Отношение старцева к туркиным. Семья туркиных в рассказе ионыч чехова сочинение. Несколько интересных сочинений

Чехов «Ионыч», глава 1 – краткое содержание

Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, бывая в соседнем губернском городе С., узнал про образованную и талантливую семью Туркиных. Её глава, Иван Петрович, известный остряк, знал много анекдотов, шарад, поговорок и выработал себе особый стиль речи, в котором то и дело чередовались замысловатые словечки и выражения. Жена его, Вера Иосифовна, писала повести и романы и охотно читала их вслух. Их 18-летняя дочь, Екатерина Ивановна, играла на рояле. Туркины были людьми состоятельными и любили собирать у себя гостей, с удовольствием показывая им свои таланты.

А. П. Чехов. Ионыч. Аудиокнига

Старцев, интеллигентный человек, вскоре познакомился с Туркиным-отцом и был приглашён им домой. Хозяева встретили его радушно. Иван Петрович мило острил. Екатерина Ивановна оказалась миловидной, явно расцветавшей девушкой. Собралось много гостей. После чаепития Вера Иосифовна читала всем написанный ею роман о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника. Сюжет был таким, какого никогда не случается в жизни, но слушать было приятно. Потом Екатерина Ивановна играла на рояле какой-то трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, но однообразный, напоминавший на слух падение камней с высокой горы. Старцеву хотелось, чтобы камни поскорее перестали сыпаться, но в то же время ему было радостно смотреть на юную, розовую от напряжения Екатерину Ивановну. По окончании игры все поздравляли и благодарили торжествующую девушку, смеялись над новым шутками Ивана Петровича. Старцев вернулся пешком домой за девять вёрст, не чувствуя усталости. Засыпая, он вспомнил о Туркиных и улыбнулся.

Чехов «Ионыч», глава 2 – краткое содержание

После этого вечера Старцев долго не бывал в этой семье, но год спустя к нему обратилась давно страдавшая мигренью Вера Иосифовна. Никто из докторов не мог помочь ей, но Дмитрию Ионычу это отчасти удалось. Он стал теперь бывать у Туркиных очень часто – и ездил к ним ради Екатерины Ивановны, которая всё больше нравилась ему своей милой грацией и наивным, полудетским выражением глаз. Родители ласково называли её «Котиком». Вместе с тем, Екатерина Ивановна была очень развита, могла рассуждать о литературе и искусстве, хотя во время серьезного разговора иногда вдруг некстати начинала смеяться или убегала.

Улучив минутку во время одного вечера, Старцев упросил её выйти с ним в сад. Котик вышла, пожав плечами, с видом недоумения. Доктор повёл девушку на скамью под широким клёном, стал говорить, что страстно хочет слышать её голос, просил рассказать что-нибудь. Произнеся несколько фраз, Екатерина Ивановна вдруг встала и пошла к дому. Дмитрий Ионыч заклинал её остаться и дать ему возможность для объяснения. Котик остановилась, неловко всунула ему в руку записку и убежала в дом.

В записке Старцев с удивлением прочёл приглашение на свидание в 11 вечера на кладбище. Было ясно: Котик дурачилась; она не могла серьезно назначить свидание ночью, среди могил, далеко за городом. Но после долгих колебаний, Дмитрий Ионыч, поехал на кладбище к назначенному времени. У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон.

Старцев долго бродил среди могильных плит и памятников, навевавших грусть. Котик не пришла, да и глупо было бы надеяться на это. Когда окончательно стемнело Дмитрий Ионыч вернулся к кучеру и приказал ехать домой. «Ох, не надо бы полнеть!» – подумал он от сильной усталости, забираясь в коляску.

Чехов «Ионыч», глава 3 – краткое содержание

На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но прямо у них в доме это оказалось неудобным, так как Екатерина Ивановна собиралась в клуб на танцевальный вечер. Пока Дмитрий Ионыч сидел с отцом семейства, возникавший иногда внутренний голос советовал ему остановиться, потому что избалованная и капризная Котик не пара ему, земскому врачу, дьячковскому сыну. Но другая половина рассудка возражала: в женитьбе на ней нет ничего страшного, к тому же и приданого Туркины, должно быть, дадут немало.

Вошла Екатерина Ивановна в бальном платье. Отец попросил Старцева подвезти её в клуб. Дмитрий Ионыч решил там и объясниться с нею.

По пути он рассказал Котику, как вчера был на кладбище. Она с удивлением захохотала над тем, что он «не понимает шуток». Во время крутого поворота у самого клуба Екатерина Ивановна невольно прижалась к доктору. Дмитрий Ионыч, не удержавшись, обнял её за талию и страстно поцеловал. «Довольно», – сухо сказала Котик и вышла из коляски.

В клубе Старцев признался ей в любви и умолял стать его женой. Но Екатерина Ивановна с очень серьёзным выражением лица ответила, что не может дать согласия. Она мечтает стать артисткой, добиться славы, стремиться к высшей, блестящей цели. Семейная жизнь связала бы её навеки.

Старцев вышел на улицу слегка расстроенным, ибо он не ждал отказа, и самолюбие его было оскорблено. Однако вместе с тем он чувствовал и странное успокоение, как если бы стряхнул с себя тяжкий груз. Дня три у него всё валилось из рук, но, узнав вскоре, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему.

Чехов «Ионыч», глава 4 – краткое содержание

Спустя четыре года Старцев имел в городе уже большую практику. Он сильно разбогател и растолстел, страдал одышкой и ездил уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенчиками. Общество городских обывателей казалось Дмитрию Ионычу жалким и мелким. Но и сам он поневоле опустился до общего уровня. Бывая в гостях, он мало разговаривал, ничем не интересовался, за едой молча глядел в тарелку и больше всего любил теперь играть в винт. У него появилось и другое развлечение: по вечерам вынимать из карманов ассигнации, добытые практикой, подсчитывать их и потом отвозить в банк.

У Туркиных он долго не бывал, пока не пришла четыре года спустя записка от Веры Иосифовны с просьбой о врачебной помощи. Внизу её стояло: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.».

Подумав, Дмитрий Ионыч вечером поехал в знакомый дом. Котик сильно изменилась, повзрослела, в ней уже не осталось ничего детского. Старцев был встречен ею очень приветливо.

Собравшиеся гости слушали всё те же старые остроты Ивана Петровича, чтение нового романа Веры Иосифовны и игру Екатерины Ивановны на рояле. Дмитрия Ионыча теперь чуть не тошнило и от романа, и от музыки. Котик, по-видимому, ждала, когда доктор позовёт её в сад. Не дождавшись, она сама предложила пойти туда.

Старцев молчал. Екатерина Ивановна стала говорить, как она рада вновь его видеть. Она рассказывала, что теперь уже не мнит себя великой пианисткой, а завидует ему, восхищается его благородной, возвышенной жизненной целью – лечить людей. При этих словах Старцев вдруг вспомнил про бумажки, которые он по вечерам с таким удовольствием вынимал из карманов.

Он молчал. Екатерина Ивановна говорила, что, живя в Москве, почти всё время думала о нём, просила видеться чаще. Старцев ничего не ответил. Они вернулись в дом, и он стал прощаться.

Три дня спустя ему принесли новую записку с приглашением от Екатерины Ивановны. Он велел ответить, что сможет только дня через три, но когда эти три дня прошли, не поехал…

Чехов «Ионыч», глава 5 – краткое содержание

Через несколько лет. Старцев еще больше ожирел, стал тяжелее дышать. У него в городе громадная практика, уже есть имение и два дома. Он облюбовывает себе третий и ходит смотреть все, которые выставляются на торги. Жадность одолела Старцева окончательно. В городе его зовут теперь просто Ионычем. Живется ему скучно, ничто его не интересует. Любовь к Котику была единственной его радостью в этих местах и, вероятно, последней. Принимая больных, он обыкновенно сердится и кричит на них неприятным голосом.

И у Туркиных всё по-прежнему. Иван Петрович нисколько не изменился, так же сыплет поговорками и анекдотами. Его жена продолжает писать, а постаревшая Котик играет на рояле каждый день часа по четыре и каждую осень ездит с матерью лечиться в Крым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История создания рассказа Ионыч

Писатель начал работать над "Ионычем" в августе 1897 г. Сюжет рассказа "Ионыч" прост - это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Фактически же рассказ - это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя.

Какова центральная тема рассказа?

Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.

Какова основная идея произведения?

Она заключается в призыве "Берегите в себе человека!".

Какова композиция рассказа

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц?

Чехов добивается этого следующими художественными средствами. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении. Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города.

чехов рассказ ионыч старцев

Символика фамилии Старцев. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека?

Фамилии у Чехова, как правило, "говорящие". В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен.

Анализ 1 главы

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа). Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: "своих лошадей у него не было". Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: "Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать".

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте его вслух.

Вывод :

Мы видим, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой "приятной" семье - люди бездарные, неталантливые. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, бездарная, но… все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было "недурственно", не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

(Только одно - смешное, с ее точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: "Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же!.".)

Как и многие писатели, А.П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости, а потом все-таки взял и поехал. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: "У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке". Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Анализ 3 главы

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце…" и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктиром, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: "Но вот прошло 4 года".

Какие изменения произошли в семье Туркиных ? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Кот "уже не было прежней свежести и выражения детской наивности - во взгляде, и в манерах было что - то новое несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома". Иван Петрович, Пава не изменили своему "репертуару". И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним ? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.

Анализ 5 главы

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: "За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски "не закончен". Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: "Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! - И машет платком".

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение. (Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям: жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.)

чехов рассказ ионыч старцев

Вывод

Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лени и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подминается силой обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлении., происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступая перед действительностью, он всем своим существованием врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов ("Враги") и Дымов ("Попрыгунья"). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Как я понимаю призыв " Берегите в себе человека "

Рассказы Чехова учат нравственности и морали. В некоторых из них А.П. Чехов ставит проблему о разложении личности, о "футлярности", то есть скрытности человека. К таким рассказам относятся "Ионыч", "Человек в футляре", "О любви" и другие. Рассмотрим сюжет одного из них, рассказа "Ионыч".

В "Ионыче" повествуется о докторе Дмитрии Ионыче Старцеве, приехавшем в город С. Здесь царит скука, страшная рутина, люди вялые, пассивные. Но Старцев встречает семью Туркиных, считающуюся в городе самой образованной. Там он влюбляется в дочь Туркиных, Веры Иосифовной и Ивана Петровича, Екатерину, которую родители ласково звали Котиком. После некоторого времени, проведенного в кругу Туркиных, он сделал ей предложение руки и сердца, но она отклонила его, объяснив это тем, что хочет уехать в Москву и стать актрисой. Этим она разбила его сердце, после чего он потерял смысл жить и стал просто существовать.

Здесь и начинается разложение личности Старцева. Он перестает радоваться жизни, вливается в саму атмосферу города, толстеет, а жители начинают звать его просто Ионычем.

Пример Дмитрия Старцева доказывает слова А.П. Чехова: "Берегите в себе человека". Я считаю, что, придерживаясь этих слов, можно оградить себя от разложения души, которому был подвержен Ионыч. Самое главное - бороться за жизнь, не вливаться в пассивное состояние окружающей среды и никогда не опускать руки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ "Ионыч" - история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

    презентация , добавлен 29.03.2013

    Высокое звание человека, гражданина, художника. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова "Крыжовник", "Ионыч". Разоблачение обывательщины и беликовщины. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа "Дама с собачкой".

    сочинение , добавлен 26.03.2008

    Краткий анализ рассказа А.П.Чехова "Крыжовник", характеристика образа главного героя - помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения "Крыжовник". Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

    презентация , добавлен 03.06.2013

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова - русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа "О любви", его краткое содержание.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

    доклад , добавлен 29.04.2008

    Время написания рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой", художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

    сочинение , добавлен 06.07.2011

    Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

    реферат , добавлен 09.07.2010

    Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч»

Тема урока : От доктора Старцева – к Ионычу

Учебник : учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. И.Н.Сухих.- М

Оборудование : портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», карточки для организации работы в группах, вопросы для восприятия текста.

Оформление доски

Тема: От доктора Старцева- к Ионычу (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф: Человека создает сопротивление окружающей среде. А. М. Горький

Слева слова: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»,- писал А. П. Чехов.

Цели урока

Образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа

Воспитательная: осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя)

Развивающая: развитие аналитического мышления и культуры монологической речи

Задачи

1) Обеспечить условия формирования опережающего, сопутствующего и итогового восприятия художественного текста.

2). Обеспечить необходимость перечитывания текста, развивать навыки квалифицированного читателя.

3). Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения добывать знания как альтернативу потребления готовой информации о тексте.

4). Развивать коммуникативные навыки и индивидуальные способности через возможность выбора заданий и вопросов.

Пояснительная записка

В представленном уроке предлагается один из возможных вариантов решения проблемы педагогического воздействия на процесс формирования читательского восприятия у обучающихся.

Опережающее восприятие формируется через систему домашнего задания, направленного на формирование разных сторон читательского восприятия, работу школьников по выбранным ими и предложенным учителем вопросам и заданиям. Система опережающих вопросов и заданий является ориентиром при самостоятельной работе учеников с текстом. Это обеспечивает целенаправленную работу с текстом как до урока, так и на уроке, при этом учитель получает возможность опереться на подготовленный ответ ученика.

Таким образом, учитель получает большую возможность для формирования сопутствующего уровня восприятия художественного произведения. Итоговый уровень восприятия отслеживается учителем через письменные работы как контрольного, так и творческого, исследовательского характера, опорные схемы обобщающего характера, самостоятельный анализ художественного текста, участие в дискуссии или семинаре, интеллектуальной игре.

А.П. Чехов «Ионыч»

Вопросы для опережающего восприятия

1. Какова центральная тема рассказа?

2. Какова основная идея произведения?

3. Какова композиция рассказа?

4. О чем заставляет задуматься фамилия героя? Старцев – фамилия на протяжении рассказа подчеркнута, и лишь в пятой части – Ионыч. Почему? Старцев – какова этимология фамилии в рассказе? Почему рассказ назван не «Старцев», а «Ионыч»?

5. Каковы взгляды, характер этого человека?

6. Как соотносятся в рассказе автор и повествователь? Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какой видели Екатерину Ивановну автор и его?

7. Какую роль в рассказе играет время?

8. Какие изменения происходят в семье Туркиных? Меняется ли Ионыч вместе со

Временем внешне и внутренне?

9. Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Как герой отрезает себе путь к любви, не задерживает свою деградацию, утрату человеческой личности?

10. Изменили ли Туркины или город Старцева? И виноваты ли они в превращении Старцева в Ионыча?

11. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

12. Как используются художественные детали в раскрытии образов героев, собирательный образ жителей города С?

13. Является ли рассказ страстным протестом против разрушения человеческой личности?

14. Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»

15. Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

16. Актуален ли рассказ в наше время?

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духового оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Автор обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Он болезненно чувствует жизненную нескладицу и не имеет сил не высказаться. Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

  1. Сообщение учащегося «История создания рассказа « Ионыч»

Впервые образ героя Старцева возникает в представлении писателя в 1897 году. Об этом свидетельствуют сделанные им запииси в дневниках. Уже тогда Антон Павлович решает показать вселенскую скуку жизни и ее бесцельность. Ведь Старцев, а попросту Ионыч, как все его называют, остановился в развитии лет так в 20. Дальше – деградация как человека. В пользу этого свидетельствует рефреном звучащая фраза: «Не надо бы толстеть». Но тем не менее продолжает толстеть, так что рессоры выездной коляски уже под ним прогибаются. Да и сама коляска из года в год становится все более массивной. Последняя запись в дневниках Чехова: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом…»
Окончательно Чехов оформил свои записки в рассказ «Ионыч» в мае-июне 1898 года в имении Мелихово. В сентября того же года произведение напечатано в «Ежемесяч
ных литературных пр иложениях к журналу «Нива».

Скорее всего, картины провинциального городка из рассказа «Ионыч» восходят к жизни родного города писателя Таганрога. Также многое писатель почерпнул в среде московских врачей, с которыми Антон Павлович общался по роду своей основной врачебной деятельности. Это быт семьи Туркиных. Первоначально в записках у Чехова они носят фамилию Филимоновых. Чехов отмечает, что Филимоновы – талантливая во всех отношениях семья. Он острит, она пишет либеральные рассказы, дочь тоже талантлива – играет на фортепиано. Такая семья и правда кажется интересной и необычной в условиях уездного городка. Но не более того. Через три года Ионыч понял всю убогость Филимоновых, ставших в процессе работы над их образами Туркиными

Читать рассказ «Ионыч» следует, вдумываясь в каждую мелочь, потому как мелочи у Чехова возведены в абсолют, приобретают вневременное значение и вселенские масштабы. Так об «Ионыче» отзывались литературные критики, которые хорошо приняли его и высоко оценили.

Организация групповой работы на уроке

Проблемный вопрос урока: Какие причины привели к омертвлению души доктора Старцева?

1 группа

Образ Ионыча

Проанализировать « глагольность текста » (глаголы, относящиеся к Старцеву).

  1. Доказать, что Старцева как бы втягивают в некое действие (проанализировать роль страдательных кратких причастий).
  2. Когда подчинённость действия Старцева сменяется глаголами настоящего и прошедшего времени? Означает ли это свободный выбор персонажа (обратить внимание суффикса ся )?
  3. Глаголы какого времени использованы в 4 главе? А в пятой? Почему прошедшее время сменяется настоящим? Где настоящий Старцев?
  4. Деградирует ли Старцев?
  5. Эпизод « Старцев слушает музыку в доме Туркиных ». Совпадают ли автор и повествователь? Однозначна ли позиция автора? Какого авторское отношение к Старцеву?

Портреты от « доктора Дмитрия Ионовича Старцева » до « Ионыча »

  1. Каков портрет Старцева в начале рассказа (есть ли он)?
  2. Проследить: меняется ли портрет к финалу рассказа.
  1. Как отражается авторское отношение к персонажу в портретной характеристике? Можно ли сказать, что Старцев – герой именно « телесной »?
  2. Деградирует ли Старцев? Всегда ли был Ионычем (только молодым, солидным, зрелым)?
  3. Почему рассказ называется Ионыч (не « Доктор Старцев », « История доктора Старцева », и др.)? Почему фамилия персонажа « Старцев »?
  4. Есть ли портреты у членов семьи Туркиных? Случайно ил отсутствие подробного описания лица Старцева на фоне портретов членов семьи Туркиных, где портрет есть даже у Павы?
  5. Занесите свои наблюдения в таблицу (см. сл. страницу):

Глава

Имя

Социальное положение

Внешность

Одежда

Мимика и жесты

Речь

Характерные поступки

Лицо

Глаза

Развлечения Старцева Дмитрия Ионовича

  1. Сравните характер развлечений Старцева в начале и финале рассказа:
  1. Меняется ли Старцев или развивается то, что было изначально?
  2. О чём размышляет Старцев (сцена на кладбище)? Об искусстве ли эти мысли?
  3. Занесите свои наблюдения в таблицу
  4. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Отношение Старцева к Екатерине Ивановне

  1. Душа или тело волнуют Старцева в Екатерине Ивановне? Проанализируйте эпизоды:
  1. Сцена объяснения: какие мысли и слова перемежаются и спорят, отрицают друг друга? Что победит?
  2. Готов ли Старцев на подвиги во имя любви?
  3. Можно ли утверждать, что это «любовь Ионыча»: противоречивость сознания; разные начала, живущие в нём? Можно ли сказать, что он и в любви изначально Ионыч, доктор, которого интересует лишь физиология, материальное?
  4. Хорошо или плохо, что женитьба Старцева и Екатерины Ивановны не состоялась?
  5. Любил ли Старцев Екатерину Ивановну?
  6. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Деградация доктора Старцева?

Деградация – отход от высоких идеалов, неизбежная победа низменных интересов, утрата человеческого в человеке.

1. Как меняется отношение Старцева к культурной жизни, какие интересы пропадают (если пропадают), какие появляются?

2. Как меняется отношение к семье Туркиных?

3. Как меняется отношение к Екатерине Ивановне?

4. Как меняется отношение к работе?

5. Как меняется его имущественное положение?

6. Как меняется характер?

7. Как меняется отношение к обывателям города?

8. Как меняется обывателей города к Старцеву?

9. Сопоставьте начало и итог (финал) истории Старцева. Сделайте вывод о справедливости заголовка нашей работы. Деградирует ли Старцева?

10. Как нашло это выражение в отношении к персонажу автора?

11. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

2 группа

Образы Туркиных

Карточки для организации работы внутри группы

Меняются ли Туркины?

  1. Проследите, меняются ли Туркины от начала к финалу рассказа?
  1. Что меняется, что остаётся неизменным?
  2. Как меняется отношение автора к семье Туркиных?
  3. Найдите в тексте примеры иронии, гротеска при описании семьи Туркиных. Докажите, что ирония и гротеск сменяются в финале сентиментально-трогательными портретами семьи Туркиных. Почему так?
  4. Туркины ли изменили Старцева до Ионыча?
  5. В чём автор видит пошлость, мещанство Туркиных?
  6. Что привлекает, вызывает грустное сожаление в образах Туркиных?
  7. Почему новелла заканчивается эпизодом с Туркиными? Каков смысл последней фразы Ивана Петровича?
  8. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Портреты членов семьи Туркиных

  1. Найдите портрет каждого члена семьи Туркиных в начале и финале рассказа.
  2. Меняются ли портреты, как? Это внешние или внутренние изменения?
  3. Какого отношение к Туркиным Старцева? Автора? Почему их позиции не совпадают?
  4. Подведите итоги , сформулируйте итоговое выступление.

3 группа

Карточки для организации работы внутри группы

Интерьер в рассказе А. Чехова « Ионыч »

  1. Доказать текстом, что дом, семья Туркиных в поле зрения читателя постоянно.
  2. Есть ли дом у Старцева?
  3. Старцев имеет дома , покупает дома, но есть ли у него дом, семья?
  4. Докажите текстом, что интерьер (дом Туркиных) играет роль обрамления в композиции рассказа.
  5. Какого отношение автора к Старцеву, к Туркиным в финале?
  6. Почему рассказ заканчивается Туркиными, а не Старцевым?
  7. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Цветовая деталь в рассказе А. Чехова « Ионыч »

  1. Какие краски сопровождают образ Старцева?
  2. Расцвечиваются ли действительность когда Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну?
  3. Какие другие краски есть в рассказе? Кого они сопровождают?
  4. Какую роль играет цветовая деталь в рассказе?
  5. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Лиризм новеллы А. Чехова « Ионыч »

  1. Перечитайте эпизод: монолог Старцева, желающего объясниться в любви к Котику.
  2. Проследите как в этот монолог включается пейзажная зарисовка: « приближалась осень , и в старом саду было тихо , грустно, и на аллеях лежали тёмные листья », « уже рано смеркалось … ».
  3. А. Чехов рисует пейзаж. Но почему в объяснении в любви входит пейзаж осенний ? Почему « грустно »? Почему « уже »? Какое настроение создаёт пейзаж? Какое « подводное течение » начинает чувствовать читатель?
  4. Случайно ли, получив отказ на другой день, Старцев « прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью …», « дня три у него всё валилось из рук, он не ел, не спал, но… успокоился и зажил по-прежнему ». Удивлён ли читатель? Почему?
  5. Случайно ли, главка заканчивается словами Старцева: « Ох, не надо бы полнеть! ».
  6. Есть ли в новелле подобные лирические эпизоды? Как создаёт в них автор нужное лирические настроение, подводное течение (например, сцена на кладбище)?
  7. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Итоговый вывод учащихся

Внимательная работа с текстом убеждает нас, в том, что художественная мысль Чехова движется от частного к общему: Судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, проявление общей неустроенности.Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека.

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Следует вывод: если в человеке гаснет способность к сопротивлению обстоятельствам, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого вначале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у который одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все ж создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Подведение итога урока в форме беседы.

Вопросы учителя:

  1. На какие жизненно важные вопросы получили мы сегодня ответы?
  2. К чему может привести каждого из нас бездуховная и бесцельная жизнь?
  3. Какую оценку вы можете дать своей работе на уроке?

Домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Составить рассказ «Ионыч» с циклом «маленькой трилогии»: объединяет ли все произведения идея «футляра»?

2. Множественность смыслов в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Возможные подходы к интерпретации текста, смысла заглавия.

3. А. П. Чехов «Ионыч». Восприятие текста до и после семинара. Мои открытия в тексте и в себе.

4. Есть ли интеллигенты среди персонажей рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

Литература

1. Акимова Л. В. Тайны текста постигая. Из опыта работы словесника. – Череповец, 2008

2. Творчество А. П. Чехова: сб. материалов международного конкурса. Отв. ред. проф.С. Н. Зотов. – Таганрог, изд-во ТГПИ, 2010

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1981

4. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. – Просвещение, 1988

5. Иоффе Т. А. Русская литература второй половины XIX века. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2003

6. Как написать сочинение. Справочник школьника. Составитель Быкова Н. Г. Филологическое общество «Слово», АСТ, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997

7. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990

9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974

10. Чехов А. П. в воспоминаниях современников. – М., 1986



17.3 Каково Ваше отношение к семье Туркиных - это милые и симпатичные люди или ограниченные обыватели? (С опорой на эпизоды рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.)

А.П.Чехов в рассказе "Ионыч" затрагивает проблему деградации человека. Что повлияло на оскудение души героя?

Дмитрий Ионыч Старцев,"дьячковский сын, земский врач", приезжает в город С. и навещает семью "самых талантливых людей в городе", так как " ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными". Чехов описывает некоторые детали каждого члена семьи: Вера Иосифовна читает гостям свой роман о том, "чего никогда не бывает в жизни", Иван Петрович произносит забавные словечки, их дочь, Екатерина Ивановна, Котик, как её называют многие, играет на рояле, а слуга Пава, произносит фразу:"Умри, несчастная!". Когда мы впервые знакомимся с этими персонажами, то думаем, что они довольные милые, добрые и симпатичные люди, которые пытаются развить себя в какой-либо области или просто поднять настроение гостям. Однако позднее Чехов изображает Котика как избалованную, капризную девушку, которая "спит до двух часов", она отправляет влюбленного в нее Старцева на кладбище, насмехаясь над ним, а позже упрекает его в том, что он не понимает шуток.

Спустя четыре года Дмитрий Ионыч, уже имея большую практику, решает снова навестить Туркиных.

С помощью приема повторяющихся описаний Чехов показывает членов семьи уже как простых обывателей, которые на протяжении долгого времени делают одни и те же вещи. Старцев, находясь у них в доме, радуется тому, что "тогда не женился" на Екатерине Ивановне. Когда же он собирается домой, то слышит всё то же восклицание уже немолодого слуги Павы. Реализм в сюжете передает одну из идей произведения: люди, в чьей жизни присутствует пошлость, не способны сделать что-нибудь полезное для общества, они никак не могут быть хорошими, милыми людьми.

Ещё некоторое время спустя Старцева называют уже просто Ионычем, он опустился настолько, что может запросто проходить через комнаты, в которых находятся неодетые женщины и дети, бесцеремонно тыкать во все двери палкой и при этом всём тяжело дышать.

Семья Туркиных не меняется, только лишь Котик мечтает уехать в Московскую консерваторию, но всё никак не может достичь поставленной цели. Мы можем сказать, что Ионыч, попав в общество этой семьи, теряет свои хорошие качества человека, который умеет любить, желать и думать, и превращается в нечто неподвижное, полностью опустившееся на дно. О Туркиных он думает, что "если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

Безусловно, члены описанной семьи могли бы быть милыми и симпатичными людьми, если бы не были такими ограниченными обывателями.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.