13. 09. 1931 на 2 года лишения свободы.

Дед, после возвращения домой, умер от сердечного приступа, видимо его слабое сердце не смогло выдержать происходящее. Бабушка долго горевала, но нужно было продолжать жить и ухаживать за детьми. Она все домашние дела выполняла с молитвой. Её, как богоугодного человека, приглашали на все события жизни православных христиан. Она ни на кого не держала зла, была кроткой и нежной, лечила детей и постоянно говорила нам: «Господь сказал: врагу отдай последнее». Она всегда была для меня примером истинной веры, и остаётся до сих пор.

Она стойко и мужественно приняла известие о пропавшем сыне, только когда оставалась одна, плакала. И слезы её были пролиты не напрасно, моления помогли возвратиться сыну из плена.

Бабушка прожила 90 лет и никому не сделала ничего плохого. За её благочестие и добро, в последний путь её провожали множество птиц (яблоня под окном была усеяна синица, снегирями и воробьями). Ну разве это не чудо?!

Также, с большой гордостью я могу сказать и о своих тётях по линии отца – Акулине и Варваре.

Акулина Васильевна Аверяскина родилась в 1918 году. Вся её жизнь была посвящена Богу. За то, что не отказалась от православия, её арестовали, и, приложив к груди пистолет. Отвезли в Ельники. Долгое время от неё не было никаких известий, но позже мы узнали, что она находиться в тюрьме Астраханской области.

Во время заключения Акулина не принимала ничего, кроме постной пищи. За это её бросали в карцер и, после долгих лет мучений, она стала инвалидом 1-ой группы. Вскоре, ей удалось написать письмо сестре с просьбой приехать и забрать её, иначе, её переведут на остров. Варвара привезла Акулину домой в 1955 году. И в 1964 году тётя Акулина скончалась от болезни.

Сколько испытаний выпало на судьбу бедной Акулины, но, не смотря на это, она сумела донести до нас духовные ценности, завещанные ей предками.

Аверяскина Варвара Васильевна родилась в 1912 году. Мы с тетей Варварой ходили пешком в Свято-Троицкую церковь села Каменный Брод, которая находилась в 10-ти километрах от села Большой Уркат. Ночевали в сторожке, а утром вставали пораньше и шли на богослужение. Если в школе узнавали о посещении храма, то жестоко наказывали: рисовали в стенгазету, не принимали в пионеры, снимали крестик и выбрасывали, да бабушка не разрешала. Она говорила: «Нельзя носить на груди крестик и пионерский галстук одновременно».

Варвара в 39 лет ушла в Свято-Троицкий храм и прослужила там алтарницей всю свою оставшуюся жизнь.



Похоронили ее в 1997 году на Каменно- Бродском кладбище.

Если вернуть время воспитания детей, я бы начала с посещения детьми православного храма. Нас воспитывали в выполнении заповедей Бога, и мы были послушны, добры, смиренны, у нас рос дух веры, воспитанной Святой Православной Церковью. Храм для нас был главным домом на земле, и не шли мы из него, а летели, не чувствуя под собой ног, такая благодать сходила на нас во время службы.

Если меня попросят дать наставление для будущего поколения, то я скажу именно так: Прочитайте заповеди Бога, в них – учение жизни».

Аверяскин Семена Егорович юношей сохранил веру Христову, за это был угнан на 30 лет в Магадан. Вернулся Семен на родину пятидесятилетним стариком.

Он видел много ужасных вещей, его и избивали, и морили голодом, и сажали в темницу. Он, как и миллионы праведников, отдал свою жизнь за веру.

«Если слаб – беги, но коль пойман – не отрицай веры» - под таким девизом жили все верующие нашей округи.

Скобликов Петр Григорьевич в Покровской церкви занимал должность дьякона.

Позорным пятном на православной истории нашего села лежит отречение от Бога Скобликова Петра Григорьевича, который под давлением властей не смог сохранить твердую, истинную веру.

Всем даны средства по спасению, всем Господь предлагает благодать свою, и если кто отвергает ее, конечно, погибает, но в погибели его никто, кроме его самого, не виноват. Прожив несколько дней с тоской об измене Господу, он покончил жизнь самоубийством.

Перед нами две жизни, две судьбы. И как же они противоречивы!

3. Глава3. Воскресение жизни церковной

Становление великой и могущественной державы должно опираться на духовное единство – мощь нации. В начале 90-х годов после падения коммунистического режима, в нашей стране изменилась политика государства по отношению к религии, происходит постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы.

Так и в нашем с. Большой Уркат. Благодаря не равнодушным, уставшим без веры жителям села материал из газеты известия Мордовии

Почти 100 лет прошло после разрушения храма в нашем селе, почти 100 лет не созывал благовест верующих под своды церкви! И вот теперь по Божьей милости перезвон колоколов возвестил о радостном событии- построена часовенка, а это значит, сохраняется любовь к своей земле и Отечеству, это значит, что Господь оживил душу села, теперь есть где «достойно и праведно поклонятся Отцу и Сыну и Святому Духу.



Заключение.

И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Ельниковская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного востановления.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).

Хоспис № 1 «Лахта» - первый хоспис не только в Санкт-Петербурге, но и в России - был открыт в 1990 году. А через несколько лет - в сентябре 1994-го - при хосписе организовалось Сестричество во имя . Настоятель храма при хосписе иерей Алексий Лебедев - духовник сестричества. Отец Алексий - профессиональный медик. Он пришел в хоспис как врач, а теперь здесь священствует. Быть священником в хосписе - медицинском учреждении, где пребывают тяжелые больные, дни жизни которых сочтены, где каждый день ты видишь, как умирают люди, - особое служение. О смысле страданий, о том, как принимают неизбежную и скорую смерть люди верующие и неверующие, что облегчает переход из жизни в смерть, как вести себя родственникам с больным человеком, чем можно им помочь, - наша беседа с отцом Алексием.

Когда смерть перед глазами

Отец Алексий, вы несете свое служение в хосписе, на ваших глазах умирают люди. Что значит для вас жизнь и смерть человека?

Жизнь - это подготовка к встрече с вечностью, к встрече с Господом, а смерть - это только начало той вечности, которую мы приуготовляем для себя здесь, на земле. И поэтому всегда для человека, который находится на пороге этого очень серьезного события - перехода в жизнь вечную, - очень важно, чтобы рядом с ним были люди близкие, желательно, конечно, чтобы эти люди были церковные.

А для меня, как для священника, архизначимо, что я служу именно в хосписе - там, где люди переступают этот рубеж вечности. И я благодарен Господу за это служение.

- Батюшка, как верующие и неверующие относятся к смерти?

Конечно же, это вопрос очень тяжелый. Здесь можно говорить и о психологии, и о каких-то духовных аспектах восприятия диагноза «рак в последней стадии», который означает довольно близкую смерть человека. Я думаю, что определенные психологические этапы принятия проходит каждый человек - неважно, верующий или неверующий. Конечно же, это шок, это испуг, порой растерянность - первый период восприятия диагноза, он отмечается в медицине как первоначальное отрицание болезни. Потом будет период агрессии, потом может быть период приятия диагноза. Поэтому в принципе реакция на известие о раке у всех одинаковая, а вот что наступает потом, когда человек принимает диагноз, и как он его принимает, как он относится к тому, что ждет его впереди, - тут, действительно, разница колоссальная между человеком верующим и неверующим.

Для того, кто верует в Господа, радость встречи с Ним не омрачается тем фактом, что она неотъемлемо сопряжена со смертью

Для того, кто верует в Господа, радость встречи с Ним не омрачается тем фактом, что она неотъемлемо сопряжена со смертью. А радость богообщения в молитве, в покаянии, в церковных Таинствах - самая большая, и она не может сравниться с радостью общения с родными и близкими, радостью работы, домашнего уюта. Упование на встречу с Господом облегчает этот шаг через порог, отделяющий земную жизнь от смерти.

А люди неверующие, конечно же, относятся к своей болезни подчас очень тяжело. Я не отрицаю: есть люди очень мужественные, которые принимают этот диагноз со стойкостью и не подают вида, что им страшно, что они растеряны, что они боятся того, что будут оставлены своими родными и близкими. Но эта мужественность… какая-то бессмысленная. Ради чего она? Я очень часто задумывался над этим.



- В этой мужественности есть такой элемент гордыни, ?

Скорее всего, да. Эти больные, говоря себе: «Я должен умереть достойно», может быть, даже и не осмысливают: а ради чего достойно? Я, конечно, такой вопрос пациентам не задаю, мы всегда стараемся беседовать тактично, даже ласково. Но подобных больных я встречал всё же редко. Чаще всего нецерковные, неверующие больные растеряны, потеряны, порой испуганы. И они очень тяжело уходят. Это, конечно же, вопрос очень деликатный, интимный, о котором, может быть, во всеуслышание не стоило бы говорить, но раз уж зашла речь… Люди, которые не видят впереди радости встречи с Господом, уходят очень тяжело, к сожалению. Очень долго длится агония. Это страшное состояние, мучительное. Даже с помощью обезболивающих препаратов - а мы ими не обделены, у нас большой ассортимент таких лекарств - нам порой не удается купировать это страдание пациента на смертном одре. Как священник, я понимаю, в чем дело.

- Вы приходите перед смертью и к неверующим?

Она кричала, просила, чтобы ее не мучили окружившие ее невидимые существа… Мы понимали, кто это. И было очень страшно

Я стараюсь прийти к каждому больному - неважно, просит он, не просит, верующий он или просто сочувствующий вере. Прийти со словами желания причастить и призвать к покаянию. И я исповедую, общаюсь. Бывает, что обычная беседа по душам переходит в исповедь. Но очень часто я встречал ситуации, когда вместо исповеди и покаяния в своих грехах человек начинает осуждать других людей, своих родных и близких. Как только заводишь разговор, он сводится к таким вот осуждениям - я порой даже боюсь начать, чтобы больной не «скатился» вот к этому. И я был свидетелем страшной смерти женщины, которая все время только осуждала. Действительно, как говорит псалмопевец Давид, смерть грешника люта. Она очень долго агонировала, и в последние минуты пребывания здесь, с нами, она кричала, просила, чтобы от нее отошли, чтобы ее не трогали, чтобы ее не мучили окружившие ее невидимые существа, скажем так. Мы понимаем, кто это. Это очень страшно.

Верующие умирают по-другому. Однажды привезли к нам в хоспис монаха Валаамского монастыря. Удивительный человек! Он спросил: «Батя, как, по-твоему, сколько мне?» А он был в крайне тяжелом состоянии. Я говорю: «Знаешь, дорогой, я думаю, надо сейчас исповедоваться и причаститься». Он всё понял. Он ушел в монашество, будучи уже взрослым человеком, в миру у него оставались взрослые дети - он тут же позвонил дочерям, они пришли, он с ними простился. Причастился и очень горячо исповедовался и в эту же ночь спокойно, мирно отошел ко Господу. Вот две смерти, и разница между ними колоссальная. Поэтому я все усилия прилагаю к тому, чтобы человек, находясь у нас в хосписе, обрел хотя бы малую веру, чтобы сделать шаг к покаянию.



- А как обычно протекает болезнь у верующих и неверующих?

Расскажу такую «историю болезни». Эта женщина была музыкантом, долгое время преподавала, человек интеллигентный, но от веры была далека. Повторюсь еще раз: когда нет сверхцели, какой-то гиперзадачи в жизни, которая бы давала стимул жить и утешение на смертном одре, люди озлобляются очень часто. И тебе необходимо приложить колоссальные усилия, чтобы в твоем сердце сохранялся какой-то мир и любовь к этому человеку. Было очень тяжело заходить к ней. Я спрашивал: «Как вы себя чувствуете?» Она в ответ: «Потерпи те, еще немножко осталось! Ничего, скоро уже. Как я себя чувствую? Умираю я!!!» На каждый вопрос - «Ничего! Помру скоро! Еще чуть-чуть потерпи те меня». Зло, раздражительность. Мне приходилось себя силком затаскивать в эту палату и просто понуждать, чтобы начать разговор, стараться отвлечь ее, поговорить о работе, о родных, о близких… И вот чудо: в последние дни перед ее уходом мы с ней как-то так сдружились. Я люблю разговаривать с больными по душам. Есть такая практика - сохранять дистанцию между врачом и пациентом, чтобы не принимать на себя страдающего человека. Я лично эти все дистанции рву и стараюсь, наоборот, сдружиться с человеком, чтобы стать ему родным, потому что очень часто родных, к сожалению, не встретишь рядом с умирающим больным. И мы подружились, мы очень тепло, радушно общались в ее последние дни. К сожалению, к вере она так и не пришла, покаяния, исповеди не сложилось. Но в душе у нее появился мир, эта злоба ушла. Я думаю, что и это Господь принимает.

Потому что Господь не просто дает болезнь даже человеку неверующему. Я думаю, что, когда человек претерпевает эти страдания, эти неизлечимые болезни и, ощущая на себе печать смертника, достойно несет крест свой, этим многие грехи покрываются. Конечно, опять оговорюсь: если больной принимает этот диагноз с терпением и у него есть хоть какая-то капля покаяния и благодарности Господу - вот это очень важно.



Как верующие переносят болезнь? Верующие смиряются. У нас в хосписе есть удивительный человек, наша любимица - больная Галина. У нее доброкачественное заболевание спинного мозга, но она прикована к постели, лежит у нас в хосписе 25 лет - практически с первого дня его открытия. Периодически ее забирают домой родные, но дома она не может долго находиться: того ухода, который ей необходим и который она получает у нас, дома, к сожалению, нет. 25 лет быть лежачей, зависеть от персонала, от других людей - и снискать от сестер, медбратьев и врачей такую любовь! Вот что значит человек верующий. А она глубоко верующая. И часто, вместо того чтобы расспрашивать ее о здоровье, мы, когда приходим к ней, начинаем делиться своим наболевшим. Она нас наставляет, как нам быть, как нам спасаться.

У меня был такой случай: раз иду по коридору и слышу, как одна сестра милосердия нашего сестричества, еще неопытная, отчитывает болящую Галину: «Тебе, Галина, надо смиряться, а ты как себя ведешь? Требуешь, чтобы к тебе лишний раз подошли. А ты должна потерпеть: вас же много у нас…» И это говорилось человеку, 25 лет терпеливо страдающему!.. Мне пришлось потом этой сестре дать вразумление.

Так что, да, для людей верующих самое главное в болезни - смирение. Потому что вдобавок к своему диагнозу ты еще и полностью зависишь от других людей, отдан в их руки.

Когда рак «приводит в рай»

Есть выражение: рак - это болезнь, которая приводит в рай. Об этом говорят многие святые. Вы исповедуете онкологических больных. На ваш взгляд, насколько эти слова справедливы?

Для того, чтобы болезнь привела в рай, необходимо все же идти туда

Выражение абсолютно правильное. Только для того, чтобы эта болезнь привела людей в рай, необходимо идти туда. Когда человек, узнав о том, что у него рак, принимает диагноз как истинный христианин - с покаянием, с благодарностью Господу - и несет этот крест безропотно, без уныния и без отчаяния, его болезнь, действительно, самая короткая дорога в рай. Но когда больной озлобляется - а таких случаев, к сожалению, немало, - эти слова к нему не подходят.

- К счастью, не все онкологические больные озлобляются. Как меняется их отношение к жизни?

Не надо себя хоронить заранее! Надо жить. Радоваться сегодняшнему дню и благодарить Господа за то, что Он дал этот день

Любое лишение чего бы то ни было для нас дорогого - не обязательно здоровья - учит ценить это. Болезнь учит ценить нашу жизнь. Учит ценить наших родных и близких. Учит дорожить каждым днем жизни, чтобы прожить его не зря. Я всегда об этом говорю, когда вижу, что больной впадает в отчаяние и уныние, начинает себя хоронить заживо. Не надо себя хоронить заранее! Надо жить. Радоваться сегодняшнему дню и благодарить Господа за то, что Он дал сегодняшний день.

И еще болезнь учит самому главному - благодарить Господа за то, что Он вообще дал нам эту жизнь. Потому что, заболев, ты понимаешь, какая красота, какое благолепие, какая радость вокруг тебя. И эта удивительная жизнь дарована Господом! Заболев раком, многие - большинство - приходят к вере. Я не лукавлю, это действительно так.

Отец Алексий, а как сделать, чтобы человек не впал в отчаяние, не замкнулся в себе? Вероятно, вы не только слова «не хорони себя заживо» говорите. Что еще вы советуете, что еще делаете? Может быть, почитать какие-то книги?

Да, книги, конечно, важны. Мы разносим по палатам Евангелия и Молитвословы. Закупаем те, у которых самый большой шрифт, чтобы больные, те, кто еще в состоянии, могли почитать, помолиться. Но самое главное все-таки живая беседа, живое общение с людьми, и за него больные со слезами на глазах благодарят. Мы любим навещать наших больных. Можем даже прийти к больному попить чайку, если его состояние позволяет.

У нас и такая традиция: по субботам после Литургии в больничном храме мы идем с нашим храмовым хором - а у нас удивительный хор, он поет византийским распевом - по палатам и поем духовные песнопения нашим больным. Больные до слез рады и благодарны. С нашими сестрами-добровольцами в каждый великий церковный праздник мы больных поздравляем. Да даже и в светский. Вот недавно Новый год мы встречали и с Дедушкой Морозом, Снегурочкой, шампанским, мандаринками, конфетками обходили всех больных и поздравляли. На Рождество колядки пели. Это проявление любви они чувствуют.



Человеку, находящемуся на пороге смерти, ложь видна сразу, поэтому нельзя даже капли лжи или какой-то нечестности допускать - ни в коем случае. Только открытое отношение.

- А как ведут себя родственники больных?

Они безгранично всегда благодарны. Они так же и плачут, так же и радуются, когда мы поздравляем, когда мы приходим петь. Это умилительно. И мне, как священнику, это очень радостно.

Больному врать нельзя. Но нельзя и заранее его «хоронить»

- Дайте, пожалуйста, совет: как должны вести себя родственники с близким, у которого обнаружили рак?

Очень бережно. Потому что человека в этом состоянии очень легко ранить. И если он духовно не крепкий, то это чревато впадением и в уныние, и в отчаяние.

- А ведь родные часто переживают больше, чем тот, с кем случилась эта беда…

Родственникам больного дам такой совет: простите друг друга, ни в коем случае не раздражайтесь. Старайтесь потерпеть

Конечно. Это же испытание не только для самого больного - это испытание для всей семьи, для всех родных и близких. Испытание их веры, любви, сострадания. И поэтому тут нельзя, конечно же, лукавить и обманывать, мол, это ничего, что рак, ты вылечишься… Врать ни в коем случае нельзя. Но нельзя также и говорить, что все плохо: мол, готовься помирать. Тут необходимы такт, деликатность, аккуратность. И надо в эти дни стать друг другу как можно ближе, простить друг друга, ни в коем случае не ругаться, не раздражаться. Стараться потерпеть, потому что в этой болезни очень часто больные раздражительны, несдержанны. Ни в коем случае нельзя срываться, но быть ласковыми, нежными и стараться покрыть любовью все то страдание, которое поселяется в сердце человека, болящего раком.



О чудесах истинных и ложных

Нередки случаи, когда человек, только что узнавший о своем диагнозе, спешит сразу же получить мгновенную помощь, обращается к колдунам, магам и т.д. Как таких людей переубедить? Как их вразумить, удержать от такого «лечения» или поиска чудес?

Думаю, вряд ли возможно сразу же остановить человека - это просто не получится. Он все равно пойдет и сделает то, что надумал. Человек хочет чуда и ищет его. Бывают . Но я видел и другие чудеса: когда человек абсолютно нецерковный, абсолютно неверующий приходил к горячей вере - со слезами на глазах каялся и молился. И ждал с радостью Причастия. Вот это чудо! И таких чудес я желал бы почаще каждому человеку, не только тому, кто страдает каким-то тяжелым заболеванием.

А чудеса колдунов и экстрасенсов ложны. Ведь эти люди общаются с темными силами, с бесами, и они могут в малом помочь, убавить какую-то боль бесовской силой. Но в большем они только вредят. Истинны только чудеса веры.

Как все же остановить? Надо молиться. Трудно переубедить, трудно удержать, а вот молиться за этого человека легко. И проявить терпение. Господь ведь не просто так дает эту болезнь - со временем человек все равно постепенно, потихоньку придет к пониманию ее сути и, надеюсь, к вере и покаянию.

Это служение спасает, прежде всего, тебя самого

- Отец Алексий, как долго вы уже трудитесь в хосписе?

У меня благословение и трудиться врачом в хосписе, и нести священнослужение в больничном Елисаветинском храме, и окормлять сестричество. Врачом хосписа я работаю уже 16-й год, в священстве - пятый год. И все это время стараюсь - и как врач, и как священник - помогать, как могу, умирающим больным. А, к сожалению, в хосписе процентов 70-80 больных - тяжелые, умирающие.

- Не было мысли сменить место служения?

Я себя никогда не видел в другом месте.

Расскажите, пожалуйста, о том труде, который ежедневно совершают сестры милосердия, работающие в хосписе. Ведь это же колоссальный труд!..

В хосписе трудятся не только сестры милосердия. Хоспис - это учреждение государственное. У нас обычный персонал, в большинстве, может быть, даже и не церковный. Это и врачи, и медсестры, и санитарки… Также есть добровольцы - молодые ребята и девушки, которые, надеюсь, со временем станут братьями и сестрами нашей общины.



Самая главная задача сестры милосердия - это подготовка человека - и христианина, и не христианина - к тому, что его ждет впереди: к встрече с Господом. Хочет - не хочет человек, верит - не верит, но эта встреча состоится. И это самое тяжелое - правильно, тактично, аккуратно к этой встрече человека подвести. Не озлобить его, не раздражить своим напором христианским, а найти к каждому свой подход, слово доброе, стать каждому больному другом, братом и сестрой. Вот такая задача лежит на плечах наших сестер милосердия.

Есть и еще одно чудесное направление деятельности нашей общины. Мы столкнулись с тем, что дети, родители которых умирают у нас в больнице, оказываются заброшенными, потому что подчас у них нет других родных. И старшая сестра Елена Анатольевна Кабакова приняла героическое - не побоюсь так сказать - решение: взять на себя опекунство, стать приемным родителем детям, оставшимся полными сиротами. А мы, члены общины, священство, ей помогаем. Нам, слава Богу, удалось получить от муниципальных властей небольшое здание, обустроить его, и мы занимаемся сейчас реабилитацией этих детишек.

- Что дает такое служение, как ваше, тем, кто посвящает ему свою жизнь?

Это служение - быть у постели умирающего больного - для нас самих спасительно. Такая школа веры и любви!

Мы не думаем о себе, что мы вот такие подвижники, спасаем умирающих больных. Это служение - быть у постели умирающего больного - для нас самих спасительно. Да для любого человека, оказавшегося у смертного одра. Ты учишься смирению, ты учишься любить жизнь и любить окружающих людей, терпеть их недостатки. Это такая школа веры и любви!

В Санкт-Петербургской духовной школе была прекрасная традиция: ребята-семинаристы приходили к нам в хоспис беседовать с больными. Они готовились, подбирали цитаты из святых отцов, из Священного Писания… С больными налаживались близкие отношения. Это была прекрасная школа для будущих пастырей!

Я очень рад и благодарен, что Господь поставил меня на такое служение, потому что это спасительное служение. И спасается не только тот, кто болеет, - спасается и тот, кто трудится рядом с этим больным.

Есть понятие - «больная тема». Вот та, что вверху, больная для меня.

И дело даже не в том, что я не умею отказывать. А в том, что отказывать приходится родителям. Тем, кому ты обязан счастливым детством, крепким здоровьем, сытым желудком.


Проблема существует

Ну, как им откажешь? Это я говорила себе, когда в 14 ехала с мамой на ненавистную дачу. Когда в двадцать ехала с ненавистной дачи. Когда в 25 бежала с поручениями по исполкомам и ЖЭСам. Когда в 30 возила рассаду, полола разоры, собирала смородину.

Возможно, для вас все это звучит естественно. Но проблема в том, что время, потраченное на эти дела, я хотела провести совершенно иначе. Больше гулять, больше любить парней, заниматься спортом, читать книжки и болтать с подругами.

Но отказать тем, кто меня вырастил, как-то неудобно. Ведь они столько лет в нас (сестра и брат) вдалбливали, что надо ценить родных, помогать им и поддерживать друг друга.


Рубеж

С одной стороны, это вроде бы правильно.

С другой, где рубеж, за которым уже можно не помогать? А остановиться и подумать немного о себе, о своей семье, которая теперь мне тоже близкие люди?

А вот и нет рубежа. Не учили меня воспитатели-родственники такому.
Но присмотревшись к отношениям с близкими своих подруг и друзей, я поняла, что создать рубеж можно самостоятельно.

Например, сказать, что по вечерам у тебя тренировки и бассейн. То есть, вечерами в будние дни беспокоить не будут.

Сказать, что дети ходят в спортивную секцию в субботу посреди дня, и выкроить для себя этот день.

Одна моя подруга постоянно ссылается на мужа. Мол, она всегда должна быть дома на случай, если он придет с работы, чтобы покормить. По мне, так это бред! Но не поверите! Ее родные именно к этой причине относятся с самым трепетным пониманием. Теперь, обращаясь к ней с просьбой раз в неделю, родители спрашивают, не придет ли Олежек, справится ли он на кухне без нее (мужику 43 года)?

А ещё одна семья отстроилась от родственников, купив себе личный участок в противоположном направлении от родительской дачи. И что вы думаете? Они теперь никому не интересны, люди спят спокойно и живут в выходные в свое удовольствие.

Как отношусь к этому я?

Мне это кажется немного неправильным. Сейчас мне 35, а родители не помолодели. Те, кто отдалился от них, отстроился, не заметят, когда понадобится им реальная помощь. Когда за просьбой будет стоять не прихоть и каприз, а беспомощность. Когда ноги сами не дойдут, а руки недонесут. Порой я даже беспокоюсь, когда они долго ни о чем не просят.

Теперь я умею отказывать красиво: если что-то сделать неудобно мне по времени, предлагаю свой вариант развития событий. Не ищу отговорок, не вру. Пытаюсь вести диалог и прийти к консенсусу. И только с возрастом понимаю: хочешь научиться отказывать родителям – отключи жалость.

А как у вас в семье решается эта проблема?