Часть и целое задания для дошкольников. Конспект занятия по математике. I. Введение в игровую ситуацию

Конспект ООД по ФЭМП на тему « Часть и целое» для детей старшей группы.

Образовательная область : "Познание".

Цель: Формирование понятий части и целого.

Образовательные задачи:

1. Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.

2. Закрепить умение составлять целое из частей.

3. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

4. Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.

Образовательная область : "Познание" ФЭМП.

Тема: «Часть и целое».

Задачи образовательных областей:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Закрепить у детей знание геометрических фигур.
  • Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
  • Закрепить умение составлять целое из частей.
  • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
  • Добиваться активности всех функций глаза во время занятия.
  • Развивать глазодвигательные функции.
  • Способствовать восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
  • Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
  • Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение.
  • Воспитывать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Фланелеграф;

картинки с изображением Маши и её друзей, торта, тарелки, сосиски;

отрывки из мультфильма «Маша и медведь» - «Раз в году»(44-ая серия);

песня « днем рождения и я, и я, и я, и я поздравляю тебя » (Барбарики);

песня «С Днём рожденья меня» («Маша и медведь»);

сладкое угощенье для детей.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

«Тарелка» (круг из бумаги), разрезанная на части;

«сосиска» (полоска из бумаги);

«торт» (круг из бумаги); ножницы.

ХОД ООД:

1.Маша просит детей помочь подготовиться ко Дню рождения

Отрывок мультфильма «Маша и медведь» (01:36-02:22), где медведь угощает своих гостей тортом.

Чему мы должны научить Машу? (делить торт поровну на всех гостей) Поможем Маше подготовиться ко Дню рождения? (да)

2.Зрительная гимнастика «Посчитай гостей»

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

3.«Собери тарелку»

Ребята, Маша так торопилась, что разбила все тарелки. Давайте поможем ей и соберём их. Перед каждым части круга. Из частей составить целые круги. (На столах у детей круги, разделённые на 3 части)

4.«Раздели сосиску пополам»

Ребята, Маша сварила сосиски, но они получились очень большие.

Давайте ей поможем поделить каждую сосиску пополам, чтобы они уместились на наших тарелках.

Перед каждым полоски (сосиски).

Как поделить полоску на две равные части?

У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба и разрежу по линии сгиба.

На сколько частей я разделила полоску? (на две части)

Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две равные части.

Сколько всего таких частей в целой полоске? (две)

Как мы получила 2 равные части?

Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?

Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?

5.Физкультминутка «С Днём рождения»

Танец под песню « днем рождения и я, и я, и я, и я поздравляю тебя » Барбарики

6.«Раздели торт на части»

Маша пригласила на День рождения медведя и двух волков.

Поможем Маше поделить торт между друзьями и научимся делить круг на четыре равные части.

На сколько гостей нужно поделить торт? (на 4 ).

Какими должны быть части? (равными, одинаковыми ).

На сколько частей мы уже умеем делить круг? (на 2)

Сколько частей получилось? (2)

Как называется каждая часть? (половина или одна вторая)

Что больше: целый круг или его часть? (целый круг)

Что меньше: часть круга или целый круг? (часть круга)

Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать ещё раз пополам.

Сколько частей получилось? (4)

Как можно назвать каждую часть? (одна четвёртая.)

Что больше: целый круг или одна четвёртая часть? (целый круг)

Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга?

Что больше: одна вторая круга или одна четвёртая?

Возьмите на столах круги. Подумайте и попробуйте разделить круг на четыре равные части? (сначала на две части, затем еще раз на две ).

Сколько получилось частей?

Как называется вот эта часть? (половина ).

Что больше (меньше) целый торт или половина?

Какая это часть? (четвертая ).

Что меньше (больше) четвертая часть или целый торт?

Какие получились части?

А теперь, расскажи, что тебе кажется важно в этой работе (ровно соединить стороны ). Почему это важно?

7. День рождения Маши

Отрывок мультфильма «Маша и медведь» (05:52-06:37), где Маша угощает гостей тортом.

Смогла Маша поровну поделить торт между гостями? (да)

8. Итог

Маша: Молодцы ребята, ваши знания, умения помогли мне подготовиться ко Дню рождения.

Что вы на занятии делали?

Какое задание вам понравилось?

Большое вам спасибо! Я приготовила сюрприз не только для своих гостей, но и для Вас!

Раздаёт угощенье (звучит песня «С днём рождения меня» из мультфильма «Маша и медведь»).


Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Часть – целое»

«Часть – целое»

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт – вертолет, самолет;

колесо – автомобиль;

руль – велосипед;

парус – лодка;

вагон – поезд;

крыша – дом;

стрелка – часы;

кнопка – звонок;

страница – книга;

подоконник – окно;

каблук – ботинок;

козырек – фуражка;

клавиатура – компьютер;

дверь – комната;

стержень – ручка;

ветка – дерево;

лепесток – цветок;

шишка – елка;

семена – растения;

хвост – зверь;

чешуя – рыба;

крылья – птица;

панцирь – черепаха;

грива – лев.

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом – крыша, дверь;

корабль – штурвал, якорь;

велосипед – педали, колесо;

журнал – страницы, буквы;

компьютер – мышка, клавиатура;

пальто – воротник, рукава, пуговицы;

холодильник – лед, продукты;

чайник – крышка, носик;

удочка – поплавок, крючок;

цветок – лепестки, тычинки, пыльца;

дерево – ветки, кора, листья;

гриб – шляпка, ножка;

жук – лапки, усики, крылья;

бабочка – крылья, хоботок;

лиса – хвост, лапы;

яблоко – кожица, семечки;

кочан капусты – листья, кочерыжка.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки. Третье путешествие в Центральной Азии 1879-1880 автора Пржевальский Николай Михайлович

часть 2 Открытием мною в конце 1876 года громадного хребта Алтын-тага близ Лоб-нора определилась неизвестная до тех пор связь между Куэнь-лунем и Нань-шанем и выяснилось, по крайней мере в общих чертах, положение северной ограды всего Тибетского нагорья. Это последнее на

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

часть 3 Необычайно скучными показались нам, в особенности первые, дни нашего обратного движения в Цайдам. Помимо недостижения Лхасы как главной причины, вызывавшей общее уныние, невесело было подумать и о будущем. Здесь перед нами опять лежали многие сотни верст трудного

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Составляли ли когда-нибудь континенты одно целое? Посмотрите на карту мира. А теперь взгляните на Южную Америку и Африку. Вы видите выступ в очертаниях Южной Америки справа, где находится Бразилия, и впадину в контуре Африки слева? Вам не кажется, что их можно сложить

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.42. Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловое единство Несмотря на многообразие микротем, при построении сложных синтаксических целых наблюдается тенденция к соблюдению единства их композиционно-смысловой структуры. Последняя в идеальных случаях имеет

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

7.43. Сложное синтаксическое целое однородного и неоднородного состава В качестве средства связи сложных синтаксических целых используются обычно модели сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений (в моделях сложноподчиненных предложений связи, как правило,

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

§ 182. Порядок слов и сложное синтаксическое целое Порядок слов в предложении зависит не только от грамматических связей слов и смысла всего предложения, но и от сложного синтаксического целого (см. гл. XLIX), в состав которого входит предложение. Ср.: Неожиданно кто-то в белом

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

XLIX. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (Прозаическая строфа) При редактировании текста, наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями, особое значение имеют группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Такая качественно новая единица - сочетание

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна

Организм как целое Организм - это любая живая материя, обладающая совокупностью основных жизненных свойств: клеточной организацией, обменом веществ, движением, раздражимостью, ростом и развитием, размножением, изменчивостью и наследственностью, приспособляемостью к

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

«Часть – целое» Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:винт – вертолет, самолет;колесо – автомобиль;руль – велосипед;парус – лодка;вагон – поезд;крыша – дом;стрелка – часы;кнопка – звонок;страница – книга;подоконник – окно;каблук

Часть 5 Что лично убираю в романах я. По крайней мере, стараюсь! Новые возможности компьютера позволяют вводить в «Поиск» слово и, щелкая по клавише, переходить по всему тексту от одного к другому, не просматривая все-все, как приходилось Толстому, Бунину, Чехову, Булгакову,

Совет № 134 Довольно часто можно увидеть на дороге группу велосипедистов – как минимум два, максимум несколько десятков. Воспринимайте всех велосипедистов как единое целое, не нужно машиной разрывать

Устная работа. Актуализация опорных знаний.

Ответьте на вопросы, будьте внимательны!

Сколько хвостов у 4 щенков?

Сколько лап у двух кошек?

Назовите второй день недели.

Сколько месяцев длится зима?

Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?

Что общего у снега и одеяла?.

Фронтальная работа

Решение примеров,задач,сравнениечисел.

Задачи в стихах

a) На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

b) 6 орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще 4 дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Посмотрите кто к нам пришел?У медвежонка Умки сегодня день рождения

Вгости пришли друзья

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей

Подели пирог скорей!

Что делали звери?

Сегодня на занятии мы с вами научимся делить целое на равные части, мы будем делить предметы на 2 и на 4 части, а так же поупражняемся в ориентировке в пространстве, повторим понятие «правая сторона» и «левая сторона».

Сядьте удобно, - сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать. У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба.

На сколько частей я разделила полоску?

Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.

Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве её частей) .

- «Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина, - (показываю)

Что я сейчас показала? Сколько всего половин?

Что же называется половиной?

Половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски.

Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части?

Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?

Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?

А если я сложу полоску вот так (не пополам, на сколько частей я разделила её?

Можно ли эти части назвать половинами?

2.Практическая работа

У вас на столах есть круги. Пожалуйста, сложите круг 1 раз пополам.

Что вы сделали?

Что получилось?

Обведите рукой каждую из половин круга.

Обведите рукой целый круг.

Что больше целый круг или одна из 2 равных частей?

Что меньше? Одна равная часть или целый круг?

А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам

Сколько раз сложили круг пополам (спрашиваю несколько детей)

Сколько получилось частей?

Равны ли эти части?

Обведите рукой каждую из 4 частей.

Что больше одна из четырех частей целого или целый круг?

Что меньше?

Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам?

Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?

У вас на столах так же есть прямоугольники.

Сложите прямоугольник 1 раз пополам.

Складывать надо так, чтобы стороны и углы совпадали.

Что сделали?

Что получилось?

Равны ли части?

Как называют обе равные части целого?

Что больше половина целого или целый прямоугольник?

Что меньше?

Сложите свой прямоугольник ещё раз пополам.

Что сделали?

Что получилось?

Обведите пальцем каждую из 4 частей.

Что вы научились делать?

Если предмет сложить 1 раз пополам, то сколько частей получится?

Какие получатся части?

Как они называются?

Сколько раз надо сложить предмет пополам, чтобы получились 4 равные части?

Медвежонок Умка хочет поехать в гости к своим друзьям. Но он не знает дороги. Давайте поможем ему найти дорогу в гости.

Чтобы найти дорогу, надо хорошо определять, где лево и право. Давайте проведем игру на внимание, в которой вы будете выполнять движения в указанном направлении:

Встали все.

Повернитесь направо.

Правой рукой дотроньтесь до левого уха.

Левой рукой дотроньтесь до носа.

Повернитесь налево

Встаньте прямо

Правой рукой дотроньтесь до левой ноги.

Левой рукой дотроньтесь до правой ноги.

Погладьте правой рукой себя по голове и скажите «Молодцы! ».

Работа в азбуке-тетради №2

Задание №1.

Рассмотрите картинки. Из каких частей круга они составлены? Рассмотрите, каким цветом раскрашены круг, половины кругов, четвертинки кругов на нижнем рисунке. Раскрасьте такими же цветами детали на верхнем рисунке.

Задание 2 знакомо детям. Можно выполнить его с комментированием, а последний «домик» дети заполняют самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика «Музыкальная»

При выполнении задания 3 необходимо обратить внимание детей на то, на сколько частей разделена фигура, как называется каждая из частей.

Какую часть круга вырезали?

Рассмотрите внимательно узор на вырезанных частях и выберите подходящую четвертинку

Считалка «Мы делили апельсин»

Задание 4.

Медвежонок Умка приготовил для вас еще угощения –печения.

Дорисуйте вторую часть печения.

АНЖЕЛА БАТЫРОВА
«Часть и целое». Конспект занятия по математике для подготовительной группы

Конспект

Занятия по математике . Подготовительная группа .

Воспитатель : Батырова А. В. МКДОУ № 22

Программное содержание.

1. Освоение детьми действий замещения «части » и «целого » при помощи полосок разной величины.

2. Развитие у детей представлений об утвердительных предложениях.

3. Развитие у детей представлений о днях недели.

Материал : Матрешка, яблоко, нож

Раздаточный материал : Карточки с написанными на них днями неделями, полоски, цифровые веера.

Ход занятия:

Первая часть

Воспитатель : Ребята, мне сегодня утром почтальон вручил письмо. Давайте посмотрим, откуда это письмо. Нам прислали письмо из города Цифрограда. А когда нам отправили письмо 1 февраля. А какое сегодня число?

Воспитатель : Сколько дней шло к нам письмо, давайте посчитаем.

Дети : 5 дней.

Воспитатель : А какой сегодня день недели?

Дети : Вторник.

Вторая часть

Игра «назови день недели»

Воспитатель : А теперь давайте ребята поиграем в игру.

Детям раздаются карточки с названиями дней недели. Воспитатель просит выйти к доске «первый день недели» , понедельник, затем следующий «день недели» спросив, как он называется, затем опять следующий и т. д. Когда все «дни недели» выстроены, воспитатель просит поднять свое название (попрыгать, присесть, встать на цыпочки) «день недели» , который идет после какого-то или до какого-то. Затем предлагаем всем детям разойтись и по сигналу встать опять друг за другом, начав ряд, например, со вторника (среды, пятницы) .

Воспитатель : Молодцы ребята, проходите на свои места. Ребята давайте посмотрим, что же в конверте и кто нам написал письмо.

Читаю письмо : Здравствуйте ребята, группа № 9 . Пишет вам Знайка с города Цифрограда. В нашем городе узнали, что вы очень умные ребята, хорошо считаете. А попробуйте-ка решить мои задания. С уважением, Знайка.

Третья часть

Задача № 1. Два числа - 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите (4)

Задача № 2. На дереве сидят 4 птицы : 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон(2)

Задача № 3. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

ФИЗМИНУТКА.

Четвертая часть

Новая тема

Воспитатель : Ребята, вот перед нами яблоко - оно целое , а сейчас я разрежу его и получу 2 неравных кусочка - это части . Значит соединяя 2 части яблока получается целое , а когда разъединяю получается 2 части яблока . Перед вами 2 полоски, одна полоска длинная - это целое , а 2 поменьше это части . Скажите, яблоко оно какое?

Дети : Целое .

Воспитатель : Покажите какой полоской обозначаем.

Дети : Одной.

Воспитатель : Ребята, а когда я разъединяю яблоко. Что у нас получается?

Дети : 2 части .

Воспитатель : Покажите, какой полоской обозначаем?

Дети : Двумя.

Воспитатель : Ребята, посмотрите что это?

Дети : Матрешка.

Воспитатель : А матрешка какая?

Дети : Целая.

Воспитатель : А если я ее разделю, что у нас получится?

Дети : 2 части .

Воспитатель : Эти части какой полоской мы обозначаем?

Дети : Двумя полосками.

Воспитатель : А когда оно целое ?

Дети : Одной.

Воспитатель : Молодцы!

Пятая часть

Воспитатель произносит несколько предложений. Говорит, что есть такие предложения, когда что-то спрашивают, задают вопрос, например : «Тебе сколько лет? Тебе 5 лет?» Это вопросительные предложения. А есть такие предложения, когда просто что-то говорят : «Тебе 6 лет. Тебя зовут Оля.» Воспитатель говорит, что он будет называть разные предложения. Когда предложение будет вопросительное, дети будут поднимать вот такой знак (показывает знак вопроса, он называется «вопросительный знак» , когда невопросительное (другие виды предложений не называются) - не поднимать ничего. Каждый раз после выполнения задания, детям предлагается объяснить почему предложения вопросительное или невопросительное. «В вопросительном в чем-то, спрашивается, в интонации голоса звучит вопрос, что-то хотят узнать, спросить.

Задача № 4. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?

Анализ : Что вы сегодня узнали на занятии ? Чему научились?

Поощрение. Ребята, давайте сделаем круг. У нас в середине февраля отмечается праздник день любви, давайте мы сейчас возьмемся за руки и подарим тепло и любовь друг к другу. А теперь нашим гостям и я вам ребята подарю вам свое тепло и любовь, (звучит музыка, раздаю валентинки) .