Житомирский спасо преображенский кафедральный собор. Спасо-преображенский собор. Спасо-Преображенский кафедральный собор

Спасо-Преображенский кафедральный собор Житомирской епархии УПЦ является архитектурной доминантой Житомира. Над главным входом в храм возвышается 60-метровая колокольня, юго-западный угол которой служит «нулевой» точкой координат для точных карт города. В 1770-х гг. вблизи этого места начали строить каменный униатский Преображенский храм. В 1793 г. Волынь, включая Житомир, перешла от католической Польши к православной Российской империи и стала Изяславским наместничеством. В 1795 г. наместничество переименовали в Волынское. Его администрацию разместили на время в Житомире. По этой причине новосооруженный Преображенский храм был освящен в 1796 г. как православный и получил статус городского собора. Тогда же Волынское наместничество упразднили, а в 1797 г. вместо него учредили Волынскую губернию. В 1804 г. Житомир, как место временного пребывания губернской администрации, обрел статус постоянного центра губернии. Преображенский храм, вмещая лишь около 200 прихожан, был тесен для высокого звания собора. Необходимость расширения стала еще очевиднее, когда в 1841 г. в Житомир перевели резиденцию архиепископов Волынских. В 1844 г. в Санкт-Петербурге составили проект реконструкции храма, предполагавший включение в новую постройку старых стен. В 1851 г. начались строительные работы. Из-за ошибки архитекторов, не принявших в расчет слабость местного кирпича, в 1853 г. почти готовый собор развалился при падении на него собственной колокольни. Возводить новый храм решили на другом месте. В 1858 г. возле руин состоялось освящение деревянного Преображенского храма, который временно выполнял роль собора. В 1865 г. руины разобрали, в 1866 г. был заложен новый собор. Он строился впритык к фундаментам старого храма по проекту барона фон Миквица . Дорабатывали проект архитекторы Карл Маевский , Эрнест Жибер , Карл Рохау . К делу привлекали зодчих, трудившихся на строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. По проекту Владимира Шаламова иконостасы собора изготовил Николай Мурашко , а расписал Михаил Васильев . В отделке храма использовали богатства Волыни - местные гранит и лабрадор. Освящение собора состоялось в 1874 г.

■ В крипте под храмом удостоились погребения Волынские архиепископы Агафангел (Соловьёв , † 1876 ), Тихон (Покровский , † 1885 ), Модест (Стрельбицкий , † 1902 ). Исполняя волю почившего владыки Модеста, его преемник архиепископ Антоний (Храповицкий) устроил в крипте в 1902–1903 гг. придел прмц. Анастасии Римляныни и перенес сюда честную главу подвижницы: в 1860-х гг. ее передал в Россию патриарх Антиохийский Иерофей, а позже хранителем этой святыни стал архиепископ Модест (в советское время святыня исчезла из храма).

■ После революции собор стал свидетелем гонений на Церковь. В это время епархию поочередно окормляли три иерарха, пострадавшие за веру: сщмч. Фаддей (Успенский) (с 1908 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Владимир-Волынского, в 1919–1921 гг. управлял делами всей епархии, с 1922 г. - архиепископ Астраханский, в 1937 г. - арестован как правящий владыка Костромской епархии, в 1938 г. - расстрелян), владыка Аверкий (Кедров) (с 1915 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Острожского, с 1922 г. - епископ Волынский и Житомирский, не раз арестовывался, после освобождения возвращался к управлению епархией, с 1926 г. - архиепископ, в 1930 г. - вновь арестован и в 1931 г. сослан на север России, в 1937 г. - приговорен к расстрелу), владыка Максим (Руберовский) (с 1923 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Полонского, с 1930 г. - епископ Волынский, в 1937 г. - расстрелян).

■ В 1931 г. органы советской власти решили закрыть собор и создать в нём музей, но в итоге устроили склад. При этом могилы архиепископов были вскрыты и разорены. Рискуя жизнью, верующие тайно проникли в храм и спрятали останки владык в укромном месте. В 1932 г. уничтожены иконостасы. С 1933 г. собор использовался под архив, в 1941 г. был вновь открыт для богослужений. В 1988 г. около храма воздвигнут памятник в честь 1000-летия Крещения Руси . В 1993 г. в соборе обнаружены и благоговейно перезахоронены останки архиепископов.

26 июня 1804 года указом Александра I Житомир официально утвержден центром Волынской губернии. Многие православные храмы на Волыни в тот период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. В самом Житомире были всего две очень старые деревянные православные церкви – Крестовоздвиженская на Замковой горе, построенная еще в XVII веке и Успенская на Подольской горе, построенная в 1700 году. Как свидетельствуют архивные документы, их состояние было настолько жалким, что во время богослужения на прихожан лились потоки дождевой воды,а через дыры в куполе залетали птицы. Сам архиерей и епархиальное управление размещались тогда в Острожском Преображенском монастыре, который в 1821 году подвергся опустошительному пожару.

Кафедральным собором после пожара стала служить бедная приходская Пятницкая церковь в Остроге. С 1825 года управление находилось во дворце князя Яблоновского в местечке Аннополь Острожского уезда, с 1831 года в Почаевской Лавре, а с 1 октября 1840 года, наконец, в Житомире. Собор в Житомире разместили в "деревянном покосившемся от ветхости здании почтовой станции ", а потом до 1958 года в старой Илларионовской церкви в заезжем дворе (из истории Житомирской епархии).

Император Александр I еще в октябре 1821 года в своем разговоре с Преосвященным Стефаном (Романовским) заметил: "Архиерейская кафедра не может быть без помещения и без приличного соборного храма; я подумаю об этом". Но этот разговор не имел существенных последствий. Указание о строительстве собора в Житомире дал император Александр II. Местом строительства главного храма Волынской губернии - Преображенского кафедрального собора в Житомире выбрали площадь Торговица (нынешняя площадь Победы), где находились загородные торговые ряды и лавки, а в центре ее стояла Василианская греко-католическая церковь, построенная еще во второй половине XVIII века. Через площадь протекала речка Рудавка.

Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 году с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, разрушенной в 1771 году. Начали строить собор в 1851 году, а в 1853 году уже почти законченное здание неожиданно рухнуло. Вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей упала колокольня и разрушила все здание. Пришлось строить храм заново.
С правой стороны начала нынешней улицы Котовского (там, где теперь сквер) в качестве временного собора в 1858 году на доброхотные пожертвования, собранные еще при деятельном участии бывшего губернатора Синельникова, построили деревянную церковь во имя Святого великого князя Александра Невского (разобрана в конце XIX века). А на противоположной стороне улицы использовали старые деревянные дома бывшего заезжего двора для размещения церковных служителей.

Второй раз строили собор с 1866 по 1874 годы по проекту академика архитектуры Карла Карловича Рахау, с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. На этот раз выбрали место на площади немного южнее прежнего. Собор запроектировали трехнефным, пятикупольным с шатрообразными завершениями в русско-византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков.

В плане храм решен в форме креста с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания шлифованными плитами из лабрадорита и такими же поясками и карнизом. В соборе три престола: Преображения Господня, св. равноапостольного князя Владимира и св. великого князя Александра Невского. Собор рассчитан на 3000 богомольцев. Постройка сделана из кирпича. Под полом устроены три обогревательные печи Кролевской системы. Большое внимание было уделено решению интерьеров, в которых заложена идея показа минеральных богатств Житомирщины: граниты из карьеров сел Крошня и Тригорье, а великолепный лабрадорит из местечка Горошек (ныне Володарск-Волынский).
Иконостас сделан из дуба мастером А. Мурашко по эскизам архитектора В. Шаламова. Художественное настенное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева. На четырехъярусной колокольне высотой 53 метра установили главный колокол весом в 515 пудов и 8 фунтов, а все девять колоколов с языками весили 1017 пудов. Их звон был слышен на расстоянии до двадцати километров. Колокола не сохранились. Теперь новый главный колокол весит около 750 килограмм (46 пудов). Кресты на колокольне и куполах собора установил почетный гражданин Житомира и потомственный строитель Александр Никитич Король (жил он в переулке Короля - ныне Красный переулок в районе Хмельников).

На этот раз в строительстве принимали участие специалисты, которые строили Исаакиевский соборе в Санкт-Петербурге в 1818 - 1858 годах. Авторский надзор в период строительства вели авторы проекта Карл Рахау и Эрнест Жибер.
По инициативе волынского губернатора в 1866 году была создана специальная комиссия для технического контроля за ходом строительства собора и обследования состояния его конструкций во главе с инженер-полковником Оттобальдом Андреевичем Глазером (дедушка известного поэта и художника Максимилиана Волошина). В состав комиссии вошли также инженеры Грошев, Авринский и Людвиг. Главным подрядчиком на строительстве кафедрального собора был житомирский купец первой гильдии Киприян Авраамович Ляшков. За успешное завершение строительства собора ему указом императора был присвоен личный статус дворянина, а также он был назначен житомирским городским головой, и пребывал на этой должности с1876 до 1883 года. Постройка обошлась в 336 тысяч 865 рублей, не считая церковной утвари и икон.

30 августа 1874 года главный престол был торжественно освящен архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом (в миру Алексей Фёдорович Соловьёв) в присутствии генерал-майора князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, волынского губернатора Петра Аполлоновича Грессера, авторов проекта профессора архитектуры Э.И. Жибера и архитектора В.Г. Шаламова. Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году.
Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер. В соборе сохранялась древняя икона Василия Великого, по легенде привезенная князем Владимиром из Греции после принятия им христианства. Сегодня судьба ее неизвестна.

В цокольном этаже собора начиная с 1876 года хоронили умерших Волынских архиепископов (похоронено три архиепископа - Агафангел, Тихон и Модест), а 29 мая/11июня 1903 года тут состоялось открытие нижнего храма Святой Анастасии Римляныни, жившей в III веке – покровительницы Житомира. Здесь в серебряной раке была помещена глава преподобномученицы Анастасии.В 60-х годах XIX века она прибыла в Житомир как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея. Ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий).
К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы. Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой войны.

В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До 1991 года цокольную часть храма использовали под склад. В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой варварской идеи помешала Вторая мировая война.

Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор в Житомире - памятник архитектуры государственного значения, один из крупнейших православных храмов на Украине, а также величайшее и совершеннейшее здание в городе.

Адрес кафедрального собора: 10003, г. Житомир, ул. Победы 14, тел.: (0412) 47–49–34.

Спасо-Преображенский кафедральный собор – самая выдающаяся культовая достопримечательность . Величественное сооружение, возведенное в древнерусском стиле, могло и не сохраниться до наших дней, ведь в 20 веке его планировали снести. Однако, к счастью, этого не произошло. Поэтому сегодня собор является действующим православным храмом, колокола которого призывают на богослужение и раздаются на расстоянии до 20 километров.

История Спасо-Преображенсьго кафедрального собора

Спасо-Преображенский собор в Житомире возвышается на уже годами намоленном месте, ведь раньше там также стояли храмы – греко-католический Василианский, а затем Спасо-Преображенский. Последний просуществовал недолго и рухнул. По одной из версий, материал, из которого его возвели, оказался некачественным, по другой – нельзя было строить православный храм на месте греко-католического.

Новый Спасо-Преображенский собор на месте разрушенного построили в 1851 году по проекту известных в то время архитекторов Карла Рохау, Эрнеста Жибера и Варлама Шаламова. По окончании работ собор стал главным храмом Волыни.

Собор в 20 веке

В начале 20 века Спасо-Преображенский собор внесли в государственный реестр памятников архитектуры, но это не помешало советской власти в 30-тых годах издать приказ о его сносе и строительстве на этом месте дома Красной армии.

К счастью, планы не удалось реализовать, этому помешала Вторая мировая война. Храм выстоял во время обстрелов и атак и сохранился до наших дней практически в неповрежденном виде.

Архитектура храма

Спасо-Преображенский собор построен в русско-византийском стиле с выразительными акцентами русской архитектуры 11–12 веков. Собор крестообразный по форме, имеет пять куполов и четырехъярусную колокольню, увенчанную острым шпилем. На ней установлен большой колокол весом 500 пудов (около 8 тысяч килограмм), звук которого раздается, как утверждают местные жители, на 20 километров.

Интерьер собора

Особенно поражает интерьер храма, в отделке которого использованы граниты и лабрадориты, добытые на Житомирщине и Волыни. Взгляд сразу привлекают три престола: Преображения Господня и в честь князей Владимира и Александра Невского. Настоящим украшением собора являются иконы, написанные Михаилом Васильевым.

Известно, что в Спасо-Преображенском кафедральном соборе хранился древний образ Святого Василия, который князь Владимир Великий привез из Византии после принятия крещения. Но он исчез без следа в 1936 году.

Как доехать

Спасо-Преображенский собор расположен в центре Житомира. Добраться до него можно троллейбусами №1, 3 и маршрутками №11 и 58 от железнодорожного вокзала или маршрутками № 25 и 108 от автовокзала.

Часы работы : утренние службы в храме начинаются в 8:00, вечерние – в 17:00.

Строительство большого кафедрального собора в Житомире было начато в 1851 году по указу императора Александра II. Но через два года после начала строительства практически полностью достроенный собор неожиданно рухнул. Проведенное следствие выявило две основные причины: просчеты при проектировании и плохое качество местного кирпича.

Вторая попытка строительства была предпринята в 1866 году. Только на этот раз к разработке проекта был привлечен известный в то время архитектор, академик Карл Рахау. Строительные работы вели мастера, специально приглашенные из Петербурга. А сам академик Рахау постоянно вел авторский надзор за ходом строительства. В результате большой трехнефный, пятикупольный собор был построен и 30 августа 1874 года торжественно освящен.

В цокольном этаже Спасо-Преображенского собора в 1876 году была устроена небольшая церковь Святой Анастасии Римляныни, где хранилась глава преподобномученицы Анастасии, привезенная в Житомир из Антиохии. В советские годы эту церковь закрыли, мощи вывезли в неизвестном направлении, а в освободившемся помещении устроили продовольственный склад.

В 1938 году местными коммунистами было принято решение снести Спасо-Преображенский собор и на его месте построить Дом Красной армии. Но осуществлению этого плана помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война.

С послевоенных лет и по сей день Спасо-Преображенский кафедральный собор остается действующим. Кроме того ему присвоен статус памятника архитектуры государственного значения.

Собор возводился на месте разрушенной в 1771 году Василианской церкви в период с 1866 по 1874 год архитекторами К.К.Рохау, Э.Жибером и В.Г. Шаламовым. В связи со сложностью возведения в строительстве принимали участие специалисты, работавшие в 1818-1858 годах в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Настенное художественное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева.

Собор выдержан в русско-византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков. Постройка сделана из кирпича. Храм крестовой формы, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями. Четырёхъярусная колокольня, примыкающая к западному фасаду. Высота собора составляет 53 метра. На колокольне установлен главный колокол весом в 500 пудов. В оформлении внутренних помещений храма использовались граниты и лабрадориты Волыни и Житомирщины.

Житомирский Свято-Преображенский кафедральный собор является памятником архитектуры и охраняется государством.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983—1986. Том 2, с. 145.



Волынский кафедральный собор во имя Преображения Господня построен в 1874 г. на средства государственной казны. Каменный, с такою же колокольнею. Здание имеет форму креста, с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания лабрадорными шлифованными плитами и такими же поясками и карнизом. Наружный вид храма представляет пропорциональные, постепенно к середине возвышающиеся массы средних и угловых выступов с пилястрами, колоннами и порталами, увенчанные пятью куполами. Архитектурный стиль собора - русско-византийский.

Длина собора с наружными стенами и колокольнею, без главного крыльца, 25 саж., высота от основания до главного купола с крестом - 23 саж., а внутри от пола до купола - 15 саж. Высота колокольни с крестом 28 саж. На площади пола в 251 саж. может помещаться более 3000 человек. Под полом устроены три обогревательные печи Крелевской системы. Иконостас дубовый. Главный колокол весом 515 пуд. 8 фунт. Престолов три: правый придельный - во имя вел. кн. Александра Невского и левый придельный - во имя св. равноап. вел. князя Владимира.

Постройка собора продолжалась 7 лет, с 1867 до 1874 гг. 30 августа 1874 г. совершено архиепископом Волынским Агафангелом освящение главного престола в честь Преображения Господня в присутствии местного генерал-губернатора князя Дондукова-Корсакова, губернатора Грессера, профессора архитектора Жибера, архитектора Шаламова. На другой день ими же освящен правый придел. Освящение левого придела совершил 1 сентября того же года епископ Острожский, викарий Волынский Иустин.

Ризница полна превосходной утвари и одежд церковных, иконы новые, византийского стиля, писаны академиком Васильевым. Из древних икон замечательны: иконы св. Василия великого, доставшаяся с древнейшей в г. Овруче Васильевской церкви, и копия Ченстоховской иконы Богоматери. Земли при соборе усадебной было до 8 десятин, но большая часть ее занята под шоссе, Соборную площадь и улицы, остальная же часть ее, за исключением состоящей под новым собором и деревянной церковью, бывшей временным собором с находящимися при ней домами, отдается в аренду. При самом соборе: каменный домик для собственной прислуги и три деревянных - для двух священников, диакона и церковнослужителей, а кафедральный протоиерей и прочие священно- церковнослужители получают квартирное пособие от собора.

Причт: 1 протоиерей, ключарь, 2 священника, 2 диакона, 1 протодиакон, 2 иподиакона, 2 псаломщика, пономари и проч. церковная прислуга. Копии метрических книг хранятся с 1798 г., а исповедные ведомости с 1801 г. Опись церковного имущества имеется с 1845 г. Дворов 389, прихожан 3 295 душ обоего пола.

Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 1, Почаев, типография Почаевской лавры, 1888 г.



Волынский кафедральный собор построен по Высочайшему повелению на счет государственного казначейства в 1877 г. Храм каменный, в стиле Византийско-русской архитектуры, вмещает более 3000 молящихся.

Престолов четыре: главный - во имя Преображения Господня, правый - св. Александра Невского, левый - св. равноапостольного князя Владимира, а четвертый - во имя преп. муч. Анастасии Римской находится в нижней пещерной Анастасьевской церкви, где в особой раке почивает нетленная глава св. преп. мученицы. В честь св. преп. муч. Анастасии два раза в году: 13 июня и 29 октября совершаются торжественные службы, при огромном стечении народа.

В большом храме собора, у правого клироса находится рака с частицами св. мощей: преп. Федора, князя Острожского, св. прав. Иулиании, княжны Ольшанской, и свящ. муч. Макария Овручского, в честь которых установлено празднество 8 октября. В соборном парке находится фонтан, в котором 1 августа и 6 января в день преполовения Пятидесятницы и каждого первого числа летнего месяца бывает освящение воды.

Причтовые помещения имеются для всех членов причта, за исключением кафедрального протоиерея и ключаря. Помещения устроены в 1911 - 12 гг. на счет соборного капитала, удобны и вместительны, расположены постройки в соборном парке. Кроме жилых помещений для каждого члена причта имеется холодная постройка и погреб в подвале дома.

Вокруг собора расположен парк, имеется огород. Усадебной земли 3 десятины 1250 кв. саж., сенокосной 82 дес. 98 кв. саж. всей земли 103 дес. 1348 кв. саж. Состав причта: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика и церковная прислуга. Число душ в приходе 1200, благочиние городское.

«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.