Леонтьев михаил владимирович. Михаил леонтьев Леонтьев и рыболовецкий флот

Михаил Леонтьев – российский журналист и публицист, бессменный ведущий телевизионной программы «Однако». На сегодняшний день ведет авторскую программу «Главная тема» на радио «Комсомольская правда», занимает должность пресс-секретаря и вице-президента корпорации «Роснефть». Известен своими резкими высказываниями в сторону коллег, а также политиков, в том числе и других государств.

Детство и юность

Михаил Владимирович Леонтьев родился в интеллигентной семье 12 октября 1958 года. Мира Моисеевна, мать будущего журналиста, работала преподавателем в Московском институте им. Плеханова, отец Владимир Яковлевич был авиаконструктором. По национальности новорожденный оказался наполовину евреем, наполовину русским.

С детства у Михаила Леонтьева была страсть к литературе – мальчик читал «запойно», особенно ему нравились исторические повести и романы. В 5 лет родители хотели записать ребенка на фигурное катание, но тот отказался. В подростковом возрасте мальчик страстно спорил с бабушкой, доказывая ей, закоренелой коммунистке, недостатки политики СССР. В старших классах Михаил тайком от родителей читал запрещенные в те годы журналы.

Журналист Михаил Леонтьев на презентации книги «Время предавать» / Дмитрий Рожков, Википедия

После школы парень поступил на экономический факультет плехановского института и успешно защитил диплом в 1979 году. В молодости будущему журналисту приходилось подрабатывать грузчиком.

После вуза Михаил Леонтьев устроился в НИИ, пытался реализоваться в экономике. Терпения хватило на несколько лет. В 1985 году Михаил уволился из НИИ, с этого момента жизнь стала ярче. Молодой ученый освоил столярное ремесло, был обычным рабочим в Литературном институте и сторожем на даче . На жизнь Леонтьев зарабатывал еще и репетиторством.

Журналистика

Биография Михаила Владимировича тесно связана с журналистикой. В 1987 году Леонтьева всерьез заинтересовала социология – этой теме были посвящены первые аналитические статьи Михаила. Еще через 2 года мужчина полностью посвятил себя журналистике. Сначала он работал политическим корреспондентом в издании «Коммерсант», затем возглавлял отдел в «Независимой газете».

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался комментировать телеканалу "Дождь" появившуюся в соцсетях информацию о том, что глава "Роснефти" Игорь Сечин по-прежнему пользуется автомобилем с мигалкой, хотя она ему не положена по закону.

"Пройдите, пожалуйста, в жопу. Примите уверения в нашем неизменном почтении", – ответил на вопрос Дождя, почему Сечин получил мигалку, пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос, предоставлял ли Владимир Путин спецсигнал главе госкомпании.

До 2012 года Сечин передвигался на автомобиле со спецсигналом как вице-премьер. "Дождю" не удалось обнаружить какой-либо указ президента, который бы предоставил руководителю "Роснефти" право пользоваться мигалкой. Все ведомства, сотрудники которых могут пользоваться мигалкой, перечислены в указе президента "Об упорядочении использования спецсигналов", который он подписал в мае 2012 года. Согласно тексту документа, например, правительству положены 32 мигалки, администрации президента – 22, ФСБ – 207. "Роснефти" и других государственных компаний в указе нет.

Сечин может передвигаться на автомобиле, который ему предоставила не его компания, а стороннее ведомство, имеющее право на мигалку, – Федеральная служба охраны, сказали "Дождю" два федеральных чиновника. Такие решения не оформляются публичными указами, уточнил один из собеседников. "Мы не имеем к этому отношения", – сказали "Дождю" в пресс-службе ФСО и адресовали по всем вопросам в "Роснефть".

"Дождь"


На то, что Сечин передвигается на автомобиле со спецсигналом, в декабре прошлого года обратила внимание журналистка "Лайфа" Анастасия Кашеварова. По ее словам, "Сечин уезжал из Кремля сам за рулем".
Традиционно на автомобилях ФСО устанавливаются номера с серией ЕКХ, отмечает федеральный чиновник. У предполагаемого автомобиля главы "Роснефти" именно такая серия. Номер Mercedes, который публиковала Кашеварова, Е939КХ77.

Кремлевский корреспондент "Лайфа" Александр Юнашев рассказал "Дождю", что также неоднократно видел, как Сечин садится в автомобиль именно с этим номером. Причем, по его словам, за главой "Роснефти" ездит и машина сопровождения. "Один раз он сел за руль сам, а как только он немного отъехал, к нему сзади подъехал автомобиль сопровождения, если не ошибаюсь, темно-синий Volkswagen. Но обычно Сечин садится на заднее сидение своей машины, причем в отличие от всех чиновников он садится не справа, а слева, то есть позади водителя. Это наиболее безопасное место. Я однажды спросил у него, почему он так делает. Он ответил, что это привычка с прошлой работы", – рассказывает журналист.

Высокопоставленный федеральный чиновник утверждает, что у спецслужб была информация о том, что жизнь Сечина находится под угрозой после "дела ЮКОСа". Ему требуется охрана и сопровождение, чтобы обезопасить себя от мести бывших акционеров нефтяной компании, следует из слов собеседника "Дождя". Из-за этого же, по его версии, и мигалка <...>

Главы всех остальных государственных компаний и корпораций не пользуются мигалками, следует из ответов их пресс-служб на вопросы "Дождя". Пресс-секретарь главы "Газпрома" Алексея Миллера сообщил, что тот пользовался спецсигналом до указа президента 2012 года, но после этого лишился привилегии. "Когда вышел указ, мы подчинились", – пояснил собеседник Дождя. В пресс-службах "Транснефти", Сбербанка, РЖД и "Ростеха" также заверили "Дождь", что их руководители и сотрудники не ездят на машинах с мигалками.

"Дождь"


18 января, 16:30 Журналистам "Би-би-си" Леонтьев заявил, что Сечин имеет право на авто с мигалкой как "государственный чиновник определенного уровня".
"Между прочим Сечин является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭК (топливно-энергетический комплекс – Сечин курировал его, когда был вице-премьером в правительстве Путина). То есть как минимум он государственный чиновник определенного уровня, имеющий право на мигалку и на спецавтомобиль", – ответил Леонтьев на вопрос "Би-би-си", соответствует ли действительности информация телеканала "Дождь" о том, что Сечин использует автомобиль со спецсигналом.

На прямой вопрос, есть ли у Сечина мигалка, Леонтьев отвечать отказался.

На звонок корреспондента "Би-би-си" Леонтьев отреагировал эмоционально. "Что вы спрашиваете? Почему, с какого хрена? Какое это имеет отношение к деятельности компании? [...] Вы представляете себе объем серьезной информации и задач, которые решает компания? А вы с чем звоните? Ну давайте я напишу письмо в "Би-би-си": ребят, вы охренели на самом деле. Ну хватит г****-то подбирать. […] Знаете что, идите вы подальше, не хочу я отвечать на ваш вопрос", – сказал Леонтьев и бросил трубку.

Семья

Отец - инженер-авиаконструктор Владимир Яковлевич Леонтьев , мать Мира Моисеевна Леонтьева (род. 1926) - преподаватель статистики Московского института народного хозяйства им. Плеханова, соавтор учебника "Статистика торговли".

От первого брака с поэтессой и филологом Наталией Азаровой - двое детей: сын Дмитрий (работает на канале О2ТВ), дочь Елена. Двое внуков. Со второй женой - Марией Козловской - дочь Дарья (1999 г.р.).

Биография

Родился 12 октября 1958 года в Москве. Образование получил на экономическом факультете Московского Института народного хозяйства им. Плеханова . В студенческие годы подрабатывал охранником в Московском планетарии, откуда был уволен за устроенный его друзьями дебош.

После окончания ВУЗа в 1979 году, работал в Институте экономических проблем Москвы , где пытался "заниматься реальной советской экономикой ". В те же годы Леонтьев увлекся прикладным искусством. В 1985 году окончил СПТУ № 86 по специальности "столяр-краснодеревщик ", однако работать по специальности не стал. Подрабатывал разнорабочим в Литературном музее, сторожил дачу-музей Бориса Пастернака в Переделкине, занимался репетиторством.

В 1987 году Леонтьев начал писать аналитические статьи по социологической тематике. В 1989 году был приглашен в возглавляемый "Экспериментальный творческий центр" , занимавшийся политологией.

В том же 1989 году Леонтьева стал работать в отделе политики газеты "Коммерсантъ" , где он прошел, по его словам "очень полезную школу ".

В 1990 году Леонтьев возглавил отдел экономики в "Независимой газете" .

В 1993 году стал первым заместителем главного редактора еженедельника "Business МН" . В том же году выступил соучредителем газеты "Сегодня", в финансировании которой принимали участие Леонид Невзлин , Владимир Гусинский и Александр Смоленский .

Работал политическим обозревателем и первым заместителем главного редактора. Покинул "Сегодня", не согласившись с начавшейся в издании реформой, правда, Леонид Невзлин утверждал, что Леонтьева из газеты "выгнали".

В 1997 году Михаил стал учредителем журнала "Дело" , который финансировался , но в печать не вышел. В апреле того же года начал работу на телевидении, став руководителем и ведущим ежедневной программы "На самом деле", выходившей на канале "ТВ Центр" (ТВЦ ).

В 1997-1998 годах возглавлял службу общественно-политических программ ТВЦ и вёл информационно-аналитическую программу "День седьмой". Параллельно продолжал работать в печатной прессе - в 1998 году стал автором колонки "Фас!" в деловом еженедельном журнале "Компания" .

В 1997 году Леонтьев был номинирован на премию ТЭФИ , а в следующем году стал лауреатом премии "Золотое перо" .

В феврале 1999 года уволился с ТВЦ и вместе с командой программы "На самом деле" перешёл в штат службы общественно-политических программ ОРТ , где с марта того же года начала выходить его программа "Однако" .

Свой уход Леонтьев объяснил тем, что он не разделяет "взглядов тех людей, которым принадлежит ТВ-Центр". Позднее Леонтьев вел "Однако" вместе с Максимом Соколовым и Александром Приваловым .

Летом 1999 года стал редактором сатирического "журнала политической охоты" "ФАС". Проект был закрыт в 2000 году по финансовым причинам.

С ноября 2001 по декабрь 2002 года на "Первом канале" выходила аналитическая программа Леонтьева "Другое время", с мая 2003 по январь 2004 года - авторская программа "Театр кукол" .

В 2005 году М. Леонтьев являлся главным редактором выходившего в то время журнала "Главная тема".

С января 2006 года по ноябрь 2007 года вел программу "Мастер-класс с Михаилом Леонтьевым" на телеканале O2ТВ. В октябре 2007 года на Первом канале вышел его проект "Большая Игра" - цикл передач, посвященных истории взаимоотношений России и Великобритании за господство в Центральной Азии в XIX-XX веках. В ноябре 2008 года была выпущена книга Леонтьева с тем же названием.

В мае 2007 был назначен главным редактором делового аналитического журнала "Профиль" . Работал в этой должности по март 2009 года. Издатель журнала Сергей Родионов сказал, что уход Леонтьева привел к росту тиража издания. В тот же период сотрудничал с журналом Moulin Rouge.

В сентябре 2007 года Михаил совместно со своим коллегой Евгением Додолевым (выступившим в качестве издателя) запустил на Украине русскоязычную версию немецкого еженедельника Der Spiegel ("Der Spiegel-Профиль"), что стало заметным событием на медиа-рынке.

Журнал на русском языке выходил еженедельно тиражом 30 тыс. экземпляров в Киеве, Крыму и на Восточной Украине. Редакция находилась в Москве, а на Украине формировалась корреспондентская сеть. Проект был законсервирован в мае 2008 года, существует онлайн-версия издания.

С июня 2009 года вместе с Первым каналом стал учредителем журнала "Однако", в котором помимо Леонтьева публикуются Евгений Додолев , Александр Невзоров и другие журналисты и колумнисты, ранее работавшие в "Профиле".

В 2009 году снялся в небольшой роли в фильме Стаса Мареева "Настоящая любовь".

Михаил Леонтьев являлся членом журналистского "Серафимовского клуба" , преподавал в негосударственной Высшей школе управления, в которой обучались "комиссары" движения .

8 января 2014 года стало известно, что Михаил Леонтьев будет назначен советником президента "Роснефти" в ранге вице-президента, будет курировать деятельность департамента информации и рекламы.

СМИ указывали на то, что между Сечиным и Леонтьевым существуют давние "приятельские отношения". Как сообщил близкий к компании источник, пиарщиков такого уровня всегда согласовывают, подчеркнув, что это является стандартной практикой для подобных случаев. "Если Игорь Иванович уверен в том, что Михаил Леонтьев сможет принести компании пользу, то он за это решение как президент "Роснефти" и ручается ", - заявил высокопоставленный сотрудник администрации президента. При этом Михаил Леонтьев остается ведущим программы "Однако" на Первом канале.

Политическая деятельность

В декабре 1995 года Леонтьев, как независимый кандидат, баллотировался в Государственную думу II созыва от 203-го Черёмушкинского избирательного округа Москвы, но проиграл выборы Павлу Медведеву .

Во время первой чеченской войны был в числе тех, кто поддерживал ввод войск на территорию Чечни, заявляя, что является "убеждённым сторонником силового решения проблем в Чечне ". Позднее, во время взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, призывал бомбить Чечню.

В 2000 году на президентских выборах заявил о поддержке исполнявшего обязанности главы государства Владимира Путина .

В 2001 году вошёл в состав политсовета возглавляемого общественно-политического движения "Евразия".

В 2002 году стал членом партии .

В 2002 году за высказывания в адрес жены президента Украины Виктора Ющенко Екатерины Ющенко (ранее она носила фамилию Чумаченко). Украинский суд обязал Леонтьева возместить в пользу Екатерины Ющенко 2500 гривен и в течение 30 дней опровергнуть недостоверную информацию, которую он озвучил в своей программе "Однако" 10 апреля 2001 года. Леонтьев отказался исполнять решение суда. Стал персоной "нон-грата" на Украине. Позднее запрет отменили.

В августе 2014 года включен Украиной в санкционный список за позицию по войне на Востоке Украины и присоединению Крыма к России.

По своим экономическим взглядам - радикальный либерал, по политическим - ярый антикоммунист. Сам себя называет диссидентом. Неоднократно восхищался Аугусто Пиночетом .

Леонтьев призывает Россию отказаться от "имперского бремени ".

В связи с мировым экономическим кризисом заявил, что "единственным выходом из нынешнего кризиса является глобальная война. Кто и каким образом её развяжет - это уже чисто технический вопрос ".

В сентябре 2015 года после выступлений президента России Владимира Путина и президента США Барака Обамы заявил:

"Его речь – это такая идеологически конспиративная абракадабра… Всё, что говорил Обама, это были какие-то полудипломатические форматы, какие-то старые модельки, которые он перебирал. В принципе, он ничего не сказал, кроме одного – он оставил дверь открытой. То есть, повторив все американские фетиши, идеологемы, он, тем не менее, сказал, что сотрудничать можно ", – отметил Леонтьев.

"Доверять ему трудно, потому что непонятно, сможет ли он реализовать эти свои представления о том, как надо действовать в реальности, потому что пока ему это слабо удавалось ", – напомнил журналист.

По его мнению, слабость Обамы не в том, что он не может противостоять давлению Путина, а в том, что он не может проводить собственную политику, которую он хочет проводить под давлением очень мощных американских интересов.

Леонтьев подчеркнул, что, в отличие от Обамы, российский президент говорил ясно и чётко, его речь не была дипломатической: Путин называл вещи своими именами.

Скандалы

2 апреля 2013 года Михаил Леонтьев, комментируя в эфире ТК "День" заявления А.Миллера о якобы нерентабельной добыче "сланцевого газа", с помощью которого российский "Газпром" уже вытесняют с европейского рынка, заявил: "Крупнейшую российскую компанию возглавляет опасный сумасшедший, превратившийся просто в прямую угрозу национальной безопасности. Такое впечатление, что он заразился сумасшествием от своих катарских братьев, с которыми он пытался устроить газовый альянс. С этим надо что-то делать. Не знаю, может быть врача вызвать. Владимир Владимирович один раз уже вызвал врача. Здесь нужна целая бригада, психовозка ".

Леонтьев также сказал, что вообще не понимает, на каком основании существует такая компания, которая систематически наносит ущерб российским интересам.

"Они из-за идиотской ценовой политики теряют Европу, и будут её терять. Куда делся Штокман, который предназначался для американцев. Нет его и не будет, потому что он не нужен. Не будет и "Южного потока", и не надо людям голову морочить, потому что его нечем наполнять ", – сказал Леонтьев.

Леонтьев обратил внимание, что "Газпром" не интересуется добычей сланцевого газа в России, которого в стране должно быть более чем достаточно, зато монополия кошмарит государство, оправдывает неприлично запредельные издержки при добыче обычного "голубого топлива".

"С неприличными издержками скоро у нас в "Газпроме" добыча газа станет нерентабельной. Не потому что газ дорого добывать, а, грубо говоря, потому что воровать меньше надо, хотя бы чуть-чуть меньше ", – подчеркнул журналист.

"Добыча сланцевого газа нерентабельна, а добыча сланцевой нефти, гораздо более сложная, но в представлении господина Миллера рентабельна. Это вообще какая-то аберрация сознания. Просто психоз. Мне кажется, то, что происходит, является прямым актом саботажа – наглого, публичного – указа президента. Господина Миллера надо госпитализировать, а компанию "Газпром" лучше продать американцам. Если она такая ценная, может быть они за нее деньги дадут, в конце концов. Причем обременением при продаже назначить психованного Миллера. Туда же можно продать медиа-активы "Газпрома". Потому что эти активы все равно работают на американцев. Пусть они за них и платят ", – заключил Леонтьев.

Накануне стало известно, что "Роснефтегаз" уведомил Росимущество о приобретении 0,23% акций Газпрома за 7 млрд рублей. Сообщается, что сделка прошла в первой половине марта. Таким образом, государство в лице "Роснефтегаза", который возглавляет , получило полный контроль над газовой монополией.

Независимые наблюдатели, комментируя заявления Михаила Леонтьева, предположили, что Алексей Миллер , судя по всему, лишится своего поста, а его место займет ставленник ближайшего соратника президента РФ Игоря Сечина . В конечном итоге, эти прогнозы не оправдались, и Миллер остался на своем посту.

Михаила Леонтьева считают сильно пьющим человеком и, поэтому часто попадающим в щекотливые ситуации. Так, 7 мая 2012 года Михаил Леонтьев спровоцировал крупный международный скандал в Одессе. Он принял участие в концерте "Песни Победы" . Было видно, что журналист вышел на сцену не слишком трезвым. Леонтьев сходу заявил, что жители Украины "просрали страну "… а чтобы вернуть все назад, необходимо сделать правильный выбор. "Нам надо перестать ставить на козлов и пид*расов. Чтобы что-то изменить, нужно голосовать за партию , - громко заявил со сцены Леонтьев.


За свои высказывания скандальный журналист был освистан зрителями, многие из которых пришли на концерт с детьми. Кстати, среди зрителей были городские и областные чиновники, из которых никто не извинился перед одесситами за поведение российского гостя на концерте, посвященном Дню Победы . Так как телеканал АТВ вел прямую трансляцию с этого мероприятия, то свидетелями этого стали и тысячи одесситов, которые смотрели телевизор.

12 ноября 2014 года, когда ведущий программы Михаил Леонтьев завел разговор об ассоциации Украины и Европейского союза , за его спиной прокрутили порнографический ролик на экране одного из телевизоров. На записи видно, как женщина в позиции "сверху" двигается на мужчине, который лежит под одеялом голубого цвета. Само действо продолжается около десяти секунд, после происходящее в студии сменяет журналистский сюжет. На видео, размещенном ниже, эротические элементы начинаются на 44-й секунде.

Алексей Венедиктов, главный редактор "Эха Москвы" , в своем Instagram активно выкладывал фотографии с дня рождения Ремчукова. В соцсетях прокатилась волна возмущения столь теплой "дружбой" представителей оппозиционных и провластных политических деятелей и журналистов.

Леонтьев также является совладельцем двух технологических компаний. Одна из них - резидент «Сколково», предположительный основной владелец второй - бывший чиновник Росрыболовства, обвинявшийся в мошенничестве на сумму в несколько сотен миллионов рублей; бизнес обоих тесно связан с государственными заказами. Спецкоры «Медузы» Иван Голунов и Илья Жегулев разобрались, что это за компании и что там делает Леонтьев.

Леонтьев и аэродинамика крыла

Весной 2013 года публицист Михаил Леонтьев выступил с резким заявлением. Он защищал «Сколково» от «наездов» Следственного комитета России и Счетной палаты, которые обвинили инновационный центр в неэффективности. В телепередаче «Однако» на Первом канале и статье в одноименном журнале, главным редактором которого он является, Леонтьев объяснял , что «Сколково» - единственный в мире венчурный фонд, который не «отнимает проект у разработчика».

Леонтьев хорошо знаком с принципами работы «Сколково». Он - совладелец одного из резидентов фонда, компании «Оптименга-777», которая занимается аэродинамическим проектированием крыльев для самолетов.

Основали ее в 2012 году выпускник мехмата Томского госуниверситета Сергей Пейгин и его израильский партнер Борис Эпштейн. Через год после этого 10% предприятия стал владеть Михаил Леонтьев, а «Оптименга-777» получила от «Сколково» около 80 миллионов рублей в рамках гранта на создание программного продукта, который позволяет сильно сократить стоимость и сроки проектирования самолетного крыла. Компания заявляла , что проект носит «революционный характер»: тестовую задачу по оптимизации крыла их алгоритм решил за 27 часов, а программы компании Boeing - за 50 дней.

Сергей Пейгин
В 2014 году «Оптименга» выиграла полуторамиллионный тендер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на выполнение работ по оптимизации аэродинамических поверхностей самолетов. Пейгин рассказывал, что их алгоритмы были проверены на крыльях многих самолетов - правда, все их производят компании, входящие в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК): «Сухой Суперджет», «Бе-200» (произведено всего 10 самолетов) и МС-21 (существует только как прототип). «Это все реальные выполненные проекты, за которые мы получили деньги», - пояснял Пейгин. Также утверждалось , что разработки «Оптименги» применяет китайская компания Comac.

В ОАК «Медузе» подтвердили, что «Оптименга» выполняла ряд работ по математическому моделированию конструкций, однако отметили, что подобные работы заказывают сразу нескольким компаниям.

«Я этих ребят [из „Оптименга“] знаю с детства, они очень талантливые, я им пытался помогать, но никакого бизнеса там нет, к сожалению, - сообщил „Медузе“ Михаил Леонтьев. - Инноваторов никто никогда не любит. Это все слезы и стоны, никакое слово „бизнес“ не применимо к этой истории. Много людей пытались как-то помочь, но нельзя действовать против системы. Система может только произвести „Суперджет“».

Леонтьев и рыболовецкий флот

Самолеты - не единственная область интересов Михаила Леонтьева. Есть у него и бизнесы, связанные с водным транспортом. В апреле 2013 года журналист стал соучредителем компании «Агро-Марин-СПГ», которая занимается проектированием судов, работающих на сжиженном природном газе. (О том, что Леонтьев имеет доли в «Оптименге» и «Агро-Марине-СПГ», также рассказывал телеканал «Дождь».)

Основной владелец «Агро-Марина» - британская компания Valser Oil, которая, по данным коммерческого реестра Великобритании, принадлежит двум офшорам, зарегистрированным на Маршалловых островах: Pintox Systems Limited и Syten Group Limited. Данные о директорах и владельцах этих компаний не раскрываются. Только в министерстве юстиции Новой Зеландии зарегистрировано 25 компаний, учрежденных Pintox и Syten; некоторые из них фигурировали в скандалах, связанных с отмыванием средств через молдавские банки.

В апреле 2017 года Valser Oil опубликовала уведомление о включении в список лиц, оказывающих влияние на деятельность компании, Валерия Сураева - гражданина Австрии, родившегося в России в 1960 году. Это человек, известный на судостроительном рынке: в 2000-х Сураев возглавлял отдел рыбопромыслового флота, портов и судоремонта в Росрыболовстве. В ходе проверки ведомства в 2010 году Счетная палата выявила махинации вокруг миллиарда рублей, которые были получены в 2005-м на строительство научно-исследовательских кораблей на Дальнем Востоке. Один из контрактов выиграла компания «Научно-производственный центр промышленного рыболовства, разведки и мониторинга морских биоресурсов» (НПЦ), зарегистрированная в Ярославле.

«По документам научный корабль был построен, Сураев подписал акт приемки, после чего на счета НПЦ перевели более 283 миллионов рублей, - рассказывали „Известиям“ источники в МВД. - Затем эти деньги растворились на счетах фирм-однодневок». В ходе проверки Счетной палаты выяснилось, что скелет судна так и остался стоять на стапеле завода в Хабаровске среди мусора и металлолома. Еще три недостроенных судна в рамках того же проекта так и не сошли со стапелей завода в Кировской области.

Правоохранительные органы подозревали, что реальный владелец НПЦ - Валерий Сураев . После начала проверки Росрыболовства он уволился с госслужбы и возглавил эту ярославскую компанию. В 2011-м, как сообщал «Росбалт» , Сураев получил вид на жительство в Эстонии; еще через год против него было возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве, с бывшего чиновника взяли подписку о невыезде. В МВД не ответили на запрос «Медузы» о ходе следствия.

В 2013-м НПЦ был объявлен банкротом - произошло это по иску компании «Марин-Инвест», владельцем которой была Valser Oil, впоследствии учредившая «Агро-Марин-СПГ». «Агро-Марин» же выкупила большую часть имущества НПЦ за миллион рублей; кроме того, компании полностью принадлежит Хабаровский судостроительный завод.

Михаил Леонтьев был знаком с Валерием Сураевым задолго до этих событий. В начале 2000-х годов он посвятил целый выпуск своей авторской программы на Первом канале проблемам рыболовецкого флота - и опубликовал несколько колонок Сураева об этих проблемах в журнале «Однако».

«Он пришел ко мне [как к журналисту] с проблемами [рыболовства] и впечатлил меня. У меня было программ десять на эту тему, - вспоминает Леонтьев. - Мы с Сураевым вместе делали очень серьезную вещь - если у нас сейчас в России осталось какое-то рыболовство и какие-то перспективы создания российских судов, то этим страна обязана Валерке Сураеву, которому я немножко помог».

Еще один старый знакомый Леонтьева является гендиректором «Агро-Марин-СПГ» - это Владимир Колосков, бывший первый заместитель гендиректора «Издательского дома Родионова», издававший закрытые в 2015 году журналы «Крестьянка» и FHM. В том же издательском доме работал и Леонтьев - в конце 2000-х он два года возглавлял журнал «Профиль».

Первые три года после создания «Агро-Марин-СПГ» никак себя не проявляла. В конце 2016-го компания выиграла два тендера у Крыловского государственного научного центра на разработку и модернизацию рыболовных судов на сжиженном природном газе. Оба контракта были заключены по процедуре «Закупка у единственного поставщика» - поскольку их заключение, согласно документации, было необходимо для предотвращения аварий и других чрезвычайных ситуаций «непреодолимой силы».

На разработку проектов двух кораблей у «Агро-Марин-СПГ» ушла всего неделя - заключив госконтракт 25 ноября, компания передала готовый проект заказчику 2 декабря. «Коммерсант» пояснял , что такая спешка объяснялась просто: финансирование работ велось по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы» и перенести сроки приема готовых работ на следующий год чиновники не могли. Как выяснилось чуть позже, суда по проекту «Агро-Марина» будут строить на базе корпусов тех кораблей, которые когда-то не достроили компании Валерия Сураева.

По словам источника, знакомого с деятельностью компании, «Агро-Марин-СПГ» планировала принять участие в строительстве танкеров-газовозов ледового класса - они необходимы, чтобы вывозить по Северному морскому пути сжиженный газ, который компания «Новатэк» добывает на Ямале на средства, полученные из Фонда национального благосостояния.

Газовозов нужно около полутора десятков. Первый из них (его назвали «Кристоф де Марджери» в честь погибшего в авиакатастрофе во Внуково главы компании Total) прибыл на Ямал в конце марта 2017 года из Южной Кореи - однако планируется, что дальше газовозы будут строить в России, на дальневосточной судоверфи «Звезда». Эта судоверфь принадлежит «Газпромбанку» и компании «Роснефть», пресс-секретарем которой является Михаил Леонтьев. Сам Леонтьев сообщил «Медузе», что «проект с газовозами был, но я не в теме».

Леонтьев утверждает, что «никогда в жизни даже одной копейки от этих [компаний] не получил». «Если кто-то записал меня в учредители из каких-то целей - бог им судья. Я примерно помню, о чем идет речь, но даже названия этих компаний я не вспомню, - сказал он. - Мало ли кому я пытался помочь? Я вот попытался помочь приятелю снять фильм. У каждого человека в жизни есть попытки кому-нибудь помочь, если он не конченый подонок».

[ИА "РБК", 10.05.2017, "Михаил Леонтьев оказался владельцем доли в технологических компаниях" : В беседе с РБК пресс-секретарь «Роснефти» назвал публикацию «Медузы» «ни о чем». «Там ничего нет, ничего не было и, к сожалению, ничего из этого не получилось. Ноль рублей, ноль копеек, ноль результата. Ноль всего. И этого очень жаль. Мне бы хотелось, чтобы там что-то было», - заявил он.
По словам Леонтьева, «все дурацкие намеки» на его финансовые интересы в компаниях, упомянутых в статье, не имеют под собой оснований. «Да всё, что я от этого получил, я бы передал лично Михаил Борисовичу Ходорковскому. Потому что это очень много геморроя», - сказал он.
Он отметил, что деятельность компании «Оптименга-777» продолжается. «Люди работают, что-то делают. Сережа Пейгин (владеет 27,5% компании - РБК) - он прикладной математик очень высокого мирового уровня. Он этим занимался в разных странах, он очень хотел это делать здесь. Они действительно делают это очень здорово», - сказал он.
«Что касается рыбы, то вы можете посмотреть, сколько я писал по поводу квот под киль. Было потрачено определенное время. Сейчас, кстати, можно говорить, что результат есть, потому что квоты под киль существуют. Какое это имеет отношение к конкретному бизнесу? Никакого», - добавил Леонтьев. - Врезка К.ру]
Оригинал этого материала
© ЦУР , 22.01.2017, Фото: East News , Иллюстрации: ЦУР

Михаил Леонтьев задолжал 233,5 млн рублей вкладчикам Инвестбанка

Спонсорские 170 млн рублей "Роснефти" ситуацию с долгом журнала "Однако" не исправили

Анастасия Горшкова

Как стало известно Центру управления расследованиями (ЦУР), выпускавшая журнал «Однако» Михаила Леонтьева издательская группа «Пресс Код» должна вкладчикам обанкротившегося Инвестбанка 233,5 млн руб. Нет никаких признаков, что эти деньги возвращены: приставы не могут разыскать издательство даже для взыскания налоговой задолженности. Ранее ЦУР узнал, что в мае 2015 года «Роснефть» выделила 170 млн рублей на поддержку испытывающего проблемы издания своего вице-президента, после чего журнал закрылся.

Инвестором медийного стартапа Леонтьева была «Конверс групп» отца и сына Антоновых . Расходы на первый год проекта, по утверждению Леонтьева, должны были составить до $4 млн. «Мы хотим превратить этот проект в коммерчески успешное издание, и у нас есть возможности переждать трудные времена», - заявил Леонтьев на пресс-конференции, посвященной запуску еженедельника «Однако» в кризисном 2009 году. Он также подчеркнул, что инвестор «настаивал на финансировании проекта», даже несмотря на предостережения Леонтьева относительно сложностей с рекламой и окупаемостью инвестиций.

Деньги выделялись кредитными линиями Инвестбанка Антонова-младшего с октября 2009 по ноябрь 2010 года. С декабря финансирование журнала прекратилось, а в начале 2011-го Владимир Антонов продал свои доли в банке его топ-менеджерам. Видимо, новых акционеров медиа-актив смущал, но удалось договориться: банк получил 15% издательства (долю «Первого канала»), а по кредитам поручилось ООО «Снорас-недвижимость», 50% которого на тот момент принадлежали деловому партнеру Антонова - зампредправления Академхимбанка Виктору Ямпольскому. К 2013 году журнал выходил уже раз в два месяца.

По данным СПАРК, акционерами ООО «Издательская группа “Пресс Код”» являются Михаил Леонтьев (15%), Екатерина Седова (15%), Инвестбанк (15%) и зарегистрированная на Кипре Dukelevel Holdings Limited (55%). В 2009 году Леонтьев говорил “Коммерсанту” , что мажоритарный акционер - основной инвестор проекта.

А потом в истории, как заведено, появился ЦБ. 3 декабря 2013 года он отозвал у Инвестбанка лицензию - из-за неудовлетворительного качества активов. На тот момент банк занимал 80-ю строчку среди крупнейших банков России с оценкой активов 75,6 млрд рублей. Вскоре выяснилось , что для расчета с кредиторами банку не хватит 44 млрд рублей. Этот рекордный размер дыры на то время, сопоставимый только с обанкротившимся Межпромбанком Сергея Пугачева. Инвестбанк был признан банкротом 4 марта 2014 года. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) занялось поиском активов и взысканием дебиторки. По состоянию на лето 2016 года АСВ удалось вернуть вкладчикам только 4,1 млрд рублей из 40, всего задолженность банка перед кредиторами составляет 60,2 млрд руб.


Решение о признании Ивестбанка банкротом
К февралю 2015 года АСВ наконец добралось до «Однако» и потребовало взыскать с издателя журнала и компании-поручителя 416 млн рублей. Из текста судебного решения следует , что в 2009–2010 годах группа «Пресс Код» получила кредиты на сумму 176 млн руб на срок до 28 августа 2016 года. Вернуть долг досрочно АСВ потребовало потому, что за пять лет из выделенных денег банку вернулись только 4 млн рублей. Еще агентство насчитало 164 млн рублей процентов и 89 млн рублей комиссии за обслуживание кредита. Впрочем, АСВ не удалось найти оригиналы документов банка-банкрота, подтверждающие 22-процентную ставку и существование комиссии, а также поручительство. В итоге в августе 2015 года суд взыскал только основную сумму долга и уменьшенные проценты - всего 233,5 млн рублей. Вышестоящие инстанции с этим решением согласились.

И вот тут начинается самое интересное. Решение вступило в силу еще 30 декабря 2015 года, но признаков, что деньги возвращены в Инвестбанк, нет. Важная деталь - представители «Пресс Кода» на судебных заседаниях не присутствовали. По данным «СПАРК», издательство больше года не отчитывалась в налоговой. А по данным базы судебных приставов, начатые в августе и ноябре 2016 года исполнительные производства по взысканию долгов по налогам с «Пресс Кода» вскоре были прекращены: невозможно установить местонахождение должника, его имущества или получить информацию о деньгах на счетах (ст. 46 ч. 1 п. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать телеканалу «Дождь» появившуюся в соцсетях информацию о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин по-прежнему пользуется автомобилем с «мигалкой», хотя она ему не положена по закону.

«Пройдите, пожалуйста, в жопу. Примите уверения в нашем неизменном почтении», – ответил на вопрос Дождя, почему Сечин получил «мигалку», пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос, предоставлял ли Владимир Путин спецсигнал главе госкомпании.

До 2012 года Сечин передвигался на автомобиле со спецсигналом как вице-премьер. «Дождю» не удалось обнаружить какой-либо указ президента, который бы предоставил руководителю «Роснефти» право пользоваться «мигалкой». Все ведомства, сотрудники которых могут пользоваться «мигалкой», перечислены в указе президента «Об упорядочении использования спецсигналов», который он подписал в мае 2012 года. Согласно тексту документа, например, правительству положены 32 «мигалки», администрации президента – 22, ФСБ – 207. «Роснефти» и других государственных компаний в указе нет.

Сечин может передвигаться на автомобиле, который ему предоставила не его компания, а стороннее ведомство, имеющее право на «мигалку», – Федеральная служба охраны, сказали «Дождю» два федеральных чиновника. Такие решения не оформляются публичными указами, уточнил один из собеседников. «Мы не имеем к этому отношения», – сказали «Дождю» в пресс-службе ФСО и адресовали по всем вопросам в «Роснефть».

«Дождь»

На то, что Сечин передвигается на автомобиле со спецсигналом, в декабре прошлого года обратила внимание журналистка «Лайфа» Анастасия Кашеварова. По ее словам, «Сечин уезжал из Кремля сам за рулем».

Традиционно на автомобилях ФСО устанавливаются номера с серией ЕКХ, отмечает федеральный чиновник. У предполагаемого автомобиля главы «Роснефти» именно такая серия. Номер Mercedes, который публиковала Кашеварова, Е939КХ77.

Кремлевский корреспондент «Лайфа» Александр Юнашев рассказал «Дождю», что также неоднократно видел, как Сечин садится в автомобиль именно с этим номером. Причем, по его словам, за главой «Роснефти» ездит и машина сопровождения. «Один раз он сел за руль сам, а как только он немного отъехал, к нему сзади подъехал автомобиль сопровождения, если не ошибаюсь, темно-синий Volkswagen. Но обычно Сечин садится на заднее сидение своей машины, причем в отличие от всех чиновников он садится не справа, а слева, то есть позади водителя. Это наиболее безопасное место. Я однажды спросил у него, почему он так делает. Он ответил, что это привычка с прошлой работы», – рассказывает журналист.

Высокопоставленный федеральный чиновник утверждает, что у спецслужб была информация о том, что жизнь Сечина находится под угрозой после «дела ЮКОСа». Ему требуется охрана и сопровождение, чтобы обезопасить себя от мести бывших акционеров нефтяной компании, следует из слов собеседника «Дождя». Из-за этого же, по его версии, и «мигалка» <...>

Главы всех остальных государственных компаний и корпораций не пользуются «мигалками», следует из ответов их пресс-служб на вопросы «Дождя». Пресс-секретарь главы «Газпрома» Алексея Миллера сообщил, что тот пользовался спецсигналом до указа президента 2012 года, но после этого лишился привилегии. «Когда вышел указ, мы подчинились», – пояснил собеседник Дождя. В пресс-службах «Транснефти», Сбербанка, РЖД и «Ростеха» также заверили «Дождь», что их руководители и сотрудники не ездят на машинах с «мигалками».