Фотоаппарат цифровой sony dsc rx1. Обзор камеры Sony Cyber-Shot DSC-RX1R II. Дневная уличная съемка

Снизу по традиции находится отсек для батареи и карты памяти. Резьба штативного крепления размещается правее, но недостаточно далеко. В зависимости от конструкции штатива доступ к отсеку с картой памяти может быть заблокирован. Снизу также имеется системный динамик, скрытый под решеткой.

Объектив имеет отдельное кольцо для перевода в режим макро. По умолчанию он фокусируется с дистанции 30 см до бесконечности, а вот в макрорежиме фокусировка возможно с расстояния 20–35 см до объекта.

Экран и интерфейс

Трехдюймовый экран имеет разрешение 1 228 800 точек и выполнен по фирменной технологии WhiteMagic. Ее суть заключается в присутствии четырех цветовых точек на пиксель - красной, синей, зеленой и белой. Такой дисплей отличается повышенной яркостью и пониженным энергопотреблением. Это матрица с отличной цветопередачей, а также с широкими углами обзора. Съемка в солнечную погоду возможна без проблем. При прямом попадании лучей, правда, будет сложновато оценить правильность экспозиции, однако в этом может помочь гистограмма, которая выводится на экран по нажатию кнопки Disp.

Конечно, с профессиональной точки зрения это не равноценная замена видоискателю. Как вариант, можно воспользоваться внешним электронным или оптическим видоискателем, но лучше было бы перенять опыт Fujifilm и реализовать встроенный видоискатель. Экран не имеет сенсорного слоя, а задать точку фокусировки достаточно трудно, ведь никаких выделенных механических элементов для этого не предусмотрено. Кроме того, матрица дисплея имеет пластиковую защиту, хотя хорошим тоном было бы поставить здесь прочное стекло. Это даже удивительно, учитывая высокую стоимость камеры.

Меню Sony RX1 досталось в наследство от фотоаппаратов со сменной оптикой серии Alpha. Оно же было внедрено и для Sony RX100. Оно предельно просто организовано и не потребует долгого привыкания, хотя не обошлось и без промахов. Например, через быстрое меню невозможно переключить режимы съемки (RAW или JPEG). По краям дисплея выводятся как основные, так и второстепенные параметры съемки. При этом выглядят они ненавязчиво и почти не отвлекают от кадрирования.

Еще один забавный момент - в настройках можно изменять качество картинки на дисплее. Это ни на что не влияет в плане съемки и качества картинки. Видимо, камера отключает сглаживание шрифтов и предобработку изображения перед выводом на экран. Сколь-либо заметным образом снижение качества экрана не отражается даже на времени автономной работы. Так что спишем это на загадочность японской души.

Функциональные возможности

Здесь, конечно, сразу стоит поговорить о матрице. Это настоящий full frame с разрешением 24.3 мегапикселя. Такая же матрица (или, по меньшей мере технологически очень близкая) используется в профессиональной камере с полупрозрачным зеркалом SLT-A99. Есть информация, что матрица была специально доработана для использования в RX1, а шумовые характеристики на высоких значениях ISO выглядят лучше, чем у SLT-A99. Но сама Sony это никак не комментирует.

Светочувствительность сенсора регулируется в пределах 100-25600 единиц ISO, а при желании нижняя граница сдвигается вплоть до ISO 50. Это может быть особенно полезно при съемке с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. По непонятным причинам минимальная выдержка при F2.0 равна 1/2000 с. В отдельных случаях на помощь может прийти нейтральный фильтр, но его придется покупать отдельно.

Сам же сенсор заслуживает высших оценок по всем параметрам - чувствительности, шумам, динамическому диапазону. Такая крупная матрица позволяет реализовать как минимум двухкратное цифровое увеличение без существенной потери качества. В экстренном случае воспользоваться им не грех. В меню доступно лишь два формата кадра - 16:9 и 3:2. Ну а при съемке в RAW доступно только соотношение 3:2.


Размеры и вес Sony RX1 с другими камерами я не сравнивал, но в сети бродит такая картинка:

Хочу сразу отметить, что я совершенно равнодушен к фото-оборудованию и не испытываю никакого пиетета к брендам. Технических форумов не читаю. Покупаю то, что на данный момент времени является оптимальным по соотношению цена-качество и отвечает тем задачам, которые мне приходится решать в процессе работы. Раньше снимал различными пленочными узко-, средне- и полноформатными камерами, позже цифровыми. Сейчас снимаю на Canon Mark II в комплекте с объективами Sigma 20mm f=1.8, Canon L 50mm f=1.2, Sigma 70-200mm f=2.8, Sigma 180mm Macro f=3.5, Canon L 100-400mm. Иногда на плёночную дальномерку Fuji 6х9 см с объективом 65mm.
Моей единственной компактной камерой была Смена-8М, еще во времена СССР. Погибла она в какой-то карстовой шахте на Кавказе четверть века назад. В дальнейшем этим типом техники я не пользовался.
RX1 мне подарила компания Sony. Игнорируя народную мудрость про зубы дарёных копытных, попробую описать свой опыт использования этого фотоаппарата. Описываемые здесь впечатления основаны на съемке растений в течении часа и 2 прогулок по Москве. Так что ожидать от этого поста какой-то необычайной глубины не имеет смысла. Зато есть интрига. Я не знаю, оставлю себе эту камеру или продам.

Первые впечатления
Судя по инструкции, производители камеры имеют весьма смутные представления о собственном изделии. Часть функций фотоаппарата попросту не описаны. Приходится осваивать методом «тыка». В зависимости от характера и темперамента пользователя первые опыты использования RX1 могут вызывать как неконтролируемую ярость, так и умиление от акта познания тайн и загадок волшебного инструмента.

Фотосъемка ночью с рук
Качество картинок очень высокое. Иногда уместно использовать режимы "Дешевый фотоаппарат" или "Авто HDR".

ISO-2000, 1/40 sec, f/2.8, съемка с рук, режим "Дешевый фотоаппарат"

Фрагмент

ISO-3200, 1/80 sec, f/2, съемка с рук

Фрагмент

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, три варианта режима "Дешевый фотоаппарат"

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, вторая картинка в режиме "Авто HDR"

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, режим "Авто HDR"

В режиме "Авто HDR" движущиеся объекты (обычно машины) на относительно длительных выдержках типа 1/30 sec двоятся и троятся. Но, при необходимости это легко ретушируется.

Режим "Панорама"
Панорамы снимаются моментально, склейка простых сюжетов качественная. Поворачиваемся корпусом, камера делает тыр-тыр-тыр-тыр-тыр.., а потом сама склеивает панораму (при этом можно перемещать камеру горизонтально, вертикально, вправо, влево, вверх или вниз).

ISO-100, 1/500 sec, f/10, съемка с рук, режим "Панорама", камера в горизонтальном положении

Фрагмент

Склейка сложных сюжетов (когда камера наклонена вниз или вверх) с отдельными разрывами (см. провода на фоне неба), что вполне естественно.

ISO-100, 1/500 sec, f/5, съемка с рук, режим "Панорама", камера в горизонтальном положении

Если смазанные треки машин не актуальны, режим "Панорама" может использоваться и ночью.

ISO-6400, 1/500 sec, f/2, режим "Панорама", камера в вертикальном положении, съемка с рук

Резкость

Резкость хорошая по всему полю кадра.

ISO-100, 1/160 sec, f/8, съемка с рук

Фрагмент, левый верхний угол

Фотосъемка с длительной выдержкой
В ручном режиме при съемке пейзажа на выдержке 30 сек картинка пересвечивается на 2EV. Крутим выдержку и диафрагму глядя на монотор до получения неземной красоты, нажимаем кнопку спуск, ждем пока отработается выдержка, потом ждем пока камера подавит шумы, смотрим на картинку и видим вот это:

ISO-100, 30 sec, f/16

Или недоработка программного обеспечения, или реакция на температуру -15 С. Вероятнее первое.
Глюк не критичный, если о нем знать. Со временем доработают.

Приходится делать поправку и снимать еще раз, после чего получаем нормальную картинку:

ISO-50, 30 sec, f/22, штатив, резкость несколько снижена наличием снегопада

Фрагмент

ISO-250, 5 sec, f/18, съемка с поручня подземного перехода

Попытка снять этот сюжет на длительной выдержке в режиме "Авто HDR" не удалась. Камера не стала объединять картинки в одну итоговую и сохранила две фотографии. Видимо из-за того, что промежуточные картинки слишком различны. С движущейся водой HDR скорее всего сложится.

Фокусировка

Автофокус субъективно медленнее, чем у зеркалки, но специально этот показатель я не сравнивал. При съемке портрета удобны функции: "Следящая фокусировка с приоритетом лиц" и "Распознавание лиц". Фокусировка в глубоких сумерках без ощутимой задержки. Ручная фокусировка при макро-съемке в режиме 0,2 м - 0,3 м довольно удобная. Позволяет сфокусироваться очень точно.

Фотосъемка небольших объектов с рук
Поскольку у меня дома постоянно цветут какие-нибудь орхидеи, я на них и тестировал камеру. Свет от окна, погода пасмурная, поэтому выставлены ISO от 800 до 1600. Качество картинок меня полностью устраивает.

ISO-1600, 1/125 sec, f/5.6, съемка с рук

ISO-1600, 1/640 sec, f/2.8, съемка с рук

ISO-1600, 1/60 sec, f/11, съемка с рук

ISO-800, 1/320 sec, f/2.8, съемка с рук

ISO-800, 1/60 sec, f/4, съемка с рук

ISO-800, 1/320 sec, f/2, съемка с рук

Дизайн, эргономика
Дизайн аскетичный. Без чехла камера мужская, или для женщин от 40 и старше. С чехлом типа http://www.leicatime.com/a000CasesOtherDigitalCameras.htm подходит под одежду в стилях Marlboro и Camel Active.
На вид вполне прочная. Расположение кнопок и колёсиков относительно удобное. Хорошая крышка на объектив. Жк-экран качественный, но как и у Markов льстивый, показывает картинки лучше, чем они есть на самом деле.

Некие предварительные рассуждения на тему: "зачем мне полноматричный компакт с объективом 35мм?"
1. Совершенно не нужен. Что, я испытывал какие-то особые проблемы пока его у меня не было? Нет не испытывал.
2. Благодаря RX1 буду ли я снимать лучше? Нет не буду.
3. Благодаря RX1 буду ли я снимать чаще и больше? Возможно. Но зачем это нужно?
4. Зеркальный фотоаппарат - инструмент идеальный. Но тяжёлый, объемный и предполагающий наличие тяжёлых и объемных дополнительных объективов. Компактная камера этих недостатков лишена.
5. Человек идущий по городу с хорошей зеркалкой на пузе груди ничем не отличается от человека открыто несущего в вытянутой руке 60000-100000 рублей. Компактная камера, особенно с замазанным названием бренда и модели почти не привлекает внимания и позволяет мимикрировать под бедного, но любознательного туриста.
6. RX1 позволяет работать в таких направлениях фотографии, как портрет, пейзаж, жанр, флора. Нет той гибкости, которую даёт зеркалка + зумы + сменная оптика, да и хрен бы с ней, с этой гибкостью. Зато глаз быстро привыкает находить сюжеты и строить кадр именно под 35 мм. Если бы я не зарабатывал деньги фотографией, то имел бы дешёвую зеркалку + телевик 100-400мм + макрообъектив 180 мм и полноматричный компакт с фиксом 35 мм. Сожаления некоторых пользователей по поводу отсутствия у RX1 сменной оптики мне не понятны. RX1 совершенно самодостаточная камера. Компакты со сменной оптикой - тупиковая ветвь эволюции, по сути - неудобные зеркалки без зеркала.
7. Для профессионального фотографа RX1 – хорошая страховочная камера на случай поломки основной.
8. Для фотографа, которого задолбала фотография, RX1 – забавная игрушка возвращающая интерес к творчеству.

Компания Sony анонсировала новую полнокадровую компактную фотокамеру с несъёмным объективом Cyber-Shot RX1R II. Новинка стала воплощением всего лучшего RX1 и RXIR с прокачкой характеристик. Матрица и гибридный автофокус заслуживают отдельного разговора. Такое же оборудование установлено в флагманской беззеркалке A7R II, а это многого стоит.

Компакт обзавёлся удобным электронным видоискателем. Предыдущие поколения RX1 и RX1R имели неуклюжие и не слишком удобные видоискатели. Новинка получила всплывающий модуль видоискателя. Аналогичный используется в RX100 версий III и IV. Разрешение видоискателя составляет 2,4 млн. пикс.

Элементы управления своим расположением похожи на те, что были в камерах предыдущего поколения. Корпус камеры имеет примерно такой же размер. Лишь некоторые визуальные изменения отличают новую камеру от предыдущих моделей.

Как и в прошлогодних камерах, в новинке установлен 35mm F/2 объектив. Его диски управления очень хорошо проработаны эргономично. Они широкие и ухватистые. Два раздельных диска позволяют управлять фокусировкой и диафрагмой. Для изменения режима автофокуса имеется специальный переключатель в углу передней части камеры. Максимальная скорость серийной съёмки RX1R II при следящем автофокусе AF-C составляет 5 кадров в секунду.

Не только всплывающий видоискатель позволяет удобно визировать сцену. Поворотный дисплей также рассчитан для удобной съёмки с высоких и низких ракурсов. Дополнительный диск управления на задней панели упрощает настройку параметров съёмки.

Верхняя панель вполне стандартна. На ней расположились два диска. Один отвечает за переключение режимов, а второй за компенсацию экспозиции.

Удивительно то, насколько камера компактная. В маленьком корпусе кроме выдвижного видоискателя находится полнокадровый сенсор изображения. Размеры корпуса RX1R II составляют 113х65х72мм. Масса камеры - 507 грамм.

Камера очень интересна своим форм-фактором и начинкой, но возможности видео огорчают. Для запуска и остановки видеозаписи служит маленькая кнопочка, которая утоплена в корпус, что позволяет избежать случайных нажатий. При этом кнопка находится под большим пальцем. Несмотря на то, что датчик позаимствован в A7R II, новая камера Sony RX1R II не может записывать видео в разрешении 4K. Её максимум - это Full HD. При уменьшении разрешения до 720p можно выполнять видеозапись на скорости 120 кадров в секунду.

Дисплей, установленный на наклонном механизме, имеет разрешение 1,2 млн пикселей. Его чёткость и резкость очень высоки, но сенсорное управление сегодня является нормой, но его тут нет. Совершенно непонятно, почему Sony решили не внедрять сенсорное управление. У компании, которая кроме фототехники занимается производством смартфонов, с этим проблем быть не должно. На ручке ухвата расположился знак NFC. Прислоните к нему смартфон или планшет с этой технологией и ваши устройства соединятся.

Согласно нового плана Sony, во многие камеры будет добавлена поддержка 14-битного несжатого RAW. Не обошло это и RX1R II. Он сможет снимать с такой глубиной цвета. Сейчас уже такую возможность получила флагманская камера a7R II с обновлением прошивки.

Внутри RX1R II таится много интересных технологий. Задний элемент оптики входит в камеру очень глубоко.

Камера Sony RX1R II оборудована датчиком изображения, аналогичным a7R II. Из-за этого система фокусировки у обеих камер аналогичная. Она состоит из 399 фазовых точек. Автофокус предыдущих моделей был медленным. Новинка работает на целых 30% быстрее. При всех плюсах в RX1R II нет системы стабилизации изображения. Программная стабилизация доступна только при видеозаписи.

Ещё одно нововведение - это фильтр низких частот RX1R II. Он электронный. Система управления фильтром предлагает три настройки: максимальная фильтрация, средний уровень и отключено. Благодаря настройкам можно выбирать между максимальным снижением муара, но потерей некоторых мелких деталей или максимальной детализацией, но наличием в кадре муара.

Технология регулировки интенсивности работы фильтра электронная. Прикладывая различное напряжение можно изменять степень размытия изображения, а именно это происходит для снижения муара.

Технические характеристики Sony Cyber-Shot II RX1R

Стоимость

Тело камеры

Стиль

Компактная камера с полнокадровым датчиком изображения

Материал корпуса

Сплав магния

Датчик изображения

Максимальное разрешение

Соотношение сторон фотоснимков

1:1, 4:3, 3:2, 16:9

Рабочее разрешение

Полное разрешение

Размер матрицы

Полный кадр (35,9 х 24 мм)

Тип датчика

Графический процессор

Цветовое пространство

Снимки

Светочувствительность ISO

Авто, 100-25600, с расширением до 50-102400

Предварительные установки белого

Пользовательский баланс белого

Есть с точной настройкой

Стабилизация изображения

Отсутствует

Сырой формат

Уровни качества JPEG

Очень хороший, хороший, стандартный

Формат файлов

  • JPEG (Exif v2.3, DCF 2.0)
  • RAW (Sony ARW, 14-битный несжатых)

Оптика и фокус

Фокусное расстояние

Оптический зум

Максимальная диафрагма

Автофокус

  • Определение контраста (датчик)
  • Обнаружение фазы
  • Мульти-зонный
  • Центральный
  • Выборочный по одной точке
  • Следящий
  • Единичный
  • Распознавание лица

Лампа подсветки автофокуса

Цифровое увеличение

Ручная фокусировка

Нормальный диапазон фокусировки

Макро-диапазон фокусировки

Количество точек фокусировки

25 контрастных, 399 фазовых

Дисплей и видоискатель

Поворот, наклон

Диагональ дисплея

Разрешение дисплея

Сенсорный дисплей

Тип дисплея

Режим Live View

Тип видоискателя

Электронный

Покрытие видоискателя

Увеличение видоискателя

Разрешение видоискателя

Параметры фотографирования

Минимальная скорость затвора

Максимальная скорость затвора

Режимы экспозиции

  • Автоматический
  • Программный
  • Приоритет диафрагмы
  • Приоритет выдержки
  • Ручной
  • Memory Recall

Сюжетные режимы

  • Портрет
  • Спорт, действие
  • Пейзаж
  • Закат солнца
  • Ночная съемка
  • Ручной, сумерки
  • Ночной портрет
  • Анти размытие

Встроенная вспышка

Внешняя вспышка

Да (с помощью горячего башмака)

Режимы работы вспышки

Выкл, авто, заполняющая вспышка, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, беспроводная

Выдержка х-синхронизации

Режимы затвора

  • Единичный
  • Непрерывный
  • Приоритет скорости непрерывной съёмки
  • Таймер
  • Непрерывный брекетинг
  • Одиночный брекетинг
  • Брекетинг баланса белого
  • DRO брекетинг
  • LPF брекетинг

Скорость серийной съёмки

5,0 кадров в секунду

Таймер

Да (2, 5, 10 секунд)

Режимы замера

  • Многозонный
  • Центрально-взвешенный
  • Местный

Компенсация экспозиции

± 5 (по 1/3 ступени)

Брекетинг баланса белого

Особенности видеосъемки

Разрешения

1920×1080 (60p, 60i, 30p, 24p), 1280х720 (120P, 30p)

Формат файлов

MPEG-4, AVCHD, XAVC S, H.264

Примечания

Поддержка скорости передачи 50 Мбит в секунду с использованием кодека XAVC S

Микрофон

Динамик

Хранение данных

Типы карт памяти

SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo

Передача данных

USB-порт

USB 2.0 (480 Мбит/сек)

HDMI-порт

Да (Micro HDMI)

Разъём микрофона

Разъём наушников

Беспроводная связь

Встроенная 802.11b/G/N с NFC

Дистанционное управление

Есть с помощью смартфона

Физические характеристики

Защита от влаги и пыли

Источник питания

Аккумулятор

Описание аккумулятора

Литий-ионный. NP-BX1

Срок службы аккумулятора

220 фотографий

Вес вместе с аккумулятором

Габаритные размеры

113 х 65 х 72 мм

Другие особенности

Датчик ориентации

Интервальная запись

    Описание Характеристики
  • Тест
  • Отзывы Статьи

Обзор компактной камеры Sony DSC-RX1 за 120 тысяч рублей

В начале лета 2012 г. Sony порадовала искушенных фотографов компактной камерой с качественным зум-объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar и 1-дюймовой CMOS-матрицей (аналогичная применяется в беззеркалках Nikon 1). Но уже в сентябре компания повергла всех в настоящий (но по приятному поводу) шок, анонсировав первую в мире компактную камеру с полноформатной 24,3-мегапиксельной CMOS-матрицей. «Неужто полноформатная беззеркалка»? – ёкнуло сердце у фотографов-энтузиастов.

Sony DSC-RX1

Но, как оказалось, сменять оптику не позволяет - она оснащена жестковстроенным высококачественным и светосильным умеренным широкоугольником - Carl Zeiss Sonnar 35 мм/F2.0. Энтузиасты тут же отреагировали на фотографических форумах примерно так: «Ну ясно, Sony решила первой отметиться в новом классе фотокамер, а байонет под сменную оптику, наверное уже давно в работе, и скоро будет беззеркалка). Надеемся, насколько верны эти ожидания, мы узнаем, уже довольно скоро, а пока рассмотрим то, что уже есть - модель RX1 с несменным «фиксом».

Дизайн, эргономика и функционал

Начнем с дизайна в целом. Даже по первым фотографиям новинки было очевидно, что это продукт премиум-класса. Строгий черный корпус с плавными обводами и сдержанным полуматовым блеском сразу внушает уважение. Добавим, что с момента представления камерe уже успели отметить несколькими престижными премиями за дизайн и инновации. Когда RX1 впервые берешь в руки, металлический довольно увесистый корпус приятно холодит пальцы и ощущение техники класса High End усиливается.

Хотя резиновые накладки спереди и сзади на правом боку корпуса почти плоские, они позволяют надежно удерживать камеру одной рукой. Это пригодится непосредственно в процессе съемки, но для работы с настройками, особенно объектива, без поддержки второй руки не обойтись. Несмотря на то, что объектив выглядит массивным, а корпус камеры тонким, вся конструкция достаточно хорошо сбалансирована.

Органы управления Sony DSC-RX1

На верхней грани расположены два управляющих диска (селектор режимов съемки и ввода экспокоррекции) и две кнопки (функциональная С и спуска затвора). Последняя нажимается мягко и отчетливо, а дополнительно повысить плавность нажатия позволяет резьбовое отверстие для присоединения механического спускового тросика. Это простое ретро-приспособление позволит, например, поставить камеру на ровную поверхность и без всякой «шевеленки» сделать снимок с минимальной чувствительностью и длинной выдержкой (было успешно проверено на практике).

Селекторный диск по набору режимов съемки почти совпадает с установленным на флагманской зеркалке Sony Alpha SLT-A99. Кстати, она тоже оснащена 24,3-мегапиксельной матрицей (возможно той же самой, ведь эта камера появилась на рынке практически одновременно с RX1). На диск RX1, помимо типичных режимов Auto, P/A/S/M и Scene (выбор сюжентной программы) выведены отдельные позиции для съемки панорам, видеосъемки и трех пользовательских настроек. Диск экспокоррекции, в соответствии с уже сложившейся модой, расположен так, что его удобно крутить большим пальцем правой руки (чуть ниже с той же целью расположен еще один управляющий диск).

Кнопка C (видимо Custom) является перепрограммируемой: через главное меню ей можно назначить вызов одной из 26 настроек.


Прорезиненные бока Sony DSC-RX1 предотвратят выскальзывание

Кстати, то же самое можно сделать с кнопкой AEL и боковыми кнопками мультиселектора, расположенного на задней панели. По умолчанию в нем используется только верхняя кнопка DISP, которая служит для управления отображением информации на дисплее (пять вариантов: минимум информации, минимум + уровень горизонта, минимум + живая гистограмма, минимум + шкалы выдержек и диафрагмы, максимум). Еще одна весьма полезная кнопка - Fn - вызывает на экран меню быстрой настройки параметров съемки. Их иконки располагаются вдоль вертикальных сторон кадра. Эта кнопка также помогает войти в режим быстрой навигации (Quick Navy), где можно не только увидеть сразу все основные настройки камеры, но и прямо тут же их изменить. Он наиболее удобен при использовании внешнего электронного видоискателя (EVF) модели FDA-EV1MK (приобретается отдельно).

Отметим, что в камерах семейства NEX для подключения EVF предусмотрен аксессуарный порт, расположенный над ЖК-экраном. Но в RX1 инженеры, видимо, ради лаконизма дизайна, спрятали электрические контакты для сопряжения видоискателя и других аксессуаров прямо в разъем «горячий башмак». Через него можно подключать внешние вспышки (полностью совместимые HVL-F60M и кольцевые HVL-RL1, HVL-RLAM, через адаптер - ADP-MAA HVL-F20AM, HVL-F36AM, HVL-F42AM, HVL-F43AM, HVL-F56AM, HVL-F58AM, двухламповую HVL-MT24AM), синхроконтакты и кабели для студийного света, направленный микрофон ECM-CG50. Салазки «башмака», кроме того, позволяют использовать оптический видоискатель FDA-V1K и дополнительный упор для большого пальца TGA-1. Для полноты картины по аксессуарам упомянем металлическую (дорогущую) бленду для объектива LHP-1, циркулярный полярный, нейтральный и защитный фильтры с резьбой 49 мм, кожанный футляр, а также крепящийся в штативное гнездо кронштейн VCT-55LH и устанавливаемый в него выносной ЖК-экран CLM-V55.

Вернемся к конструктиву и функционалу камеры. Центральная кнопка мультиселектора запрограммирована на вызов режима следящей фокусировки. Цепляется за объект камера довольно уверенно, но, конечно, точность фокусировки и слежения за объектом зависят от интенсивности освещения и наличия контрастных деталей на объекте, выбранном фотографом. Ничего удивительного - автофокусировка в камере контрастного типа и ведет себя уверенно в основном при хорошем освещении. В сумерках или ночью ее скорости хватает лишь для неспешной пейзажной и архитектурной съемки, а также очень терпеливых моделей.

Дисплей Sony DSC-RX1 позволяет адекватно оценить качество сделанного снимка

Впрочем, разработчики камеры предусмотрели способ помощи автоматике при фокусировании в сложных условиях освещения или при наличии мешающих предметов на переднем плане. На передней панели корпуса есть небольшой диск переключения между тремя режимами фокусировки. Ручной (MF) использует кольцо фокусировки на объективе, автоматический (AF) - стандартно активируется кнопкой спуска. А вот третий режим (DMF), названный производителем «Прямая фокусировка», сочетает оба предыдущих способа. Например, кольцом на объективе можно навестись на удаленный объект (тем самым подсказав камере, на какой объект следует фокусироваться), а затем наполовину нажав кнопку спуска, «дошлифовать» фокусировку при помощи автоматики. Ничто не мешает применить обратный алгоритм: сперва выполнить предварительную автоматическую фокусировку, а затем уточнить ее вручную.

Для ручной фокусировки в RX1 предусмотрена очень удобная функция помощи MF Assist. Зону, по которой должна выполняться наводка на резкость, можно выбирать вручную, при помощи стрелок мультиселектора перемещая по экрану рамочку (есть такая возможность и при автофокусировке). Как только вы начинаете крутить кольцо ручной фокусировки, изображение в выбранной области экрана увеличивается в 5,9 раза, а если нажать центральную кнопку мультиселектора - в 11,7 раза. Через меню выбирается время, в течение которого отображается увеличенный фрагмент: 2 с, 5 с или неограниченно. Но вы не просто видите увеличенную картинку - она может быть снабжена очень удобной индикацией точности наводки на резкость. Контрастные границы подсвечиваются, тем ярче, чем точнее выполнена фокусировка. Причем через меню можно отрегулировать интенсивность свечения (3 градации), а также выбрать цвет подсветки: красный, желтый или белый. В отсутствие дорогого опционального EVF, функция MF Assist - особенно полезный способ ручной фокусировки для людей с ослабленным зрением.

Продолжая рассказ об эргономике камеры, отметим продуманное положение кнопки для мгновенного включения видеозаписи. Часто ее располагают под большим пальцем так, что легко включить режим видеосъемки непроизвольно. Но в RX1 она, во-первых, маленькая и утопленная в корпус, а во-вторых, сдвинута вправо и расположена на задней «грани» корпуса, то есть там, где обычно большой палец не располагается.

Съемка в помещении

Ночная уличная съемка

Съемка в помещении с помехами для автофокусировки

Дневная уличная съемка

Видеосъемка может выполняться в автоматическом режиме (при установке селекторного диска в позицию Auto) или с выбранными пользователем настройками (диск в положении «Видео»). Запись ведется либо в формате AVCHD (наивысшее качество - Full HD: 1920x1080@60p, 28 Мбит/с), либо в формате MPEG-4 (1440x1080, 12 Мбит/с), либо в VGA (640x480).

Набор интерфейсов Sony DSC-RX1

Еще одна характерная для камер Sony функция - съемка панорам. В RX1 для нее выделена позиция на селекторном диске. Предлагается достаточно много настроек: четыре направления съемки, вертикальное или горизонтальное положение камеры, выбор стандартного или широкоформатного размера. При быстром повороте камеры частота съемки отдельных кадров бывает недостаточной и тогда подвижных объекты (например, люди, автомобили) могут записаться в фрагментированном виде.

Последнее, на что обратим внимание при рассмотрении конструкции камеры - встроенная вспышка. Взесь она небольшая и «выкидная». т.е. поднимается над корпусом на складывающейся кронштейновой конструкции. Как оказалось в процессе тестирования, она практически не понадобилась, т.к. всегда находился режим, позволяющий снять сюжет с естественным освещением. Если же вспышка все-таки понадобится для репортажа, творческой или студийной съемки, то камера готова поддержать работу даже с профессиональным осветительным оборудованием (см. выше).

Лучше сфокусироваться поможет диск-переключатель на передней панели Sony DSC-RX1

Оптика

Теперь познакомимся поближе с украшением - объективом от Carl Zeiss. Его фиксированное фокусное расстояние (35 мм в эквиваленте) неспроста было самым распространенным во времена расцвета пленочных «мыльниц». Такой объектив является умеренно широкоугольным, что позволяет успешно фотографировать достаточно много типовых сюжетов. При умелом «кадрировании ногами» он годится для съемки пейзажей, архитектуры, натюрмортов, групп людей, ростовых и даже поясных портретов.

Всё сказанное относится к стандартному положению данного объектива, предназначеному для съемки с расстояния от 0,3 м до бесконечности. Но дело в том, что он оснащен дополнительным кольцом, при повороте которого внутри перемещается группа линз, переключая оптику на съемку крупным планом - от 0,2 до 0,35 м. Объектив достаточно светосильный (F2.0), размещенное на нем кольцо управления диафрагмой переключается с шагом в 1/3 ступени, обеспечивая высокую гибкость в управлении характером размытия заднего плана (бокэ).

Здесь уместно добавить, что оптическая схема Sonnar, примененная в данном «стекле», считается особенно художественной, т.е. создающей воздушный и мягкий рисунок при достаточно широко открытой диафрагме. В справедливости данного утверждения мы не раз убедились, рассматривая полученные снимки. Данная камера обладает функциями программной коррекции виньетирования, хроматических аберраций и дисторсий. Но для получения аутентичного (для «Зоннаров») характера изображения эти функции можно через меню отключить.

Объектив довольно хорошо держит встречный солнечный свет. Хотя блики и засветка и возникают, они касаются лишь небольшой области кадра вокруг Солнца, а в остальной его части сохраняется высокая контрастность. Яркие небольшие источники искуственного света оптику вообще «не смущает», и она рисует их в виде аккуратных кружков (с красивыми лучиками, если диафрагма достаточно сильно прикрыта). Хорошо передаются глубина пространства и объем сцены.

Практическая съемка

Общие впечатления от съемки камерой RX1 остались в основном положительные. Руки быстро подружились с нею, а ощущение дорогой добротной вещи не покидало весь период тестирования. Автору, много лет снимающему мануальной оптикой, очень комфортно и привычно было работать с кольцом переключения диафрагмы. Порадовало главное меню, построенное по правильному принципу «всё, что на одной закладке, помещается на одном экране». Такой подход ускоряет поиск нужных настроек.

Оптическая схема Sonnar давно славится своим художественным бокэ (размытием в зоне нерезкости)

f/2; 1/80 сек; ISO 640

f/2.8; 1/80 сек; ISO 1250

f/4; 1/80 сек; ISO 2500

f/5.6; 1/80 сек; ISO 5000

f/8; 1/50 сек; ISO 6400

f/11; 1/25 сек; ISO 6400

f/16; 1/13 сек; ISO 6400


ЖК-экран Xtra FineTFT обладает разрешением 1 229 000 точек - этого вполне достаточно для оценки детализации и попадания в резкость. Динамичная картинка отображается на экране плавно и не страдает от лагов даже при быстрых перемещениях камеры. Правда, нулевая настройка яркости не совсем точно отображает картину, и если не контролировать снимки по гистограмме, может возникнуть ощущение недодержки снимка и желание ввести положительную экспокоррекцию. И как ни хорош ЖК-экран, но даже в зимний солнечный день при стандартной настройке яркости он «слепнет», а при ее повышении, естественно, более быстро разрядится батарея. В такой ситуации особенно остро чувствуется потребность в видоискателе.

Объектив камеры хорошо справляется со встречным солнечным и искусственным светом


f/8; 1/200 сек; ISO 100

f/2.8; 1/80 сек; ISO 400



Практически бесшумный затвор RX1 позволяет не привлекать к себе внимания и не разрушать тонкую атмосферу снимка. Пожалуй, это первая камера, побывавшая у автора, в которой при срабатывании затвора даже прислушавшись, можно уловить лишь едва заметный шорох. Возможно, секрет кроется в том, что затвор лепестковый и вмонтирован прямо в объектив. Кстати, это может стать серьезным препятствием для трансформации данной модели в камеру со сменной оптикой, чего, без сомнения желают очень многие потенциальные покупатели. Ведь, как ни хорош 35-мм Carl Zeiss Sonnar, его возможности не могут перекрыть всех потребностей активно снимающего фотографа. Наверняка ему потребуется и сверхширокоугольная съемка, и репортажная с большого расстояния, да и портретная, между прочим. Выпустить специальную линейку объективов, конечно, можно, но об установке (через адаптеры) на такую «беззеркалку + беззатворку» объективов других производителей можно сразу забыть.

При использовании фунции DRO с настройкой Auto, как правило, все тона высококонтрастных сюжетов передаются без потерь


f/8; 1/800 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

Для расширения динамического диапазона снимков в камере имеются функции DRO (Dynamic Range Optimizer) и HDR (High Dynamic Range). Первая полезна при съемке подвижных объектов, имеет пять градаций интенсивности плюс автокоррекцию. Функция HDR предлагает шесть вариантов настройки, отличающихся величиной сдвига экспозиции (от 1 до 6 EV) при съемке серии из трех кадров: недодержка и передержка с выбранным шагом, плюс нормальная экспозиция. Напомним, что эта функция дает хорошие результаты только при съемке статичных сюжетов.

После некоторых экспериментов с настройками функции DRO, было принято решение использовать ее постоянно с настройкой «Авто». Как оказалось, доверие автоматике себя оправдало, и даже в сценах с высоким контрастом программа-оптимизатор справлялась со своими обязанностями.

Благодаря полноформатной матрице камера способна сохранять детализацию снимков даже при высоких и очень высоких значениях


f/2.8; 1/80 сек; ISO 1600

f/4; 1/80 сек; ISO 3200

f/4; 1/125 сек; ISO 6400

f/4; 1/160 сек; ISO 8000

f/5.6; 1/100 сек; ISO 10000

f/5.6; 1/125 сек; ISO 12800

f/5.6; 1/160 сек; ISO 16000

f/5.6; 1/200 сек; ISO 20000

f/5.6; 1/250 сек; ISO25600

В зимний солнечный день как правило передавались все полутона, тени и света. Исключения в основном составляли ситуации, когда съемка велась на полностью открытой или на один-два щелчка прикрытой диафрагме. Здесь автоматике не хватало заявленного в характеристиках (для других условий съемки) значения выдержки 1/4000 с, отчего получались провалы в светах. Но в целом можно отметить очень достоверную передачу снега, даже в ситуации, когда на нем практически отсутствуют тени. Когда же сюжет изобиловал ими, они получались сочными и правильными по цвету.

С камерой RX1 cъемка в музее больше не является проблемой


f/2; 1/80 сек; ISO 500

f/4; 1/80 сек; ISO 2000

f/5.6; 1/80 сек; ISO 3200

f/8; 1/60 сек; ISO 6400

Заочно, если только ознакомиться с техническими характеристиками, можно сделать вывод, что камера имеет один существенный недостаток - у нее отсутствует режим оптической стабилизации изображения при фотосъемке. Однако на практике становится ясно, что и бех него вполне можно получать качественные снимки даже в сложных условиях освещения и ночью. Во-первых, большая светочувствительная матрица Exmor в паре с мощным процессором хорошо справляется со съемкой при слабом освещении и даже на высоких значениях ISO (вплоть до 6400) создает не слишком сильные шумы, которые встроенное ПО перед записью снимков в формате JPG довольно аккуратно устраняет, сохраняя даже мелкую детализацию. Впрочем, в тенях все же остаются размытые цветные пятна. Но если снимок сделан в формате RAW, то в продвинутом конвертере этот дефект эффективно устраняется, а весь цветной шум преобразуется в яркостный, похожий на мелкое пленочное зерно.

Пример горизонтальной панорамной съемки


f/7.1; 1/500 сек; ISO 100

Убедительная передача снега а) при отсутствии теней, б) при съемке крупным планом с спецположении объектива, в) при съемке крупным планом в стандартном положении объектива


f/4; 1/2500 сек; ISO 100

f/4; 1/3200 сек; ISO 100

f/4; 1/3200; ISO 100

Для съемки ночью без штатива у данной , как и у многих ее предшественниц, припасен особый режим, для краткости названный по-русски «Сумерки с рук». Суть его в том, что камера снимает серию кадров на высокой чувствительности, а затем усредняет информацию. При этом эффективно устраняется цифровой шум. Смаз картинки исключает достаточно короткая выдержка (в процессе тестирования она неизменно равнялась 1/80 с).

Ночная съемка в режиме «Сумерки с рук»


f/2.8; 1/80; ISO 1250

f/2.8; 1/80; ISO 2000

f/2.5; 1/80; ISO 2000

f/2.8; 1/80; ISO 2500

В случае с RX1 данный режим показывает очень достойные результаты. Единственный объективный минус - быстродвижущиеся объекты могут записаться с дефектами. Также можно придраться к тому, что страдают очень мелкие детали, но, как правило, для передачи атмосферы ночных снимков они не важны. Впрочем, для продвинутых фотографов альтернатива программе «Сумерки с рук» всегда есть - съемка в режимах приоритета диафрагмы или выдержки с высокой чувствительностью в формате RAW. Как уже сказано выше, он позволит получить на выходе мелкозернистое изображение, которое будет казаться заметно более детализированным.

Сравнение качества снимков при съемке в режиме приоритета диафрагмы изначально в JPG; в режиме приоритета диафрагмы, в RAW с конвертацией в Adobe Lightroom 4.4; в режиме «Сумерки с рук»


f/5.6; 1/60; ISO 6400

f/5.6; 1/50; ISO 6400

f/2.8; 1/80; ISO 2500

Выводы

Итак, после подробного знакомства и тестирования камеры у нас только укрепилось первое впечатление, - это очень качественно изготовленный, удобный и функционально насыщенный аппарат, который по многим позициям не уступает профессиональным зеркальным камерам. Однако RX1 лучше всего подойдет для путешествий, турпоездок и неспешной творческой работы. Контрастный метод автофокусировки и ограниченный диапазон коротких выдержек делают эту камеру ограниченно пригодной для репортажной и спортивной съемки, а несменный, пусть и высококлассный, объектив от Carl Zeiss ограничивает круг снимаемых сюжетов. Учитывая сегодняшнюю цену камеры на уровне профессиональных зеркалок, можно резюмировать, что она станет очень хорошим выбором для не испытывающих финансовых затруднений фотографов-энтузиастов, которым важен не только сам процесс съемки, но и имиджевая составляющая. Ведь за дизайн данной камере можно смело поставить твердую «пятерку с плюсом».

    2 года назад

    Прецезионная сборка Металлический корпус Компактный размер при офигенном качестве Превосходное стекло (фикс светосильный) с колесом диафрагмы Полнокадровая матрица (знающие поймут, остальные все равно не купят), шумов нет Встроенная вспышка Ручные режимы, сцены для остальных Крутилки под основные требования фотографов (экспокоррекция, режимы, два колеса, кнопки выбора) Полная настраиваемость, такое видел только в Пентаксах зеркальных Зеркальное качество при совсем незеркальнызх размерах Если постараться, влезет в карман Конкурирующих моделей нет Бэджики Zeiss на стекле и Sony на аппарате дадут спокойно спать только вашим друзьям, на аппаратах которых есть красный кружок с белыми буквами, остальные захлебнутся слюной

    2 года назад

    Полнокадровый сенсор, очень хорош

    2 года назад

    Компактность. Матрица. Объектив. Сборка.

    2 года назад

    Высочайшее качество сборки, великолепный объектив, тихий затвор, автофокус, дает очень красивую картинку, пастельные цвета.

    2 года назад

    Не перевариваю снимки со вспышкой. А у этой камеры рабочие очень высокие исо и огромная "дырка", что позволяет делать в сумерках потрясающе красивые снимки без шумов. Мало того, если уж совсем темно есть режим когда из серии кадров склеивает картинку, тоже чистую без шумов. Давно ни один девайс не доставлял мне столько радости. Разве что 4K монитор, за такую же стоимость, на котором можно смотреть эти снимки и наслаждаться.

    2 года назад

    Качество сборки, дизайн, качество объектива, миниатюрность.

    2 года назад

    Самый маленький FF фотоаппарат - Матрица по тестам DxO уделывает все Canon, Leika, проигрывая только топовым моделям Nikon. - Объектив тоже один из лучших - Учитывая всё вышеизложенное и что объектив CZ специально конструировался под матрицу о качестве снимков говорить не приходится - они на высоте. - Качество сборки отменное, японская ручная сборка, держать в руках приятно. Сделано очень "монументально", всё отлично крутится, нажимается, поворачивается. - Множество функций, описывать которые здесь не имеет смысла, их столько, что они даже в инструкции толком все не описаны:)

    2 года назад

    сенсор, объектив, качество сборки

    2 года назад

    Отличное качество, быстрый, удобный в руке(пусть даже и не велик), комфортное расположение кнопочек.

    2 года назад

    Довольно медленный автофокус (на самом деле, быстрый, по сравнению с тем, с чем и не сравнишь)
    Цена
    Раздражающий оранжевый кружок у основания объектива

    2 года назад

    2 года назад

    Батарейка. Отсутствие защиты.

    2 года назад

    Нет отдельной зарядки в комплекте
    Не защищен от непогоды
    Слабая батарея

    2 года назад

    В недостатках все пишут цену. Это не правда. Камера стоит этих денег и за меньшие деньги такую камеру не сделаешь.
    Нет зума. Долго сомневался при покупке именно из-за этого. Но там есть кнопка цифрового зума. По сути получите качество не ФФ, а кроп. Реально у меня сейчас количество кропнутых кадров не более 3-5%.
    Пишут объектив даёт небольшую "бочку". Там галочка в меню есть, она программно убирается.

    2 года назад

    Медленный автофокус при съёмке видео. Рыскает объектив при ловле фокуса (Слышно, как он внутри стучит туда-сюда)
    Очень слабая батарейка. (Понятно, что плата за компактность.)
    При съёмке видео, на морозе - 10 градусов, садится за 20 минут.
    Батарейка стоит 1500 рублей, можно докупить вторую, если уж так надо)
    Дорогой! Хотя если взять например, А - 99 с хорошим объективом - будет дороже.

    2 года назад

    .
    - Безусловно, это цена. В России (120 тысяч) она вообще абсурдна. Если и брать то только в США или экспортную версию в Японии - нерезиденту фотик обойдётся в 80 тысяч.
    - нет GPS меток
    - фиксированный объектив на 35 мм. Хотя качество снимков настолько хорошее, что если бы он был 35-50/70 это не сильно бы меняло дело в плане зума, разве что портретники были бы довольны... но это сильно бы увеличивало размер объектива, теряя весь смысл в "FF компакте". Кому нужны сменные объективы - ждите FF NEX, но он будет ещё дороже:(
    - автофокус не самый быстрый
    - безумно дорогие родные аксессуары
    - дизайн лично мне не нравится

    2 года назад

    не обнаружено

    2 года назад

    Пока не заметил, если только стоит отметить небольшой аккумулятор. Быстро разряжается при записи видео.